Рейтинг
Порталус

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТАВУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Дата публикации: 10 марта 2017
Автор(ы): Ломов Алексей Иванович
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 5, Июль 2013, C. 38-43
Номер публикации: №1489140375


Ломов Алексей Иванович, (c)

Продолжаем обсуждать новеллы Закона об образовании. В этом номере говорим о том, какие требования новый Закон предъявляет к уставу образовательной организации, что нужно отразить в уставе, а что - в локальных актах организации.

Ломов Алексей Иванович, заместитель главного редактора журнала "Практика административной работы в школе"

1 сентября 2013 г. вступает в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон), согласно которому общеобразовательная организация (далее - ОО) действует на основании устава (ч. 1 ст. 25 Закона), утвержденного его учредителем (ч. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

Вступающий в силу Закон существенно снижает требования к содержанию устава ОО.

ЧТО ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ УСТАВ ОО?

С учетом всех вышеизложенных в различных нормативных актах требований устав ОО различной организационно-правовой формы может иметь следующую структуру и содержать следующие обязательные сведения (приведем для удобства - в таблице).

 

стр. 38


Такое содержание устава кажется необычно скромным по сравнению с тем, что было предусмотрено предыдущим Законом РФ "Об образовании". Ведь в последнее время уставы ОО порой достигали объемов, сравнимых если не с Законом РФ, то как минимум с региональными законами об образовании!

И если у кого-то имеется убеждение, что устав большего объема вызывает большее доверие и уважение, он может воспользоваться возможностью внесения в устав и иных не противоречащих законодательству положений (ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

А нужно ли это делать? По мнению автора, нет! И вот почему.

Многие положения из числа тех, которые ранее обязательно должны были быть отражены в уставе, достаточно часто требовалось изменять в связи с изменением действующего законодательства. [Один только Закон РФ "Об образовании" за время своего действия (21 год) претерпел 80 редакций!] Как же за этими изменениями поспеть?! Это приводило к тому, что значительное число уставов ОО не соответствовало действующему законодательству.

А кроме того, изменение уставов, связанное с изменением действующего законодательства, влекло за собой значительные ресурсные затраты: временные (при подготовке, принятии и утверждении соответствующих изменений и дополнений) и финансовые (затраты на регистрацию и т.д.).

Те положения уставов, которые теперь не являются обязательными, должны быть закреплены в иных локальных актах ОО.

Во-первых, это позволяет быстрее реагировать на изменения действующего законодательства, поскольку процедура принятия локальных нормативных актов требует значительно меньших временных затрат.

Во-вторых, не требует дополнительных финансовых затрат на регистрацию изменений и дополнений в устав (новых редакций устава).

В-третьих, позволяет избежать дублирования отдельных положений и целых разделов устава в других локальных нормативных актах.

Все вместе позволяет существенно повысить уровень соответствия локальных нормативных актов ОО действующему законодательству и

стр. 39
уменьшить количество нареканий органов контроля (надзора).

Разделы устава, которые были ранее обязательными, сейчас трансформируются в отдельные локальные нормативные акты.

ЧТО МОЖНО "ПЕРЕНЕСТИ" В ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОО?

В Правилах внутреннего распорядка учащихся, разработка и принятие которых относится к компетенции ОО (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона), а выполнение является обязанностью учащихся (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона), найдут свое отражение:

- правила приема учащихся;

- порядок и основания отчисления учащихся;

- режим занятий учащихся;

- порядок регламентации и оформления отношений ОО и учащихся и (или) их родителей (законных представителей);

- права и обязанности учащихся.

Форма промежуточной аттестации определяется учебным планом (ч. 1 ст. 58 Закона), а порядок ее проведения устанавливается ОО (ч. 1 ст. 58 Закона), поэтому для регламентации "системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения" лучше всего подойдет Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Информация о наличии платных образовательных услуг и порядке их предоставления (на договорной основе) (п. 4 ч. 2 ст. 29 Закона) размещается ОО на своем сайте в виде отдельных документов.

В Правилах внутреннего трудового распорядка, разработка и принятие которых относится к компетенции ОО (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона), а выполнение является обязательным для всех работников (ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса РФ), в соответствии с требованиями трудового законодательства (ч. 4 ст. 189 Трудового кодекса РФ) должны быть отражены в том числе:

- порядок комплектования работников;

- права и обязанности работников.

В Учетной политике, формирование которой относится к компетенции ОО (ч. 2 ст. 8 ФЗ "О бухгалтерском учете") найдут свое отражение:

- порядок использования имущества, закрепленного за ОО;

- определение запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества ОО;

- порядок распоряжения имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности;

- порядок открытия счетов.

Кроме того, имеется информация, размещение которой в уставе ранее было обязательным, а теперь нет и ее размещение не предусмотрено ни в одном локальном нормативном акте:

- "компетенция учредителя";

- "перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность ОО".

С этой информацией ОО вправе поступить по своему усмотрению.

УСТАВ ОО: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ

Теперь рассмотрим более детально содержание обязательных разделов устава. Это представляется значимым в том числе и для учредителей, поскольку для них выполнение требования устава также является обязательным (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

1. Прежде всего следует обратить внимание на перечень (исчерпывающий) видов деятельности, которые ОО вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых она создана.

Необходимо указать все виды деятельности, которые конкретная ОО может осуществлять.

Это необходимо для того, чтобы не вносить изменений и дополнений в устав в случае, если у ОО появится возможность осуществлять какой-то иной вид деятельности, который не был из-

стр. 40
начально в ее уставе закреплен. При этом следует строго придерживаться названий видов деятельности, предусмотренных в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности [ОК 034-2007 (КПЕС 2002), утвержден приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.] для того, чтобы в дальнейшем не возникло проблем при определении размеров и порядка уплаты налогов, а как следствие - нарушений ОО действующего законодательства.

2. Следующий раздел устава, на который необходимо обратить внимание: "Структура и компетенция органов управления ОО, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок их деятельности". Содержание данного раздела является самым значимым для всех участников отношений в сфере образования.

Для оформления данного раздела в соответствии с действующим законодательством учредитель должен предоставить ОО нормативный правовой акт, регламентирующий порядок назначения (избрания и последующего утверждения), срок полномочий директора.

Обязательно наличие в ОО лишь двух коллегиальных органов управления: общего собрания (конференции) работников и педагогического совета.

При этом не исключается наличие и иных органов самоуправления (попечительского совета, управляющего совета, наблюдательного совета и др.), сформированных в соответствии с уставом ОО (ч. 4 ст. 26 Закона).

По имеющейся практике в качестве высшего органа управления обычно выступает управляющий совет, поскольку в его состав помимо работников ОО входят другие участники образовательных отношений, а также иные участники отношений в сфере образования и он позволяет реализовывать право учащихся (п. 17 ч. 1 Закона) и их законных представителей (п. 7 ч. 3 ст. 44 Закона) на участие в управлении ОО. Но поскольку этот коллегиальный орган не входит в число тех, которые обязательно должны быть сформированы в ОО, возникает парадокс: в качестве высшего органа управления ОО выступает орган управления, наличие которого не является обязательным.

А можно ли обойтись без такого дополнительного коллегиального органа управления ОО, сохранив законодательно закрепленное право учащихся, их законных представителей и работников на участие в управлении ОО?

Да, это возможно при условии создания в ОО совета учащихся и совета родителей, которые формируются по инициативе учащихся (п. 1 ч. 6 ст. 26 Закона) и законных представителей учащихся (п. 2 ч. 6 ст. 26 Закона) соответственно. Порядок формирования, организации деятельности этих советов и порядок учета их мнения при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся и законных представителей учащихся, необходимо закрепить в соответствующих положениях (локальных нормативных актах ОО).

Поэтому представляется целесообразным наделить полномочиями высшего коллегиального органа управления общее собрание (конференцию) работников ОО.

Кроме него в ОО будут функционировать:

- педагогический совет;

- совет учащихся;

- совет родителей;

- профессиональный союз.

Этих органов может быть достаточно для своевременного и эффективного решения всех вопросов, отнесенных к компетенции ОО. При распределении полномочий между органами управления ОО следует помнить о том, что нельзя отнести к их компетенции решение вопросов, которые действующим законодательством отнесены к компетенции иных органов управления.

К компетенции общего собрания (конференции) работников ОО как высшего коллегиального органа управления следует отнести решение следующих вопросов:

стр. 41
- изменение устава (абзац 2 ч. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях");

- определение приоритетных направлений деятельности ОО, принципов формирования и использования ее имущества (абз. 3 ч. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях");

- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса (абз. 5 ч. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях");

- утверждение финансового плана ОО и внесение в него изменений (абз. 6 ч. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях");

- участие в других организациях (абз. 8 ч. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях");

- утверждение публичного доклада директора (ч. 1 ст. 30 ФЗ "О некоммерческих организациях").

К компетенции педагогического совета законодательно отнесено лишь принятие решения о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации. [П. 15 Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. N 362.]

Совету родителей действующим законодательством, так же как и совету учащихся, предоставлено лишь право высказывать мнение при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся (ч. 6 ст. 28 Закона).

К компетенции директора обязательно следует отнести решение вопросов, предусмотренных федеральным законодательством:

- организация ведения бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 7 ФЗ "О бухгалтерском учете");

- систематическое проведение работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся (ч. 1 ст. 14 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе");

- заключение трудовых договоров с работниками (ст. 56 ТК РФ);

- обеспечение безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ);

- утверждение правил внутреннего трудового распорядка (с учетом мнения представительного органа работников) (ст. 190 ТК РФ).

Во избежание дублирования не стоит включать в устав права, обязанности и ответственность директора. Правильнее закрепить их в коллективном договоре, трудовом договоре и должностной инструкции директора.

Распределение между органами управления ОО иных полномочий определяется ОО самостоятельно и закрепляется в уставе.

Наиболее важным в этом разделе является распределение полномочий между коллегиальными органами управления, потому что решение всех вопросов, которые не отнесены действующим законодательством к компетенции органов управления ОО, относится к компетенции директора, даже в том случае, если это не закреплено в ее уставе (ч. 2 ст. 30 ФЗ "О некоммерческих организациях").

3. Для обеспечения соответствия закону раздела "Имущество ОО" учредитель должен предоставить ОО:

- порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества.

- перечни особо ценного движимого имущества.

И, наконец, ОО не сможет обеспечить соответствие содержания раздела "Порядок внесения изменений в устав" до тех пор, пока этот порядок не будет установлен (ч. 4. ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях") местной администрацией муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных ОО субъекта РФ).

Кроме того, местной администрацией муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных ОО субъекта РФ) также должен быть установлен порядок утверждения устава соответствующей

стр. 42
бюджетной или казенной ОО (ч. 1.1. ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Представляется логичным, что и Порядок внесения изменений в устав, и Порядок утверждения устава будут включены в один нормативный правовой акт.

Отсутствие такого акта (актов) будет являться нарушением законодательства в сфере образования со стороны соответствующего органа власти.

И несмотря на то что устав должен быть приведен в соответствие с Законом не позднее 1 января 2016 г. (ч. 5 с. 108 Закона), желательно сделать это как можно раньше для того, чтобы избежать правовых коллизий между имеющимся в ОО уставом и другими локальными нормативными актами, поскольку все остальные локальные нормативные акты и иная документация ОО должны быть приведены в соответствие с вступающим в силу Законом именно к 1 сентября 2013 г.!

А, кроме того, наличие устава, соответствующего новому Закону, позволит существенно сократить количество проблем при проверках различного уровня.

Опубликовано на Порталусе 10 марта 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама