Рейтинг
Порталус

КОНСТИТУЦИЯ США: КОДЕКС БУРЖУАЗНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Дата публикации: 20 августа 2017
Автор(ы): А. С. НИКИФОРОВ, В. А. САВЕЛЬЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Номер публикации: №1503216525


А. С. НИКИФОРОВ, В. А. САВЕЛЬЕВ, (c)

Идейно-политический кризис американской буржуазной государственности со всей остротой поставил вопрос о реальной жизнеспособности и действенности конституции США как ее краеугольного камня. Намерения "отцов-основателей" США и содержание решений Верховного суда стали предметом широких публичных дискуссий.

Марксисты исходят из того, что для полной и правильной оценки конституционной фразеологии и государственной практики капиталистических стран необходимо конкретно изучать их правовую и политическую деятельность. Решающую роль играют в ней борьба классов, завоеванные ими позиции и созданные в этой борьбе политические и государственно-правовые институты. Не случайно В. И. Ленин отмечал: "Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе"1 . Вместе с тем анализ конституции помогает лучше познать перипетии борьбы классов в буржуазном государстве.

Выражая в виде высшего закона страны волю господствующего класса, конституция закрепляет его диктатуру и, следовательно, носит классовый характер. Большинство буржуазных ученых, как правило, не признают классовый характер конституции. Говоря, например, о конституции США, они часто оперируют характеристикой, данной ей У. Гладстоном: "Самое демократическое творение, когда-либо созданное умом и волей человека"2 . Впрочем, по адресу конституции США с самого начала ее существования раздавались и критические замечания. Современники войны за независимость, политические деятели XVIII в. П. Генри и Р. Ли квалифицировали ее как "контрреволюционный документ", нарушающий свободу и равенство, провозглашенные в "Декларации независимости" 1776 года. В 1854 г. видный американский аболиционист У. Гаррисон заявил, что конституция США - это "договор со смертью", "соглашение с адом" и "источник всех других злодеяний"3 .

Возникшая в США по этому поводу еще в начале XIX в. полемика отразила столкновение между либеральной и консервативной фракциями американской буржуазии. Лагерь буржуазных историков раскололся, сложились критическое и апологетическое течения в оценке конституции. Первое из них, связанное с идеями антифедералистов, в том чис-


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 17, стр. 345.

2 Цит. по: "The President and the Constitution". Ed. by G. Nikolaieff. N. Y. 1974, p. 216; "Quotations from Chairman Sam". Ed. by H. Altman. N. Y. 1973, pp. 45 - 46.

3 T. Dye, H. Zeigler. The Irony of Democracy. Belmont. 1975, p. 61; Ph. Paludan. A Covenant with Death. Urbana. 1975, p. 3.

стр. 80


ле Дж. Бёрка, М. Уимса, М. Уоррена4 , в дальнейшем получило развитие в трудах историков "экономического" направления, прежде всего в широко известной "Экономической интерпретации конституции США" Ч. Бирда5 , и в последние десятилетия в работах "новой левой" школы6 и сторонников теории "плюралистских элит" - Т. Дая, Г. Зиглера7 и др. Хотя апология конституции никогда не была чужда и историкам-либералам, в наиболее концентрированном виде она была представлена в сочинениях консерваторов - от председателя Верховного суда США федералиста Дж. Маршалла8 до современных неоконсерваторов типа Р. Брауна9 . С принципиально иных, классовых позиций к оценке конституции США как кодекса буржуазной демократии подходят историки- марксисты Г. Аптекер, У. Фостер, Г. Морейс, Д. Харди10 .

Чем же в действительности была и является конституция США? Ответ на этот вопрос надо искать у истоков образования Соединенных Штатов, когда завоевавшие независимость колонии закладывали основы будущего государственного строя. В Филадельфии с 25 мая по 17 сентября 1787 г. заседал конвент, призванный пересмотреть "Статьи конфедерации", по существу, служившие с 1781 г. конституцией 13 обретших независимость колоний. Конвенту предстояло оформить государственную машину союза штатов как политическую организацию эксплуататорских классов, упорядочить финансовую, налоговую и таможенную системы, а главное, ликвидировать политическую раздробленность страны и создать сильную государственную власть, способную обуздать народные массы. Восстание под руководством Д. Шейса (1786 г.) оказалось грозным предостережением для правящих кругов. Среди конкретно-исторических причин принятия новой конституции выделялась неспособность высшего органа власти в Конфедерации 13 независимых штатов - Континентального конгресса - собирать налоги согласно "Статьям конфедерации" и регулировать межштатную и внешнюю торговлю. Сыграли свою роль и выпуск штатами необеспеченных бумажных денег и угроза кредиторам со стороны должников, и необходимость объединения военных усилий для изгнания англичан с северо-запада страны, и экспансия против индейцев на Западе, и ограждение американской промышленности от импорта дешевых европейских товаров.

Конституционный конвент в Филадельфии не был выразителем воли народных масс. Делегаты назначались легислатурами штатов, выборы в которые проводились на основе высокого имущественного ценза: он колебался - в зависимости от штата - в пределах от 200 до 250 ф. ст. или от 250 до 300 акров земли. В результате на конвенте были представлены только имущие классы. Более того, из 73 делегатов,


4 М. Weems. The Life of G. Washington. Philadelphia. 1800; M. Warren. History of the Rise, Progress and Termination of the American Revolution. Vols. 1 - 3. Boston, 1805; J.Burk. History of Virginia. Vols. 1 - 3. Petersburg. 1804 - 1805.

5 Ch. Beard. An Economic Interpretation of the Constitution of the United States. N. Y. 1913.

6 . St. Lynd. Capitalism. Democracy and the United States Constitution: the Case of New York. "Science and Society", 1963, Vol. XXVIII, N 1; ejusd. Class Conflict, Slavery and the United States Constitution. Indianopolis. 1967.

7 T. Dye, H. Zeigler. Op. cit.

8 J. Marshall. Life of Washington. Vols. 1 - 5. Philadelphia. 1804 - 1807.

9 R. Brown. Charles Beard and the Constitution. A Critical Analysis of "An Economic Interpretation of the Constitution". Princeton. 1956.

10 J. Hardy. The First American Revolution. N. Y. 1937; H. Morais. The Struggle for American Freedom. N. Y. 1944; H. Aptheker. The American Revolution. N. Y. 1960; ejusd. Early Years of the Republic. N. Y. 1976. У. Фостер. Очерк политической истории Америки. М. 1952; см. подробнее: Н. Н. Болховитинов. Некоторые проблемы историографии американской революции. "Новая и новейшая история", 1973, N 6; П. Б. Уманский. Проблемы первой американской революции. "Основные проблемы истории США в американской историографии (От колониального периода до гражданской войны 1861 - 1865 гг.)". М. 1971; "Война за независимость и образование США". М. 1976, стр. 475 - 493.

стр. 81


направленных законодательными собраниями 12 штатов (Род-Айленд отказался послать делегацию), лишь 55 прибыли на конвент и представили мандаты. Эти 55 человек вполне могли считаться ядром экономической элиты бывших колоний: по крайней мере 40 были держателями ценных государственных бумаг, 14 - земельными спекулянтами, 15 - плантаторами-рабовладельцами, 24 - ростовщиками и банкирами, 11 - коммерсантами и промышленниками11 . Среди делегатов конвента были, например, Р. Моррис, крупнейший в то время делец и промышленник, Дж. Вашингтон, владелец крупного имения на р. Потомак, многих тысяч акров земли в Вирджинии, Мэриленде, Пенсильвании, Кентукки и северо-западных территориях, совладелец "Потомак-компани", "Джеймс ривер компани", "Бэнк оф Коламбия", "Бэнк оф Александрия" и держатель большого количества облигаций и ценных бумаг Соединенных Штатов. Крупных землевладельцев и дельцов вопросы финансов интересовали куда больше, чем "демократия".

"Отцы-основатели" располагали значительным опытом государственной деятельности. По существу, они представляли также и политическую элиту штатов: 8 делегатов поставили свои подписи под "Декларацией независимости", 11 служили офицерами в армии Вашингтона, 42 делегата ранее были членами Континентального конгресса, в том числе Н. Горэм и Т. Миффлин - его председателями, Б. Франклин, У. Ливингстон и Э. Рандольф являлись губернаторами штатов. Среди делегатов не было черных, индейцев, женщин, представителей трудящихся классов. Не случайно Т. Джефферсон, бывший в 1787 г. послом в Париже, увидев список 55 "отцов-основателей" - делегатов Конституционного конвента, в письме Дж. Адамсу в Лондон написал, что "это ассамблея полубогов"12 . Для социально-политической и идеологической характеристики Конституционного конвента очень важно и то обстоятельство, что самые радикальные деятели американской революции, такие, как Т. Пейн, С. Адаме, П. Генри, не были делегатами этого, как назвал его П. Генри, "собрания аристократов".

Процедура, с помощью которой создавалась "благороднейшая демократия мира", отнюдь не была демократичной. Двери зала заседаний охраняли войска. От делегатов требовалось принесение клятвы в соблюдении строгой секретности. Корреспонденты к делегатам не допускались. К этому следует добавить, что на протяжении 60 лет после конвента официальные протоколы его заседаний для публики были закрыты. Они были крайне формализованы, сведены к перечню предложений, поправок и процедурных объявлений. Гораздо большую ценность как исторический документ представляют отрывочные заметки Дж. Мэдисона, опубликованные через 50 лет. О недемократическом характере процедуры разработки конституции США свидетельствуют и такие факты: на заседаниях редко присутствовало свыше 30 делегатов; большая часть работы была проделана комитетом из 12 человек, которым руководил делегат от Вирджинии и подлинный "отец конституции" Мэдисон. Прекрасной иллюстрацией к тому, что на конвенте доминировали всего несколько человек, является сравнение числа выступлений делегатов. Так, только четыре человека выступали в общей сложности 640 раз: Г. Моррис - 173, Дж. Вильсон - 168, Дж. Мэдисон - 161, Р. Шерман - 138. Вашингтон выступал лишь один раз13 .

29 мая Э. Рэндольф от имени Вирджинии представил конвенту 15 резолюций. Они, в частности, предусматривали разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, учреждение двухпалатного конгресса, формируемого на основе пропорционального представительства (в зависимости от богатства или численности белого населе-


11 Ch. Beard. Op. nit., pp. 73 - 151.

12 T. Dуe, H. Zeigler. Op. cit., pp. 31 - 41.

13 J. Keenan. The Constitution of the United States. Homewood. 1975, p. 10.

стр. 82


ния штатов), избрание органов исполнительной и судебной власти конгрессом и т. д.14 . Делегации малонаселенных штатов, опасаясь, что представительство в конгрессе пропорционально населению каждого штата приведет к навязыванию малым штатам воли больших, этот проект не одобрили. Поэтому 15 июня У. Патерсон (Нью-Джерси) внес альтернативный проект, в основу которого был положен усовершенствованный вариант "Статей конфедерации"15 . В итоге бурных дебатов 19 июня "план Нью- Джерси" был отвергнут, и конвент вернулся к обсуждению проекта Вирджинии. Однако 2 июля конвент зашел в тупик при голосовании по вопросу о равном представительстве каждого штата в верхней палате конгресса: пять штатов высказались "за", пять - "против", при этом разделились также и голоса делегатов Джорджии (делегация Нью-Гэмпшира прибыла на конвент лишь 23 июля 1787г.). Конвент по предложению делегата Коннектикута назначил комитет для выработки компромиссного решения. Компромисс, названный "великим", в конце концов был достигнут, ибо все делегаты сходились в признании необходимости создания сильной государственной власти, способной эффективно защищать экономические и политические интересы буржуазии и плантаторов. 5 июля комитет предложил, чтобы в верхнюю палату законодательного собрания (сенат) все штаты направляли по два депутата, избираемых легислатурами штатов, причем каждый сенатор получал право голосовать самостоятельно. В палате представителей места должны были распределяться в соответствии с численностью населения. 16 июля эта формула получила окончательное одобрение конвента16 .

Мэдисон считал, что "основное противоречие интересов" в Северной Америке того периода состояло не в несовпадении интересов "многонаселенных и малонаселенных" штатов, а в уже наметившемся тогда конфликте между северными и южными штатами17 . Хотя южане по большей части были за сильную центральную власть, они решительно выступали за ограничение ее права проводить "политику дискриминации" против таких "особых интересов" Юга, как рабовладение, экспорт продуктов сельского хозяйства и распространение рабства вместе с экспансией на Запад. Эта позиция южан повлекла за собой ряд дополнительных компромиссов. В частности, согласившись на требование северных штатов о введении протекционистских тарифов, Юг добился права свободного ввоза рабов в США вплоть до 1808 года. Конгрессу разрешалось принимать законы о запрещении рабства не ранее чем через 20 лет после ратификации конституции. На усмотрение штатов передавался вопрос об организации и регламентации выборов в конгресс с тем, чтобы при исчислении населения для определения количества избираемых в конгресс депутатов и установления размера прямых налогов учитывались 3 /5 негров-рабов в каждом штате18 .

Основываясь на опыте разделения власти между центральными и местными органами государства в Британской империи до 1763 г., подкрепленном идеями Локка и Монтескье, "отцы-основатели" выработали конституцию, по которой все три вида власти (законодательная, исполнительная и судебная) были независимы и вместе с тем взаимосвязаны, причем каждый из них ограничивался двумя другими.


14 См. "Congressional Quarterly's Guide to the Congress of the United States" (далее - "Congressional Quarterly's Guide..."). Washington. 1971, p. 16; A. McLaughlin. The Confederation and the Constitution. 1783 - 1789. N. Y. 1971, pp. 134 - 135.

15 См. "Война за независимость и образование США", стр. 479 и т. д.

16 Голосами пяти штатов против четырех при том, что голоса делегатов Массачусетса разделились, а делегация Нью-Йорка не приняла участия в голосовании из-за того, что двое из трех делегатов этого штата покинули конвент (A. McLaughlin. Op. cit. pp. 159 - 161).

17 "Congressional Quarterly's Guide...", p. 17.

18 T. Dye, H. Zeigler. Op. cit., p. 47

стр. 83


Наибольший вклад в создание новой системы государственного правления внес Дж. Мэдисон. Именно он разработал серию предложений по будущей конституции, увлек за собой основную группу делегатов от штата Вирджиния, способствовал выработке "великого компромисса". Кроме того, Мэдисону принадлежала идея "сдержек и противовесов", которая стала основным исходным принципом американской государственности. "Следует создавать стремления, чтобы они противодействовали другим стремлениям" - эта фраза Мэдисона из 51-го номера "Федералиста"19 до сих пор считается альфой и омегой для политиков и политологов США. По мнению Мэдисона, стремления президентов, законодателей и судей сталкиваются, так как каждый из них ответствен перед различными категориями избирателей. При этом предполагается, что каждое должностное лицо обладает определенным конституционным оружием (например, президент - вето, сенаторы - правом ратифицировать договоры и т. д.), которое может быть использовано против других должностных лиц либо интересов, которые они представляют. Мэдисон считал, что основная цель конституции - "воспрепятствовать народу легко получать помощь от правительства"20 . Иными словами, Мэдисон видел в системе "сдержек и противовесов" механизм, позволяющий эксплуататорскому меньшинству предотвратить использование государственной машины или каких-то её частей "большинством", то есть народными массами; в своих целях. Буржуазно-классовая подоплека подобного механизма не вызывает сомнений.

"Отцы-основатели" страшились подлинной демократии и стремились любыми способами предотвратить ее "излишества". Из четырех основных институтов (президентство, сенат, палата представителей и Верховный суд), ответственных за принятие государственных решений, только один - палата представителей - избирался прямым голосованием, но при этом всего лишь на два года. Зато сенаторы, срок правомочий которых равнялся шести годам, вплоть до 1913 г. избирались легислатурами штатов. Хотя в конституции говорится, что президента сроком на четыре года должен избирать "народ", выборы проводятся не непосредственно, а через коллегию выборщиков, которые избираются либо назначаются по усмотрению легислатур штатов. На назначение судей избиратели вообще не могут влиять. Продолжительность правомочий должностных лиц - от двух лет до пожизненного срока, - равно как и категории их избирателей, столь различна, что радикальную смену личного состава государственного аппарата быстро произвести невозможно.

Если вспомнить о конкретно-исторической ситуации периода создания конституции, можно понять, почему многие американцы опасались, что сенат станет "постоянным и несменяемым органом", а президент - "пожизненным королем, подобно королю Польши". Члены верхней палаты конгресса были так тесно связаны с главой исполнительной власти, что по ряду важных вопросов, по выражению американского историка Г. Вуда, они становились "советниками и соучастниками в преступлении". Президент и сенат вместе обладали всей исполнитель-


19 J. Madisоn, A. Hamilton, J. Jay. The Federalist. Washington. 1937, p. 337. В октябре 1787 г. - апреле 1788 г. делегаты конвента Дж. Мэдисон, А. Гамильтон и Дж. Джей опубликовали в нью-йоркских газетах серию статей под общим названием "Публиус" с тем, чтобы убедить избирателей поддержать конституцию. 28 мая 1788 г. статьи вышли в свет (совместно с восемью другими) в виде отдельной книги под названием "Федералист". Джею принадлежало пять статей, Мэдисону - 29 и Гамильтону - 51. "Федералист" впоследствии стал признанным классическим изложением принципов конституции, подлинной библией американских политологов, повлиял на многие современные конституционные положения зарубежных государств, на протяжении почти 200 лет служит руководством для судей, конгрессменов, президентов и дипломатов, хотя в ратификации конституции сыграл, в общем, незначительную роль.

20 J. Burns. The Deadlock of Democracy. Englewood Cliffs. 1963, pp. 20 - 21.

стр. 84


ной и, 2 /3 законодательной власти; в области заключения договоров им принадлежала вся полнота власти, так же как и при назначении и утверждении всех важнейших государственных служащих. Это было, по словам Р. Ли, "устрашающее объединение власти". Палата представителей, считавшаяся "демократическим органом" правительства, выглядела, по мнению антифедералистов, лишь "простой частицей или каплей" народной власти, едва ли равной ее "монархическим и аристократическим органам"21 , то есть президенту, Верховному суду и сенату.

Защита интересов эксплуататорского меньшинства гарантировалась и таким важным дополнением к "разделению властей" и "сдержкам и противовесам", как судебный контроль над конституционностью законов и актов исполнительной власти. В конституции нет прямого указания на подобный принцип; он представляет собой "изобретение" судов. В 1803 г. Верховный суд США постановил, что "судебная власть не только имеет право, но и обязана решать, что является законом"22 . В результате Верховный суд усилил свою роль как важного препятствия на пути проявления воли народных масс, как еще одного защитника интересов имущих, органа, который, по словам Джефферсона, был приставлен к конгрессу, "как коршун, чтобы держать курятник в порядке"23 . Принцип судебного контроля над соответствием законов конституции оставался чисто американским на протяжении 140 лет и лишь после второй мировой войны был заимствован ФРГ, Италией, Японией и некоторыми другими странами.

Установленная конституцией система государственного правления, опиравшаяся прежде всего на принципы "разделения властей", "сдержек и противовесов" и судебного контроля, предназначалась для защиты политических и экономических интересов элиты от "угрозы масс". На одном из заседаний конвента в Филадельфии Гамильтон недвусмысленно изложил кредо "отцов-основателей": "Все общества делятся на немногих и многих. Первые являются богатыми и людьми хорошего происхождения, вторые - массами народа. Народ беспокоен и непостоянен; он редко рассуждает или решает правильно. Поэтому предоставьте первым определенное и постоянное участие в делах государственного управления. Они будут удерживать вторых от шатаний, ...они навсегда будут сохранять надлежащую систему правления"24 . Намерение создателей конституции предотвратить революционные выступления ярко отразилось в статье IV (раздел 4), где говорится, что федеральная власть гарантирует каждому штату охрану от "внутренних насилий". Еще определеннее этот мотив звучит в 9-м номере "Федералиста": "Прочный союз штатов будет... барьером против внутренних раздоров и восстании"25 .

Документ, принятый в качестве конституции США 17 сентября 1787 г.26 , являл собой весьма своеобразную комбинацию элементов унитарной и федеральной систем, основанную на буржуазно-демократических, республиканских принципах представительного и ограниченного в своих правомочиях государственного правления. В целом заложенные в конституции принципы правления были сформулированы достаточно


21 I. Wood. The Creation, of the American Republic. 1776 - 1787. Chapel Hill. 1969, p. 521;. R. Kelley. The Shaping of the American Past. Vol. I. Englewood Cliffs. 1975, p. 137,;

22 CM. Marbury v. Madison, 1 Cr. 5 U. S. 136 (1803). Все судебные решения и положения американской конституции цит. по: ("The Constitution of the USA. Analysis and Interpretation. Senate Document N 92 - 82". Washington. 1973 (далее - "The Constitution of the USA").

23 Цит. по: "Конституции буржуазных стран". Т. I. М. 1935, стр. 10.

24 Цит. по: Ch. Beard. Op. cit., p. 199.

25 J. Madison, A. Hamilton, J. Jay. Op. cit., p. 47.

26 Из 55 делегатов только 39 подписали заключительный документ (S. Wasby. American Government and Politics. N. Y. 1973, p. 15).

стр. 85


гибко, с тем чтобы их можно было приспосабливать к новым обстоятельствам.

В преамбуле конституции источником власти в США объявлен "народ". Политическая практика страны за прошедшие со дня принятия конституции почти два столетия отчетливо показала истинную цену этого положения. Достаточно вспомнить хотя бы, что народ не поручал "отцам-основателям" составлять конституцию, да и ратифицировал ее тоже не народ. Участники Конституционного конвента были уполномочены лишь пересмотреть и "улучшить" принятые ранее "Статьи конфедерации". Однако вместо этого они по своему собственному усмотрению разработали совершенно новый основной закон федерации. Не случайно поэтому буржуазно-либеральные авторы отмечают, что конституция была "детищем случая, появившимся незаконно"27 .

Принцип "разделения властей" практически проведен через все важнейшие положения конституции США. Конгресс по конституции и по доктрине считается первой среди трех составных частей федеральной власти. Поэтому ст. I посвящена законодательной власти. Отдавая себе отчет в необходимости учреждения достаточно сильной и относительно независимой исполнительной власти, "отцы-основатели" были все же озабочены и тем, чтобы уберечь страну от рецидива монархической тирании. Для этого они возложили на конгресс функции центрального и руководящего органа государства, за исключением случаев войны и чрезвычайного положения.

Конституция учредила двухпалатный конгресс. Две палаты должны были контролировать одна другую и в условиях "взаимосдерживания" обеспечивать тщательное рассмотрение законопроектов. Кроме того, двухпалатная структура конгресса отвечала общей для "отцов-основателей" идее "сбалансированного правления", в механизме которого якобы были представлены интересы всех слоев общества. По этой концепции идеологические и политические установки народных или демократических элементов должны были получить отражение в палате представителей, позиции элементов аристократических - в сенате. Как разъяснил Вашингтон Джефферсону, "конвент создал сенат, чтобы он мог выполнять ту же роль, что и ваше чайное блюдце... Чтобы горячее законодательство, принятое палатой представителей, можно было охладить, прежде чем оно будет вылито в глотку народа Америки"28 .

Членом палаты представителей может быть лицо, достигшее 25-летнего возраста, являющееся гражданином США в течение семи лет и проживающее в штате, в котором оно избирается. Число представителей ограничено 435 (сегодня это означает, что избирается примерно по одному представителю от 497 тыс. населения). В состав сената США входят по два сенатора от каждого штата (ныне-100 сенаторов от 50 штатов). Сенатором может быть лицо, достигшее 30-летнего возраста, являющееся гражданином США в течение девяти лет и проживающее к моменту выборов в данном штате. Иными словами, возрастной ценз несколько превышает соответствующий ценз для кандидата в палату представителей.

В конституции США перечислены основные правомочия конгресса. В области финансов (что является, пожалуй, самой важной сферой) указаны права устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, которые должны быть единообразны на всей территории страны, платить по долгам США; заключать займы; чеканить монету, регулировать ее ценность и ценность иностранной монеты; устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и монеты. Существенны и полицейские правомочия конгресса: призывать на


27 J. Keenan. Op. cit., p. 1.

28 "Quotations from Chairman Sam", p. 76.

стр. 86


федеральную службу милицию (национальную гвардию) штатов, "для проведения в жизнь законов США, подавления восстаний и отражения нападений", вооружать ее и управлять ею. Военные правомочия конгресса включают в себя право объявлять войну, формировать и содержать армию и военно-морской флот, издавать положения об их устройстве и управлении. Кроме того, конгрессу принадлежит право регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, принимать законы о натурализации, учреждать почтовую службу и почтовую связь, осуществлять исключительные законодательные правомочия в федеральном округе Колумбия и т. д.

Обе палаты наделены и специальными правомочиями: сенату принадлежит право ратификации международных договоров и утверждения кандидатур должностных лиц, назначаемых президентом; право рассмотрения обвинений в порядке импичмента29 , право избрания вице-президента США в случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов выборщиков. В свою очередь, палата представителей является инициатором всех финансовых законопроектов (однако сенат может предлагать поправки к ним); палате также принадлежит право возбуждения дел в порядке импичмента; право избрания президента США в случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов выборщиков.

Характерно, что в отношении штатов конституция, прежде всего, устанавливает ограничения их прав. Штатам запрещено заключать договоры, вступать в союзы и конфедерации. Прерогатива осуществления сношений Соединенных Штатов с иностранными государствами принадлежит исключительно федеральной власти. Штатам запрещено чеканить монету и выпускать кредитные билеты. Они не вправе принимать законы, отменяющие или изменяющие частные договорные обязательства. Последним в этом ряду стоит запрет штатам содержать в мирное время войска или военные корабли, вступать в войну, кроме случаев, когда штат подвергся вторжению или над ним нависла не терпящая отлагательства опасность вторжения.

Президент (и вице-президент) США избирается на четыре года. В соответствии с XXII поправкой (1951 г.) президент не может быть избран более двух раз. При этом лицо, занимавшее должность или исполнявшее обязанности президента более двух лет в пределах срока, на который в президенты было избрано другое лицо, может быть избрано в президенты только один раз. Цель XXII поправки: ограничить влияние президента во избежание ситуации, когда не сдерживаемый количеством сроков пребывания у власти президент превращается в получившего "национальный мандат" на правление, "плебисцитарного" главу государства, который, полагаясь на свою популярность, позволяет себе не очень церемониться с конгрессом30 . В подобных случаях власть президента могла быть ограничена только оппозицией со стороны неблагоприятного для него политического большинства конгресса или "идеологического" большинства членов Верховного суда.

В случае отстранения президента от должности, его смерти или отставки президентом становится вице-президент. Эта норма (XXV поправка - 1967 г.) оформила сложившуюся практику. В ней, в частности, предусмотрен и случай замещения президентской должности ввиду отставки президента (впервые это произошло в 1974 г., когда в отставку ушел Р. Никсон). Если становится вакантной должность вице-президента, президент выдвигает кандидатуру нового вице-президента, который


29 Процедура привлечения к ответственности должностных лиц гражданской службы США по обвинению в государственной измене, взяточничестве и других тяжких преступлениях и проступках.

30 См. A. Schlesinger. Jr. The Imperial Presidency. N. Y. 1973, p. 377.

стр. 87


вступает в должность по утверждении большинством голосов обеих палат конгресса. Президентом может стать только гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживающий в США постоянно не менее 14 лет. Этим условиям, согласно XII поправке (1804 г.), должны удовлетворять и лица, претендующие на должность вице-президента.

"Отцы-основатели" наделили президента, избираемого косвенным голосованием "из соображений чисто аристократической народобоязни"31 , настолько широкими правомочиями, что его нередко называют "выборным монархом", а президентскую республику США - "демократическим цезаризмом"32 . Президент является главой кабинета министров и "обеспечивает точное исполнение законов" (ст. II, раздел 3); он назначает и сменяет должностных лиц, отвечает за подготовку бюджета исполнительной власти. Он выступает с политическими инициативами, представляя конгрессу отчет о состоянии союза штатов и предлагая на его рассмотрение такие меры, которые он сочтет "необходимыми и целесообразными"; он обладает правом вето в отношении законопроектов конгресса и в экстренных случаях может созывать обе палаты или одну из них. Являясь "ведущим дипломатом" страны, президент заключает договоры "по совету и с согласия сената" и исполнительные соглашения33 ; ему принадлежит право признания или непризнания иностранных государств, право принимать послов и других дипломатических агентов, он представляет страну в качестве главы государства. Будучи по конституции главнокомандующим армией, флотом США и национальной гвардией штатов, когда она призвана на действительную службу Соединенными Штатами, президент производит назначения в офицерском корпусе и по закону обладает широкими военными правомочиями - от инициативы военных действий до введения чрезвычайного положения. И, наконец, в ходе исторического развития, с созданием в США партий, президент превратился в лидера правящей партии, что дало ему контроль над национальным комитетом партии и ее аппаратом, над системой "патронажа"34 и рычагами влияния на партийные организации штатов и на местах.

Судебная власть США, согласно статье III, принадлежит Верховному суду и таким нижестоящим судам, которые время от времени могут быть в законодательном порядке учреждены конгрессом. Система нижестоящих судов была создана еще Первым континентальным конгрессом. Поэтому Конституционный конвент получил возможность оформить систему судебных учреждений, фактически уже существовавшую к моменту принятия конституции, и в дальнейшем развивать ее. Ныне в федеральную судебную систему входят 94 окружных суда, 11 апелляционных, один претензионный суд (то есть суд для рассмотрения исков к государству) и один специализированный апелляционный суд - по таможенным и патентным делам. Конгресс, кроме того, учредил и ряд других судов, например, суд военной юстиции, районный суд в Пуэрто-Рико - в порядке принятия мер, необходимых для осуществления предоставленных ему законодательных правомочий.

Судьи Верховного и нижестоящих федеральных судов занимают свои должности "до тех пор, пока ведут себя надлежащим образом", что в принципе означает - пожизненно. Господствующая в США точка зрения состоит в том, что федеральный судья может быть отстранен от должности только в порядке импичмента. Федеральные судьи назнача-


31 А. А. Мишин. Центральные органы власти буржуазных государств. М. 1972 стр. 29.

32 I. Wood. Op. cit., pp. 586 - 587.

33 Соглашения во исполнение конституции, законов или международных договоров США.

34 Предоставление должностей в государственном аппарате за услуги политического характера.

стр. 88


ются президентом по совету и с согласия сената. В настоящее время в Верховном суде заседают Девять судей. Председатель Верховного суда, по существу, является главным судьей страны. Число судей, заседающих в окружных или апелляционных судах, определяется количеством и характером принятых к рассмотрению дел. (В окружном суде дела обычно слушаются одним судьей, в апелляционном - тремя.) На территории любого штата действуют две судебные системы - штата и федерации. По отношению друг к другу обе системы не являются ни вышестоящими, ни нижестоящими. Некоторые дела относятся одновременно к юрисдикции судов штатов и судов федерации, другие - к исключительной юрисдикции судов штатов, третьи - к исключительной юрисдикции судов федерации.

В статье VI"отцы-основатели" установили принцип верховенства федерального права над правом штатов: "Эта конституция и законы Соединенных Штатов, которые будут приняты в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, являются высшим законом страны, и судьи всех штатов обязаны им следовать, даже если конституция или законы какого-либо из штатов устанавливают противное". Принцип федерализма с резко выраженным в нем перевесом "общенационального" начала над правами штатов представлен здесь в концентрированном виде.

Хотя Соединенные Штаты Америки не являются однородной национально- этнической общностью, это обстоятельство не получило отражения ни в закрепленной федеральной конституцией структуре государственного устройства страны, ни в конституциях отдельных штатов. "Отцы-основатели" буржуазной американской государственности сознательно его игнорировали в классовых интересах правящего эксплуататорского меньшинства.

Одна из главных причин, по которой был созван конвент 1787 г., состояла в том, что к этому моменту в "Статьи конфедерации" Не удалось внести ни одной поправки, поскольку единогласное одобрение проектов поправок штатами оказалось совершенно невозможным. Поэтому члены конвента пришли к соглашению, что для внесения поправок в конституцию следует разработать "легкую" процедуру. Согласно статье V, 2 /3 членов обеих палат конгресса или же специально созванный конгрессом конвент предлагают поправку по ходатайству законодательных собраний 2/3 штатов. Она вступает в силу после ратификации ее законодательными собраниями или специальными конвентами 3 /4 штатов, в зависимости от того, какой из двух способов ратификации предложит Конгресс. В отличие от обычной законодательной процедуры участие Президента США в принятии поправок к конституции ею не предусмотрено и носит чисто церемониальный характер.

Еще до ратификации конституции было предложено около 200 поправок35 . Однако практически все принятые на сегодняшний день поправки к конституции были разработаны конгрессом. В период с 1789 по 1974 г. в конгресс было внесено более 5 тыс. проектов поправок, конгресс же предложил лишь 31 поправку. Из них ратифицированы были 26 (последняя - в 1971 г.). Из всех одобренных штатами поправок только одна (XXI - об отмене сухого закона) была ратифицирована специальными конвентами в 3 /4 штатов, прочие утверждены легислатурами 3 /4 штатов. Таким образом, политическая практика и здесь шла по линии ограничения демократизма. Недемократичность установленной процедуры состоит также в том, что может возникнуть ситуация, когда легислатуры или конвенты 1 /4 штатов плюс еще одного штата (с общим числом населения, значительно меньшим, чем 1 /4 населения стра-


35 "The Documentary History of the First Federal Elections 1788 - 1790". Vol. I. Madison. 1976, p. 16.

стр. 89


ны) окажутся в состоянии блокировать поправку, на принятии которой настаивает значительное большинство американских граждан.

Конституция США представляет собой конституцию писаную. Это, однако, не означает, что процесс конституционного развития страны происходил и происходит только путем осуществления громоздкой процедуры принятия поправок. Практикуются и другие методы. Речь идет не только о методах неформальных, политических, управленческих, о конституционных обычаях, традициях и практике, но также и о судебном толковании положений конституции и о законодательной деятельности. Все это в целом и есть своеобразная "неписаная конституция". Конституционный кодекс США был сформулирован настолько гибко, что крайняя необходимость внесения в него поправок пока что была реализована всего лишь 26 раз. Вместе с тем в течение прошедших почти двух столетий потребность в пересмотре практики применения этого документа появлялась достаточно часто. Иначе и не могло быть: эта практика не могла остаться неизменной в процессе длительного перехода от возникшего в американском варианте "свободного капитализма", с сопутствовавшими ему рабовладением и изоляционизмом, к современному государственно-монополистическому капитализму, с обретенной США новой ролью оплота империалистического лагеря. Каркас конституции остался прежним, зато содержание, организация и методы политической деятельности изменились.

Если принцип "разделения властей" был проведен в конституции еще "отцами- основателями", то определение правовых деталей структуры государственной власти взял на себя конгресс - в порядке обычной законотворческой деятельности. В свою очередь, толкуя конституцию, суды наполняют ее достаточно широкие формулировки меняющимся в зависимости от обстоятельств социально-политическим содержанием. Как сказал когда-то президент В. Вильсон, "Верховный суд представляет собой непрерывно заседающий конституционный конвент"36 . До 29 июня 1972 г. Верховный суд США признал неконституционными 92 закона США, 796 законов отдельных штатов и 93 постановления исполнительных властей, причем 143 раза Верховный суд пересматривал свои собственные решения37 . Так, в свое время Верховный суд вынес решение о том, что федеральная власть не вправе регулировать труд детей38 . Обстоятельства изменились, и сегодня федеральная власть с одобрения опять- таки Верховного суда этот труд регулирует39 .

Хотя конституционный статус президента остался прежним, его роль в осуществлении законодательной деятельности выросла до пределов, которых не могли предвидеть "отцы-основатели". Во времена национальных кризисов Белый дом становится поистине центральным органом федеральной власти. Примером действия специфически американских конституционных обычаев является возникновение и функционирование президентского кабинета министров40 и требование, чтобы члены конгресса проживали в штате или избирательном округе, от которого они избираются. То же самое можно сказать и о практике, в соответствии с которой президентские выборщики обязуются поддерживать кандидатов своей партии. Таким образом, важные и устойчивые в условиях страны политические традиции приобрели значение конституционных обычаев.


36 J. Peltason. Corwin and Peltason's Understanding the Constitution. Hinsdale. 1973, p. 100.

37 "The Constitution of the USA", pp. XVII, 1597 - 1797,

38 Hammer v. Dagenhart, 247 U. S. 151 (1918).

39 United States v. Darby, 312 U. S. 11 (1941).

40 Практика заседаний кабинета министров возникла при президенте Вашингтоне; между тем первое упоминание о кабинете министров в законодательстве относится лишь к 1902 году.

стр. 90


При обсуждении вопроса о ратификации конституции члены конвента остановились на привычной цифре "девять" (ст. VII) - количестве голосов штатов, которое в соответствии со "Статьями конфедерации" требовалось для решения важнейших вопросов. Через 10 дней после того, как 17 сентября 1787 г. филадельфийский конвент прекратил свои заседания, конгресс Конфедерации представил конституцию на рассмотрение штатам. Процесс ратификации был столь же недемократичен, как и создание конституции. На выборах в законодательные собрания и специальные конвенты штатов действовали законы штатов, а не федерации. В 11 штатах имущественные цензы лишили права голоса от 1 /4 до 2 /3 всех взрослых мужчин. Ценз оседлости и религиозные ограничения еще более увеличили эту долю. В Вирджинии, Южной Каролине и Джорджии из списка голосующих были исключены все черные. Во многих штатах права голоса были лишены католики, в Джорджии - атеисты. Поскольку, согласно представлениям того времени, женщины вообще не рассматривались как возможные избиратели, различные ограничения в итоге отстраняли от голосования до 5 /6 всего самодеятельного населения. Кроме того, равнодушие, неосведомленность и невежество были еще более эффективными "цензорами", удерживая от 60 до 80% граждан, получивших право голоса, от участия в голосовании. В Пенсильвании в 1788 г. из 430 тыс. граждан только 73 тыс. были допущены к выборам, но к избирательным урнам пришли лишь 13 тысяч. В Мэриленде в этих выборах, например, приняло участие лишь 2% взрослого населения. Только один штат - Нью-Йорк - гарантировал всеобщее избирательное право мужскому населению, однако и здесь не обошлось без махинаций: центральный район с населением менее 90 тыс. человек избирал 23 делегата на конвент, а все остальные районы, где проживало свыше четверти миллиона человек, - всего 4041 . Так проходили, пожалуй, важнейшие выборы в истории Соединенных Штатов, когда население избирало делегатов на конвенты штатов, которые должны были решить судьбу конституции.

По иронии судьбы те, кто на Конституционном конвенте с успехом выступил в защиту "национального", против "чисто федерального", децентрализованного плана государственного устройства, а потом взял на себя инициативу ратификации, назвали себя федералистами, хотя в конституции ни о чем "федеральном" не говорилось ни слова. Противники же конституции соответственно оказались в лагере антифедералистов. Эти две фракции, на основе которых затем сформировались первые политические партии Америки, уже тогда отражали противоречия интересов торговой буржуазии и плантаторов, людей состоятельных и бедных, колонистов Атлантического побережья и мелких фермеров из внутренних районов. Правда, федералисты в массе своей не скрывали, что стоят на защите права "новой аристократии" решать за всех, тогда как антифедералисты верили в возможность демократической "власти многих", а не только избранных. Однако при всех классовых, региональных и прочих различиях они были в первую очередь партиями национальной американской буржуазии. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что среди и федералистов и антифедералистов было достаточно много и богатых и влиятельных представителей тогдашнего американского общества.

Среди основных аргументов, выдвинутых против конституции антифедералистами (П. Генри, Р. Ли, Р. Уайтхиллом, У. Финдли, Э. Герри, Л. Мартином и др.), было указание на то, что в ней нет билля о правах, и опасение, что благодаря санкционированной практике бесконечных переизбраний президент может фактически превратиться в монарха. В ответ на первый из этих аргументов федералисты пообещали


41 J. Keenan. Op. cit., pp. 15. 16, 18.

стр. 91


скорейшее принятие соответствующих поправок. Страх перед возможностью установления монархии в какой-то мере компенсировался широко распространенной уверенностью в том, что первым президентом станет Дж. Вашингтон.

Конституция США вошла в силу 4 марта 1789 года. Однако она не была тогда обнародована, что также свидетельствовало об антидемократизме процедуры ее принятия. "Отцы-основатели" не учредили ни американского подобия английской конституционной монархии, ни революционно-демократического варианта республики с представительными учреждениями, свободными от проявлений элитарности. Их детище было произведением в достаточной мере оригинальным, хотя они и находились под несомненным влиянием просветительских идей Руссо, Локка и Монтескье и учитывали государственный опыт английской буржуазной республики Кромвеля. Страна родилась свободной от пут старого режима, но пришедшим к власти плантаторам и буржуа не захотелось реально делить эту власть с тем, кто им ее завоевал, - с американским народом. Такая гибкая система власти вполне устраивала "отцов-основателей". Наиболее подходящей для американских условий они сочли буржуазно-олигархическую по сути и демократическую по форме федеральную президентскую республику.

В основу американской буржуазной идеологии, государственности и правопорядка легли принципы европейского либерализма, однако в модифицированном виде и в сочетании со значительными элементами консерватизма. Достаточно указать на ограничение избирательных прав населения рядом дискриминирующих цензов - имущественным, расовой и половой принадлежности, которые по конституциям штатов и федерации продолжали действовать ив XIX и даже в XX веке. Не случайно многие американские авторы приходят к выводу, что работа конвента 1787 г. в значительной мере была "отражением консервативной реакции на период революции" и, по словам Р. Ли, была направлена на "передачу власти от многих немногим"42 .

Вопрос о том, должна ли конституция гарантировать гражданам США определенные - и какие именно - права, оказался, как и следовало ожидать, одним из основных в той острой полемике, которая развернулась вокруг этого документа в ходе его ратификации штатами. Конституция принималась в предположении, что первоочередным делом конгресса первого созыва явится рассмотрение необходимых в этом плане поправок к ней. Двенадцать таких поправок были предложены конгрессом 25 сентября 1789 года. Из них 10 по ратификации стали в виде билля о правах 15 декабря 1791 г. частью конституции. В билле записаны основные буржуазно-демократические свободы и права - свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и петиций, право хранить и носить оружие и т. д. Эти поправки были во многом заимствованы из английской "Декларации прав 1689 г." и сочинений таких ученых, как Э. Коук, Дж. Хэмпден, Дж. Бейт, Дж. Мильтон и др.

К 1789 г. конституции большинства штатов содержали в себе билли о правах. Вообще господствовало мнение, что "народ" обладает достаточной политической властью для того, чтобы иметь возможность предупредить злоупотребление правомочиями со стороны должностных лиц штатов и местных органов самоуправления. Однако централизованная федеральная власть была новым явлением в политической жизни тогдашней Америки, к тому же она находилась далеко, и в этой но-


42 См.: E. Redford a. o. Politics and Government in the United States. N. Y. 1968, p. 69; J. Wood. Op. cit., p. 516. Некоторые американские историки считают, что общая тенденция выработанного конвентом документа была даже не либерально-консервативной, а просто реакционной, ибо в ней в отличие от конституций штатов не было билля о правах (см. Gh. Merriam. A History of American. Political Theories. N. Y. 1968, p. 100).

стр. 92


визне и недоступности было нечто угрожающее. Для того, чтобы как-то ограничить ее реальные правомочия и действительные или кажущиеся притязания, нужно было дополнить первоначальный текст конституции биллем о правах. Но вынужденная уступка демократическим элементам со стороны консервативной части тогдашней элиты была ограничена сферой отношений между гражданами и федеральной властью. Главный судья Верховного суда Дж. Маршалл сформулировал это положение совершенно недвусмысленно: билль о правах применяется только в сфере компетенции федеральной власти; никаких ограничений в отношении деятельности властей штатов и органов местного самоуправления он не устанавливает43 , Практический результат подобного размежевания "сфер влияния" оказался несколько неожиданным. Выяснилось, что за некоторыми исключениями федеральная власть не представляет для буржуазных гражданских свобод и прав такой угрозы, какую представляют для них власти штатов и органы местного самоуправления.

В конечном счете, билль о правах практически был инкорпорирован в XIV поправку. В настоящее время - за исключением II, III и X поправок - XIV поправка предъявляет штатам все те требования, которые билль о правах предъявляет федеральной власти, кроме требования составления большим жюри44 обвинительного акта по делам о серьезных преступлениях и требования рассмотрения присяжными всех гражданских дел с ценой иска свыше 20 долларов. Поглощение большинства положений билля о правах XIV поправкой привело к трем важным последствиям. Верховный суд получил юрисдикцию в отношении пересмотра дел, связанных с применением этих положений, а также в отношении установления стандартов должного поведения представителей штатных, местных и федеральных органов власти. Федеральные окружные судьи расширили - посредством рассмотрения ходатайств об издании приказа "Habeas corpus" (то есть судебного приказа о предъявлении арестованного в суд для проверки законности его ареста) - свою юрисдикцию в отношении слушания жалоб лиц, утверждающих, что с ними обращались в нарушение предписаний конституции. Конгресс получил право принимать любые законы, которые он считает "необходимыми и надлежащими" для проведения в жизнь конституционных гарантий.

Билль о правах 1791 г. отразил определенную расстановку классовых и политических сил. Как и в других подобных случаях, принятие его было не столько завершением, сколько этапом развития, продолжением политической борьбы. От того, что за двухсотлетний почти период действия билля о правах этот документ ни разу не подвергался текстуальным изменениям, дело не меняется по существу. Поддержание иллюзии незыблемости правопорядка на протяжении десятилетий, а тем более столетий есть также форма и способ политики и политической борьбы. Рассчитанный на то, чтобы действовать при жизни многих поколений, билль о правах сегодня предоставляет американским гражданам, казалось бы, "те же самые" права, что и две сотни лет назад. XIV поправка к конституции, распространив требования "надлежащей правовой процедуры" на уголовную юстицию штатов и в этих достаточно широких границах сыграв определенную исторически прогрессивную роль, в то же время не предполагала вносить и не внесла изменений ни в обрисовку отдельных "прав", ни в их перечень.

Удержание масс под идейным и политическим контролем всегда было и неизменно остается конечной целью классового господства буржуазии. Однако отдельные ее отряды - в этом можно убедиться на


43 Barren v. Baltimore, 7 Peters 243 (1843).

44 Большое жюри - коллегия присяжных, решающая вопрос о предании (или непредании) обвиняемого суду.

стр. 93


примере политической истории билля о правах - придерживаются разных методов решения этой задачи. Полагая, что им удобнее "управляться" с массами, которые лишены политической и правовой возможности вести организованную борьбу за свои интересы, одни группы американской буржуазии в период принятия конституции шли к этой цели напролом, тогда как другие, стремясь избежать крайностей, предпочитали обходные пути. Отдавая себе отчет в том, что буржуазные требования равенства провоцируют возникновение пролетарских требований равенства, сводящихся в конечном счете к уничтожению частной собственности и основанного на ней экономического неравенства и господства одних людей над другими, реакционная буржуазия предпочитала не "искушать судьбу" и отказаться от провозглашения в основном законе каких бы то ни было политических прав. В самом факте провозглашения в конституции политических прав граждан она видела приглашение к "буйству и безрассудствам демократии", а в этих последних - источник всех других бед и несчастий. Это было "учтено" в первоначальном тексте конституции 1787 года. Другие группы буржуазии не хотели доводить дело до точки кипения. В лишении масс элементарных политических прав они видели шаг к отказу от поддержки с их стороны и в этом усматривали неоправданный политический риск. Принятие в 1791 г. билля о правах было победой этих политических элементов и, следовательно, оказывавших на них давление народных масс. Четыре года, прошедшие между 1787 и 1791 гг., ушли на то, чтобы добиться этого.

Политическая борьба вокруг билля о правах продолжается и сегодня. Разумеется, она происходит в иных формах, чем это было в конце XVIII столетия, но, может быть, не с меньшей, а даже с большей остротой. Правда, искусная политика, выражающаяся в поддержании видимости незыблемости конституционных гарантий, имеет и свою оборотную сторону. Она предопределяет необходимость считаться с нормами билля о правах не только как с действующим законом, но и как с законом, действующим без изменений на протяжении почти 200 лет, то есть, по американским понятиям, освященным древностью. Если в революционный период реакционная буржуазия видела свою задачу в том, чтобы не дать народу обещанных ему "священных прав", то сегодня она усматривает ее в том, чтобы по возможности отобрать их у него или хотя бы ограничить сферу их применения путем издания "соответствующих" законов45 или посредством судебного толкования.

В Новой программе Коммунистической партии США выражается убежденность, что в процессе строительства и защиты социализма в США социалистическое общество сумеет на деле гарантировать американским гражданам все права и свободы, провозглашенные в билле о правах. Социализм в Америке будет означать "максимальное расширение демократии на основе демократических традиций и институтов американского народа". Более того, "при социализме свободы, провозглашенные биллем о правах, обретут неизмеримо более глубокое содержание для подавляющего большинства народа"46 .

После принятия билля о правах за 185 лет было принято всего 16 поправок, причем 10 из них так или иначе касались избирательного процесса. Под давлением масс избирательная система США в определенной степени демократизировалась. И все же она далека от подлин-


45 См., например, обсуждение в 1972 г. Верховным судом США вопроса о конституционности положения федерального закона 1968 г. о праве правоприменяющих органов осуществлять "электронное наблюдение с санкции президента, действующего по соображениям "национальной безопасности" ("Newsweek", 1972, July 3, р. 25Ъ.

46 Новая программа Коммунистической партии США. "США - экономика, политика, идеология", 1971, N 2, стр. 93.

стр. 94


но демократической. Так, несмотря на значительное увеличение числа черных американцев, принимающих участие в выборах, в южных штатах по-прежнему гораздо меньше половины из них приходят к избирательным урнам или машинам47 . Дело в том, что в некоторых южных штатах буквально до начала 70-х годов сохранялись направленные главным образом против цветного населения юридические ограничения в виде имущественных и налоговых цензов - при выборах в федеральные органы; цензов грамотности и оседлости - при выборах в штатные и местные органы.

Число избирателей ограничивается и процедурой регистрации: в зависимости от штата она проводится или один раз в четыре года, или всего один раз для данного избирателя, или только в строго определенные рабочие дни в каком- либо одном месте, чаще всего с 9 до 17 час, то есть когда большинство трудящихся находится на работе. Во многих штатах регистрация прекращается за 30 - 60 дней, а в Миссисипи - даже за четыре месяца до выборов. В 24 штатах существует ценз оседлости, требующий, чтобы избиратель жил в данном штате не менее одного года, в 17 штатах - шесть месяцев, в 10-менее шести месяцев. Не случайно в 1968 г. из 47 млн. не голосовавших американцев не было зарегистрировано около 38 млн. человек48 . По данным опроса, проводившегося в декабре 1969 г. институтом Гэллапа, система регистрации оказывает наибольшее дискриминирующее воздействие на молодежь (не регистрируется 50%) и людей, арендующих жилплощадь, то есть не имеющих, как правило, частной собственности (44%). Из числа лиц с ежегодным доходом свыше 15 тыс. долл. в 1968 г. зарегистрировались 84%, а с доходом менее 3 тыс. долл. - 53%. К тому же среди зарегистрированных участие в голосовании приняли 89,4%49 . Все это наглядно показывает, каковы классовая направленность и антидемократичность современной избирательной системы США.

Одним из главных условий победы на выборах являются деньги. Так, стоимость избирательных кампаний 1972 г. оценивается в 400 млн. долларов. Затраты на выборы в сенат от крупного штата нередко превышают 1,5 - 2 млн. долл., а расходы кандидата в президенты исчисляются десятками миллионов долларов. Известно, что и демократическая и республиканская партии рассчитывают прежде всего на помощь крупных "вкладчиков" в избирательные фонды: с 1952 г. 50 - 60% всей суммы фондов составляли разовые поступления свыше 500 долл., то есть от людей, безусловно, богатых. По свидетельству сенатора Р. Лонга, который отнюдь не принадлежит к числу демократически настроенных политиков, около 95% всех средств, расходуемых на выборах в конгресс, поступает от деловых кругов50 .

Стоит ли после этого удивляться тому, что провозглашенные в билле о правах свободы реализуются как "демократия" для эксплуататорского меньшинства. Достаточно взглянуть, насколько в действительности "представительны" высшие представительные органы США по сравнению, например, с советскими. В составе Верховного Совета СССР почти 33% рабочих, более 31% женщин, около 20% молодых депутатов. В конгрессе США рабочих - 2,4%, половина из них - профсоюзные боссы; отсутствует представительство всех остальных партий, кроме двух ведущих буржуазных - демократической и республиканской. Черные американцы, составляющие свыше 11% населения США, сегодня


47 "Congressional Quarterly's Guide", p. 453.

48 Ibid., p. 453.

49 "Voter Registration. Hearings Before the Committee on Post Office and Civil Service. US Senate. 92nd Congr. 1-st Ses." Washington. 1972, pp. 93, 153.

50 "Congressional Quarterly Weekly Report", 26.III.1971, pp. 709, 713; 14.VIII. 1971, p. 1711; "Congressional Quarterly Almanac", 1970, Vol. XXVI, p. 1101; "США - экономика, политика, идеология", 1972, N 2, стр. 95.

стр. 95


имеют в законодательном собрании среди 535 депутатов лишь 16 своих представителей. Женщины, которых среди взрослого населения страны более половины, составляют 3% конгрессменов, причем все они члены палаты представителей, а сенат с 1972 г. вообще остается "клубом джентльменов"51 ; конгрессменов в возрасте до 30 лет - менее 1%. Таково "равенство возможностей" в США. По данным американской печати, большинство в нынешнем сенате - это люди, состояние которых превышает 200 тыс. долларов. Фабриканты, банкиры, руководящие деятели корпораций, фермеры-капиталисты, члены юридических фирм являются наиболее многочисленной группой в представительных органах США52 .

Таким образом, с помощью антидемократической избирательной системы представительные органы превращены в инструмент крупной буржуазии. Гражданские права и свободы, провозглашенные в билле о правах, остаются формальными и декларативными, ибо противоречат реальностям классового общества. Как отмечал Ленин, в Соединенных Штатах "буржуа и пролетарии имеют равные политические права. Но они не равны по своему классовому положению"53 . Именно поэтому борцы за гражданские права черного населения во главе со священником Б. Чейвисом, известные под названием "уилмингтонская десятка", с 1971 г. находятся за решеткой. Свыше полутора лет содержится в камере-одиночке борец против расизма негритянка А. Шакур. Зато в феврале 1977 г. был досрочно освобожден из-под стражи Г. Хант - бывший агент ЦРУ, непосредственный руководитель "уотергейтского взлома", который положил начало "делу", ставшему символом аморальности, коррупции и нарушения гражданских свобод в политических верхах США. Этот случай не единичен. Американская Фемида всегда была поразительно великодушна по отношению к "знатным" нарушителям закона, будь то наследница миллиардера П. Херст, бывший вице-президент С. Агню или бывший президент Р. Никсон.

Буржуазная демократия и такой ее атрибут, как конституция, демократичны в той мере, в какой этого могут добиться и добиваются трудящиеся массы. Демократические учреждения, права и свободы, завоеванные народными массами в трудной, долгой борьбе и зафиксированные в основном законе США, отражают не "великодушие", а вынужденное волеизъявление правящего класса. Сфера фактического действия гарантированных учреждений, прав и свобод, ее содержание, расширение или сужение на различных этапах развития государства и общества - это объект классовой, политической борьбы. Конституция США - первая буржуазная писаная конституция; она осталась на Западе единственным конституционным кодексом, который (с поправками- дополнениями) действует с XVIII в. до сих пор. Следовательно, она может считаться самой "древней" в новой истории54 . Наряду с этим историческое значение американской конституции состояло в том, что она была первой республиканской конституцией, которая разделила государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную и провозгласила в билле о правах основные буржуазно-демократические свободы. Для своего времени эта конституция в целом но-


51 "Congressional Quarterly Weekly Report", 1.I.1977, pp. 19 - 20;. "Советское государство и право", 1976, N 6, стр. 4.

52 См. подробнее: В. А. Савельев. США: сенат и политика. М. 1976, стр. 27 - 39.

53 В. И. Ленин. ПСС. Т. 24, стр. 363.

54 Более ранними были лишь английские "Акт о правлении" (1653 г.), "Билль о правах" (1689 г.) и "Закон о престолонаследии" (1701 г.), которые и поныне образуют часть действующей неписаной конституции Великобритании, а также "Основы правопорядка Коннектикута" (1639 г.). Сюда же относятся принятые в течение первых пяти лет войны за независимость писаные конституции 11 американских штатов и, наконец, "Статьи конфедерации".

стр. 96


сила исторически прогрессивный характер, закрепив часть буржуазно- демократических завоеваний, достигнутых в ходе войны за независимость. В то же время конституция США служила и служит задачам создания в народных массах иллюзии их участия в управлении капиталистическим государством и маскировки всевластия буржуазии.

Как отмечал в докладе "О проекте Конституции Союза Советских Социалистических Республик" на Пленуме ЦК КПСС 24 мая 1977 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, "буржуазные страны, где действительно управляет только немногочисленный класс капиталистов", не знают и не могут знать того "постоянно растущего реального участия широких народных масс в управлении делами государства и общества"55 , которое характерно для социалистического общества. Неоспоримые преимущества социалистической демократии, ее неизмеримое превосходство над буржуазной демократией нашли свое воплощение в проекте новой Конституции СССР. Почти двухсотлетний опыт действия американской конституции убедительно доказывает классовый характер и историческую ограниченность буржуазной демократии.


55 Л. И. Брежнев. О проекте Конституции Союза Советских Социалистических Республик. М. 1977, стр. 14.

Опубликовано на Порталусе 20 августа 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама