Рейтинг
Порталус

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ НЕГРОВ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ

Дата публикации: 07 января 2016
Автор(ы): Н. М. ГОЛЬДБЕРГ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 1954, C. 156-159
Номер публикации: №1452199855


Н. М. ГОЛЬДБЕРГ, (c)

"A Documentary History of the Negro People in the United Slates". Edited by H. Aptheker. Preface by W. E. B. Du Bois. New York. 1951. XII + 942 p.

 

Документальная история негров в Соединенных Штатах

 

Реакционная американская историография сделала все, чтобы исказить историю свободолюбивого и трудолюбивого негритянского народа. Открытые расисты, вроде Филлипса, Баллага, Брэккета и других, или филантропы-фарисеи, вроде Ч. и М. Бирдов1 , немало потрудились над распространением измышлений о "пассивности" и "неспособности" негров к активному участию в жизни общества. Эти и подобные им лживые и оскорбительные утверждения повторяются ныне современными апологетами империалистического рабства. В этом отношении характерна книга Мерла Эппса "И негры в американской истории"2 , автор которой усиленно старается "доказать", что лишь сотрудничество негров с империалистической буржуазией США может обеспечить им процветание.

 

В противовес этим фальсификациям прогрессивные историки США шаг за шагом восстанавливают правдивую картину истории негритянского народа, его борьбы за свободу и независимость3. Выдающимся капитальным исследованием по истории негритянского вопроса является недавно вышедшая книга руководителя Американской коммунистической партии У. З. Фостера "Негритянский народ в американской истории"4 .

 

Одним из старых приемов фальсификации истории является сокрытие или игнорирование исторических источников. Именно этим приемом широко пользуется реакционная историография. Наоборот, прогрессивная историография опирается на всю полноту исторических источников и документов.

 

Рецензируемая книга, составленная историком Г. Эптекером и вышедшая под его

 

 

1 U.B. Phillips. American Negro Slavery. 1918; J.C. Ballagh. History of Slavery in Virginia. 1902; J.R. Brackett. The Negro in Maryland. 1902; C.A. and M.R. Beard. The Rise of American Civilization. 1929.

 

2 Merl R. Eppse. The Negro, Too in American History. Nashwill. 1943.

 

3 Напр. J.S. Allen. The Negro question in the United States. New York. 1936; H. Aptheker. Negro Slave Revolts in the United States. 1526 - 1860. New York 1939; его же. The Negro in American Revolution. New York. 1940; его же. Essays in the History of the American Negro. New York. 1945; его же. American Negro Slave Revolts. New York. 1945; W.E.B. Du Bois. Black Reconstruction in America. New York. 1935; Philip S. Foner. History of the Labor Movement in the United States. New York. 1947 (русский перевод 1949) и др.

 

4 W.Z. Foster. The Negro People in American History. New York. 1954.

 
стр. 156

 

редакцией, представляет одно из первых собраний важнейших документов и материалов, освещающих историю негритянского народа5 . Более 15 лет Эптекер тщательно разыскивая в американских архивах, частных коллекциях, библиотеках, современной прессе и других источниках документы, освещающие героическую борьбу негров за освобождение. Из массы материала для книги было отобрано более 450 документов, многие из которых впервые увидели свет. Подавляющее большинство документов принадлежит неграм - участникам или очевидцам описываемых событий. Такой отбор материала позволил Эптекеру показать активную роль негров в политической борьбе. Со страниц, книги, в выдержках из памфлетов, речей, резолюций массовых митингов, петиций, писем, показаний на допросах и т. п. раздаются голоса мужчин и женщин - негров, томящихся в рабстве у южных плантаторов; людей труда, бежавших на Север и включившихся в самоотверженную борьбу против рабства; негров - общественных деятелей, писателей, ученых, солдат революционной армии и активных участников классовых боев американского пролетариата в эпоху империализма. Освещение истории негритянского народа было бы, однако, полнее, если бы составитель включил в свое собрание ряд документов, не принадлежащих неграм, но важных для воссоздания прошлого негритянского народа. Значительная часть книги отведена комментариям к документам. В них Эптекер дает правильную оценку исторических событий и обстановки, с которыми было связано появление того или иного документа. К сожалению, сведения о многих авторах документов слишком кратки.

 

Многочисленные документальные свидетельства сборника характеризуют борьбу негритянского народа за свое освобождение. Негры были активными участниками освободительной, революционной войны американского народа за независимость. До 5 тыс. негров бесстрашно сражались в революционной армии. Однако эта война не принесла им освобождения от рабства. Число освобожденных негров было незначительным, и притом они были лишены элементарных демократических прав. Приведенные в книге тексты петиций конца XVIII в. свидетельствуют о резком протесте негров против лишения их избирательных прав и более высокого, чем для других категорий населения, налогообложения.

 

Протест негритянского населения не ограничивался подачей петиций или бегством. В сборнике опубликованы письменные свидетельства о восстании негров-рабов в Нью-Йорке в 1741 г., о заговоре Габриэля в 1800 г. и о заговоре под руководством Везей в 1822 году. Особенный интерес представляют относящиеся к 1793 и 1810 гг. письма негров-рабов. По этим письмам можно проследить, как готовились восстания. Из них видно, что негры рассчитывали на присоединение к ним в ходе восстаний белых бедняков. Вместе с тем документы свидетельствуют о том, что на протяжении всего XIX в. негритянский народ активно сопротивлялся осуществлению планов выселения его из США.

 

Большая группа документов, помещенная в главе "Аболиционистская эра", характеризует положение и борьбу негритянского народа в период кризиса рабовладельческого хозяйства и назревания конфликта между Севером и Югом. Исключительный интерес представляют сообщения самих негров о варварских актах линчевания (стр. 86), о каторжных условиях труда на хлопковых плантациях в 1845 г. (стр. 246 - 250), о расовой дискриминации, широко практиковавшейся на Севере и Юге рабовладельцами и их сообщниками, в том числе и церковью.

 

Документы разоблачают легенду о так называемом "свободном Севере", где на самом деле царили расовая дискриминация и произвол в отношении негров. На митинге в Филадельфии в 1832 г. негры заявили резкий протест против запрещения въезда в Пенсильванию свободных негров из других штатов (стр. 127). Участники митинга в Нью-Йорке в феврале 1837 г. потребовали изменить конституцию штата, и предоставить право голоса всем мужчинам на равных основаниях, независимо от цвета кожи, призвать права так называемых беглых рабов (стр. 165).

 

В сборнике помещен знаменитый памфлет свободного негра Дэвида Уокера. Гневно обличая лицемерие рабовладельцев, Уокер открыто призывал рабов к восстанию (стр. 95). Уже с конца XVIII в. в США

 

 

5 Из прежних публикаций следует отметить, например, Philip S. Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass. Vol. I - IV. New York. 1950; C.G. Woodson. The Mind of the Negro as Reflected in Letters during the Crisis, 1800 - 1860. New York. 1926; его же. The Negro Orators and Their Orations. New York. 1925.

 
стр. 157

 

возникают общества борьбы за освобождение негров. Но более организованный, массовый и боевой характер освободительное движение негров приобретает в 30 - 40-х годах XIX века. В 1827 г. вышла первая негритянская "Газета свободы", с 1830 г. издавалась газета Гаррисона "Освободитель". Эти газеты наряду с ежегодными (начиная с 1830 г.) конференциями сторонников освобождения служили важным средством организации аболиционистского движения.

 

Документы свидетельствуют, что в аболиционистском движении налицо было два течения: либеральное и революционное. Выдающимися представителями последнего были Уильям Гаррисон и негр Фредерик Дуглас. Революционная борьба негров-аболиционистов за свободу и землю широко отражена в документах, касающихся восстаний и заговоров негров-рабов, деятельности "тайной" или "подземной железной дороги" и ее выдающихся организаторов Гарриэт Табмен, Гаррисона, Уильяма Брауна, Уильяма Стила и др. Нельзя без волнения читать показания руководителя восстания негров-рабов в Виргинии в 1831 г. Ната Тэрнера. И хотя эти показания имеют религиозно-мистическую окраску (что характерно для значительной части завитого негритянского населения того времени), перед нами выступает образ мужественного борца, во имя уничтожения рабства смело идущего на смерть (стр. 120 - 125). Однако как восстание под руководством Ната Тэрнера, так и другие вооруженные выступления негров-рабов следовало осветить шире.

 

В сборнике приводятся материалы о восстании под руководством Джона Брауна в 1859 г., в котором негры приняли активное участие. В резолюции митинга негров, состоявшегося через два дня после казни Брауна, говорилось: "Память о Джоне Брауне не изгладится в наших сердцах, и даже тогда, когда тираны перестанут угнетать порабощенных, мы будем учить наших детей почитать его имя и передавать его потомкам как имя величайшего человека XIX века" (стр. 424).

 

В ряде документов освещается многообразная деятельность видного руководителя аболиционистского движения Фредерика Дугласа (1817 - 1895). В течение нескольких десятилетий в печати, на конференциях и митингах Дуглас смело разоблачал рабовладельцев и их покровителей, требовал отмены рабства.

 

Негритянский народ вместе со всей революционной демократией США развернул борьбу против рабства в годы гражданской войны и внес выдающийся вклад в дело разгрома рабовладельческой олигархии южан. Со все возрастающей энергией требовал он от правительства Линкольна допустить негров на военную службу и призывал к борьбе с рабовладельцами. На митинге в 1862 г. один из негритянских лидеров, Джон Рокк, сказал: "Верно, что правительство настроено против рабства не намного больше, чем в начале войны. Однако, поскольку оно борется за свое существование, оно должно будет взять рабство за горло и рано или поздно задушить его" (стр. 469).

 

Около 200 тыс. негров вступило в армию и 30 тыс. - во флот северян. Более 250 тыс. негров и негритянок обслуживали армию. Линкольн вынужден был признать, что если бы тысячи негров перешли на сторону Юга, Север не смог бы более сопротивляться6 .

 

После гражданской войны, как указывал В. И. Ленин, американская буржуазия "постаралась на почве "свободного" и республикански-демократического капитализма восстановить все возможное, сделать все возможное и невозможное для самого бесстыдного и подлого угнетения негров"7 . Борьба негритянского народа продолжалась. В книге приведены документы, содержащие множество фактов этой борьбы негритянского народа за свои права в 60 - 80-х годах XIX века.

 

Документы сборника показывают, что американские власти после гражданской войны проводили жестокий террор против негров. В записях допросов жертв погромов 1866 г. в Мемфисе и Новом Орлеане (док. 182) содержатся подробные данные о чудовищных злодеяниях, совершавшихся против негров. В последней трети XIX в. в США ежегодно линчевали в среднем более ста негров. В ответ на террор и преследования трудящиеся негры усиливали борьбу за свои права.

 

С развитием капитализма среди негров происходила классовая дифференциация. Молодая негритянская буржуазия создавала различные предпринимательские организации для укрепления своего положения (Негритянский банк, "Непобедимые сы-

 

 

6 См. W.Z. Foster. History of the Communist party of the United States. New York. 1952, p. 45.

 

7 В. И. Ленин. Соч. Т. 22, стр. 13.

 
стр. 158

 

новья и дочери коммерции", "Негритянская лига бизнесменов" и т. п.). Большой интерес представляют документы о формировании и развитии негритянского пролетариата, о росте его организованности. В 1869 г. был создан негритянский Рабочий союз, в программе которого было указано, что он будет защищать интересы всех рабочих, независимо от цвета кожи (стр. 629 - 632). Рабочие-негры активно участвовали в организации "Рыцари труда", в популистском движении, вступали в ряды Американской федерации труда, совместно с рабочими других национальностей поднимались на стачечную борьбу8 .

 

Интересный материал приведен в сборнике по вопросу об отношении передовых представителей негритянского народа к агрессивной политике США.

 

Лидеры негритянской буржуазии пытались ограничить освободительную борьбу негров и повернуть негритянское движение на путь соглашения с американскими империалистами. Документы рецензируемого сборника разоблачают соглашательскую тактику одного из лидеров негритянской буржуазии, Б. Вашингтона, возглавившего Лигу негритянских бизнесменов и призывавшего негров к отказу от революционных действий, от борьбы за политические права. Против Вашингтона и его программы решительно выступила группа прогрессивных негритянских деятелей, возглавленная Дюбуа. В 1910 г. Национальный негритянский комитет во главе с Дюбуа издал брошюру, разоблачавшую Вашингтона, его зависимость от богатых людей. Движению негритянской общественности за политическое равноправие, руководимому этой группой и известному под названием "Ниагарского движения", посвящена большая группа документов. В комментариях к этим документам Г. Эптекер анализирует классовую сущность этого движения.

 

Документы свидетельствуют о том, что в начале XX в. в среде негритянского народа все большую роль начинают играть революционные элементы, которые позже вступили в ряды Коммунистической партии США. Ряд деятелей негритянского освободительного движения уже находился тогда под влиянием марксизма. Многие из них призывали поддерживать социалистическую партию Дебса.

 

Все большие массы негритянского народа проникались идеей единства со всеми трудящимися США. Национальная негритянская конференция во время подготовки к президентским выборам 1908 г. в своем обращении к народу призывала избирателей-негров "голосовать с белыми рабочими, помня, что дело рабочих - это дело негров, а дело негров - это дело рабочих" (стр. 914).

 

Книга Г. Эптекера содержит большое количество самых разнообразных и интересных документов. Но в ней, к сожалению, очень мало документов, показывающих экономическое положение негров, тяжелые условия их жизни и т. п. Книга посвящена лишь политической истории негритянского народа. Недостаточно обоснован выбор конечной даты, заключающей первый том сборника (1910 г.). Было бы правильно довести первый том до исторического 1917 г., явившегося поворотным пунктом и в освободительной борьбе народов.

 

Книга Г. Эптекера наносит сильный удар буржуазной историографии. Это полезный источник, дающий большой и ценный материал для изучения истории борьбы народов за свободу и независимость.

 

В августе 1953 г. американский журнал "Masses and Mainstream" сообщал, что в число запрещаемых и сжигаемых в США книг попала и "Документальная история негров". Составитель ее, Герберт Эптекер, один из активных борцов за мир, уже подвергся допросу в пресловутой сенатской комиссии Маккарти. Объяснить это нетрудно. Хотя рецензируемая книга охватывает историю негритянского народа с середины XVIII в. до 1910 г., каждый документ, каждое гневное слово этой книги обличают не только рабовладельцев прошлого, но и их современных преемников.

 

 

8 W.Z. Foster. The Negro People in American History. New York. 1954, p. 376 - 386. Л. Бэрнхем в рецензии на книгу Г. Эптекера "Документальная история..." ("Masses and Mainstream". October 1951) справедливо указывает на недостаток материалов об участии негров в популистском движении. Мы также полагаем, что Г. Эптекер должен был шире проиллюстрировать участие негров в массовых движениях конца XIX в. (например, в движении гренжеров, гринбекеров).

Опубликовано на Порталусе 07 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама