Рейтинг
Порталус

СТОЛЬНИКИ НА РУСИ

Дата публикации: 18 мая 2021
Автор(ы): В. В. Клоботюк
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Номер публикации: №1621334355


В. В. Клоботюк, (c)

Стольники были пятым разрядом служилых людей по отечеству и стояли в организации государева двора после думских чинов: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. В "Записке о Царском дворе, церковном чиноначалии, придворных чинах, Приказах, войске, городах и пр." 1610 - 1613 гг. говорится: "Столники мают повинность перед государя за стол еству носить; а крайчей, стоя у стола, у них еству принимает и перед государя ставит... А к ночи все столники, и стряпчие, и жилцы сберутся, и ночуют все у государя в полатах; а на всякую ночь стерегут, на постельном крыльце, по столнику да по стряпчему, да по 5 человек жилцов... А на Дворе Государево столников, и стряпчих, и жилцов дозирает и росказывает Постельничей; а имяна их, и куды кого послать, тем владеет Розряд". А вот что писал о стольниках знаток придворной жизни середины XVII в. Г. К. Котошихин: "Столники-боярские ж, и околничих, и думных людей и Московских дворян, и иных чинов людей дети. Служба их такова: как у царя бывают иных государств послы или власти и бояре, на обедех, и они в то время пред царя и пред властей, и послов, и бояр, носят есть и пить; а ставят на стол еству по одному блюду всякой ествы, пред царя крайчей, а к иным столам приставлены бывают ставить околничие, а с иными ествами блюда держат столники на руках, а на стол всех еств вдруг не ставят. И будет тех столников числом блиско пяти сот человек. И посылают их в посолства в послех самих и с послами в товарыщах, и по воеводствам, и для сыскных дел, и бояр спрашивать о здоровье, как они бывают по службам; а иные на Москве сидят в приказех у дел и у послов в приставех" 1 .

Стольники обслуживали царские свадьбы. Они могли посылаться "с Москвы в города по монастырям... с милостынью, с молебными деньгами, и кормить чернецов" - все это от имени государя. Стольников также посылали в города и монастыри с известием о рождении царевичей. Они развозили царские награды и подарки. Стольники активно участвовали в местнических спорах. Они могли быть послами в таких странах, как, например, Дания, Голландия, некоторые германские государства, Турция. Стольники являлись начальниками приказов Каменных дел, Холопьего, Разбойного, в других - помощниками думных лиц. Воеводами они были "в иных больших и средних городах", в более крупных и важных - товарищами воевод, бояр и окольничих. Стольники также могли состоять на военной службе: входили в своеобразную "гвардию" при государе, выполняли поручения, являлись начальными лицами в различных подразделениях 2 .

Эти краткие сведения о стольниках, как отмечалось, относятся к XVII веку. Именно в этот период чиновная структура государева двора приобрела наибольшую четкость, а во время царствования Алексея Михайловича уже стала разлагаться под воздействием различных факторов. В общих же чертах структура двора сложилась еще в середине - второй половине XVI века. Между тем мы имеем более ранние известия о стольниках, и привлечение различных видов источников в какой-то степени помогает раскрыть разные стороны их деятельности.

Наиболее ранние сведения о стольниках содержатся в летописных записях, касающихся политической истории русских земель первой половины XIII века. Особое внимание привлекают два из них. В 1230 г. к великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу приходило посольство с целью замирить брата Юрия Ярослава и Михаила Черниговского - "бе бо Михаил не прав в крестном целованьи при Ярославе и хотяше Ярослав ити на Михаила". В составе делегации были от великого князя Киевского Владимира Рюриковича - митрополит


Клоботюк Вадим Викторович - соискатель Института российской истории РАН.

стр. 144


всея Руси Кирилл, от Черниговского князя - епископ Перфурий, а также игумен Спасского в Берестовом монастыря Петр Акерович и "инъ муж Володимерь", то есть Владимира Рюриковича, стольник Юрий. Почти все - лица духовные. Стольник Юрий выполнял важное дипломатическое поручение своего князя. Возможно, таким образом Владимир Рюрикович стремился показать свое номинальное участие в управлении русскими землями. И второе важное известие. В 1240 г. князь Даниил Галицкий "посла Якова столника своего с великою жалостью ко Доброславу", который "вокняжился бе... и грабяше всю землю... все Понизье прия без княжа повеления". Здесь стольник - лицо, явно приближенное к князю, член его двора, выполняющий ответственное поручение и как бы противопоставленный непокорным вассалам. По летописным записям также видно, что свои стольники были у новгородского архиепископа, у митрополита всея Руси: стольник Киприана Климентий назван его боярином. Стольник Батыя Елдега назван "царевым вельможой" 3 .

В жалованных грамотах рязанских великих и удельных князей стольники упоминаются в качестве послухов-свидетелей при пожаловании земель и угодий монастырям, церковным иерархам, частным светским лицам. Так, в жалованной грамоте великого князя Олега Ивановича рязанскому епископу Василию II на новые земли (датируется ок. 1356 - 60-х годов) говорится: "А пожаловал Глебом Васильевичем Логвином, стольником своим". При пожаловании земли и угодий тем же князем Солотчинскому монастырю в конце XIV в. упоминаются в качестве послухов стольник Александр Глебович и чашник Григорий Яковлевич. Позже Александр Глебович фигурирует как пронский боярин. Возможно, он был сыном стольника Глеба Логвина. В жалованной грамоте Ивана Федоровича Солотчинскому монастырю, датируемой ок. 1427 - 1456 гг., в качестве свидетелей поставлены боярин, стольник (Яков Иванович), два чашника. Стольник Яков Иванович послушествовал также при пожаловании великим князем вотчины Константину Маслову. В жалованной грамоте того же великого князя Семену Повалише с детьми о принятии их в слуги свидетелями названы два чашника, стольник (Глеб Рудский) и сокольничий. Стольник Григорий Васильевич послушествовал при пожаловании земли пронским князем Федором Ивановичем его дяде Григорию Ивановичу (ок. 1430 - 40-х годов) 4 .

Исследователи установили, что в удельное время стольники занимали дворцовую должность, были путными боярами, управляющими стольничим путем. Вот как определял его содержание В. О. Ключевский: "Стольничий путь - это ведомство, которое управляло землями, приписанными к княжескому столу, и людьми, которые ставили припасы, нужные для княжеского стола; сюда принадлежали княжеские рыболовы, огородники, садовники". Стольники - путные бояре кормились за счет доходов управляемого ими пути. Слово "стольник" произошло от "стола", на который ставятся "яства и пития". В данном случае идентично образование слов "застолье", "застольный". Что касается названия "стольничий", то оно произошло уже не от "стола", а от самого "стольника". Неизвестно, когда возник стольничий путь. Первые сведения о других путях (известны ловчий, сокольничий, конюший, а также чашничий пути) мы получаем в середине XIV в., а о стольничем пути - в начале XVI века 5 .

О стольниках как путных боярах скорее всего говорит актовый материал XV века. Сохранилось несколько жалованных грамот князей, в которых стольникам наряду с наместниками и волостелями черных земель запрещалось вступаться в освобождаемые от их суда и поборов иммунитетные участки, находившиеся, очевидно, по соседству с поселениями стольничего пути. Так, в 1423 г. великий князь Московский Василий Дмитриевич дал грамоту Нижегородскому Спасо- Благовещенскому монастырю, по которой освобождались от пошлин призванные на принадлежащие монастырю Лысковские и Курмышские пустоши старожильцы и новопришлые из других княжеств.

После слов об освобождении от пошлин в грамоте записано: "Ни становщики мои к ним не въезжают нипочто, ни наместники мои Курмышские ни Лысковские, ни столник, ни поселской, ни их тиуны, не всылают к тем людем пришлым доводшиков своих поборов брати, ни судят их, опроч душегубства и розбоя с поличным". Подобное говорится в грамоте великого князя Василия II Васильевича, в которой Троице-Сергиев монастырь жалуется правом рыбной ловли в Переяславском и Сомине озерах с несудимостью для рыбных ловцов: "И наместници мои переславские, и волостели усолские, и столники мои не вступаются в них ни во что, ни пристава на них не дают, ни судят их, ни ловити им на собе не велят". В грамоте тверского великого князя Михаила Борисовича Троицкому Калязину монастырю на устройство слободки на р. Жабне (1483 г.) видим участие стольников в сместном суде: "А сплететца слободской человек з городцким человеком или в волостным или с селским человеком, и игумен с наместником и с волостелем и столником судит вместе". Здесь сельский человек непосредственно подсуден стольнику. Сельские люди- жители сел, состоящих в ведении стольничего пути. О стольниках как путных боярах, по- видимому, говорят и новгородские писцовые книги конца XV в., в которых указывается количество положенного для них оброка 6 .

стр. 145


Некоторое представление о структуре и функционировании стольничего пути можно извлечь из уставной грамоты 1506г. Василия III переяславским дворцовым рыболовам: "Пожаловал есми, в Переславле, в городе, на посаде, старосту рыболовля Гридку и всех рыболовей переславских столничя пути" 7 . Эта грамота дана для одного из участков стольничего пути, который имел статус волости в Переяславском уезде. Во главе этого участка находился "волостель стольнича пути". Рыболовы были изъяты из-под юрисдикции переяславских наместников, "опричь одного душегубства и вобчих дел". Они были освобождены от уплаты податей и пошлин вместе "с черными людми с городскими". Зато все люди, "мой ли кто великого князя, или митрополичь, или боярской, или манастырской", которые ловили рыбу в Переяславском озере, должны были платить подати и пошлины в великокняжеский дворец. Чтобы освободить отдельные категории людей от таких обязанностей, великий князь давал специальные жалованные грамоты.

В уставной грамоте зафиксированы обязанности рыболовов, которые должны были платить оброк во дворец, ловить рыбу в пользу переяславского наместника и волостеля стольничего пути. Тринадцать из тридцати трех статей грамоты посвящены суду волостеля и его тиуна над рыболовами, в котором "без старосты и без лучших людей... суда не судити никакого"; в пользу волостеля и тиуна, а при случае душегубства - ив пользу наместника, шли различные судебные пошлины. Волостель стольничего пути брал также поборы с новобрачных. Великий князь запрещал своим служилым людям ставиться на дворах рыболовов, брать у них кормы, подводы, проводников. В сотной выписи 1562 г. из писцовых книг на переяславскую дворцовую рыбную волость упоминается стольник, видимо, как главноуправляющий пути: рыболовы должны были на "поледной ловле", то есть зимой, ловить рыбу "на столника ночь". В связи с земской реформой 50-х годов XVI в. отдельные участки стольничего пути были переведены на откуп: произошла отмена кормлений, теперь выбираемые людьми стольничего пути излюбленные старосты должны были "столнича пути волостелины доходы сбирати" и сдавать их в царскую казну, откуда служилые люди получали жалованье 8 .

Из летописных материалов видно, что стольники выполняли различного рода административные и дипломатические поручения, не связанные с хозяйственными задачами во дворе, служили "на посылках" у князей. Таково свойство летописных источников: в них мало отражалась дворцовая хозяйственная жизнь, все больше политические события, и именно из таких материалов можно узнать о другой стороне деятельности стольников, тем более, что от XIII-XIV вв. почти не осталось актовых документов. В удельный период не было четкого разграничения между частно-княжескими и государственными делами; это было время своеобразного одомашнивания государственных служб. Поэтому стольники запросто могли совмещать дворцовые и государственные функции. Для Руси вообще были характерны такие феодалы, которые извлекали определенные доходы из участия в структуре управления, возглавляемой князем. Путная же система была служебной организацией, задачи которой заключались не только в удовлетворении потребностей великокняжеского дворца, но в первую очередь потребностей всего господствующего класса, который не мог себя обеспечивать только за счет собственных вотчинных владений. Что касается социального статуса стольников в удельную эпоху, то можно сказать, что это были более или менее крупные вельможи, вероятно, занимавшие должность по наследству, что было характерно для того времени, и входившие в состав боярских дум при князьях. Возможно, стольники были также слугами министериального типа. Кажется, об этом говорит сообщение о стольнике Даниила Галицкого Якове в 1240 году 9 .

В конце XV - первой половине XVI в. в составе и структуре великокняжеского московского двора произошли крупные изменения, связанные с образованием единого Русского государства. Численность двора увеличилась за счет выходцев из присоединенных к Москве земель и княжеств. Складывалась чиновно-иерархическая структура: формировался централизованный государственный аппарат, усложнялись и дифференцировались службы - чины представляли собой разряды служилых людей, носящих определенные звания и выполняющих возложенные на них обязанности. Не в последнюю очередь формирование чиновной структуры двора было связано с усложнением придворного церемониала и этикета. На политической карте Европы появилось новое государство, которое не замедлило заявить о себе в полный голос. Так как это было единственное православное государство, то в большой мере его руководители считали себя наследниками несуществующей уже Византийской империи. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. Она принесла с собой порядки константинопольского двора. Известно, какое огромное значение придавали византийцы в свое время придворному церемониалу: все его сложности имели глубокий смысл и свое определенное место в политическом строе государства - ритуал способствовал возвеличиванию императорского достоинства и чести.

Нечто подобное стремились делать и Московские великие князья. Придворный церемони-

стр. 146


ал усложнялся - увеличивалось и количество людей, выполняющих в нем различные функции. В частности, стольники обслуживали так называемые присутственные обеды. Возможно, они делали это и раньше, но только из источников начала XVI в. мы узнаем о выполнении ими такой функции. Сигизмунд Герберштейн, известный австрийский дипломат, два раза, в 1517 и 1526 гг., побывавший в России, подробно описал придворный церемониал и указал названия великокняжеских слуг, среди которых упоминаются и стольники. Примерно в то время появился кравчий, который как раз и руководил стольниками, когда они выполняли обязанности по обслуживанию столов на присутственных обедах. Неизвестно, сколько стольников было у того или иного князя в XIII-XV вв., но уже в конце XV - первой половине XVI в. мы можем наблюдать увеличение их численности. Герберштейн пишет о том, что стольники были молодыми знатными людьми. Очевидно, основная масса их была детьми членов Боярской думы, а также тех родовитых, которые в нее не входили. Родословный принцип наложил большой отпечаток на формирование чиновной структуры. Служба при дворе, участие в церемониях готовили молодых стольников к широкой управленческой деятельности. Они выполняли, помимо придворной, и другие виды службы. Возможно, в первой половине XVI в. стольники (по крайней мере, часть их) являлись управляющими стольничим путем, получали с него доход. Однако в середине XVI в. произошла земская реформа и изменилась система финансирования служилого сословия. Позже ведомство стольничего пути трансформировалось в Кормовой, Хлебенный и Житенный дворы Приказа Большого дворца, который сосредоточился на дворцовых делах. Данными дворами ведали уже не стольники, а степенные и путные ключники. Стольники перестали считаться дворцовой должностью и перешли в качестве отдельного чина-звания в организацию государева двора. Такой их статус закрепился еще примерно в середине XVI века 10 .

Примечания

1. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб. 1843, N 355; КОТОШИХИН Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. Изд. 4-е. СПб. 1906, с. 25.

2. КОТОШИХИН Г. К. Ук. соч., с. 7 - 9, 14, 16, 42 - 43, 110 - 113, 125, 131 - 132.

3. СТАНИСЛАВСКИЙ А. Л. Источники для изучения состава и структуры государева двора последней четверти XVI - начала XVII в. Автореф. канд. дисс. М. 1973; Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. М. 1962, стб. 455; т. 2. М. 1962, стб. 789; т. 4, ч. 1. Птгр. 1915, с. 207; т. 16. СПб. 1889, стб. 140; т. 5. СПб. 1851, с. 184; т. 7. СПб. 1856, с. 154; т. 10. СПб. 1885, с. 131, 240; т. 25. М.-Л. 1949, с. 137.

4. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI в. (АСЭИ). Т. 3. М. 1964, N 315, 324, 353, 356, 328; ГОЛУБЦОВ И. А., НАЗАРОВ В. Д. Акты XV - начала XVI в. - Советские архивы, 1970, N 5, с. 88; Акты XIII- XVII вв., представленные в Разрядный приказ представителями служилых фамилий после отмены местничества. Собрал и издал Александр Юшков. М. 1898, N 12.

5. КЛЮЧЕВСКИЙ В. О. Терминология русской истории. Соч. В 9-ти тт. Т. 6. М. 1989, с. 151; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.-Л. 1950, с. 11; АСЭИ. Т. З,N 25.

6. АСЭИ. Т. 3, N 296; т. 1. М. 1952, N 92, 158; Новгородские писцовые книги, изданные Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб. 1862, стб. 689, 701 - 702; т. 4. СПб. 1886, стб. 39.

7. АСЭИ. Т. 3, N 25.

8. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею имп. Академии наук. Т. 1. СПб. 1836, N 242, 261; см. также: Боярская книга 1556 г. В кн.: Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, издаваемый Н. Калачовым. Кн. 3. М. 1861, с. 91 - 92 и др.

9. ГОРСКИЙ А. А. Древнерусская дружина. М. 1989, с. 79 - 81; ФЛОРЯ Б. Н. "Служебная организация" и ее роль в развитии феодального общества у восточных и западных славян. - Отечественная история, 1992, N 2, с. 58.

10. ГЕРБЕРШТЕЙН С. Записки о Московии. М. 1988, с. 212, 216 - 218; ЗИМИН А. А. О составе дворцовых учреждений Русского государства конца XV-XVI в. - Исторические записки, т. 63. М. 1958, с. 189; Разрядная книга 1475 - 1605 гг. Т. 1. М. 1978, с. 40; ПСРЛ. Т. 13. М. 1965, с. 105; Акты исторические... Т. 2, N 355, с. 423; НАЗАРОВ В. Д. О структуре государства двора в середине XVI века. В кн.: Общество и государство феодальной России. М. 1975, с. 52 - 54.

Опубликовано на Порталусе 18 мая 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама