Полная версия публикации №1647252568

PORTALUS.RU ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ АФРИКА В РОССИИ, РОССИЯ В АФРИКЕ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Л. Я. ПРОКОПЕНКО, АФРИКА В РОССИИ, РОССИЯ В АФРИКЕ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 14 марта 2022. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/travelling/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1647252568&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Л. Я. ПРОКОПЕНКО, АФРИКА В РОССИИ, РОССИЯ В АФРИКЕ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 14 марта 2022. URL: https://portalus.ru/modules/travelling/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1647252568&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).



публикация №1647252568, версия для печати

АФРИКА В РОССИИ, РОССИЯ В АФРИКЕ


Дата публикации: 14 марта 2022
Автор: Л. Я. ПРОКОПЕНКО
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1647252568 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


16-18 мая 2001 г. в Санкт-Петербурге Научный совет РАН по проблемам Африки, Институт Африки РАН, Центр цивилизационных и региональных исследований РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Санкт-Петербургский государственный университет провели очередную международную научную конференцию "Африка: общества, культуры, языки" ("Африка в России, Россия в Африке"), посвященную памяти российского ученого, чл.-корр. Академии наук Д.А. Ольдерогге.

Участников конференции приветствовали акад. РАН М.Н. Боголюбов, директор МАЭ РАН Ч.М. Таксами, проректор Санкт-Петербургского университета В.Б. Касевич.

В работе пленарного заседания приняли участие более 100 научных сотрудников академических институтов и вузов, аспиранты и студенты из Санкт-Петербурга, Москвы, Саратова, Екатеринбурга и других городов. В работе конференции участвовали научные сотрудники Государственного Эрмитажа и Санкт-Петербургской Духовной академии, а также представители африканских посольств в РФ и аспиранты из Буркина-Фасо, Камеруна, Конго, Мали, Марокко, Намибии, Руанды, Сомали, Судана и Чада.

На обсуждение участников конференции были вынесены следующие проблемы: исторические связи и сотрудничество СССР/России с африканскими государствами; образы России в африканских культурах и образы Африки в российской культуре; африканская диаспора в России и российская община в африканских странах; российская африканистика: истоки, традиции, состояние и перспективы; традиции и новации в языках и литературах стран Африки;

Европа и Африка: исторические и культурные связи.

стр. 145


Работа конференции проводилась по двум секциям: историко- этнографической - руководители: И.В. Следзевский (Центр цивилизационных и региональных исследований РАН, Ин-т Африки - далее ЦЦРИ) и В.А. Попов (МАЭ РАН) и филологической - руководитель А.А. Жуков (СПбГУ).

В ходе конференции был заслушан 61 доклад, из них 4 - на пленарных заседаниях. С докладами на пленарных заседаниях выступили: А.Б. Давидсон (ИВИ РАН) "Африка в истории международных связей России (опыт трех столетий)"; И. В. Следзевский "Познавательный кризис в отечественной африканистике: кризис методологии или кризис сознания?"; В. Г. Шубин (Ин-т Африки) "Юг Африки: соперничество "сверхдержав" или национально- освободительная борьба?"); Ю.М. Ильин (Ин-т Африки) "История, состояние и перспективы российско-африканского научного и культурного сотрудничества".

По мнению А.Б. Давидсона, Африка заняла место в геополитике Российской империи еще в XIX в., когда большое значение для России приобрел океанский путь от Петербурга до Дальнего Востока и Русской Америки, Кейптаун и Саймонстаун стали для русских кораблей важными гаванями, а в конце столетия произошло сближение России с Эфиопией. Рубеж XIX и XX вв. ознаменовался проявлением интереса правительства и общественности России к англобурской войне, симпатиями к бурам, участием российских добровольцев в этой войне и попытками Николая II создать антианглийскую коалицию России, Германии и Франции. В XX в. важнейшими, по мнению докладчика, были два периода: деятельность Коминтерна в Африке в 20-30-х годах и сближение с конца 50-х годов России с рядом африканских антиколониальных движений и государств.

И.В. Следзевский проанализировал основные проблемы развития отечественной африканистики за последние десятилетия, акцентируя внимание на том, что в 1990-е годы стабилизационные тенденции в ее развитии сменились кризисными. Дестабилизировано ее теоретико- методологическое ядро: фундаментальный концептуальный аппарат исследований, связь теоретизирования с описаниями единичных объектов. Релятивизация методов, теорий, выводов вполне коррелирует с общим кризисом африканистики как области объективного и достоверного знания. В российских условиях этот процесс имеет менее открытый и более комплексный характер в силу большей целостности междисциплинарного комплекса, связи индивидуализирующего и генерализирующего подходов, при слабости культуралистской критики.

"Познавательный" кризис в африканистике требует специальных исследований и обсуждений, как и его возможные последствия. Значение релятивизма для дальнейшего развития африканистики, считает докладчик, трудно оценить однозначно. Долгое время методологическая работа в африканистике была направлена на рост и повышение достоверности источникового, прибавленного знания. В то же время в тени оставались состояние и развитие так называемого предпосылочного или априорного знания, которое имеет прямое отношение к культурному самосознанию исследователя, образам и ценностям своей и изучаемой культуры и выполняет в науке функцию целеполагания, социокультурной ориентации. Познавательный кризис выявляет в первую очередь слабость и ограниченность предпосылочного знания, его неадекватность действительной сложности процессов, происходящих в Африке. В связи с этим впервые остро встает проблема соотношения в африканистском знании эмпирических и конструируемых объектов. По мнению И.В. Следзевского, возможны разные варианты такого соотношения, и каждый из них может оказать свое влияние на перспективы развития африканистики, степень ее целостности как предметной области. Тот вариант, который выносится на обсуждение в качестве новых парадигм изучения периферийных обществ (глобалистика - культурология), акцентирует внимание на теме предпосылочного знания и необходимости его обновления. Вместе с тем неясно, как первоочередное внимание к образам и моделям мира (глобальным и локально-культурным) может отразиться на качестве африканистского знания.

В.Г. Шубин в своем докладе затронул некоторые аспекты истории освободительной борьбы на Юге Африки.

Многие авторы, как в России, так и за рубежом, отметил докладчик, анализируют развитие событий на Юге Африки во второй половине XX в. прежде всего через призму "холодной войны" и "соперничества сверхдержав". Завершение "холодной войны" и конфронтации между Востоком и Западом они рассматривают как предпосылки мира и стабильности, что должно было устранить, по крайней мере уменьшить, интенсивность региональных конфликтов. Однако этого не произошло. В целом же наша страна сыграла весьма позитивную роль в осво-

стр. 146


бождении Юга континента от колониализма и апартеида, в достижении стабильности, что в этом регионе.

На заседаниях историко-этнографической секции было заслушано 35 докладов. Тематика докладов отличалась большим разнообразием и подчас выходила за рамки чисто исторических и этнографических сюжетов. Впервые за последние годы значительная часть докладов была посвящена российско-африканским взаимоотношениям в экономическом и политическом аспектах. Выступавшие отмечали, что распад СССР отрицательно сказался на политической и экономической активности России в африканском регионе. Вместе с тем начиная с 2000 г. наблюдается определенное оживление российско- африканских отношений, что отчасти обусловлено возросшим интересом мирового сообщества к этому континенту.

В новой геополитической обстановке Африка представляет для России большой интерес. Ряд отраслей российской промышленности (черная и цветная металлургия, нефтехимическая, оборонная промышленность) в состоянии выдержать конкуренцию мирового уровня. Т.Л. Дейч (Ин-т Африки) отметила, что в отношениях со странами Африки целесообразно использовать опыт других государств (США, Франции, Китая), а также, опираясь на то ценное, что оставила России в наследство африканская политика СССР, искать новые формы отношений, экономически выгодные обеим сторонам и способствующие повышению политического престижа России в Африке.

Несколько докладов были посвящены малоизвестным или плохо изученным сюжетам из области российско-африканских религиозных связей. Сотрудник Санкт-Петербургской Духовной академии А.А. Бовкало охарактеризовал место и роль в духовной жизни африканских стран русских православных приходов. И.Л. Алексеев (ЦЦРИ) на базе архивных материалов Казанской духовной семинарии познакомил участников секции с уникальными фактами изучения в Казани африканского ислама в конце XIX в. Тема доклада А.Д. Саватеева (ЦЦРИ) - изучение африканского ислама в современной российской науке.

В ряде докладов содержался сравнительный подход к изучению общественной трансформации в России и в африканских странах. Рассматривались как процессы, характерные для современных, новых диаспор, так и процессы трансформации первичных этнонациональных ареалов. Первый аспект был затронут Е.Б. Деминцевой (ЦЦРИ). Она провела сравнительный анализ формирования магрибинской диаспоры во Франции и азербайджанской в России; второй аспект представил В.В. Бочаров (СПбГУ), рассмотревший особенности современного правосознания в России.

Довольно полно была представлена и вызвала большой интерес участников секции тематика взаимовосприятия африканцев и россиян. А.А. Жуков (СПбГУ) рассказал об уникальном культурно-историческом документе: описании на языке суахили путешествия по России купца из Восточной Африки, посетившего нашу страну в конце XIX в. А. Н. Мосейко (ЦЦРИ) обосновала возможность прямых кросскультурных сопоставлений ментальных особенностей африканцев и россиян в условиях глобализации мира и кризиса социокультурных основ общества как в Тропической Африке, так и в России. Такое сопоставление представляется ей возможным ввиду сходства России и обществ Тропической Африки как специфически незападных социокультурных систем, обладающих рядом особенностей, которые затрудняют восприятие этими системами западных ценностей, стилей жизни и мышления; сходства по направленности и масштабам процессов разрушения традиционных систем ценностей и основанных на них жизненных ориентации; полиэтничности и поликонфессиональности обществ в России и Тропической Африке. А.Н. Мосейко выделила также "ситуационные критерии" сравнительного анализа: вынужденное тесное взаимодействие с иной культурой, иной идентичностью, претендующей на доминирование (западной культурой, западным миропониманием и системой ценностей) изменение доминант идентификации в условиях социокультурного кризиса; общие вызовы - вопросы, с которыми сталкиваются сегодня Африка и Россия: глобальная идеология неолиберализма или собственные традиции, подчинение унифицирующим тенденциям глобализации или сохранение культурной идентичности. В этих рамках сходным оказывается общее состояние кризиса идентичности, ломки культурно-ментальных основ бытия.

А.В. Притворов (Ин-т Африки) поделился собственным опытом формирования и восприятия образа чернокожего человека - от своих первых детских впечатлений до периода жизни в Анголе в конце 1970-х годов. Он считает, что личные впечатления глубоко влияют на характер восприятия Африки.

стр. 147


Более глобальные и радикальные выводы содержал доклад В.Р. Арсенъева (МАЭ) "Россия - Африка: альтернативы цивилизации (диалог неофита с африканской музой Н.С. Гумилева)". По его мнению, в условиях глобального концептуального и аксиологического кризиса конца XX в. становится непреложностью реабилитация образной парадигмы в науке, обращение к синтетической картине мира, сменяющей в перспективе узконаправленную аналитическую. Российская наука, считает докладчик, больше тяготеет к немецкой культурной заданности, особенно в области гуманитарных наук. В то же время Россия в целом как была, так и остается страной с иррациональной доминантой мышления, с преобладанием веры над доказательностью. Выдвигая тезис о принципиальной близости российской ментальности и образа поведения африканцев ("африканская душа России"), В.Р. Арсеньев усматривает в африканской альтернативе России нечто большее, нежели миф, парадокс, эпатирующий образ, это - новое пространство познания, обещающее новую структурализацию картин реальности, новый образный инструмент организации сценария будущего. Именно об этом - о пагубности движения цивилизации, о живой и полноценной альтернативе в мире Африки и русской деревни - может поведать "африканская муза" Н.С. Гумилева настойчивому неофиту, считает В.Р. Арсеньев. В контексте этого вполне афроцентричного взгляда на Россию наука предстает не более чем одной из возможностей культурной традиции.

В докладе Е.В. Харитоновой (ЦЦРИ) "Африканцы в России: социально-психологические аспекты и методы исследования" была поставлена проблема формирования в массовом сознании современных россиян стереотипного образа африканца. Автор предложил ряд методических разработок, позволяющих эмпирически изучать межрасовые отношения в России, прогнозировать их возможное развитие и при определенных условиях корректировать их негативные аспекты.

В. В. Усачева (ЦЦРИ) в сообщении "Образ Африки в российских массмедиа", проанализировав публикации в прессе и общественно-политический блок программы "Сегодня" канала НТВ (за период 1 сентября 2000 г. - 30 апреля 2001 г.), пришла к выводу, что Африке и африканским странам, в частности, уделяется крайне мало внимания, а образ Африки в целом создается негативный.

Уже несколько лет подряд на конференции достаточно полно представлена тематика исследований Южноафриканского региона. В этом блоке были заслушаны шесть докладов молодых ученых-африканистов. Оживленную дискуссию вызвали доклады "Тайный русский военный агент Вандам (к 100-летию участия российских подданных в англо-бурской войне 1899-1902 гг.)" Г.В. Шубина (Ин-т Африки) и "Миссионеры в Южной Африке: трудности первых контактов (начало XIX в.)" А.В. Баранова (Саратовский гос. ун-т).

Ряд докладов был посвящен истории становления научных знаний об Африке в России. Д.М. Бондаренко (ЦЦРИ) сопоставил этапы изучения Древнего Бенина на Западе, в Нигерии и России. По его мнению, российские ученые достигли определенных успехов в изучении некоторых аспектов: типологизации религиозных верований и культов древнего населения Бенина по историческим и этнографическим данным (Б.И. Шаревская), исследования ранних этнокультурных связей бини с их западными соседями йоруба по памятникам искусства (Н.Н. Кощевская), историко- этнографического анализа механизмов функционирования института "царской" власти (Н.Б. Кочакова). Однако, несмотря на значительные достижения западных, нигерийских и российских ученых, резюмировал докладчик, целостной научной картины истории Бенина до конца XV в. не существует и по сей день.

И.А. Осницкая (МАЭ) рассказала об известном русском исследователе В.В. Юнкере, чьи коллекции, привезенные из Центрального Судана и подаренные Российской академии наук, ныне составляют ядро африканского отдела старейшего музея России - Кунсткамеры. Тема выступления С.Б. Чернецова (МАЭ) - первое научное описание Эфиопии, попавшее в Россию в конце XVII в. (о переводе книги Иова Лудольфа "Historia Aethiopica, sive brevis et succinta de-scriptio Regni Habessinorum", привезенной в Москву в 1684 г. саксонцем Лаврентием Рингубе-ром). Г.А. Балашова (СПбГУ) проанализировала результаты работы состоявшейся в ноябре 2000 г. в Аддис-Абебе XIV Международной конференции по эфиопским исследованиям.

Центральное место в работе филологической секции заняли доклады участников лингвистической экспедиции в Кот-д'Ивуар (январь-март 2001 г.). В 2000 г. по инициативе В.Ф. Выдрина (Европейский университет Санкт-Петербурга / Санкт-Петербургский государственный университет) и Т. Беарта (Университет Цюриха) была разработана программа сотрудничества

стр. 148


в области описания малоизученных южных языков манде (Западная Африка). Результаты экспедиции обобщил В.Ф. Выдрин в докладе "Полевые исследования языков мани- бандама (южных манде) в Кот-д'Ивуаре". Он подчеркнул, что экспедиция проводилась совместно с Цюрихским университетом, в сотрудничестве с Летним лингвистическим институтом и университетом Абиджана. Она имела целью составление лексикографического описания четырех малоисследованных ивуарийских языков (тура, гуро, ван, дан), а также диалектологическое обследование языка дан и создание предпосылок для первого этапа сравнительно- исторического изучения этой языковой подгруппы.

Участники экспедиции представили предварительные результаты своих полевых исследований. А.Е. Чердынцева (СПбГУ) в докладе "Аспекты темпоральной системы в языке дан (диалект санта)" рассмотрела функционирование многозначного служебного слова в дан- гуета, над словарем которого она ведет работу в рамках петербургско-цюрихского проекта. Описаны тоновые характеристики слова, особенности синтаксического поведения, высказаны предположения о его этимологии. В ходе работы над словарем языка гуро И.О. Жук (СПбГУ) столкнулась с проблемой организации словарной статьи для полисемантических глаголов. В докладе "Полисемантические глаголы языка гуро (диалект Зюэнуля)" она предложила учитывать и семантику глагола, и его валентностные характеристики, и ограничения на его сочетаемость.

Социолингвистическую тематику продолжил В.П. Хабаров (Уральский гос. педагогич. ун-т) в докладе "Характеристика социолингвистического состояния коммуникативных средств Центральноафриканской Республики". По его мнению, коммуникативная ситуация в ЦАР складывается таким образом, что на надэтническом уровне происходит распространение креолизо-ванного языка санго и расширение его коммуникативных функций. Этот язык (с 1961-го года -национальный) еще до прихода европейцев получил распространение среди многих этнических групп. На материалах недавней командировки в Гвинею был основан и доклад О.Ю. Завьяловой (СПбГУ) "Исторические рассказы жителей Ньягоссоле (Республика Гвинея)". Данные первоисточников использовали в своем докладе "Личные имена и обращения по имени в культуре сонгай" Ибрагим Б. Майга (Мали, Ин-т русского языка им. А.С. Пушкина) и Ф.И. Рожанский (Ин-т языкознания РАН). Они показали, что в целом структура сонгайского имени достаточно типична для народов Западной Африки (хотя в деталях существуют характерные отличия).

Высокий теоретический уровень (характерный в целом для отечественного африканского языкознания) задал в дискуссии лингвистов своим докладом "Местоимения в атлантических языках" профессор Сорбонны К.И. Поздняков. А.Ю. Желтов (СПбГУ) в докладе "Еще раз о количестве именных классов в Нигер-Конго" рассмотрел типологию именных классификаций и отражение ее на материале нигеро- конголезских языков; О.И. Кощеева (СПбГУ) в докладе "Выражение семантических ролей агенса и пациенса в некоторых языках банту" рассмотрела проблему сравнительной бантуистики.

Группа докладов петербургских ученых была посвящена хаусанской проблематике. Интерес к ней в последнее время заметно возрос. В докладе Н.А. Добронравина и A.B. Ляхович "Рукопись послания канцлера О. Бисмарка - западноафриканским народам" был сделан историко- лингвистический анализ уникального документа (на арабском и немецком языках), находящегося в хранилищах Санкт- Петербугского филиала Института востоковедения РАН. Редкую для отечественной африканистики (возможно, не только отечественной) тему затронула А.С. Гриб (Академия художеств им. И.Е. Репина) в сообщении "Западноафриканские Кораны в Петербурге: художественное оформление", сопровождавшемся иллюстрациями- фотокопиями некоторых экземпляров Священной Книги мусульман, которые обнаружены Н.А. Добронравиным в хранилищах Санкт-Петербурга.

Ежегодная научная встреча африканистов-филологов показала, что они в сотрудничестве с зарубежными коллегами находят возможность работать непосредственно в Африке, что в конечном итоге определяет высокий уровень лингвистических и литературоведческих исследований. Санкт- Петербург, в частности, по праву становится ведущим европейским центром изучения языков манде. По-прежнему в центре внимания находятся вопросы теоретического характера, социолингвистическая проблематика. Явно обозначился интерес к изучению языка и культуры хауса, что в прошлом всегда было характерно для отечественной африканистики.

стр. 149


В работе конференции приняли участие многие молодые научные сотрудники, аспиранты и студенты из научных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова. Во время работы конференции был сформирован оргкомитет будущей научной конференции молодых африканистов и проведено его первое рабочее заседание.

Научные дискуссии, в ходе которых обсуждался комплекс экономических, социально-политических, этноконфессиональных и культурных проблем развития государств Африки и их взаимоотношений с Россией, имели конструктивный характер и удачно сочетали проблемный и страноведческий подходы.

Подводя итоги конференции, И.В. Следзевский и А.А. Жуков отметили, что работа научного форума показала возросший интерес исследователей к африканской тематике по сравнению с 1990-ми годами. Нынешняя конференция по числу докладов (более 60) и количеству участников (100 человек) равно как и по своему качественному уровню превзошла все конференции последних лет.

Сборник материалов конференции "Африка в России, Россия в Африке" войдет в третий том серии "Чтения памяти Д.А. Ольдерогге", издаваемой Институтом Африки РАН.

Опубликовано 14 марта 2022 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1647252568

© Portalus.ru

Главная ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ АФРИКА В РОССИИ, РОССИЯ В АФРИКЕ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU