Полная версия публикации №1644409164

PORTALUS.RU ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ Т. MKANDAWIRE, CH. SOLUDO. OUR CONTINENT, OUR FUTURE. AFRICAN PERSPECTIVES ON STRUCTURAL ADJUSTMENT → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

И. Г. РЫБАЛКИНА, Т. MKANDAWIRE, CH. SOLUDO. OUR CONTINENT, OUR FUTURE. AFRICAN PERSPECTIVES ON STRUCTURAL ADJUSTMENT [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 09 февраля 2022. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/travelling/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1644409164&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 20.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

И. Г. РЫБАЛКИНА, Т. MKANDAWIRE, CH. SOLUDO. OUR CONTINENT, OUR FUTURE. AFRICAN PERSPECTIVES ON STRUCTURAL ADJUSTMENT // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 09 февраля 2022. URL: https://portalus.ru/modules/travelling/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1644409164&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 20.04.2024).



публикация №1644409164, версия для печати

Т. MKANDAWIRE, CH. SOLUDO. OUR CONTINENT, OUR FUTURE. AFRICAN PERSPECTIVES ON STRUCTURAL ADJUSTMENT


Дата публикации: 09 февраля 2022
Автор: И. Г. РЫБАЛКИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1644409164 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


International Development Research Centre. Ottawa, Cairo, Dakar, Johannesburg, Montevideo, Nairobi, New Delhi, Singapore. Aafrica World Press, 1999, XIV, 177 p. *

(c) 2001

По проблемам влияния структурных преобразований на социально- экономическую и политическую ситуацию в странах Африки создано немало работ 1 . Программы структурной адаптации, разработанные экономистами МВФ и МБРР, предусматривали проведение широкомасштабных реформ как в хозяйственной сфере (финансовой, денежной, налоговой, инвестиционной, таможенной и т.д.), так и в административной, правовой и других областях. Эти программы содержали, как правило, стандартный набор требований: ограничение вмешательства государства в экономику, свертывание осуществляемых им планов, приватизация предприятий государственного сектора, поощрение частной инициативы; создание оптимально благоприятных условий для функционирования иностранного капитала; преодоление дефицита государственного бюджета, прежде всего путем снижения расходов на социальные нужды и ликвидацию субсидий на товары массового спроса; либерализация внешней торговли, девальвация внутренних сбережений. Основные цели программ заключались в устранении дисбаланса во внешних и внутренних финансовых расчетах, повышении эффективности внутреннего механизма хозяйствования африканских стран путем более широкого использования экономических стимулов для обеспечения интеграции их в мировое хозяйство.


* Т. Мкандавире, Ч. Солюдо. Наш континент, наше будущее. Перспективы структурной перестройки в Африке. Международный центр изучения развития. Оттава, Каир, Дакар, Йоханнесбург, Монтевидео, Найроби, Нью-Дели, Сингапур, "Мир Африки", 1999, XIV, 177 с.

стр. 210


Неолиберальные круги в западные странах настойчиво пропагандируют идею общепланетарного рынка и настаивают на быстрейшем включении в него африканских стран. Процесс глобализации мирового хозяйства используется промышленно развитыми государствами для более полного подчинения своим экономическим и политическим интересам отставших в экономическом развитии государств. Выдвигая концепцию устойчивого (sustainable) развития этих стран, используя их постоянную потребность в источниках финансирования, Запад создал механизм, направленный на более полное втягивание экономически отставших государств в мировое хозяйство, превращающий их в неравноправных партнеров развитых стран. Им навязываются малоприемлемые в их специфических социально-экономических и культурных условиях модели и рецепты рыночного хозяйствования, цивилизационные принципы и ценности, свойственные западным странам. Главным средством осуществления этой политики в последние полтора десятилетия выступают программы структурной адаптации (перестройки), осуществляемые по рекомендации МВФ. Выполнение всех пунктов этих программ странами-получателями рассматривается как условие для предоставления им в дальнейшем финансовой помощи на более широкой основе - от Всемирного банка и других международных финансовых институтов, а также от сообщества стран-доноров.

Важное значение для осмысления проблем развития государств Африки имеют исследования африканских ученых, поскольку все яснее проявляется низкая эффективность, а порой и бесперспективность западных моделей и рецептов оздоровления социально-экономической ситуации на континенте. Африканских исследователей, как и всю африканскую интеллигенцию, постоянно волновал вопрос о выборе пути развития, об ослаблении экономической зависимости от внешних факторов, об интенсификации экономического сотрудничества между государствами континента, о всемерной мобилизации внутренних ресурсов для целей развития в каждой стране.

В рецензируемой монографии предпринимается попытка не только осмыслить пройденное, но и наметить и обосновать пути развития, соответствующие реалиям африканского континента. Авторы монографии - африканские ученые Т. Мкандавире и Ч. Солюдо, сотрудничающие с канадским Международным центром исследований проблем развивающегося мира, который субсидирует проведение исследований проблем экономического и социального развития освободившихся стран. Книга посвящена как влиянию политики структурной перестройки на общества Африки, так и возможностям и перспективам структурных преобразований в странах континента.

Монография состоит из четырех глав, введения и заключения. В первой главе рассматривается предыстория проблемы и характеризуются первоначальные условия развития африканских государств с момента обретения ими независимости. Авторы неоднократно упоминают о значении азиатского опыта для стран Африки, подчеркивая, что в настоящее время сравнения с условиями, существующими в странах Азии, более правомерны, чем 30 лет назад, поскольку в данный момент Африка является более подготовленной к восприятию азиатского опыта развития. Приводятся также отдельные сравнения и с опытом развития латиноамериканских государств.

Оценивая стартовые условия развития народов континента, авторы приходят к справедливому выводу, что к середине 70-х годов наблюдался определенный прогресс в экономическом и социальном развитии. Появились отдельные ростки промышленности, увеличился охват детей школьным обучением, были проложены новые дороги, совершенствовалась система социальных служб. Однако национальная экономика оставалась чрезвычайно слабо развитой и зависела от любых изменений конъюнктуры мирового рынка. Иными словами, условия для быстрой структурной перестройки отсутствовали.

Вторая глава посвящена изложению содержания социально- экономического кризиса в Африке и рекомендациям экспертов различных международных финансово-экономических организаций по вопросу выхода из кризисного состояния. Авторы подчеркивают, что "в настоящее время в Африке больше зарубежных советников, чем в конце колониального периода" (с. 35), и что ни в одной части света нет большего числа "иностранных помощников", чем на африканском континенте. А ведь ни МВФ, ни МБРР не могут констатировать, что страны, применявшие их рекомендации (в середине 90-х годов Банк курировал ход реформ в 29 государствах континента), продемонстрировали ускоренное развитие. Тем не менее западные эксперты продолжают разрабатывать стратегии для развивающихся государств.

В третьей главе рассматриваются отдельные результаты африканского опыта структурной перестройки. Авторы убедительно доказывают, что даже применительно к Гане, которая

стр. 211


считается позитивным образцом структурной перестройки, невозможно с полной уверенностью утверждать, что на развитие этой страны экономическая либерализация повлияла благоприятно. Можно согласиться с авторами в том, что залогом успешной приватизации являются сильная государственная власть и эффективное государственное регулирование народного хозяйства. Во всех странах, осуществляющих политику структурной перестройки, в частности в Гане, уровень бедности повысился. В результате международные финансовые организации с середины 90-х годов стали планировать капиталовложения в социальную сферу и разрабатывать социальные программы для предотвращения дальнейшего роста общественного недовольства. Опасаясь срыва реализации программ структурной перестройки, руководство МБРР приступило к финансированию ряда социальных проектов, которые оно рассматривало в качестве превентивной меры для предотвращения возможных политических и социальных беспорядков. Эти меры призваны были обеспечить политическую и общественную поддержку программам, в которой они остро нуждались.

Четвертая глава посвящена общим оценкам трансформации различных отраслей народного хозяйства в процессе структурной перестройки. В реальности развитие оказалось чрезвычайно замедленным: "Показатели роста ниже прироста населения... С такими показателями разрыв между Африкой и другими странами впоследствии будет увеличиваться" (с. 87).

По мнению авторов, над всеми стратегиями социально-экономических преобразований как дамоклов меч по-прежнему нависает отсталость африканского сельского хозяйства. Существует большая зависимость реформ от того, насколько результативно будет преобразовываться аграрный сектор. Но этому препятствуют недостаток финансовых средств, неумение вести хозяйство и наладить производство, ограниченность информации о рынках, продукции, технологиях и т.д. В заключение авторы приходят к выводам, что экономическое развитие африканских государств должно осуществляться лишь в русле и рамках общего процесса демократизации, прежде всего в национальных интересах, а также при учете важной роли социальных факторов.

В целом авторские оценки пути, пройденного Африкой за годы независимости, представляются обоснованными. В работе много концептуально верных обобщений, наблюдений, равно как и аргументированных выводов. Однако, несмотря на высокую оценку в монографии роли социального компонента в процессе развития, несмотря на констатацию глубокого общественного кризиса и признание острой необходимости его урегулирования с целью избежания социального взрыва и стабилизации политической ситуации, в работе отсутствуют какие-либо конкретные рекомендации и предложения. Хотя, вероятно, можно было бы предложить выделение и/или увеличение бюджетных ассигнований на нужды здравоохранения 2 , образования, борьбу с безработицей, предоставление пенсионных и детских пособий, развитие сети охраны материнства и детства, гарантирование равных прав женщинам и многое другое.

Дело в том, что в странах, следующих предписаниям МВФ, наблюдаются кризисные процессы в социальной сфере, и чем жестче эти предписания, тем больше обостряются социальные проблемы. Усиливается коррупция на всех уровнях не только в государственном, но и в частном секторе, растет преступность, расширяется деятельность наркомафии. И все это на фоне обнищания большей части населения, увеличивающегося разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения. Растущая безработица приводит к тому, что часть трудящихся, уволенных с приватизированных предприятий, чтобы выжить, вынуждена возвращаться в традиционный сектор, в котором положение не улучшается, а, напротив, ухудшается.

Многие предприниматели, как местные, так и зарубежные, стараются извлечь выгоду из неразберихи в экономике, уклоняясь от уплаты таможенных пошлин и от налогов. Экономисты-аналитики утверждают, что быстрыми темпами идет развитие теневой экономики. Незаконно заключаются сделки, скрываются доходы, процветает контрабандная торговля.

События в Африке 90-х годов показали, к каким негативным последствиям приводят разрушение минимальной основы единства общества, доведение людей до отчаяния. Достигнув критической точки, они могут породить настоящий бунт. Уже в начале 90-х годов социальная напряженность, вызываемая прежде всего затянувшимся экономическим кризисом, заметно усилилась во многих странах Тропической Африки. Протесты в форме массовых забастовок трудящихся, месяцами не получавших зарплату, учащихся, студентов нередко приобретали политическую окраску. Катализаторами этих настроений чаще всего были программы структурной перестройки, предлагавшиеся МВФ, поскольку их осуществление приводило к дестабилизации положения в социальной сфере.

стр. 212


В монографии полностью отсутствует и экологическая проблематика. Африку многие считают одним из немногих относительно благополучных в экологическом отношении регионов земного шара. Но такое мнение ошибочно. Для континента характерны как обезлесение и опустынивание, так и связанное с антропогенным воздействием на биосферу загрязнение прибрежных морских вод, озер, рек, водоемов отходами промышленного производства, пестицидами и гербицидами. Получает распространение захоронение токсичных отходов химических, ядерных и иных вредных производств, доставляемых из высокоразвитых государств, и пр.

В монографии предпринимается попытка обобщения и анализа африканского опыта развития, намечены некоторые пути преодоления социально-экономических катаклизмов. Но предлагаемые средства выхода из кризиса довольно традиционны и не обладают избирательной направленностью. Тут и углубление внимания к индустриализации, дальнейшее стимулирование и активизация торговли, более интенсивная модернизация технологий и увеличение объемов инвестирования, проведение назревших аграрных реформ и дальнейшая всемерная мобилизация внутренних ресурсов каждой страны, увеличение капиталовложений в экономику и привлечение зарубежной помощи, сокращение или отмена долговых обязательств и региональная интеграция и взаимопомощь, совершенствование налоговой политики и т.д.

При анализе проблемы структурной перестройки африканской экономики необходимо учитывать многообразие условий в странах континента, особенности их развития. Однако невозможность рассмотрения всех частных случаев трансформации африканских обществ и потребность в получении общей картины, на основе которой только и возможно представить перспективы развития континента, все-таки заставляют прибегать к обобщениям. К этому подталкивает и общность исторических судеб африканских государств, и схожесть опыта их независимого развития. Ведь почти каждая африканская страна отдала дань экономическим экспериментам, осуществлявшимся по большей части на основе схем, предлагавшихся зарубежными специалистами. И этот опыт приводил африканцев к убеждению, что, лишь учитывая в первую очередь специфику местных условий, можно использовать западные концепции оздоровления экономической и финансовой сферы без серьезных побочных последствий и большого ущерба для развития народов континента.

Авторы не смогли пока предложить ни новых конкретных и обоснованных путей выхода из кризиса, ни четкой концепции развития африканских стран. Хотя, возможно, сейчас преждевременно требовать от африканских ученых конкретной и оптимальной программы реформ: эксперты всего мира на протяжении последних десятилетий не смогли найти адекватные ответы на те многочисленные вопросы, которые ставит африканская действительность.

Несмотря на то, что содержащийся в монографии анализ оставляет впечатление описательности и некоторой поверхностности в подходе к чрезвычайно острой, серьезной и сложной теме, ее появление следует рассматривать как важный шаг в обобщении регионально- континентального опыта эволюции, а также осмысления стоящих перед Африкой проблем. Для решения актуальных вопросов включения наименее развитых стран в мировое хозяйство потребуется складывание такого альянса сил, которые были бы готовы вместе с африканскими странами искать более приемлемые пути преодоления их нынешнего маргинального положения. То обстоятельство, что сами африканские ученые постоянно предпринимают активные попытки анализа социально-экономического развития своих стран и нахождение средств выхода их из кризисного состояния, является знаменательным явлением, вселяющим надежду на будущее поступательное развитие континента.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. например: И.Б. Маценко. Занятость и структурные преобразования в Африке. М., 1993; Африка южнее Сахары: реформы и развитие. М., 1994; Н.И. Высоцкая. Тропическая Африка: новая экономическая стратегия и ее последствия. М., 1998; Г.Е. Рощин, Л.П. Калинина, А.П. Позднякова. Некоторые аспекты экономической либерализации в Африке. М., 1999; Социальный кризис в Африке. Есть ли выход? М., 1999; I.A . Elbadawi, D. Ghura, G. Uwuajaren. Why Structural Adjustment has hot succeeded in Africa. Word Bank, Washington, 1992; Limits of Adjustment in Africa. L., 1996; J.D. Sacks, М. Warner. Sources of Slow Growth in African Economics. Harward Institute For International Development. Cambridge, 1996; и др.

2 В отдельных странах Африки, в частности ЦАР, в бюджете вообще отсутствует статья расходов на здравоохранение, т.е. при опоре правительства лишь на внешнее финансирование оно находится почти полностью в руках частнопрактикующих врачей и доступно лишь узкому социальному кругу.

Опубликовано 09 февраля 2022 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1644409164

© Portalus.ru

Главная ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ Т. MKANDAWIRE, CH. SOLUDO. OUR CONTINENT, OUR FUTURE. AFRICAN PERSPECTIVES ON STRUCTURAL ADJUSTMENT

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU