Рейтинг
Порталус

ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Дата публикации: 07 ноября 2014
Автор(ы): ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 2, 2012, C. 4-9
Номер публикации: №1415357101


ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, (c)

Е. Л. Болотова

 

доктор педагогических наук, доцент Университета Российской академии образования (г. Москва) академик Международной академии наук педагогического образования

 

Тел.: 8-906-757-23-80; e-mail: bolotovae@mail.ru

 

Формирование гражданского общества требует высокой правовой культуры членов общества, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. Перед педагогическими работниками лежит задача формирования поколения, уважительно относящегося к законам, умеющего использовать правовые знания в профессиональной деятельности и защищать свои права. Для этого педагог должен использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношения личности и государства.

 

Ключевые слова: гражданское общество, правовая подготовка педагога, правовая культура членов общества, профессиональная деятельность, формирование гражданского общества.

 

Гражданское общество охватывает различные (экономическую, социальную и культурную) сферы общественной жизни. Оно основывается на фундаментальной роли права, которое диктует потребность повышения правовой осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес [1].

 

Формирование гражданского общества требует высокой правовой культуры членов общества, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека, обеспечение надежной защищенности публичных интересов [2].

 

Перед педагогическими работниками лежит задача формирования поколения, уважительно относящегося к законам, умеющего использовать правовые знания в профессиональной деятельности и защищать свои права. Для этого педагог должен использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношения личности и государства, основополагающие положения которого отражены в международных соглашениях, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией, таким как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных правах, Декларация о защите прав и свобод граждан и др.

 

Построение правового государства в условиях поляризации мнений и общественных движений, динамичного обновления законодательства обусловливают необходимость особого внимания к проблемам правовой подготовки педагогических работников.

 

Рассматривая правовую подготовку как часть общей культуры педагога, отметим, что она определяется уровнем развития его правосознания, правовой социализации, проявляемой в рамках определенного коллектива.

 

Структура правосознания педагога многоаспектна. Оно может быть:

 

- обыденным, включая в себя общее, массовое представление о правовых нормах;

 

- профессиональным, что характерно для педагогических работников, непосредственно связанных с разработкой и реализацией нормативных правовых актов;

 

- научным - в том случае, когда педагогический работник занимается исследованием уровней формирования правовой компетентности у различных субъектов образовательного процесса.

 
стр. 4

 

Правосознание педагога должно формироваться и как культурологический феномен, базирующийся на специфике права, и как операциональный ориентир, основанный на правовых предписаниях и требованиях.

 

Правовая социализация педагога может проявляться как в наличии статусных представлений об участниках образовательного процесса, участии в правовом регулировании деятельности образовательной организации, так и в частичном отсутствии профессионально-правовых умений, пассивном восприятии правовой информации, низкой мотивации к самостоятельному изучению правовых документов и практическому применению правовых знаний. Основу такой социализации педагогов составляет система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними.

 

Под правовой подготовкой педагогов понимают формирование положительно ориентированного правового сознания специалистов, а также системы знаний, умений и навыков, связанных с правовым положением личности в обществе.

 

Введение в действие закона РФ "Об образовании" (1992 г.) существенным образом изменило отношение к правовым знаниям в педагогической среде. Это проявилось не только в разработке специальных образовательных программ по правовым дисциплинам, но и в увеличении числа правовых публикаций и консультаций для педагогов, которые активно распространяются средствами массовой информации и средствами Интернета.

 

Педагогический работник является сегодня активным участником образовательной политики государства. Уровень его правовой культуры должен позволять наиболее глубоко и четко реализовывать умения по решению проблемных ситуаций образовательного процесса, выступать защитником прав и интересов обучающихся, нуждающихся в грамотном педагогическом сопровождении.

 

Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденным Президентом РФ [2], одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров является повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета "Право", а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.

 

Отметим, что необходимость совершенствования правовой подготовки педагога нельзя отнести к явлениям, которые проявились в российском обществе только сейчас. Проблема правовой компетентности учителя всегда была актуальной. Специфика профессиональной деятельности педагога определяет уровень и глубину правового просвещения, диктуя применение тех или иных форм, методов и направлений этого вида деятельности.

 

В настоящее время, когда существенным образом изменились не только методы регулирования прав и обязанностей педагогических работников, но идет систематическое обновление законодательства об образовании, происходит диверсификация образовательных программ, педагог должен не только способствовать формированию в обществе устойчивого уважения к закону, но и сам активно осваивать необходимое правовое пространство. В силу этого роль правовой подготовки педагогов проявляется в преодолении педагогами правового нигилизма во всех его специфических формах - от полного неприятия той или иной правовой конструкции, искажения ее правового смысла, до абсолютизации нормативного предписания, его поверхностного применения в практике.

 

Правовая подготовка педагогов, осуществляемая не раз от разу, а в комплексе организационных мер по развитию гражданского общества, способствует:

 

- внедрению в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм;

 

- предотвращению управленческих ошибок при реализации образовательного процесса;

 
стр. 5

 

- смягчению и разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;

 

- повышению культуры педагогического труда, профессиональной этики педагога;

 

- критическому осмыслению педагогической практики с позиции права;

 

- стимулированию получения правового образования и участия в правовом просвещении на протяжении всей жизни;

 

- выработке привычки соотнесения поведения педагога с установленными законодательством дозволениями, ограничениями и запретами при осуществлении собственно педагогической деятельности;

 

- развитию навыков пользования конституционными правами и гарантиями и эффективному их отстаиванию.

 

К негативным тенденциям, сдерживающим совершенствование правовой подготовки педагогических работников, следует отнести:

 

- диверсификацию программ правового обучения специалистов в зависимости от кадрового потенциала вуза;

 

- фрагментарное изучение особенностей основных отраслей права и российского законодательства в рамках существующей практики правового обучения педагогов, поверхностное изложение категориального аппарата правовой науки;

 

- недостаточное владение преподавателями вуза элементами педагогической техники, разнообразием педагогических технологий, а также приверженность фронтальному методу в правовом обучении специалистов;

 

- неразработанность принципов, содержания, форм, методов современного правового образования в условиях профессионального образования;

 

- отсутствие системных научных исследований развития правовой компетентности педагогических работников, особенностей организации правового образования на этапах вузовского и послевузовского обучения и др.

 

Преодоление этих тенденций - одна из задач профессионального сообщества на пути становления гражданского общества. Наибольшего эффекта в этом случае удается достигнуть, когда правовая подготовка организована как система непрерывного правового образования педагогов, включающая в себя этапы вузовского и послевузовского правового образования. Системообразующий подход в организации правового образования педагогов позволяет эффективно формировать правовую компетентность педагогов [3].

 

Непрерывная правовая подготовка осуществляется на основе базовых принципов обучения взрослых, таких как приоритет самостоятельности обучения, совместная деятельность, опора на опыт обучающегося, индивидуализация обучения, системность обучения, контекстность обучения, актуализация результатов обучения, элективность обучения, развитие образовательных потребностей, осознанность обучения.

 

Ведущими элементами непрерывной правовой подготовки являются цели и задачи правового обучения педагогов, содержание учебных курсов, технологии их реализации, специально отобранные средства правового обучения, педагогическая практика, ориентированная на реализацию правовой компетентности педагога, организация научно-исследовательской работы в области правового образования педагогов.

 

Успешность непрерывной правовой подготовки педагога достигается при соблюдении следующих условий:

 

- на этапе вузовской подготовки:

 

1) правовая подготовка будущих педагогических работников должна носить системный характер, т. е. включать серию элективных правовых дисциплин и учебных практик на всех ступенях обучения будущих педагогов;

 

2) правовая подготовка непосредственно должна быть связана с поэтапностью усвоения умственных действий у студентов, основу которых составляют освоение правовых знаний и умений;

 

3) образовательные программы правового обучения вузовского и послевузовского этапов подготовки педагогических кадров должны строиться на основе преемственности и взаимосвязей;

 

- на уровне послевузовского образования:

 

1) при проведении обязательного регулярного повышения квалификации педагогических работников образовательные программы (стандарты) должны включать право-

 
стр. 6

 

вые дисциплины, ориентированные на изучение правовой теории и практики реализации законодательства в сфере образования;

 

2) в системе переподготовки кадров необходимо включение в стандарты профессионального образования блока правовых знаний, ориентированного на подготовку специалиста конкретной квалификации;

 

3) правовое сопровождение педагогических работников должно осуществляться на протяжении всего периода работы в системе образования. В связи с этим необходима организация правового всеобуча (постоянно действующего правового лектория) на базе факультетов (институтов) повышения квалификации; расширение правового консультирования во всех педагогических изданиях; создание сети правовых консультационных пунктов по проблемам правового регулирования образовательных отношений; организация научных исследований по проблемам правового образования педагогов.

 

Закреплению молодых специалистов в образовательных учреждениях способствует не только наличие у них предметной подготовки, но и правовое понимание своего профессионального статуса. Существенное значение в формировании представлений о статусе работника образовательного учреждения имеют правовые знания. К ним относятся не только знания об основных отраслях российского права, но и знание правового статуса педагогического работника, учащегося, воспитанника, родителя обучающегося, знания о специфике правового регулирования деятельности образовательной организации.

 

Правовая подготовка будущих педагогов в настоящее время претерпевает серьезные изменения. К сожалению, сохраняется тенденция сокращения объема правовой подготовки будущих педагогов и подмена базовой дисциплины "Правоведение" изучением курса "Образовательное право". Включение дисциплины "Образовательное право" в ГОС ВПО по направлениям педагогического образования не учитывает того, что эта учебная дисциплина является комплексной специальной дисциплиной в рамках профессионального обучения учителей права. Ее изучение предполагает наличие у обучающихся существенной подготовки по базовым юридическим дисциплинам, системного восприятия современной модели российского права, отраслевого законодательства Российской Федерации. Данный курс, вырванный из контекста юридической подготовки и перенесенный в профиль только педагогической специализации, неизбежно влечет снижение качества образования по данной дисциплине, так как у студентов педагогических специальностей отсутствует необходимый правовой базис для восприятия комплексной дисциплины на соответствующем уровне, а преподавателями такой дисциплины часто выступают специалисты не юридического профиля, а управленцы.

 

В системе повышения квалификации правовая подготовка педагогов порой практически отсутствует либо носит ознакомительный характер в пределах 8 - 10 ч учебного времени. Такой подход не способствует выработке мотивации педагогов к повышению своей правовой грамотности, тормозит формирование правовой компетентности специалистов, в то время как законодательство в области образования, семейного, трудового, гражданского права очень динамично развивается и требует определенных умений в правовой оценке этих изменений.

 

Знание правового статуса педагогического работника важно для него самого не только при выполнении профессиональных функций, но и в реализации собственных прав. Практика показывает, что выпускники педагогических вузов не имеют четких представлений об особенностях правового регулирования труда в том учреждении, в которое они поступают на работу. Незнание положений о правовом регулировании заработной платы в зависимости от квалификационной категории педагога, опыта его практической работы; нечеткое представление о должностных обязанностях педагогических работников; непонимание специфики определения педагогического стажа, порядка предоставления очередного или длительного отпусков, пенсии на льготных условиях - это далеко не полный перечень проблем, где педагоги демонстрируют низкий уровень правовой подготовки.

 

Недостаточная правовая подготовка педагога провоцирует у него сначала недовольство по поводу оплаты труда, условий

 
стр. 7

 

работы, а в последующем и выполняемой им профессиональной деятельности. Правовая подготовка педагогических работников на этапе повышения квалификации должна носить специальный характер, учитывать не только особенности профиля их педагогической работы, но и состояние нормативного правового регулирования отрасли как по всей стране, так и в регионе.

 

Важным моментом в организации системы непрерывной правовой подготовки педагогов является разработка содержания правовых учебных дисциплин, которое взаимосвязано с их предыдущими знаниями, опытом социальной деятельности, ожиданиями профессиональной самореализации, а также отбором средств правового обучения.

 

В целях оптимизации современной правовой подготовки педагогов необходимо расширять набор дидактических средств. Среди них наиболее эффективным является комплекс профессионально-ориентированных правовых задач. Профессионально-ориентированная правовая задача представляет собой модель реальной правовой ситуации, связанной с профессиональной сферой деятельности педагога, сформулированная в текстовой форме, решаемая юридическими средствами и направленная на формирование правовой компетентности педагога. В ее основе лежит описание проблемных ситуаций, возникающих в процессе реализации норм права. Решение такой задачи может быть связано как с воспроизведением и применением освоенных знаний, так и с поиском новых знаний и их использованием для разрешения проблемы. Профессионально-ориентированные правовые задачи могут быть представлены обучающимся в форме текстов, рисунков, видеосюжетов, игр, проектных заданий, тем для последующей исследовательской деятельности [4].

 

В нашей системе образования преимущественно задействованы традиционные формы правовой подготовки педагогов: лекции и семинары, поскольку на уровне вузовского и послевузовского образования сами преподаватели не готовы изменить методику обучения взрослых [5, 6]. Несмотря на то что государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования выделено время для самоподготовки обучающихся, виды этой подготовки, формы и отчетность четко не определены. Технологии дистанционного обучения, которые направлены на развитие навыков самообразования, самооценки, самокоррекции, применяются не везде, в основном в учебных заведениях, имеющих достаточное материально-техническое оснащение, и обученных таким технологиям преподавателей (тьюторов) [7, 8].

 

В условиях послевузовского обучения правовая подготовка также носит преимущественно лекционно-семинарское оформление. При организации самостоятельных форм правовой подготовки педагогов применяется, как правило, инструктивно-контрольный метод обучения, а экспертная оценка и консультационная деятельность преподавателя по отношению к работе обучающегося распространена меньше. Консультативная помощь, оказываемая преподавателями права, юристами, позволяет скорректировать правовые знаний педагогов, повысить их мотивацию к решению конфликтных ситуаций правовыми средствами.

 

Консультирование по правовым вопросам относится к специальной юридической деятельности, успех которой зависит от владения преподавателем технологией консультирования.

 

Особое значение имеют консультации, организованные на основе интернет-ресурсов. Организация консультаций с помощью Интернет-технологий требует включения нескольких субъектов: слушатель или группа слушателей, преподаватель-консультант или администратор информационного ресурса, системный инженер, программисты-разработчики учебно-методического комплекса. Перечисленные функциональные роли могут совмещать одни и те же специалисты, например, преподаватель-консультант может быть одновременно разработчиком учебной дисциплины.

 

Дидактическое назначение консультаций определяется индивидуальными образовательными запросами педагогов. Они могут быть направлены на уточнение и расширение представлений обучающихся о том содержании учебной дисциплины, которое определено темой занятия, и позволяют актуализировать потребность педагогов к самообразованию.

 
стр. 8

 

Правовая Интернет-консультация выступает средством личностно-ориентированного обучения педагогов и направлена на повышение их правовой компетентности [9].

 

Эффективно организованная непрерывная правовая подготовка педагогов позволяет преодолевать сложившиеся в настоящее время в образовательной среде противоречия между:

 

- потребностью в педагогах с высоким уровнем правовой подготовки и существующей практикой их правового образования, не позволяющей эффективно участвовать в решении проблем субъектов образовательного процесса;

 

- необходимостью опережающего, учитывающего специфику педагогической деятельности правового образования и отсутствием практико-ориентированного подхода к построению его содержания в системе профессиональной подготовки;

 

- постоянно возрастающим объемом правовой информации, предлагаемой к изучению, и преобладанием объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов обучения правовым дисциплинам;

 

- предоставлением свободы в отборе учебного содержания и несвободой его реализации в силу отсутствия необходимых средств обучения, недостаточной подготовленности преподавательского корпуса по вопросам права в сфере образования.

 

Разрешение подобных противоречий с помощью организации непрерывной правовой подготовки педагогов направлено на развитие гражданского общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Приказ Генпрокуратуры РФ N 182 от 10.09.2008 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению" // Законность. - 2008. - N 10.

 

2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом РФ // Российская газета. - 14.07.2011. - N 151.

 

3. Болотова Е. Л. Система правовой подготовки педагогических кадров: Монография - М.: АПК и ПРО, 2007.

 

4. Аникина А. С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач: Автореф. дис. ... к.п.н. - Тюмень: ТюмГУ, 2011.

 

5. Горчакова-Сибирская М. П. Педагогические технологии (профессиональное обучение). - М.: Изд. центр АПО, 2000.

 

6. Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. - М.; Воронеж, 1998.

 

7. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2001.

 

8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М., 1994.

 

9. Болотова Е. Л. Интернет-консультация как средство правовой поддержки педагогов // Народное образование. - 2007. - N 9.

 

LEGAL TRAINING OF TEACHERS IN CONDITIONS OF CIVIL SOCIETY FORMATION

 

E.L. Bolotova

 

doctor of pedagogical sciences, associate professor of the University of the Russian Academy of Education (Moscow), academician of the International Teacher's Training Academy of Science

 

Formation of civil society requires a high degree of legal culture of society members, without which basic values and principles of society life, such as rule of law, priority of human rights and freedoms, ensuring reliable protection of public interests, can't be realized. Pedagogical workers face a problem of formation of a generation that respects law, able to use legal knowledge in professional activities and protect their rights. To do this, a teacher should use man's experience of relationship between a person and a state.

 

Key words: civil society, legal training of teachers, legal culture of society members, professional activity, formation of a civil society.

Опубликовано на Порталусе 07 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама