Рейтинг
Порталус

Органы власти и управления Дагестана в XVII - начале XVIII в.

Дата публикации: 25 апреля 2020
Автор(ы): З. М. Абакарова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 2010, C. 164-167
Номер публикации: №1587836385


З. М. Абакарова, (c)

В XVI-XVII вв. на территории Дагестана четко обозначились две политические структуры с соответствующей формой организации управления: союзы сельских обществ у аварцев, даргинцев, лакцев, табасаранцев, лезгин и т.д., занимавшие в основном нагорную часть Дагестана и феодальные владения. Если в союзах сельских обществ господствовала внешне демократическая система выборов общинной администрации, то в феодальных владениях в XVI-XVII вв. ведущую роль играла единоличная власть правителя - представителя феодальной династии - с утвердившейся практикой наследственной передачи власти. Однако на деле и в феодальных владениях не все шло по раз и навсегда заведенному порядку.

 

В исследуемое время одним из крупных феодальных владений Дагестана было Кайтагское уцмийство1. Его население состояло из разных этнических групп таких, как кайтаги, то есть даргинцы, кумыки, теркемейцы, евреи2.

 

Уцмий имел в своем распоряжении "с 500 человек конных, и 700 человек пеших". В XVII в. у него было 40 - 60 тыс. поданных. Эвлия Челеби писал в середине XVII в. о 50 тыс. воинов кайтагцев3.

 

Очевидно, речь все-таки идет о 50 тыс. поданных уцмия, а не о воинах. Более достоверными кажутся сведения Челеби о том, что у правителя Кайтага Улу-бей-хана было три тысячи воинов4. Наличие довольно внушительных вооруженных сил под его властью позволяло уцмию проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

 

Уцмийство делилось на Нижний или Къара (Черный) Кайтаг (Убах Хайдакъ) и Верхний Кайтаг (Чебях Хайдакъ). Жители Верхнего Кайтага, за незначительным исключением, были свободными людьми. Они пользовались полным самоуправлением и не отбывали каких-либо податей и повинностей, тогда как жители плоскостной части - Теркеме - всегда находились в зависимости от беков.

 

Верховная власть в Кайтагском уцмийстве в XVI-XVII вв. принадлежала уцмию. Он передавал ее по наследству, если исходить из родословной кайтагских беков и других фактических данных. Однако в XVI-XVII вв. за уцмийскую власть в Кайтаге шла борьба, которая, в конечном итоге, привела к фактическому разделу уцмийства в середине XVII в. на политически самостоятельные и даже соперничавшие части5.

 

Старинной резиденцией уцмиев было селение Калакорейш, находившееся в горной части Кайтага. Однако в Верхнем Кайтаге, как отмечает Р. М. Магомедов, уцмии "не сумели приобрести... ни сел, ни земель", не могли вмешиваться в дела узденства

 

 

Абакарова Зарина Магомедовна - аспирант Дагестанского государственного педагогического университета.

 
стр. 164

 

(общины), отстоявшего в борьбе с ними "административную и политическую самостоятельность", и в конечном итоге создалось положение, когда "уцмии более не могли оставаться в горах и вынуждены были перенести свое местопребывание в Нижний Кайтаг, в Маджалис". Это произошло при уцмие Султан-Ахмеде, основавшем свою резиденции на месте, где еще в давние времена кайтагцы собирались для решения наиболее важных дел на меджлис (совет), откуда возникло само название села Маджалис. До перенесения резиденции в Маджалис в Нижнем Кайтаге управляли наместники уцмия - беки, а после этого беками управлялись уже общества Верхнего Кайтага6.

 

Зафиксированная в XIX в. слабость власти уцмиев в Верхнем Кайтаге являлась в значительной мере следствием ухода оттуда уцмиев, после чего сельские общества этой части Кайтага добились внутренней автономии, и уцмии уже практически не вмешивались в их дела, хотя считались верховными правителями7.

 

Тем не менее, уцмий поддерживал связь с узденством, и при определенных ситуациях они находили взаимопонимание и согласие. Узденям было небезразлично, кто будет властвовать на их земле и поэтому они принимали самое активное участие в избрании правителя. Известен случай, когда "во время усобицы после смерти Эмир-Гамзы Али-бек, нарушив все правила наследования, захватил с помощью акушинцев власть в Кайтаге, и тогда жители восстали против самозванца, свергли его и избрали уцмием Устар-хана. Известен и другой факт, когда узденское общество Башлы, где была резиденция уцмия, недовольное его поведением, изгнало его из своего селения. Уцмии в связи с этим вынуждены были переместить свою резиденцию в Маджалис8.

 

Хотя узденские джамааты (сообщества) всячески старались сохранить свою независимость, внутреннее устройство, но и они нуждались в покровительстве уцмия. Гранича с Дербентом, Кайтаг часто подвергался нападениям извне (Иран, Россия, Турция и др.), а в лице уцмия они видели военачальника, который мог в любой момент защитить как их, так и весь Кайтаг. В случае серьезной угрозы, вопросы войны или мира не могли быть решены без народных сходок и собраний. В случае войны по первому же призыву уцмия точно так же, как беки со своими подвластными, уздени обязаны были создавать ополчение. Но это делалось лишь в том случае, если вопрос о войне был решен на общем народном собрании. В то же время по отношению к раятам - феодально зависимым крестьянам - уцмий оставался полновластным господином. Именно "это необычное положение уцмия в Кайтаге выделяло его среди других дагестанских владельцев. В раятском Кайтаге уцмий выполнял функции государственного управления и суда, издавал законы и держал военные силы.

 

Источники отмечают, что Кайтагское уцмийство имело большой вес и влияние во всем Дагестане, а уцмий занимал второе место по влиянию в Дагестане9.

 

В административном отношении уцмийство делилось на бекства. Каждый бек вершил суд на своей территории.

 

Суд в узденских джамаатах был совершенно самостоятельным, Здесь имелись свои судебные и исполнительные органы, независимые от уцмия, и свой апелляционный суд. Как отмечается в записках о сословно-поземельном строе в Кайтаге со ссылкой на показания полковника Ахмет-хана, "гаттым (наследник уцмия) один раз в год объезжал все узденские селения и производил суд, но не иначе, как в присутствии местных картов (судей)"10.

 

Для разбора как уголовных, так и гражданских дел джамаат выдвигал из своей среды почетных лиц, картов, старшин и кадия для решения дел по законам шариата. Обычно старшины разбирали дела по адату. Кроме кадиев, старшин и почетных лиц были еще и другие члены сельского управления. Это, в частности, мангуши (чоуши) - глашатаи и тулгаки или чильми (надсмотрщики, стражники). В обязанности мангушев входило: созыв жителей на сход, взыскание штрафов и исполнение приказания старшин.

 

Стражники были в каждом селе, но число их было не везде одинаково. Они наблюдали за порядком в общественных местах. Им вменялось в обязанность выгонять жителей на полевые работы по приказанию старшин. С тех, кто отказывался подчиняться приказу, они имели право взыскать штраф (быка или его стоимость). Если, например, кто-нибудь пускал свой скот на чужое пастбище или в сады, страж-

 
стр. 165

 

ники обязаны были захватить скот и держать его у себя до тех пор, пока хозяин скота не уплатит штраф за потраву.

 

Старшины обычно выбирались исходя из численности джамаата. Так, например, в "Каракайтаге всех старшин, имевших право на решение сельских дел, насчитывают - 30, в Джибахнях - 3, в Карацане - 5, в Баршамае - 5, в Хадаге - 1, в Рука - 2, в Карталае - 2, и т. д. В Шуркантском магале (квартале. - З. А.) также были старшины в каждой деревне, но с той разницей, что на общественном месте большим уважением и большим правом, чем другие, пользовались всего четыре старшины, которых решения и приказания исполнялись (впрочем, не всегда) беспрекословно". В целом же главными лицами в джамаате были кевхи.

 

Если стороны не были согласны с решением сельских картов, то аппеляции на их решения поступали "в одних магалах к джамаату (обществу), из среды которых почетные люди решали дела, в других - к собранию всех картов, в третьих - к картам известного селения; в числе последних карты сел. Уркарах пользовались особым предпочтением, которые в своем селении решали дела безапелляционно; с апелляционными же жалобами обращались к ним не только жители этого магала (Гапш), но и других магалов - Муйре и Ицари"11.

 

Иногда, если спор возникал между жителями разных селений, "его разбирали карты тех селений, к которым принадлежали тяжущиеся и если случалось так, что карты не смогли примирить тяжущихся или стороны не довольны их решением, то дело разбиралось и решалось картами какого-либо постороннего селения"12.

 

Если спорное дело касалось двух сел или двух магалов, его разбирали на границе опорных мест, а если же дело касалось нескольких сел или трех, четырех магалов, "выборные для решений или рассуждений собирались на особые общественные места"13.

 

Когда же разбирались такие важные дела, как, например, кража или убийство, спорящие стороны обычно отправлялись в главные селения, где дела, которые относились к адату, решались старшинами, а к шариату-кадием. Если стороны (истец и ответчик) оставались неудовлетворенными решением членов главных сельских управлений, "они требовали разбора своей жалобы на общественном месте в присутствии кадия, старшин и других почетных лиц всего магала. Все старшины магала, почетные лица по 2, по 3 или по 4 с каждой деревни (иногда целое общество) и кадии собирались в определенном месте и подвергали разбору претензии спорящих; если же жалобщики и в этом случае оставались неудовлетворенными, то тогда они шли к уцмию, брали у него печать и отправлялись в Кища, где и оканчивали свой спор по уцмиевским адатам, решению которых они не имели права прекословить, а в противном случае, общество подвергало их строгому наказанию". Следует отметить, что при разборе судебных дел, большое значение имели свидетельские показания.

 

Все дела по шариату решали кадии (духовные лица). Кадии обычно избирались из людей, знающих шариат и известных своею справедливостью, порядочностью, авторитетом. А вот в магале Кара-Кайтаг и Ирчамуль первенствующие кадии избирались из одних и тех же тухумов обществом всего магала. Первый кадий жил в селении Карта-лай, а второй - в селении Тама. Оба эти тухума, из которых избирались первенствующие кадии, были известны обществам особым знанием и соблюдением шариата14.

 

Члены сельского управления получали определенную плату за свою службу. Она была различна в разных магалах, обществах. Так, например, в магале Ицари кадий получал от общества покосное место на 20 вьюков сена; если же кадий был избран не из общества их магала, то сверх всего он получал по 15 баранов в год15.

 

Определенную плату кадий получал и за исполнение обрядов при смерти человека, при разделе оставшегося имущества между родственниками; при разделе общественного леса или сенокосного участка, за написание бумаги о продаже имущества и об отдаче на откуп кутана, пастбищного места и т. д. Следует сказать, что все члены сельского управления не отбывали никаких сельских повинностей. Кроме того, вода кадию для полива пахотных участков давалась два раза в год вдвойне и без очереди16. "За написание кадием доверительного акта, присяжного листа, контракта или бумаги на право торговли в деревне и других деловых бумат кадий получает 4 руб., старшина - 3 руб., старший мангуш - 1 руб., младшие - по 50 коп.; кроме всего этого кадию полагалось в год от 8 до 10 руб. деньгами, или баранами"17.

 
стр. 166

 

Старшина, как правило, за свою службу не получал никакой платы. Что касается тулгаков и мангушей, то за исполнение своих обязанностей они получали часть штрафов18. Обычно две части штрафа получали тулгаки, а третью - мангуши. Старший мангуш без очереди пользовался еще водой (вдвойне) для полива своих пахотных участков19.

 

Взаимоотношения уцмия с узденями и вольными джамаатами регламентировались адатами. Уцмий в отношении к узденям являлся предводителем в военное время "и первым лицом во внешних делах, касающихся всего Кайтага. Многочисленные факты говорят, что даже в этом случае в соглашении о перемирии, наряду с уцмиями, вступали и наиболее сильные джамааты и магалы. Они также давали обязательство в дружелюбии"20. Уцмий не имел права распоряжаться судьбами вольных джамаатов, самопроизвольно творить суд, нарушать адаты, вести войну и т.д., когда это касалось всего Кайтага - раятското и узденского, без санкции на это со стороны узденских джамаатов21.

 

Примечания

 

1. Уцмий - титул правителя Кайтага с XVI века. Упразднен в 1820 году.

 

2. АЛИЕВ Б. Г. Традиционные институты управления и власти Дагестана. Махачкала. 2006, с. 78.

 

3. ЧЕЛЕБИ Э. Книга путешествия. М. 1979, с. 94.

 

4. Там же, с. 117.

 

5. КОВАЛЕВСКИЙ М. М. Закон и обычай на Кавказе. М. 1890, ч. 1, с. 223.

 

6. МАГОМЕДОВ Р. М. Памятники истории и письменности даргинцев XVII в. Махачкала. 1964, с. 13.

 

7. УМАХАНОВ М.-С. К. Взаимоотношения феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в XVII веке. Махачкала. 1973, с. 13.

 

8. АЛИМОВА Б. М. Кайтаги. Махачкала. 1998, с. 50.

 

9. АЛИЕВ Б. Г. Ук. соч., с. 242.

 

10. Там же, с. 183.

 

11. МАГОМЕДОВ Р. М. Ук. соч., с. 21.

 

12. АЛИЕВ Б. Г. Ук. соч., с. 223 - 224.

 

13. Там же.

 

14. МАГОМЕДОВ Р. М. Ук. соч., с. 21.

 

15. АЛИЕВ Б. Г. Ук. соч., с. 224.

 

16. Там же.

 

17. МАГОМЕДОВ Р. М. Ук. соч., с. 22.

 

18. Там же.

 

19. АЛИЕВ Б. Г. Ук. соч., с. 223 - 224.

 

20. Там же, с. 246.

 

21. АЛИМОВА Б. М. Ук. соч., с. 54 - 56.

Опубликовано на Порталусе 25 апреля 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама