PORTALUS.RU → ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ → Российский внутренний туризм: основные тенденции развития (на примере Карелии) → Версия для печати
Т. В. МОРОЗОВА, С. Г. МУРИНА, Российский внутренний туризм: основные тенденции развития (на примере Карелии) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 29 января 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/travelling/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1611913575&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.
публикация №1611913575, версия для печати
Российский внутренний туризм: основные тенденции развития (на примере Карелии)
Дата публикации: 29 января 2021 |
Во второй половине XX века туристская индустрия превратилась в один из крупнейших секторов мировой экономики. На долю туризма приходится свыше 10% мирового национального продукта, а доходы от него сопоставимы с доходами нефтегазоперерабатывающей промышленности и автомобилестроения. Число путешествующих стремительно растет из года в год, а с учетом внутреннего туризма почти половина жителей нашей планеты ежегодно вовлекается в сферу туристского бизнеса1. В статье показаны основные факторы, сдерживающие развитие внутреннего туризма в России. Рыночные преобразования сопровождались противоречивыми процессами в развитии туризма в России. С распадом советской системы плановой экономики резко сократились бюджетные источники финансирования и средства внебюджетных фондов, выделяемых на содержание и развитие социальной сферы, активизировался малый и средний бизнес. Туризм в Республике Карелия, как и в стране в целом, утратил свой социальный характер и стал формироваться преимущественно на коммерческой основе как элитный вид отдыха. В то же время у Карелии появились новые возможности для широкого развития международного туризма. В начале 1990-х годов возникло около 100 частных предприятий, работающих в сфере туризма. Увеличился поток иностранных туристов, особенно из Финляндии. Это способствовало пополнению регионального бюджета за счет роста 1 Каурова А. Д. Организация сферы туризма. С-Пб: Герда, 2005. С. 11; Абрамова Т. В., Барзыкин Ю. А., Шарафутдинов В. Н. XXI век станет веком туризма // ЭКО. 2005. N 9. С. 47 - 48. стр. 175 валютных и налоговых поступлений. Приток частных инвестиций в сферу туристского бизнеса позволил существенно обновить материально-техническую базу туристской инфраструктуры. Наличие уникальных природно-ландшафтных и культурно-исторических ресурсов благоприятно сказалось на развитии рекреационного, экологического, этнографического и культурно-познавательного туризма. Кижский архитектурный ансамбль, первый российский курорт "Марциальные воды", основанный Петром I в XVIII веке, природный парк "Валаамский архипелаг" привлекают туристов со всех стран мира. Крупнейшие озера Европы - Ладожское и Онежское, Белое море, порожистые карельские реки - известные водные туристические маршруты. В республике имеется немало уникальных и очень красивых мест: петроглифы Бесова Носа - образцы древней письменности и культуры, водопад Кивач, старинные дома и деревни, часовни и церкви, природные заповедники. В последние годы рынок туристских услуг Карелии диверсифицируется, развиваются активные виды отдыха: приключенческие туры, клубный загородный отдых с экстремальными видами спорта, лодочные, лыжные и велосипедные походы, рыболовные и охотничьи туры для любых возрастных групп и лиц разной степени подготовленности. Для туристов предлагаются разнообразные обзорные вертолетные экскурсии, обслуживание корпоративных клиентов и маршруты выходного дня. Все более популярным становится семейный отдых культурно-познавательного типа, например, в условиях этнографической среды традиционной карельской деревни. Однако доминируют въездные виды туризма. Туристско-рекреационный потенциал республики для оздоровления местного населения практически не используется. Доля внутреннего регионального туризма в общем объеме туристских услуг, оказанных населению на территории республики, незначительна. В основном это туры выходного дня, корпоративные поездки или награждение путевками лучших сотрудников организации. стр. 176 Основным сдерживающим фактором развития внутреннего туризма в республике является низкий уровень жизни большей части населения. Сокращение реальных доходов за годы реформ почти в два раза, усиление социальной дифференциации и поляризации населения по уровню доходов существенно ограничили потребительские возможности. Отдых в Карелии стал дорогим удовольствием, которое может позволить себе далеко не каждый житель республики. Все это привело к тому, что потребность большей части жителей республики в организованном отдыхе и санаторно-курортном лечении в настоящее время не удовлетворяется. Исследование структуры потребительских расходов домашних хозяйств Республики Карелия2 выявило, что, несмотря на увеличение доли расходов на оплату услуг с 11,7% в 1999 г. до 18,8% в 2004 г., затраты населения на санаторно-оздоровительные услуги составляют всего 3,3% в общем объеме платных услуг. Вследствие значительной дифференциации населения по доходам величина затрат и их доля в совокупных расходах существенно отличаются по отдельным группам с разным уровнем благосостояния. Следует отметить, что большая доля потребительских расходов жителей Карелии в части санаторно-курортного обслуживания (92,4%) приходится на представителей седьмой, восьмой, девятой и десятой децильных групп, которые в совокупности составляют 40% наиболее обеспеченного населения. Следовательно, на 60% менее обеспеченных жителей республики в 2004 г. приходилось лишь 7,6% от общего объема потребления санаторно-курортных услуг. Результаты экономико-социологических обследований домохозяйств Республики Карелия3 подтверждают получен- 2 По материалам ежегодных выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, проводимых Комитетом государственной статистики Республики Карелия. стр. 177 ные выводы об ограниченности потребления населением услуг рекреационного характера. Так, в 2004 г. поездки на платный отдых в санатории и пансионаты, а также прочие туристические путешествия могли себе позволить члены 7,7% семей, а 75,5% семей считали, что это слишком дорого. Существенна доля населения, которая вынуждена ограничивать удовлетворение даже жизненно важных потребностей: 30,6% домохозяйств указали, что им не хватает имеющихся доходов на покрытие необходимых текущих расходов, а у 40% - "хватает с трудом". У значительной части опрошенных домохозяйств велика доля расходов на питание: 35,5% тратят на эти цели примерно половину своего денежного дохода, 28,9% - примерно две трети, а 18,8% -практически всё. Менее половины семейного бюджета уходит на питание только у 10,9% домохозяйств. Кроме затрат на питание, в числе самых крупных семейных расходов находится оплата жилья и коммунальных услуг (присутствует в бюджете 27,4% семей), а также приобретение одежды и обуви (15,6%). Далее следует группа расходов, связанных с бытовым обустройством, - покупка предметов длительного пользования (представлена в структуре расходов 12,8% семей), ремонт квартиры, дачи (10,3%). К наименее распространенным статьям расходов относятся покупка квартиры, автомобиля, а также затраты на отдых и путешествия (3%, 6% и 3,5% соответственно). В домохозяйствах с низким уровнем материальной обеспеченности отмечается смещение структуры потребления в сторону предметов первой необходимости и обязательных услуг (питание, одежда, обувь, транспортные расходы и оплата жилья). Снижение потребительских возможностей в период рыночных трансформаций обусловило сужение спектра потребительских ожиданий населения. Так, распределение домохозяйств по статьям планируемых расходов показало, что 22,7% семей ничего не планирует по причине недостатка средств. Среди планируемых статей расходов устойчиво доминируют первоочередные: питание, гардероб, предметы длительного пользования. В значительно меньшей степени стр. 178 планируются расходы на укрепление здоровья, отдых, получение профессионального образования. В то же время в последние годы в структуре потребностей населения растет значимость мероприятий, направленных на отдых и укрепление здоровья. Так, если в 2002 г. затраты на отдых и укрепление здоровья в качестве первоочередных предполагаемых расходов указали 8% опрошенных домохозяйств, то в 2004 г. - уже 12%. Одним из обстоятельств, способствующих данной тенденции, является активно обсуждаемая на разных уровнях тема туристского бренда Карелии как региона, ориентированного на здоровый образ жизни, а также пропаганда активных видов отдыха. Тем не менее очевидно, что наличие осознанных рекреационных потребностей, не подкрепленных достаточным уровнем денежных доходов, не сможет привести к росту потребления санаторно-курортных и других туристско-рекреационных услуг. Одной из важнейших предпосылок формирования устойчивого спроса на туристско-рекреационные услуги является наличие у населения необходимого количества свободного времени и желания его потратить на отдых и путешествия. В настоящее время низкий уровень жизни большинства россиян обусловливает смещение распределения бюджета времени в сторону экономических видов деятельности, а также занятости в сфере быта и домашнего труда. Недостаточная материальная обеспеченность часто вызывает стремление к "натурализации" домашнего хозяйства, не позволяет создать более комфортные бытовые условия с целью высвобождения времени на удовлетворение потребностей людей в отдыхе и рекреации. Современные тенденции на рынке труда также не способствуют увеличению фонда свободного времени населения. Для Карелии, как и для России в целом, отличительными чертами переходного периода стали безработица, рост занятости в неформальном секторе экономики, а также вторичная занятость как способ получения дополнительных доходов. Результаты проведенных исследований подтверж- стр. 179 дают рост теневой и дополнительной занятости, наличие не только официальной, но и скрытой безработицы. По оценке органов государственной статистики, в России насчитывается 5,4 млн. безработных, что составляет 7,3% от численности экономически активного населения4. В Карелии безработица оценивается примерно на таком же уровне. Отметим, что и безработица, и дополнительная занятость затрудняют решение проблем, связанных с рациональным отдыхом и сохранением здоровья. Наличие безработицы ухудшает материальное положение семей, имеющих в своем составе безработных, а дополнительная занятость, увеличивая личные доходы граждан, сокращает количество свободного времени. К тому же в неформальном секторе экономики не всегда соблюдается трудовое законодательство, что проявляется в отсутствии социальных гарантий на предоставление оплачиваемых отпусков, выплат пособий по временной нетрудоспособности, нарушении установленных норм продолжительности рабочего дня и рабочей недели. Экономико-социологическое обследование домохозяйств г. Петрозаводска показало, что вторичную занятость (в том числе и нерегулярные дополнительные заработки) в 2004 г. имели 37,3% респондентов (в 2002 г. - только 27%) (рис. 1). Из них 34,8% подрабатывали официально по мес- Рис. 1. Дополнительная занятость среди работающего населения в 2004 г., % 4 Данные оперативной статистики на конец июля 2006 г. (оценка численности безработных в соответствии с методологией Международной организации груда). стр. 180 ту основной работы, а у 37,5% дополнительная занятость носила неофициальный характер. Среди мотивов иметь дополнительную работу 77% респондентов указали материальные трудности и только 7,3% - желание реализовать себя (рис. 2). Таким образом, вторичная занятость, являясь в большинстве случаев вынужденной мерой, представляет собой еще один фактор, затрудняющий реализацию рекреационных потребностей. Рис. 2. Мотивы дополнительной занятости среди работающего населения в 2004 г., % В настоящее время систематическое потребление услуг рекреационного характера для большинства жителей страны оказалось недоступно. Тем не менее проблема укрепления общественного здоровья, в том числе при помощи формирования моделей поведения населения, соответствующих здоровому образу жизни, имеет особую актуальность и социальную значимость для нашей страны в целом и для ее отдельных регионов в частности. Т. В. МОРОЗОВА, доктор экономических наук, С. Г. МУРИНА, Институт экономики Карельского научного центра РАН. Опубликовано 29 января 2021 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1611913575 → © Portalus.ru Главная → ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ → Российский внутренний туризм: основные тенденции развития (на примере Карелии) При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|