Полная версия публикации №1617194474

PORTALUS.RU ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ А. М. ХАЗАНОВ. История Анголы в новое и новейшее время (до 1975 г.). М. Институт востоковедения РАН, Российская Академия естественных наук, Международная Академия наук и искусств. 1999. 390с. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. М. ПЕГУШЕВ, А. М. ХАЗАНОВ. История Анголы в новое и новейшее время (до 1975 г.). М. Институт востоковедения РАН, Российская Академия естественных наук, Международная Академия наук и искусств. 1999. 390с. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 31 марта 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/travelling/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1617194474&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 07.05.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. М. ПЕГУШЕВ, А. М. ХАЗАНОВ. История Анголы в новое и новейшее время (до 1975 г.). М. Институт востоковедения РАН, Российская Академия естественных наук, Международная Академия наук и искусств. 1999. 390с. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 31 марта 2021. URL: https://portalus.ru/modules/travelling/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1617194474&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 07.05.2021).



публикация №1617194474, версия для печати

А. М. ХАЗАНОВ. История Анголы в новое и новейшее время (до 1975 г.). М. Институт востоковедения РАН, Российская Академия естественных наук, Международная Академия наук и искусств. 1999. 390с.


Дата публикации: 31 марта 2021
Автор: А. М. ПЕГУШЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1617194474 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Доктор исторических наук, профессор, заведующий Отделом комплексных проблем международных отношений Института востоковедения РАН А. М. Хазанов - один из немногих у нас специалистов по истории португальской колониальной империи. В рецензируемой

стр. 167


работе учтено все ценное, что было сделано отечественными и зарубежными историками в области изучения прошлого и недавнего настоящего Анголы. Тематически и частично структурно книга Хазанова примыкает к издаваемой с 1961 г. Институтом Африки РАН серии "История стран Африки", хотя, в отличие от книг этой серии, она хронологически ограничена колониальным периодом. Автор "счел нецелесообразным" давать анализ национально- освободительной революции в Анголе, поскольку этот вопрос освещается им в ранее опубликованных книгах (с. 372).

"Самоустранение" Хазанова от обсуждения этой проблематики на страницах данной книги вряд ли оправданно. Речь идет не о "тотальном" пересмотре собственных взглядов автора на этот период, а о новом осмыслении того, что же произошло в Анголе- одной из "ключевых" стран "социалистической ориентации", - да и в других португальских владениях в Африке в последней четверти XX века.

Книга хорошо документирована, в ней использованы материалы отечественных архивов, многочисленные португальские и ангольские публикации, мемуары и пресса. Ряд документов и материалов - португальских и ангольских- вводится в научный оборот впервые.

В центре внимания автора - "португальский колониализм" - уникальный исторический феномен. "Португальцы, - пишет Хазанов, - первыми пришли в Африку и последними ушли оттуда". Он ставит следующие вопросы: "Чем объяснить этот феномен? Имеет ли этот фактор характер исторической случайности или он обусловлен какими-либо историческими закономерностями? С чем связано то обстоятельство, что широкая организованная антиколониальная борьба в Анголе началась относительно поздно и что эта страна достигла независимости позже, чем другие колонии, не в первой волне освобождения Африки (начало 60-х гг.), а во второй (середина 70-х гг.)?" (с. 4).

Автор приходит к выводу, что долгое время португальским властям удавалось поддерживать миф "о полной социальной идиллии и мире, якобы царящих в их колониях". Этому в немалой мере способствовала проводимая Португалией в ее африканских колониях гибкая, маневренная туземная политика, сочетавшая в себе в разные периоды методы грубого принуждения и средства идеологического и социального воздействия на африканское население, включая ограниченное разрешение смешанных браков и предоставление прав португальского гражданства.

Автор показывает, что отличительной чертой антиколониальных движений в португальских владениях в Африке, включая Анголу, был (частично и в силу отмеченных выше причин) их узколокальный характер, разобщенность, отсутствие координации не только в масштабах всей португальской империи, но даже в рамках одной колонии, а также полная изоляция от революционных сил в мире (с. 319).

Внимание Хазанова привлекли такие вопросы, как колонизация Анголы и роль работорговли, формирование колониальной общественной структуры и колониального ангольского капитализма, ранние формы антиколониального сопротивления и развитие общественно-политической мысли в Анголе.

Значительная часть работы посвящена периоду с XVII до начала XX века. Характеризуя ранние государства на территории доколониальной Анголы и относительно изученные в отечественной историографии (работы А. С. Орловой, Э. С. Львовой и др.), Хазанов в основном следует сложившейся в отечественной африканистике точке зрения, согласно которой ко времени появления европейцев народы этого региона, особенно в низовьях реки Конго, достигли "относительно высокого уровня производительных сил, который неизбежно вызвал классовое расслоение общества и появление государственности раннефеодального типа" (с. 8). Этот вывод подкреплен португальскими источниками, ранее не использовавшимися. Было бы интересным, если больше внимания было бы уделено в книге теоретическим аспектам доколониальной ангольской истории, обратившись к результатам недавно завершенного 25-летнего международного проекта "Раннее государство" 1 .

Много нового материала содержат разделы, посвященные португальской колонизации Анголы, становлению первичных форм колониальной эксплуатации и сопротивлению африканцев колониальному вторжению. Автор приходит к выводу, что одним из результатов первого (раннего) этапа сопротивления португальцам стала "ломка родоплеменных связей,., необходимость объединения перед лицом общих врагов, массовые миграции населения, вызванные угрозой порабощения. Все это создало необходимые условия для возникновения на этой основе примитивной государственности, получившей форму раннефеодальной монархии,... в которой рабовладельческие институты тесно переплетались с феодальными" (с. 51 - 52).

Хазанов вносит свой вклад и в изучение истории работорговли в Африке. Ангола была

стр. 168


одним из главных источников атлантической работорговли. Подробно характеризуются три главные метода, практиковавшиеся работорговцами в XVII-XVIII вв.: "торговый" - отправку работорговцев в глубинные районы страны, что вскоре оказалось нерентабельным; обложение "живой" податью местных вождей; и организацию специальных военных экспедиций с целью захвата рабов. Автор прав, утверждая, что "не только работорговля, но и сама система рабства с ее рутинной техникой и жестокими нормами эксплуатации, оказали пагубное влияние на все стороны политической, экономической и духовной жизни народов Анголы". Система рабства и работорговля серьезно тормозили "дальнейшее развитие производительных сил в Анголе и задержали ее социально-экономический и культурный прогресс" (с. 122). Этот вывод помогает понять, почему Португалия, один из пионеров заморского мореплавания и "первого передела" мира в средние века, постепенно утрачивала свои экономические позиции и в Старом, и в Новом свете.

В колониальных владениях Португалии происходил, употребляя выражение В. В. Крылова, процесс "вырождения" привнесенного сюда капитализма в рабство, следствием чего было появление специфического колониально- рабовладельческого уклада 2 . Эта посылка делает выводы Хазанова о причинах относительной экономической слабости португальских владений в Африке еще более убедительной.

В книге большое внимание уделено формированию общественно-политической мысли колониальной Анголы - развитию литературы, прессы, публицистики и т. д. К середине XIX в. в этой стране сложилась устойчивая прослойка национальной интеллигенции, представленная в равной мере как мулатами, так и коренными жителями. В этой связи уместно провести параллель с развитием общественно-политической мысли в Западной Африке, которая до недавнего времени считалась в отечественной африканистике своего рода форпостом формирования национальной интеллигенции на Африканском континенте. Приводимые данные позволяют говорить о нескольких, одновременно развивавшихся очагах национальной культуры в Африке.

Дальнейшее изучение истории формирования общественно-политической мысли в Анголе позволит более полно осмыслить особенности "ангольского менталитета" (или национального характера ангольцев), формировавшегося, несмотря на жестокую колониальную эксплуатацию и экономическую отсталость этой колонии, в условиях более близких духовных связей с метрополией, чем, скажем, аналогичные связи бывших британских владений в восточной и центральной Африке.

Переломным временем в этом процессе Хазанов считает середину XIX- начало XX в., когда на общественно-политическую арену вышла новая сила, требующая кардинальных общественных перемен - малочисленная, но весьма активная национальная интеллигенция и мулаты, имеющие тесные контакты с местным европейским населением (с. 272). Пробуждение общественной жизни ускорило запрещение рабства, работорговли и принудительного труда. Правда, эти запреты часто не соблюдались, отмечает Хазанов, но сам факт их введения ставит под вопрос устоявшийся в африканистике взгляд на португальское колониальное правление в Африке как на наиболее жестокое, отсталое и "застойное".

Как показывает Казанов, с появлением новых общественных сил было связано зарождение "первой фазы ангольского национализма", движущей силой которого были мулаты. На этой фазе автор выделяет главные формы выражения протеста и оппозиции колониальным властям (с. 274). По мнению Хазанова, наиболее динамичной оппозиционной силой была журналистика. С середины XIX в. начался период так называемой свободной прессы в Анголе. Изданный в 1856г. указ о свободе печати в заморских территориях Португалии плодотворно и активно использовало несколько поколений ангольских журналистов и литераторов. Самым ярким представителем ангольских интеллектуалов конца 90-х годов XIX века Хазанов считает писателя и журналиста Пайшана Франку.

Хазанов показал, что истоки ангольского национализма следует искать в широкой деятельности "ангольских интеллектуалов" второй половины XIX - начала XX века, зачастую принимавшей радикальные формы. Этот вывод, однако, в чем-то противоречит другой оценке Хазанова о влиянии Октябрьской революции (с. 320). Октябрьская революция действительно вызвала известную активизацию антиколониальной и революционной борьбы в некоторых странах Востока и Африки, однако вряд ли к ним можно причислить Анголу. Во всяком случае, в книге ничего конкретного об этом не говорится.

Создание первых антиколониальных организаций (ассоциаций) в Анголе, как пишет сам автор, началось после Первой мировой войны, но их организаторы вдохновлялись иными идеями. Руководители одной из первых

стр. 169


таких организаций- Африканской лиги- находились под влиянием идей Маркуса Гарви, особенно его мыслей о создании африканских предприятий, способных вытеснить европейских торговцев. Главную роль в Африканской лиге играли представители нарождающейся ангольской и сантомийской буржуазии, собственники плантаций, стремившиеся защитить свои интересы (с. 323). Аналогичные позиции занимал Африканский центр, впоследствии переименованный в Африканскую ассоциацию.

Что же касается влияния идей социализма на ангольское освободительное движение, то его, очевидно, следует искать в более позднем хронологическом периоде, в 60-е- 70-е годы, в связях с португальскими коммунистами и т. д.

Автор пишет и о колониальном фашизме в Анголе. Хазанов показывает, что благодаря формальному сохранению нейтралитета, фашистское правительство Португалии, экономически и политически поддерживающее Германию, в то же время сумело расширить торговлю и с ее противниками- США, Индией, Англией и ЮАС. Хотя при фашистах португальская колониальная администрация была построена по принципу военно-бюрократического централизма, в стране продолжалось хищническое разграбление ее богатейших природных ресурсов, процветала коррупция, любая оппозиция жестоко подавлялась, в конце 60-х годов Лиссабон был вынужден перейти к активной политике "колониального либерализма" (с. 346 - 348). В 1971 г. Анголе и Мозамбику, в значительной мере под давлением местной мелкой и средней белой буржуазии, протестовавшей против утечки прибылей в Португалию и другие страны Запада, была предоставлена автономия. Но это не означало перехода к последовательной деколонизации; политическое освобождение Анголы стало возможным только после португальской революции 1974 года.

Хазанов формулирует принципиальное различие колониализма португальского и других европейских держав, с которым была связана относительная продолжительность сохранения португальского господства в Африке (с. 371). Среди других причин длительного сохранения португальского колониализма в Африке Хазанов называет "неизменную поддержку Соединенными Штатами Америки", странами НАТО, а также образование военно-политического блока- "дьявольского союза" ЮАР, Родезии, португальских владений. К этому следовало бы добавить разобщенность антиколониальных сил и сложность национально-расовой обстановки в португальских владениях.

Книга Хазанова займет достойное место в современной отечественной историографии Африки.

Примечания

1. См. об этом проекте: КОЧАКОВА Н. Б. Раннее государство и Африка (аналитический обзор публикаций Международного исследовательского проекта "Раннее государство"). -Труды Института Африки РАН. Серия "Источники. Историография. Документы". Т. 1. М. 1999.

2. КРЫЛОВ В. В. Капиталистически ориентированная форма общественного развития освободившихся стран (К методологии марксистского исследования). - Рабочий класс и современный мир, 1983, N 2,с.23 - 25.

Опубликовано 31 марта 2021 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1617194474

© Portalus.ru

Главная ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ А. М. ХАЗАНОВ. История Анголы в новое и новейшее время (до 1975 г.). М. Институт востоковедения РАН, Российская Академия естественных наук, Международная Академия наук и искусств. 1999. 390с.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU