Рейтинг
Порталус

МАТЕРИАЛЫ ПРОЛЕТКУЛЬТА В ЦГАЛИ

Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): Н. ВОЛКОВА
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы литературы, № 1, 1958, C. 168-183
Номер публикации: №1295871671


Н. ВОЛКОВА, (c)

Пролеткульт - сокращенное название объединения пролетарских культурно-просветительных организаций.

Уже в 10-х годах нашего века в связи с ростом революционного движения появляются литературные и театральные кружки среди рабочих. Произведения рабочих поэтов печатаются на страницах "Звезды" и "Правды". В 1914 году при непосредственном участии М. Горького осуществляется издание первого сборника пролетарских писателей. Тогда же возникает идея основания специальной органи-

стр. 168


--------------------------------------------------------------------------------

зации, которая могла бы распространять пролетарскую культуру. Однако организационно Пролеткульт был оформлен Первой конференцией пролетарских культурно-просветительных организаций, созванной по инициативе Второй конференции фабзавкомов в Петрограде в сентябре 1917 года. Интересные сведения о зарождении Пролеткульта содержатся в публикуемой ниже беседе старого большевика и участника рабочего революционного движения, известного пролетарского поэта А. И. Маширова-Самобытника (1884 - 4943).

После октября 1917 года Пролеткульт находился при Народном комиссариате просвещения как добровольная организация пролетарской самодеятельности в различных областях искусства, а с 1920 года становится отделом Наркомпроса. Во главе Пролеткульта стоял Центральный комитет Всероссийского совета пролетарских культурно-просветительских организаций. Пролеткульт имел ряд отделов: театрально-художественный, литературно-издательский, научный и другие; культурно-зрелищные организации, как "Центральная Арена", "1-й рабочий театр", театральные, изобразительные и литературные студии, художественные мастерские и клубы; периодические издания: "Пролетарская культура", "Горн", "Грядущее", "Твори" и другие. В областных и районных центрах были организованы местные отделения Пролеткульта. К 1920 году их насчитывалось около ста. Работой Пролеткульта были охвачены значительные слои рабочих. Однако теоретики Пролеткульта (А. Богданов, В. Плетнев и другие) проводили чуждые марксизму взгляды, противоречащие политике партии в области искусства. Они относились отрицательно к культурному наследию и утверждали, что рабочий класс должен создавать особую "пролетарскую культуру" в отрыве от предшествующей культуры. Они противопоставляли Пролеткульт Коммунистической партии и Советскому государству и считали, что создание пролетарской культуры дело рук только рабочего класса, игнорировали роль крестьянства и интеллигенции.

Весьма характерен для подобной позиции Пролеткульта публикуемый ниже документ - "Заявление инициативной группы крестьянских поэтов и писателей об образовании крестьянской секции при Московском Пролеткульте". Это заявление, подписанное С. Есениным, С. Коненковым и другими, явно не встретило в Пролеткульте положительного отношения.

Коммунистическая партия резко критиковала ошибочные взгляды Пролеткульта. В. И. Ленин в проекте резолюции, составленной им для Всероссийского съезда Пролеткульта в октябре 1920 года, решительно отвергал, "как теоретически неверные и практически вредные, всякие попытки выдумывать свою особую культуру, замыкаться в свои обособленные организации" (Сочинения, т. 31, стр. 292).

1 декабря 1920 года Центральный Комитет партии выступил со специальным письмом "О Пролеткультах". В нем решительно отвергались претензии Пролеткульта на "независимость" и утверждалось, "что руководящую роль в строительстве новой культуры будут осуществлять партия и Советское государство". В письме указывалось, что требование "независимости" привлекло в Пролеткульт чуждые пролетариату элементы. "Футуристы, декаденты, сторонники враждебной марксизму идеалистической философии, и наконец, просто неудачники, выходцы из рядов буржуазной публицистики и философии стали кое-где заправлять всеми делами в Пролет - культах" (сб. "О партийной и советской печати", стр. 220-221).

В первые годы революции вокруг Пролеткультов объединились пролетарские писатели: П. Бессалько, М. Герасимов, В. Кириллов, А. Маширов-Са-

стр. 169


--------------------------------------------------------------------------------

мобытник, И. Садофьев, С. Обрадович и другие. В 1920 году часть из них отошла от "Пролеткульта" и создала новую группу - "Кузница". Более длительным оставалось влияние Пролеткульта в области театра.

Начиная с 20-х годов Пролеткульт постепенно утрачивает свое значение; его организации переходят в ведение профсоюзов, а в 1932 году он окончательно распался.

В Центральном государственном архиве литературы и искусства хранятся основные материалы Пролеткульта и его отделов, а также местных Пролеткультов с 1917 по 1932 год. Они дают возможность ознакомиться с историей возникновения и развития всей его деятельности. Это уставы и положения как Пролеткульта, так и входивших в него организаций; планы работы, докладные записки о работе местных Пролеткультов, протоколы и журналы заседаний, обширная переписка по самым различным вопросам.

Довольно полно представлены материалы съездов, конференций, пленумов, в том числе Первой Всероссийской конференции Пролеткульта в 1918 году и Первого съезда Всероссийского Совета Пролеткульта 1919 года.

Ряд сведений о деятельности Пролеткульта можно найти в документах научного отдела, начиная с протоколов заседаний Коллегии Наркомпроса, положений и директив и кончая лекциями и докладами Б. Арватова, Г. Ге, С. Эйзенштейна и других для слушателей студий, курсов, кружков и ячеек. Интересны, к сожалению весьма немногочисленные, материалы о деятельности Международного бюро Пролеткульта и некоторых иностранных Пролеткультов. Например, - письмо - доклад Михаила Климанова о деятельности чехословацкого Пролеткульта или программа пролетарской группы Берлина о пропаганде Пролеткульта в Западной Европе.

Для литературоведа наибольший интерес представляют материалы Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей, состоявшегося в октябре 1920 года1. На съезде были поставлены вопросы как организационного, так и творческого характера: о создании Всероссийского союза пролетарских писателей, об издательской базе, о путях развития пролетарской литературы, о задачах пролетарской критики и ряд других.

Наряду с докладами В. Кириллова, А. Богданова, В. Лебедева-Полянского и М. Ольминского сохранились стенограммы выступлений В. Брюсова, М. Герасимова, В. Львова-Рогачевского, Н. Полетаева, Н. Степного и других участников съезда.

Съезд утвердил устав Всероссийского союза пролетарских писателей и состав правления.

Некоторое представление о вопросах, интересовавших участников съезда, дают публикуемые ниже стенограммы (неправленные) выступлений В. Брюсова и В. Полянского (П. И. Лебедева-Полянского).

Среди других документов литературного характера могут быть названы следующие: заявление инициативной группы крестьянских поэтов и писателей об образовании крестьянской секции при Московском Пролеткульте 1918 года; материалы


--------------------------------------------------------------------------------

1 Материалы Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей содержатся также в фондах "Кузницы" и редакции журнала "На литературном посту" и должны быть опубликованы в сборнике материалов к истории советской литературы, готовящемся к изданию ЦГАЛИ совместно с Институтом мировой литературы им. А. М. Горького.



стр. 170


--------------------------------------------------------------------------------

Третьей конференции Петроградского Пролеткульта, проходившей в феврале 1919 года; декларация группы московских пролетарских поэтов и писателей 1920 года; идеологическая и художественная платформа группы писателей "Октябрь" 1923 года; Устав Общества крестьянских писателей 1925 года; планы работы и протоколы заседаний литературно-издательского отдела и отдела изобразительных искусств; материалы Всесоюзного совещания изобразительных искусств; материалы Всесоюзного совещания пролетарских писателей 1925 года; записи литературных диспутов и т. д.

Особенно полно представлены в фонде Пролеткульта материалы по истории театра.

Уже в докладах и резолюциях Первой московской общегородской конференции, состоявшейся в феврале 1918 года, и Первой Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительских организаций, проходившей в сентябре того же года, намечаются пути строительства пролетарского театра. Более подробно этот вопрос освещается в сохранившихся материалах Первого Всероссийского съезда по рабоче-крестьянскому театру 1919 года, Первого Всероссийского театрального совещания Пролеткульта 1921 года и театральных совещаний при ЦК Пролеткульта 1930 года.

Значительной вехой в истории развития советского театра и драматургии явилось театральное совещание при Агитпропе ЦК ВКП(б) 1927 года. В ЦГАЛИ имеются не только доклады и резолюции самого совещания, но и подготовительные материалы к нему. Среди последних особенный интерес для исследователя представляют выступления И. Н. Берсенева, Е. О. Любимого-Ланского, В. Э. Мейерхольда, К. С. Станиславского, А. Я. Таирова, М. А. Чехова, А. А. Яблочкиной и других деятелей театра на совещании, созванном Народным комиссариатом просвещения РСФСР; сведения о театральной работе, представленные по Азербайджану, Белоруссии, Татарии и Сибири, а также резолюции по отдельным вопросам совещания1. Историк театра найдет в архиве Пролеткульта много документальных данных об организации и развитии первых театральных коллективов, положивших начало новому советскому театру. Так, по журналам и протоколам заседаний ЦК Пролеткульта можно проследить всю историю организации и деятельности "Центральной Арены", которая, как указывалось, является аппаратом, осуществляющим театральные планы Ц[ентрального] К[омитета] В[сероссийского] П[ролеткульта]. В "Центральную Арену" в качестве "творческих учреждений" входили: рабочий театр, театральная студия и режиссерские курсы. Несколько позднее при ней была создана Театральная лаборатория-мастерская, а затем с ней слился первый рабочий театр московского Пролеткульта.

Многочисленные отчеты, доклады, уставы, планы работы, отзывы о спектаклях и гастрольных поездках, в том числе и на фронты гражданской войны, и ряд других документов дают возможность судить о деятельности первых рабочих театров и театров рабочей молодежи, получивших в те годы большое развитие. Об интересе к развитию нашего театра заграницей свидетельствуют материалы Международного рабочего театрального объединения и некоторые другие. Наконец, о состоянии


--------------------------------------------------------------------------------

1 В настоящее время эти материалы готовятся к печати ЦГАЛИ совместно с сектором театра Института истории искусств АН СССР и должны быть опубликованы в сборнике материалов к истории советского театра.



стр. 171


--------------------------------------------------------------------------------

драматургии того периода и пьесах, пользовавшихся большим успехом, помогаю составить представление обширные репертуарные списки и перечни спектаклей.

Таковы, в самых общих чертах, материалы архива Пролеткульта, представляющие интерес для истории литературы и искусства и до сих пор еще ждущие своего исследователя.

Ниже публикуются следующие материалы, хранящиеся в ЦГАЛИ:

1. История Пролеткульта (1905 - 1917). Беседа А. И. Маширова-Самобытника (ф. 1842, оп. 1, ед. хр. 1).

2. Заявление инициативной группы крестьянских поэтов и писателей об образовании крестьянской секции при Московском Пролеткульте (ф. 1230, оп. 1, ед. хр. 1298).

3. Выступление В. Брюсова и В. Полянского на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей (ф. 1698, оп. 1, ед. хр. 922).

А. МАШИРОВ-САМОБЫТНИК

ИСТОРИЯ ПРОЛЕТКУЛЬТА (1905 - 1917)

Революция 1905 г. привела огромные массы рабочих в движение. В период реакции вся энергия рабочего класса с улицы перешла в новые формы активности. Революция 1905 г. вызвала огромный подъем культурно-политических интересов у рабочих. Годы 1905 - 1911 были своеобразным университетом. Клубы были воронкой, поглощавшей рабочий актив.

Буржуазия нуждалась в технически - грамотных рабочих. Либеральная буржуазия организовала технические курсы и школы для рабочих. Русское техническое общество мобилизовало буржуазную благотворительность на дело технического образования. Сознательные рабочие использовали эти школы для политического просвещения и для партийной работы. Одним из важнейших пунктов культурно-политической учебы рабочих был народный дом графини Паниной.

Имея огромные богатства и связи с аристократией, Панина шла по пути буржуазного благотворительного культурничества. Вначале она поддерживала группу педагогов-народников во главе с Пешхоновой А. В., работавших на Обводном канале. Затем она поддерживала читальни и библиотеки. Продав одно из крымских имений за 1 миллион, она построила народный дом. (Строителем был Бенуа). Используя свои связи с царским двором и правительством, она добилась такого положения, что внутри дома никогда не производились полицией аресты.

При народном доме Паниной была целая сеть школ и курсов. На них училось до 1200 чел. Я прошел путь от своего рода "ФЗУ" до курсов университетского типа. В доме Паниной я получил подготовку: 1) на 2-х годичных вечерних технических курсах. 2) На дополнительных цикловых курсах (особые академические группы по

стр. 172


--------------------------------------------------------------------------------

отдельным дисциплинам) прослушал курс истории всеобщей литературы, истории и естествознания.

Цикловые курсы дополнялись самодеятельными литературными кружками. Свою работу кружковую оформляли в виде публичных чтений и докладов. Я лично сделал около 15 - 20 докладов (О Ломоносове, Некрасове, Толстом и др. писателях). Доклады были закрытые внутри кружка и открытые в зале дома. Так, в день смерти Толстого был организован литературный утренник, в воскресенье, в народном доме, силами кружковцев. Утренники проводились с 11 час. до 20 час. дня. На них по шпаргалкам рабочие читали произведения писателей и доклады.

Пользуясь либеральным режимом дома, мы вместо утвержденной в полиции программы утренника или вечера практиковали контрабандные доклады. Например, вместо чтения рассказа "Река играет", мы среди чтения сделали свой реферат о Короленко. Читали мы Горького, Короленко и др. В одном из своих "чтений" о Некрасове я сделал обзор литературы до сегодняшнего дня и поставил перед рабочей аудиторией вопрос о пролетарской литературе. Эта постановка вызвала подъем энтузиазма рабочей аудитории и переполох администрации народного дома. Это было первое открытое выступление о пролетарской литературе при переполненном зале рабочих.

Большевистские газеты "Звезда" и "Правда" были толчком и обеспечивали выход пролетарскому литературному творчеству. Первые литературные пролетарские группы создались при "Правде". Первое мое стихотворение было помещено в "Звезде". Псевдоним "Самобытник" мне дала "Правда".

Литературные кружки при Народном доме Паниной издавали рукописные журналы. Я помню свыше 5-6 названий журналов. Были журналы большевистские, меньшевистские, эсеровские и др. В 1913 г., в десятую годовщину дома Паниной, была издана брошюра "Эхо - ответное".

Первое самостоятельное выступление пролетписателей было в 1912 году в связи с приездом Верхарна в Россию. Верхарн открыто посещает "Правду". Группе пролетарских писателей хотелось показать свое существование Верхарну. У нас возникла мысль издать сборник стихотворений. В этом деле нам помог т. Иванов - интеллигент из рабочих, меньшевик по убеждению, но работавший с большевиками. Этот Иванов любил литературу, увлекался лирикой, изучал немецкий язык и читал в оригинале Гейне. На собранные нами 25 руб. денег он уехал в Москву и с помощью либерального присяжного поверенного связался с типографией Плещеевой и издательством "Трудовая семья". Удалось выпустить два небольших выпуска "Наши песни" с надписью: "Посвящается Эмилю Верхарну". Тираж около 2000. До конфискации сборника полицией мы сумели его распространить и передать экземпляры Верхарну. Иванов за это был сослан в Черный яр, где и умер. Из Московских пролетписателей в этом сборнике участвовали Александровский и др.

стр. 173


--------------------------------------------------------------------------------

Живя в 1912 г. нелегально, на колосниках сцены Нардома в специально выстроенной конспиративной будке, по ночам мы использовали для себя сцену. У нас был создан своего рода литературный клуб пролетарских писателей. В нашу группу входили: Поморский, Рыбацкий, Кириллов, Садофьев и др. Мы связались с заведующим изд-вом "Парус" - с инженером Тихоновым - Серебровым. Издательство было связано с Горьким. Через Сергея Малышева - секретаря "Правды", мы организовали в 1913 г. первую встречу пролетписателей с Горьким. У Тихонова собралось с М. Горьким 13 чел. Было решено издать сборник. В результате коллективной критики и редакции вышел сборник "Первый сборник пролетарских писателей".

Это было первой ячейкой, началом будущего союза пролет[арских] писателей. Империалистическая война вызвала разгром "Правды" и рабочего движения. Мне пришлось скрыться и жить по новому паспорту в Новгороде. В конце 1914 г. мы сделали попытку восстановить нашу работу. Закрытие Нардома лишило нас базы. Восстановление во время войны профсоюзных страховых журналов снова дало нам возможность печататься.

В 1916 году мы создали полулегальное общество "Искусство и социализм". Формирование до революции кадров пролетарских писателей помогло в 1917-18 г. пролеткульту создать литературное движение. В 1917 г., используя возможности, имевшиеся в Московском районе, мы издали журнал "Грядущее", как орган группы пролетписателей "Искусство и социализм".

Точно так же из Панинского народного дома возникло рабочее театральное движение. В 1913 году легально у градоначальника был оформлен группой рабочих учеников "Первый рабочий театр". Инициаторами театра были Власов, Разживин и др. На Обводном канале в теперешнем доме Тимирязева сняли сцену. Первой постановкой был Островский. Ставились постановки также на В[асильевском] О[строве] у фон Дервиза и на Калашниковской набережной в Товарной бирже. После погромной статьи в черносотенской "Земщине" театр был закрыт, группа арестована и выслана.

БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ПАРТИЯ И КУЛЬТРАБОТА СРЕДИ ПРОЛЕТАРИАТА

Вышеуказанные культурные начинания в области создания своей пролетарской художественной культуры возглавлялись большевиками. Меньшевики необоснованно пытаются обвинить нас в неиспользовании культурных обществ. Мы вели самостоятельную пролетарскую линию в области культурной работы. Меньшевики стояли за "межклассовые" культурные организации. Борясь за овладение наукой и искусством, мы создавали свою пролетарскую интеллигенцию. Культурную работу мы тесно связали с повседневной политической борьбой партии и пролетариата. Во время важнейших политических кампаний курсы и кружки из рабочих по нашей инициативе

стр. 174


--------------------------------------------------------------------------------

выносили политические резолюции. Наши резолюции помещались в "Правде". "Правда" приводила резолюции сокращенно, называя наши культурные ячейки - ЛВК - Лиговские вечерние классы. Большевики вели за собой передовых рабочих, связанных с народным домом Паниной. Нардом Паниной с 1908 г. по 1914 г. был оплотом большевиков. Большевистские кадры рабочих, сплоченные и воспитанные в Нардоме, помогли восстановить в годы войны разгромленную парторганизацию городского района.

Тов. Ленин в 1913 г. в большевистском журнале "Социал-демократ"- говорит о пролетарской интеллигенции и ссылается на наши резолюции, опубликованные в "Правде".

Большевикам, литературным и культурным работникам, часто приходилось бросать свое дело и целиком переходить на партработу. В начале войны парторганизация городского района была разгромлена. В 1915 - 1916 гг. группа большевиков, выросшая в народном доме Паниной, восстановила районную организацию. Нам удалось в Чубаровском переулке организовать нелегальную типографию. Ручной станок был создан по частям. Эстонская организация дала нам доску, сохранившуюся от 1905 г. Тов. Кондратьев (Директор Сестрорецкого завода) заготовил раму. Шрифт приносили нам. В типографии работали Козловский (батрак), Кондратьев, я и др. Мы по заданию партии отпечатали около 4-5 номеров газеты "Пролетарского голоса". Ленинские тезисы о войне, опубликованные в N 33 "Социал-демократа", нами были отпечатаны в количестве 3000 экз. Эта работа учтена и опубликована в "Кр[асной] Летописи". К сожалению, стенограммы печатались без проверки (см. "Кр. Летопись" N 2-3 за 1922 г. "Подпольная работа в годы империалистической войны в "Петрограде" - стр. 116-143; воспоминания т. Маширова на стр. 129-136).

Культурно-политическая работа партии среди пролетариата обеспечила создание и накопление культкадров и сделала возможным успехи в 1917 году.

ОСНОВАНИЕ (ОРГАНИЗАЦИЯ) И РАБОТА ПРОЛЕТКУЛЬТА В 1917 г.

Кадры пролеткульта в Петрограде сформировались из разных культурных ячеек, возглавлявшихся большевистской партией. Литературное ядро писателей пролеткульта сформировалось из восстановившегося в 1917 г. общества "Искусство и социализм". Большую роль сыграла интернационалистская большевистская группа в центральной городской думе (см. "Правду" вып. IV - N 87 от 4 июня - 21 июня стр. 208, список 83 гласных интернационалистов). Большевистское ядро думы: Бадаев, Калинин, Заликсон, Таргулов и др. Инициатива созыва первой конференции пролетарских культпросвет-организаций принадлежала 2-й конференции фабзавкомов. В "Правде" от 20/IX - вып. VI опубликовано обращение - призыв о созыве конференции (стр. 297 - "Рабочий путь" N 15).

стр. 175


--------------------------------------------------------------------------------

На первой пролеткультовской конференции был создан Центральный Комитет Пролеткульта в составе около 20 чел. Были созданы следующие отделы: 1) Литературно-издательский - Кириллов и Бессалько, 2) Театральный - Мгебров, 3) социалистического просвещения - педагог Игнатьев Игнатий Игнатьевич (работал впоследствии в Туле, где и умер), 4) Клубный - Ф. П. Куделли...

Одним из первых дел было подыскание помещения. От Петросовета мы получили мандат на дворянское благородное собрание, имевшее картежный клуб. Тов. Игнатов с вооруженными красногвардейцами осенью захватили клуб. Председатель совета по нашему требованию сдал дела клуба, ценности мы передали в банк.

Литературный отдел подготовил и издал целую серию книг, - около 100, с тиражом от 5 до 80 тысяч. Литотдел создавал для рабочих литературные вечера и семинары.

Театральный отдел создал театральную студию (Мгебров). Первой постановкой была "Взятие Бастилии"- Ромена Роллана. Среди рабочих, студентов шел спор - какова должна быть ориентация, на профессиональное искусство или на самодеятельно - самобытное. В Петрограде мы широко использовали буржуазную научную и художественную интеллигенцию. Мы ставили вопрос так, - идеология должна быть целиком нашей - и одновременно используем опыт старых мастеров искусства, отсюда наши расхождения с А. А. Богдановым и мой уход из Пролеткульта, а также и других писателей.

Студия ставила инсценировки из Уитмена, Верхарна. Огромным успехом пользовалась пьеса т. Козлова "Символическая аллегория", хоровым отделением руководил Климов - теперь профессор консерватории.

Беседу записал А. С. Попов.

Текст проверен т. Машировым.

17 марта 1933 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕКЦИИ ПРИ МОСКОВСКОМ ПРОЛЕТКУЛЬТЕ

Великая Российская революция, разрушившая коренные устои старого буржуазного мира, вызвала к жизни творческие силы, таящиеся в русских городах и деревнях. Сам живой голос жизни поставил на очередь вопрос об образовании особых организаций, которые могли бы повести великое дело собирания и выявления этих скрытых в массовой толпе творческих возможностей. Поскольку вопрос о таких специальных организациях касается городского пролетариата, он уже счастливо разрешен в лице Пролеткульта, который и является ныне жизнетворческим очагом пролетарской мысли и искусства. Ныне есть у него уже все средства, [которые] дают самую широ-

стр. 176


--------------------------------------------------------------------------------

кую возможность как в смысле материальной поддержки, так и в создании таких условий развития начинающего художника, при которых обеспечен минимум нравственных и моральных страданий и препятствий. Вполне признавая необходимость для городского пролетариата всей полноты собственной коллективно-революционной мысли с классовой осознанностью работы в Пролеткульт ах, вместе с тем мы, поэты и писатели, вышедшие из крестьянских сел и деревень, отражающие их внешний и внутренний мир, не можем спокойно примириться с тем обстоятельством, что мы до сей поры остаемся совершенно в тех же самых условиях, что и во вчерашний буржуазный день, т. е. в полной крепостной зависимости от различных частно-издательских фирм, в руках которых находится подчас судьба почти каждого из нас, поскольку, конечно, это касается технических путей выявления творческой личности. Такая ненормальность материальных, а в связи с этим и духовных условий жизни и творчества поэтов, вышедших из крестьянской среды, ставит перед нами неотложную задачу об организации особой крестьянской секции при Московском Пролеткульте, в которую были бы и влиты все, уже ныне выявленные, творческие силы крестьянства, а в равной мере и главным образом могущей в дальнейшей ее работе оказать посильную художественную и материальную поддержку молодым художникам, поэтам и писателям, выделенным крестьянской средой, а так же [способствовать] укреплению их революционно-коммунистического духа.

Не желая осложнять этой задачи лишней и, с нашей точки зрения, бесцельной, новой организационной работой по созданию отдельного органа, а так же не желая отмежевываться и отделяться от общей работы существующего Пролеткульта, мы полагаем наиболее приемлемой и легко осуществимой именно идею крестьянской секции, как привходной в общей работе Московского Пролеткульта. Наряду с этим мы указываем на естественную необходимость широкой инициативы и самостоятельности в общей ее творческой и технической работе, поскольку в этих двух пунктах этот вопрос касается подбора действительных ее работников, а так же и печатания художественного материала.

Первой задачей нашей секции является образование литературно-издательского отдела, для того чтобы пополнить тот досадный пробел, который сильно чувствуется в настоящее время благодаря отсутствию изданий и распространения художественной литературы.

Крестьянская секция ЦИК, издательство ЦИК заняты почти исключительно изданием агитационной литературы, которая является безусловно самой насущной и необходимой в настоящее боевое время борьбы за всемирный социализм. Но с горечью приходится констатировать, что в художественном отношении они недостаточно ярки, а порой просто слабы. С другой стороны, наблюдается необычайный спрос деревней и городом художественной литературы, благодаря пробуждению революционного духа и росту духовных и творческих сил.

стр. 177


--------------------------------------------------------------------------------

Инициативная группа предполагает привлечь к творческой работе в секции следующих товарищей: Есенин Сергей, Клычков Сергей, Клюев Николай, Орешин Петр, Ширяевец Александр, Семеновский Дмитрий, Чапыгин Алексей, Касаткин Сергей, Подъячев Семен, Коненков Сергей,

Инициативная группа Есенин, Клычков, Коненков, Орешин.

Выписка из постановлений

Исполнительного Бюро от 5-го октября 1918 г.

Постановили:

...12) Об организации при Пролеткульте Крестьянской секции.

- Вопрос передать на рассмотрение ЦК Всероссийского Совета Пролеткульта.

Верно:

Пом. секретаря исполнительного бюро - Любович.

В ЦК Всероссийского Совета Пролеткульта.

Препровождая при сем заявление Инициативной группы крестьянских поэтов и писателей об образовании Крестьянской секции при М[осковском] Пролеткульте и постановление Исполнительного Бюро, последовавшее по данному вопросу на заседании от 5-го октября с/г., Исполнительное Бюро просит таковой вопрос рассмотреть и вынести по существу оного соответствующее решение1.

Пом. секретаря исполнительного бюро п/п

Делопроизводитель п/п

Приложение: 1) Заявление инициативной группы крестьянских поэтов и писателей.

2) Выписка из постановлений Исп. Бюро от 5. X. 1918 г.

В. Я. БРЮСОВ

ПРИВЕТСТВИЕ ВСЕРОССИЙСКОМУ СЪЕЗДУ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

ОТ ЛИТЕРАТУРНОГО ОТДЕЛА НАРКОМПРОСА

Литературный отдел Наркомпроса поручил мне приветствовать вас от своего имени. Задачи литературного отдела шире. Ему поручено организовать всю русскую литературу, но с самого начала ли-


--------------------------------------------------------------------------------

1 Резолюция: К журналу 12/Х-18 г. Вопрос оставить открытым.



стр. 178


--------------------------------------------------------------------------------

тературный отдел понимал, что он проявляет особое внимание к пролетарской литературе. Мы уже слышали здесь приветствия отдела Лито от секции, специально посвященной пролетарской литературе, где работает ряд ваших товарищей1. Отчасти благодаря стараниям этого подотдела стал возможным сегодняшний Съезд. Затем вам известно, что этот подотдел издает свой орган "Кузницу". Литературный отдел с величайшим вниманием следит за работой пролетарских писателей и поэтов и считает долгом приветствовать этот съезд. Я позволю себе добавить несколько слов от своего лица. Здесь совершенно справедливо говорилось не столько о пролетарской литературе, но вообще о пролетарской культуре. Я полагаю, что совершенно правильно, что такой великий переворот, который связан с октябрьской коммунистической революцией, должен нас привести к созданию новой культуры. Но это явление не первый раз встречается в истории. Мы знаем в прошлом целый ряд случаев, когда одна культура менялась другой, из этого прошлого мы можем почерпнуть некоторые уроки сегодняшнего дня. Мы видим, что наша культура вообще была сильна в том случае, если она умела из прошлой культуры выбрать все здоровое и ценное. Так попытка разрушить старую культуру и создать сначала всегда замедляла историю развития человечества; это было, например, когда была разрушена культура Рима и германцы, разрушив старое, должны были вновь вернуться к римлянам. Успех пролетарской культуры зависит от того, насколько новый мир сумеет взять из прошлого мира то, что в нем было ценного. Литература возникла в самых разных условиях, но мы видим, что литература все равно, будет ли это древнеегипетская, средневековая, культуры новой Европы или культуры капиталистического мира, - все равно имеет в себе определенные общие черты, которые присущи литературе по самому существу, независимо от того, новая это культура, нового ли класса, нового ли народа. Эти общие черты необходимо и в новой литературе и в новой культуре во что бы то ни стало сохранить. Прошлая всемирная литература, как западная, так и русская, оставила нам в наследие совершеннейшие создания. Нет причин отказываться от громаднейшего опыта веков, от наследия, которое дали нам великие поэты, которых, надеюсь, все здесь присутствующие чтят с благоговением. Эти писатели создали могучие средства воздействия на читателя, то, что мы называем формой. Здесь один оратор предостерегал от уклона преобладания формы над содержанием 2. Я боюсь, что некоторые это могут понять в смысле известного пренебрежения к форме. От этого я бы желал предостеречь моих товарищей, ибо что такое художественная литература и поэзия? Это есть возможность выразить содержание именно в определенной форме, как недавно сказано: "Форма и содержание следуют непре-


--------------------------------------------------------------------------------

1 Приветствие М. Герасимова от секции Пролетарских писателей при Литературном отделе Наркомпроса и журнала "Кузница".

2 Выступление Книжника от Петроградского Пролеткульта.



стр. 179


--------------------------------------------------------------------------------

рывно, ибо если мы отбросим от поэзии форму, то что же останется. Ибо идеи можно выражать не в поэтической форме, а в виде статей, научных книг"1. Если поэзия существует, то существует поскольку именно форма выражает содержание, и те формы, которые были созданы прошлой литературой, должны быть с величайшим вниманием пересмотрены, и все, что в них действительно значительного, что помогает выяснить содержание, что помогает действовать на душу читателя, - должно быть усвоено. Я считаю этот совет слишком важным, чтобы пролетарская литература так или иначе была воспринята. Все, кто любит русскую литературу, должны с величайшим вниманием следить за зарождающейся пролетарской литературой, потому что приходят писатели из другого класса, из другой среды, и они должны будут взять из прошлого все, что там осталось значительного. Предыдущий товарищ говорил, что пролетарские писатели находятся в каком-то затруднительном положении, где к ним относятся с пренебрежением. Не буду оспаривать, правда это или нет. Я думаю, - это неправда. Предыдущий товарищ сказал: "если это так, то мы, пролетарские писатели, перестанем писать, мы уйдем в Красную армию"2. Я не могу понять этих слов. Если мы здесь, писатели пролетарские или другие какие-то, то это потому, что к этому приходит наша душа, и я не могу представить, чтобы писатель под давлением какого бы то ни было внешнего положения отказался писать. Если бы я попал в положение преследуемого писателя, то не могу представить, чтобы я отказался писать: все равно, в каком бы положении ни были пролетарские писатели, надеюсь, что оно лучше, чем представляет предыдущий оратор. Надеюсь, что это положение пролетарских писателей улучшится. Желательно, чтобы оно было господствующим, но я приглашаю писать только тех, которые скажут: все равно, чтобы со мною ни было, я останусь поэтом и писать я буду.

В. ПОЛЯНСКИЙ

ПРИВЕТСТВИЕ ВСЕРОССИЙСКОМУ СЪЕЗДУ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ОТ МЕЖДУНАРОДНОГО БЮРО ПРОЛЕТКУЛЬТОВ

Прежде всего я думаю, что мы, пролетарские писатели, должны рассматривать себя, как один боевой отряд нашей коммунистической партии. Я думаю, вне этого боевого отряда, который создал возможность развития пролетарской культуры, существовать мы не можем. Мы должны быть такими же боевыми людьми на поприще литературы, как наша Красная армия на фронте. Когда мы говорим о пролетарской культуре, которая при своем развитии должна превратиться в коммунистическую культуру, мы определяем и задачи пролетарского


--------------------------------------------------------------------------------

1 Кем сказано, установить не удалось.

2 Выступление К. Озоля-Предника от Союза латышских писателей.



стр. 180


--------------------------------------------------------------------------------

писателя. Вся задача пролетарского писателя сводится к созданию коммунистической культуры, - значит, мы мыслить себя вне Коммунистической партии не можем. Мы знаем, что наша коммунистическая культура, как и коммунистическое общество сложатся не сразу, а постепенно. В настоящий момент мы переживаем переходное время, и в данный момент мы говорим о пролетарской культуре, которая в будущем должна стать коммунистической, а раз так, мы должны посмотреть, из чего слагается пролетарская культура и, в частности, какие элементы должны быть содержанием пролетарской культуры. Мы говорим, что наши задачи Коммунистической партии слагаются во-первых, - переделать, а временами и разрушить старое капиталистическое общество, во-вторых, собрать и оформить элементы новой коммунистической жизни, элементы новой культуры. В области пролетарской поэзии эти два момента должны найти определенное отражение. В пролетарской поэзии должны быть выражены элементы борьбы с наследиями старого общества, а во-вторых, элементы творчества новой жизни. Какова же будет роль пролетарского писателя по отношению к России и к Западу? По отношению к России мы одну задачу выполнили. В пролетарской поэзии и литературе мы с достаточной силой и мощью сумели выразить все, что ведет к преодолению старого капиталистического общества, что ведет не только к преодолению буржуазной культуры, но и к разрушению. В области русской поэзии мы подходим ко второму моменту, когда мы обращаем внимание писателей на отыскание элементов новой жизни. Но что касается Запада, то задача эта еще не может быть поставлена, потому что западная пролетарская литература не в достаточной степени разрешила первую задачу. Если бы меня спросили: есть ли в Западной Европе пролетарские писатели, - я бы сказал: нет. Больше того, западные товарищи не совсем уясняют, что такое пролетарская поэзия и каковы ее задачи. Они думают, что всякий призыв к борьбе с капиталистическим обществом есть пролетарская поэзия. Они считают Верхарна и Уитмэна пролетарскими поэтами. Я разделяю то положение, что литература есть одно из средств организации нашего общества, мы должны собрать элементы нашей новой жизни и морали, но в то же время мы не должны бросать мотивы той борьбы, которую мы ведем здесь, потому что к этому еще долго будут прислушиваться наши западноевропейские товарищи. И когда мы создавали международный Пролеткульт и когда мы знакомили наших европейских товарищей с произведениями Кириллова, Маширова-Самобытника, Поморского, Александровского и др., мы видели, с каким вниманием они прислушивались к тому, что говорилось в нашей пролетарской поэзии. Мы, говорили, являемся зачинателями нового, а когда вы сделаете свою октябрьскую революцию, нам придется учиться у вас. Но товарищи отвечали нам: "мы более культурны, но все-таки нам придется учиться у вас, потому что наша культура есть та плесень, которую положило на нас буржуазное общество, и мы не сумеем с той ясностью и рельефностью выразить

стр. 181


--------------------------------------------------------------------------------

те настроения, которые может выразить пролетарская культура". Я остановлюсь на вопросе о форме и содержании. Я говорю, мы не можем изображать Савву, который хочет стоять на голой земле. Если мы знаем, что поэзия должна иметь определенную форму и без этой формы она является рифмованной наукой и чем угодно, то я должен сказать, что мы старую буржуазную литературу должны преодолеть не в области формы, а в области содержания. Только тогда, когда мы сумеем направить свое пролетарское внимание на новое содержание, тогда мы сумеем и найти новые формы, в которые должно вылиться это содержание. Второй вопрос, каково должно быть наше взаимоотношение в организационных формах, где мы должны быть разобщены. Если они [пролетарские писатели] могли более или менее солидарно выступать в больших центрах, то в провинции в большинстве случаев они были разбросаны, и это не только мешало их объединению, но часто мешало и выявлению тех творческих достижений, которые у них есть. Потому мы должны приложить все свои усилия к тому, чтобы организовать пролетарский союз, который дал бы возможность пролетарским писателям отстоять свое положение в смысле экономическом и правовом, словом там, где они, в силу тех или иных капризов жизни, не имеют возможности его отстоять. Конечно, это нелепость, когда мы видим, что находится бумага для того, чтобы издавать Шершеневича и другие вещи, которые совершенно неприемлемы и никому абсолютно не нужны, тогда как многие из пролетарских писателей напечататься не могут; это, несомненно, ненормальное положение должно быть уничтожено с корнем. Здесь вопрос идет не о борьбе с теми или иными учреждениями, в частности с Госиздатом, который распределяет бумагу, но здесь приходится бороться с маленькими недочетами советского механизма, и если Шершеневич и всякие имажинисты печатаются, то это признак известной неорганизованности, которая существует, и мы должны положить ей предел. Если мы хотим, чтобы пролетарская литература развивалась, нужно уже сейчас давать возможность печататься пролетарским писателям, несмотря на слабость формы и неясность, неотчетливость содержания, потому что мы будем задерживать развитие пролетарской литературы, если не будем их печатать. Возвращаясь к вопросу о форме и у кого мы должны учиться этим формам, я должен сказать, что учиться этим формам мы должны не у новейших буржуазных писателей, а у наших классиков, потому что все наши буржуазные писатели ничего нового не создали, они только искалечили те формы, которые были у классиков, и потому наши писатели должны учиться не у Бальмонта или Игоря Северянина, а у Пушкина. Потому что во всей буржуазной поэзии, отражающей период распада капиталистического общества, ничего ценного и здорового нет ни в смысле содержания, ни в смысле формы. Теперь каково должно быть место пролетарского писателя в строительстве новой жизни. В этом вопросе Всероссийский Съезд Пролеткультов занял определенную позицию в том смысле, что пролетарские поэты

стр. 182


--------------------------------------------------------------------------------

не должны себя рассматривать как отдельных в строительстве новой жизни. Пролетарские писатели точно так же, как пролетарские музыканты, скульпторы, артисты, должны создать единый боевой отряд в строительстве нашей пролетарской культуры, отсюда мы должны себя рассматривать как неразрывную от всего культурного фронта часть. Я должен остановиться на вопросе об отношении к пролетарским писателям и об отношении к писателям-интеллигентам, хотя бы мы и были в одной коммунистической партии. Я здесь позволю вкратце напомнить то теоретическое положение, которое было выставлено одним нашим ученым, пролетарским писателем тов. Калининым1. И тов. Калинин и я вместе говорили, что в области политической, в области экономической интеллигент и рабочий идут вместе. Когда мы подходим к области культуры, то тут позиции несколько видоизменяются. Духовная культура слагается из двух частей: область науки и область искусства. Что касается области науки, то ясно, что интеллигент может формулировать теоретическое строение так же, как и пролетарий, но что касается искусства, которое выражает непосредственные переживания, чувствования рабочего класса, то интеллигенция их не может выразить с той непосредственностью и ясностью, как сам рабочий. Сам рабочий, если он владеет кистью или словом, передает свои переживания непосредственно, интеллигент же, хотя он и коммунист, передает не непосредственные переживания, а наблюдения над тем, что переживает рабочий у его котла. Этот интеллигент запечатлевает переживания из вторых рук, тогда как рабочий передает эти переживания так, как они запечатлелись в его пролетарской душе. Поэтому интеллигент выразить чувства пролетариата не может [так] непосредственно и ярко, как пролетарий, потому что сам он их не переживает 2. Поэтому мы говорим, что пролетарскими писателями мы называем в первую очередь тех писателей, которые выражают пролетарские идеалы и которые вышли непосредственно из рабочего класса. Что касается интеллигенции, то тут дело обстоит несколько иначе: мы добавляем, что к пролетарским писателям мы можем отнести и не только вышедших из пролетарской среды, но, скажем, и тех, которые вышли из других слоев, но которые сумели связать свою жизнь и борьбу с идеалами рабочего класса на протяжении всей той общественной деятельности, которую они ведут. В заключение я еще раз приветствую Съезд [от] Международного бюро пролеткульта и предлагаю почтить вставанием память двух пролетарских писателей - Калинина и Павла Бессалько3.

СООБЩЕНИЕ И ПУБЛИКАЦИИ Н. ВОЛКОВОЙ


--------------------------------------------------------------------------------

1 Калинин Федор Иванович (1882 - 1920) - критик и теоретик пролетарской литературы, один из ведущих деятелей "Пролеткульта".

2 Здесь, как и выше, современный читатель легко отличит верное от неверного. - У В. Полянского в данном случае отчетливо выражены характерные для "Пролеткульта" сектантские представления о литературе.

3 Ф. И. Калинин и рабочий-писатель Павел Карпович Бессалько (1887 - 1920) - умерли в 1920 году.



стр. 183

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама