Главная → ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ → ПРОТИВ СХЕМАТИЗМА
Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): Н. АНТРОПЯНСКИЙ →
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ →
Источник: (c) Вопросы литературы, № 2, 1959, C. 81-82 →
Номер публикации: №1295881227
Н. АНТРОПЯНСКИЙ, (c)
Недавно в школах Томска закончилась педпрактика студентов-филологов Томского университета. Какие впечатления вынесли от этой практики сами студенты и методисты-руководители? Впечатления эти, так сказать, двойственные. С одной стороны, абсолютному большинству практикантов школа понравилась, они полюбили ее порядки, ее неугомонных ребят, трудную, но благородную работу преподавателя. С другой стороны, все мы заметили, что довольно значительная часть учащихся литературу знает слабо и мало ею интересуется.
В одной из средних школ г. Томска ученикам девятых классов при изучении драмы А. Н. Островского "Гроза" учительница, в целях будто бы более глубокого усвоения материала, предложила такую ведомость-схему, по которой нужно было "разнести" героев произведения:
Герой
Происхождение
Занятие
Имущ. полож.
Черты характера
И т. д.
Всего 10
граф
Катерина Кудряш
- Ну, а если герой не укладывается в эту схему? - спросили мы.
- Тогда ученик может увеличить число граф по своему усмотрению, - ответила преподавательница.
Можно наверняка быть убежденным, что, составляя подобную номенклатурную ведомость, учащиеся не воспринимали образ Катерины или какого-либо другого литературного героя как нечто цельное, живое, их мысленному взору скорее рисовалась мозаическая сумма отдельных черт, дат, фактов, если хотите, некий абстрактный механизм, который они изучают по деталям.
Нечто подобное мы встретили и в десятых классах той же школы, где другая преподавательница, имеющая солидный стаж педагогической работы, начертила на доске и заставила учеников переписать в тетради следующую "схему, - как она сказала, - роста сознательности Павла Власова":
Речь на суде
Участие в первой демонстрации
Пробуждение у Павла интереса к книгам
Простой слободской парень
На вопрос, откуда заимствованы эти и подобные им таблицы и схемы, преподаватели отвечали: "Некоторые мы сами приготовили, иные заимствовали у других педагогов и из методических разработок".
стр. 81
--------------------------------------------------------------------------------
На редком уроке учащимся не приводится составлять различного рода планы или схемы. По ним и происходит препарирование живых лиц - литературных персонажей. И где уж тут ученикам проявлять самостоятельность мысли. Их мысль уже направлена планом. И они, естественно, при такой "системе" запоминают не образ в целом, а схему, по которой учитель их будет спрашивать. Сколько раз мы встречались с такими фактами: учащимся на дом дают развернутый план по какому-нибудь образу со множеством пунктов и подпунктов. От учеников требуется, чтобы они подыскали в тексте художественного произведения "цитаты" (так прямо учитель и говорит: "цитаты"), которые бы явились ответом на эти пункты и подпункты. На уроке во время опроса учитель так и говорит: "Найдите цитату, которая подтверждает решительность характера Катерины", "Найдите цитату, которая свидетельствует о преданности Павла Власова делу большевиков" и т.д. И все это - в десятом классе.
Подобное обучение, конечно, сковывает мысль учащихся, приучает их к начетничеству, трафаретности, формализму и сильно подрывает их интерес к литературе.
До чего дошла у некоторых преподавателей любовь к препарированию литературных героев по определенным схемам, говорит, например, и такой факт. В одном из десятых классов учащиеся под диктовку учительницы записали в своих тетрадях вначале "типические черты характера Павла Власова", а затем его "индивидуальные черты". И большого труда стоило нашим практикантам выбраться из этого неприятного положения, чтобы не скомпрометировать преподавательницу, которая, вероятно, в своем пристрастии к планам и схемам не заметила ошибочности, ненаучности такого искусственного, механического деления характера литературного героя. Все дело ведь в том, что если перед нами действительно тип, то типическое в нем воплощено и выражается индивидуально, а не существует в виде некоего неизменного, общего и одинакового для всех героев этого ряда качества, которое может быть вынесенным за скобки.
Надо не бояться давать сложные, объяснения учащимся старших классов. Они поймут. Надо больше предоставлять им возможности думать самим, учить их самостоятельно мыслить.
Мы, преподаватели и средних и высших учебных заведений, еще плохо используем художественные произведения для пробуждения и формирования у учащихся высоких эстетических вкусов, слабо учим их понимать и чувствовать живое русское слово. Вот почему в значительной мере уроки по литературе бывают для них скучны.
г. Томск
стр. 82
Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK