Рейтинг
Порталус

Российскому офицеру в ближнем зарубежье нужны гарантированные права

Дата публикации: 24 мая 2023
Автор(ы): Олег ФАЛИЧЕВ, "Красная звезда"
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) "Krasnaia Zvezda" Date:10-31-92(KZV-No.249)
Номер публикации: №1684926308


Олег ФАЛИЧЕВ, "Красная звезда", (c)


После распада СССР за границей - в ближнем зарубежье - оказались тысячи российских офицеров. Являясь гражданами России, они, по существу, служат в иностранных государствах. На одних эта правовая неопределенность никак не отразилась: продолжают спокойно служить. Но есть и такие, кто вынужден увольняться в запас или искать пути перевода в Россию. И те и другие не могут не задумываться над тем, каков их новый юридический статус? Какими правами, гарантиями обладают семьи? Какими документами все регламентируется?

На эти и другие вопросы отвечает в беседе с нашим корреспондентом генерал-майор В. КОЛТУНОВ.

- Виктор Стефанович, последнее совещание глав государств и правительств в Бишкеке уходит, как говорится, в историю. Но тема нашей беседы перекликается с его проблематикой. Поэтому вначале расскажите немного о ваших впечатлениях - человека, работавшего вместе с другими экспертами в столице Кыргызстана.

- Бишкекская встреча, несомненно, явилась важным этапом в решении многих проблем, стоящих в том числе и перед министерствами обороны государств-участников СНГ. В ходе этой встречи был рассмотрен и одобрен ряд важных документов в военной области. Каких? Подписаны Соглашение о Концепции военной безопасности государств-участников Содружества, Протокол о введении в действие Положения о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Соглашение о сотрудничестве государств- участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах. Не о всех из них подробно сообщалось. В печати давались разные оценки происшедшего. Но мне хотелось бы отметить, что в Концепции военной безопасности изложены основы военной политики, коллективной обороны государств Содружества. сформулированы их взаимные обязательства в области обеспечения военной безопасности. Возможно, не все оценили значение этого документа, однако он, полагаю, может стать опорой многих соглашений Содружества в военной области.

Учесть интересы суверенных государств, новые геополитические реалий, обстановку в мире было непросто. Но эти трудности удалось преодолеть.

- Теперь давайте поговорим о двусторонних соглашениях России с государствами СНГ, в том числе в военной области. Они, согласимся, сейчас приобретают особую значимость в сравнении, скажем, с некоторыми многосторонними, которые, увы, не все еще "работают"...

- Я должен согласиться: двусторонние соглашения России, касающиеся в том числе военно-политической области, имеют сейчас весьма важное значение. Они заключены со многими государствами-участниками СНГ: Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Казахстан, Туркменистаном, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения. Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи - основополагающие документы. С опорой на них сейчас ведется подготовительная работа и заключаются соглашения о порядке прохождения воинской службы лицами офицерского состава, прапорщиками и мичманами; о подготовке офицерских кадров в военно- учебных заведениях России и других государств; о сотрудничестве в области производства вооружений и военной техники, целый ряд других соглашений.

- Виктор Стефанович, не могли бы вы коротко сказать о сути одного-двух таких соглашений, наиболее важных их статьях?

- Возьмем соглашения о порядке прохождения военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками и мичманами. В них содержатся обязательства не препятствовать лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам переводу из Вооруженных Сил Российской Федерации в вооруженные силы других государств- участников этих соглашений и наоборот при наличии на то оснований, предусмотренных действующим законодательством каждой из сторон. При этом стороны обязуются не допускать какого-либо давления на военнослужащих, заявивших о желании перевестись, не допускать ущемления их прав и свобод.

- То есть препятствий таким военнослужащим на перевод в Вооруженные Силы другого государства Содружества чиниться не должно? Как и всякий гражданин, кадровый военный вправе сам выбирать государство для дальнейшей службы или проживания после увольнения в запас?

- Совершенно верно. В соглашениях прямо указывается: "не препятствовать лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам в избрании места жительства при увольнении с военной службы".

- Можно ли при этом исходить из того, что офицер, прапорщик или мичман, служивший на территории одного государства и после увольнения в запас избравший место жительства в другом, вправе рассчитывать на пенсию, где бы он не жил?

- Безусловно. И еще одно положение хотел бы отметить в этих соглашениях. Стороны признают действительность присвоения воинских званий, награждений государственными наградами, дипломов об образовании и документов о прохождении воинской службы в Вооруженных Силах бывшего СССР. Если человек долгие годы прослужил в армии, имеет награды - все это не девальвируется.

- А есть ли государства ближнего зарубежья, с которыми у нас не заключено подобных соглашений?

- Сейчас пока заключены такие двусторонние соглашения не со всеми государствами зарубежья. В частности, пока не подписаны они с Украиной, Литвой, Латвией, Эстонией, Таджикистаном, Молдовой. Но, подчеркну, работа по их подготовке ведется, готовятся документы. Например, готовы они уже к подписанию с Молдовой.

Что касается причин, то они разные. Одна из них состоит в том, что идет процесс формирования и становления Вооруженных Сил государств СНГ. На мой взгляд, подавляющее большинство государств, а может быть, и все в конечном счете такие соглашения заключат.

- Заключить те или иные соглашения - это, конечно, хорошо. Но достаточно ли проработана правовая база? Надежно ли защищены российские офицеры законом от посягательств на их честь, достоинство, жизнь? Эти вопросы - в письмах, поступающих в редакцию из Закавказья, Средней Азии. Некоторые офицеры так и пишут: "Почему мы оказались "приватизированными" вместе с техникой и оружием бывшими республиками Союза? Кто спрашивал нашего согласия?" Правомерные, видимо, вопросы. И. уж коли так все случилось, может, самое время подумать об обеспечении двойного гражданства наших офицеров, прапорщиков, мичманов, членов их семей...

- Вопросы гражданства регулируются подписанными двусторонними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Российской Федерацией и другими государствами. В них, в частности, предусматривается, что договаривающиеся стороны гарантируют лицам, проживающим на их территории, в соответствии с их свободным волеизъявлением право выбора гражданства государства проживания или гражданства другой договаривающейся стороны. Этими же договорами предусматривается и возможность для лиц, проживающих на территориях сторон, иметь двойное гражданство. Правда, последнее будет регулироваться отдельными соглашениями с учетом законодательств договаривающихся сторон.

Словом, правовая база имеется. Более того. В документах стороны берут на себя обязательства гарантировать лицам, проживающим на их территории, независимо от их национальности, пола, языка, религии, политических и иных различий, общепризнанные гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы.

- И все же - в каждом ли из соглашений заходит вопрос о гражданстве?

- Вопросы гражданства поднимаются в каждом из таких двусторонних соглашений. При этом договаривающиеся стороны обязуются осуществлять на своей территории эффективные меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, которые представляют собой подстрекательство к насилию против лиц или групп, основанных на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости. Эти лица, их собственность должны быть защищены.

Разрабатываются соглашения о статусе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на территории других государств. В них, в частности, предусматривается, что лица, входящие в состав Вооруженных Сил России, и члены их семей пользуются на территории других государств всеми политическими, социально- экономическими, а также личными правами и свободами в соответствии с нормами международного права и законодательствами каждого из этих государств. Предусматривается и право собственности на движимое и недвижимое имущество, проживание на занимаемой жилой площади, получение образования, медицинское, социальное обеспечение, трудоустройство.

- Подполковник Н. Исаев из Самарканда просит "опубликовать Положение о переводе (откомандировании) военнослужащих Вооруженных Сил бывшего СССР в Вооруженные Силы стран Содружества". Для офицеров, поясняет он, иметь на руках текст таких документов немаловажно.

- Определенный информационный вакуум, увы, пока царит вокруг этих соглашений. Я имею в виду отсутствие публикации в прессе их полных текстов. И в этой связи было бы весьма полезным, чтобы "Красная звезда", распространяющаяся практически во всех государствах СНГ, периодически публиковала тексты соглашений, документов по этим жизненно важным вопросам.

И еще об одном хотелось бы сказать. Соглашения готовятся и тщательно прорабатываются. Однако, на мой взгляд, пока еще не до конца отработан механизм их реализации, что, конечно, является недостатком.

- Последний вопрос - по Стратегическим силам. Сообщалось, что по ним не наметилось подвижек на бишкекской встрече? Разделяете ли вы эту точку зрения?

- Мне трудно с этим согласиться. Считаю, что любая встреча, любое обсуждение - если есть желание находить взаимоприемлемые решения даже самых сложных проблем - всегда полезны, всегда шаг вперед. Коренной вопрос здесь - о государственной принадлежности стратегических ядерных вооружений, размещенных на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины. Этот вопрос особенно остро встал после образования в государствах Содружества собственных вооруженных сил. Суть проблемы в том, что единственным из стран Содружества ядерным государством (учитывая заявления вышеуказанных государств о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия, их обязательства по Лиссабонскому протоколу к Договору о СНГ) может быть Российская Федерация. Именно этот вопрос пока окончательно не удается согласовать со всеми государствами, на территории которых временно размещаются такие вооружения. Однако есть все основания полагать, что его удастся решить в ближайшее время.

Беседу вел Олег ФАЛИЧЕВ, "Красная звезда".

Опубликовано на Порталусе 24 мая 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама