Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ТЕОРИЯ ПРАВА есть новые публикации за сегодня \\ 10.08.20


Документы плохо лежали

Дата публикации: 06 мая 2020
Автор: А. В. Азовцев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 2010, C. 172-173
Номер публикации: №1588777578 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. В. Азовцев, (c)

найти другие работы автора

Наличие на хранении в каком-либо из российских областных архивов средневековой документации - факт не рядовой. И Государственный архив Рязанской области в этом ряду не исключение. Как правило, такие источники, особенно если они относятся к досмутному периоду, давно известны, в той или иной степени изучены и хранятся в статусе "особо ценных". Обнаружение каждого такого акта - большая удача историка и маленькая региональная сенсация. Поэтому сенсацией выглядит и публикация в "Вопросах истории" (2009, N 5) журналистом Р. В. Кадыровым пяти актов XVI в., хранящихся в составе дел фонда Рязанского дворянского депутатского собрания (ф. 98)1. Но в свое время я тщательно обследовал этой фонд, выявляя в нем средневековый актовый материал2, и опубликовал в 1999 г. именно эти документы3. Никакого указания на это обстоятельство в статье Кадырова нет. Возможно, Кадыров попросту дилетант в актовой археографии, не следящий за специальной литературой? Возможно, он по неведению "открыл" уже ранее открытое и в простоте своей решил явить миру эту находку?

 

Такие предположения были бы наивны. В данном случае мы имеем дело с сознательным и циничным плагиатом.

 

Прежде всего, мне хотелось проверить факт знакомства Р. В. Кадырова с подлинными текстами публикуемых им документов. В публикации воспроизведены 5 из 6 актов, опубликованных мной в "Русском дипломатарии"4. Они были обнаружены мной в составе 5 различных дел фонда 985. Листы использования всех этих дел на 2 февраля 2010 г. не содержали автографа Кадырова, и сотрудники ГАРО сообщили мне, что Кадыров не занимался с документами ГАРО не только до 1999 г., но и после.

 

Более того, в текст публикации в "Русском дипломатарии" по моей вине вкралась досадная ошибка в ссылке на архивный шифр дела. Верный номер дела, хранящего в своем составе отдельную выпись Ивана Петровича Ширина6, не 74, как указано в моей публикации, а 84. У Кадырова в соответствующем месте воспроизведена моя ошибка.

 

В последнее время, обратившись к тексту собственной публикации, я, к моему стыду, обнаружил и еще одну ошибку. Передавая текст все той же отдельной выписи, сохранившейся в копии конца XVIII в., в дате ее написания ("Лета 7097-го") последнюю "семерку" я прочитал как "четверку". Таким образом, в моей публикации этот акт датирован ошибочно. Правильная дата - 1588/1589 год. Кадыров воспроизвел и эту мою ошибку.

 

На плагиат недвусмысленно указывает и сравнение текстов вступительных статей к публикуемым актам в "Русском дипломатарии" и "Вопросах истории". Текст Кадырова структурно повторяет мой, отличаясь лишь небольшими вставками либо изъятиями и перестановкой фрагментов. Размер вступительных статей в обеих публикациях невелик, и больше половины вступительной статьи Кадырова содержат непосредственно текстуальные, либо смысло-

 
стр. 172

 

вые заимствования из "Русского дипломатария".

 

Удивляет цинизм плагиатора, даже не потрудившегося замаскировать свое деяние. Данная "публикация", очевидно, нужна была ему как пресловутая "ВАКовская". Необходимо восстановить справедливость и в этом вопросе.

 

Рязань

 

Примечания

 

1. КАДЫРОВ Р. В. Землевладение касимовских служилых татар во второй половине XVI в. - Вопросы истории, 2009, N 5, с. 138 - 143.

 

2. АЗОВЦЕВ А. В. Грамоты 1571 - 1612 годов из архива Рязанского дворянского депутатского собрания. - Русский дипломатарий. Вып. 7. М. 2001; ЕГО ЖЕ. Источники по истории России XIV-XVII веков в составе дел фонда Рязанского дворянского депутатского собрания ГАРО. - Первые Яхонтовские чтения. Рязань. 2002; ЕГО ЖЕ. К истории землевладения рязанского Духова монастыря. - Русский дипломатарий. Вып. 9. М. 2003; ЕГО ЖЕ. Архивные выписки из писцовых книг XVI века. - Там же. Вып. 10. М. 2004; ЕГО ЖЕ. Подлинные документы XVI- XVII веков в составе дел фонда Дворянского депутатского собрания ГАРО. - Рязанская старина. 2004 - 2005. Вып. 2 - 3. Рязань. 2006.

 

3. АЗОВЦЕВ А. В. Новые источники по истории землевладения касимовских татар. - Русский дипломатарий. Вып. 5. М. 1999, с. 68 - 74.

 

4. Опущен, видимо, по хронологическим соображениям, акт, относящийся к началу XVII века, N 6.

 

5. Государственный архив Рязанской области (ГАРО), ф. 98, оп. 4, Д. 6, л. 24, 24об.; д. 15, л. 4,4об.; оп. 7, д. 79, л. 3; д. 84, л. 5; оп. 134, д. 38, л. 9,9об.

 

6. Там же, ф. 98, оп. 7, д. 84, л. 5.

Опубликовано 06 мая 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама