Рейтинг
Порталус

О САТИРЕ В ТВОРЧЕСТВЕ БЕРНСА

Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): Е. МАКАРОВА
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы литературы, № 2, 1959, C. 111-130
Номер публикации: №1295881393


Е. МАКАРОВА, (c)

"О январе этого года все прогрессивное человечество отмечало двухсотлетие со дня рождения Роберта Бернса. Произведения великого народного поэта Шотландии пользуются большой популярностью не только у себя на родине, где они прочно вошли в жизнь и быт простых людей. Переведенные на десятки языков, его стихотворения и песни стали достоянием широких масс читателей в различных странах мира. Творчество поэта-демократа получило всеобщее признание в Советском Союзе. Собрание произведений Бернса в переводах С. Маршака - одна из любимых книг нашего читателя.

По мнению Д. Дейчиса, "ни об одном лирическом поэте не говорили так много и ни об одном из них не было высказано столько ложных суждений, как о Роберте Бернсе"1. Другой современный критик Ф. Снайдер пишет, что со времени опубликования первого сборника произведений поэта (1786) "личность Бернса и его творчество составляют объект почти непрекращающейся полемики"2.

Одним из центральных вопросов этой полемики является вопрос о самобытности творчества Бернса и его отношении к литературным традициям современников и предшественников. Недооценка идейного и творческого своеобразия поэта, а иногда и намеренное стремление затушевать наиболее яркие особенности его произведений проявляются в широко распространенном в XIX и в начале XX веков взгляде на Бернса как на певца мирной сельской идиллии. Такая точка зрения имеет своих сторонников и в наше время. Так, английский критик Джон Линдсей3 видит величие и национальное своеобразие творчества Бернса в правдивом и поэтическом изображении "пьяных посетителей кабачков, сельских девушек, попавших в беду, горных цветов и терпеливых домашних животных". Разгадка "тайны" творчества Бернса заключается, по его мнению, в "глубокой религиозности", которая будто бы является определяющей чертой национального шотландского характера4. Мало плодотворной представляется также широко распро-


--------------------------------------------------------------------------------

1 D. Daiches, Robert Burns, 1950, p. 1.

2 F. B. Snyder, Robert Burns, Toronto, 1936, p. 7. По мнению Майкла Линдсея, в странах английского языка Бернс уступает место из писателей только Шекспиру по количеству написанных о нем книг.

3 Однофамилец прогрессивного английского писателя Джека Линдсея и биографа Бернса Майкла Линдсея.

4 John Lindsay, Immortal Memory, N. -Y. 1938, pp. 6, 13.



стр. 111


--------------------------------------------------------------------------------

страненная в современном зарубежном литературоведении оценка Бернса как поэта-романтика или как типичного представителя предромантизма1.

Стремление отдельных зарубежных исследователей искусственно ограничить творчество Бернса рамками той или иной литературной "школы" уводит в сторону от вопроса о том, что составляет основу его непреходящей ценности, в чем сила его идейного и эстетического воздействия, столь ярко проявившаяся при жизни поэта и столь живо ощущаемая в наши дни.

В то же время в работах некоторых сторонников вышеупомянутых концепций нередко встречаются интересные и содержательные суждения, метко характеризующие отдельные стороны творчества поэта. Так, например, Д. Дейчис убедительно показал связь произведений Бернса с национальной шотландской поэзией.

Характерная для ряда зарубежных исследователей противоречивость суждений о творчестве Бернса отчетливо выступает в книге канадского литературоведа Снайдера. Автор приводит данные, свидетельствующие об огромной популярности произведений Бернса среди простых людей всего, мира. В книге подчеркивается необычайное богатство и красочность языка Бернса, своеобразие и совершенство его поэтического мастерства, умение "быстро схватывать глубокую сущность вещей".

Тем более удивителен ответ Снайдера на вопрос, поставленный им в начале книги: "В чем разгадка тайны, сделавшей Бернса самым любимым из всех великих английских поэтов?" Снайдер видит причину "почти невероятной" популярности шотландского поэта в том, что Бернс - хотя он ниже не только Шекспира и Чосера, но и Браунинга и Вордсворта - не отпугивает(!) читателя своей гениальностью2.

Стремление умалить идейную ценность поэзии Бернса особенно ярко проявляется в попытках отдельных зарубежных критиков объяснить своеобразие его творчества особенностями его биографии. Бунтарский дух поэзии Бернса трактуется как выражение его пылкого темперамента или как следствие неудачно сложившейся личной судьбы (например, Тэн, Фрейзер, Стивенсон).

А между тем еще в XIX столетии наметилось верное решение вопроса о том, в чем сущность своеобразия и жизненной силы творчества поэта. Русские и зарубежные великие художники слова и прогрессивные критики видели основу самобытности Бернса в его народности. Именно эту сторону его творчества подчеркивают Гёте3 и Байрон4. Эта же мысль лежит в основе высказываний о Бернсе Шевченко5.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См., например, P. Frye, Anatomy of criticism, Princeton, 1957; G. E. Smith, English literature, Ames, 1957.

2 F. B. Snyder, Robert Burns, pp. 10, 42, 43.

3 Эккерман, Разговоры с Гёте, М. - Л. 1934, стр. 715.

4 Byron, Letters and Journals, The Works, vol. II, London, 1898 - 1901, p. 320.

5 "Былое", 1906, N 8, стр. 2 - 3.



стр. 112


--------------------------------------------------------------------------------

Глубина отражения народной жизни в произведениях Бернса, революционно-демократическая направленность его творчества обусловили живой интерес к нему представителей передовой общественной мысли в России XIX века, поэтов и писателей, связанных с кругом "Современника". Белинский, показавший в своей статье "Сочинения Державина" бесплодность "биографического" толкования творчества художника, учивший искать разгадку величия поэта в глубине его связей с "почвой общественности и истории", высоко оценил Бернса, назвав его среди тех художников слова, чьи произведения составили "богатейшую сокровищницу лирической поэзии"1. О подлинно народном характере творчества Бернса пишет Огарев2. И не случайно среди первых переводчиков Бернса мы видим поэтов, тесно связанных с революционно-демократическим движением в России XIX столетия: революционера Михайлова и видного деятеля 60-х годов Курочкина.

При изучении связи между творчеством Бернса и современной ему эпохой несомненную ценность представляет ряд работ зарубежных биографов Бернса. Богатый материал, характеризующий жизнь Шотландии того времени и раскрывающий историю создания отдельных произведений Бернса, содержат работы английского исследователя Чемберса (1896) и французского исследователя Анжелье (1893). На широком общественно-историческом фоне предстают личность и творчество поэта в монографиях К. Карсуэл (1930) и Де Ланей Фергюссона (1939). Ряд фактов, подтверждающих связь Бернса с радикально-демократическим движением в Британии 1790-х годов, приводится в последнем из биографических романов о Бернсе недавно умершего шотландского литературоведа и писателя Джемса Барка (1955).

Однако разногласия в современном западном бернсоведении не сняты. Различно трактуется проблема народности произведений Бернса. Резкие разногласия вызывает вопрос о воинствующем демократизме поэзии Бернса. Недооценка насыщенных бунтарским пафосом политических песен Бернса 90-х годов характерна для известной книги К. Карсуэл, продолжающей в этом отношении линию многочисленных критиков XIX столетия. Игнорирование роли гражданской лирики поэта связано в работе К. Карсуэл с предвзятой трактовкой народных бедствий в Шотландии эпохи промышленного переворота, в которых она видит лишь побочное следствие преобразований, осуществленных англичанами "во имя прогресса"3. Де Ланей Фергюссон приводит обширный материал, свидетельствующий о бурной политической активности народных масс Шотландии 90-х годов и подчеркивает активный характер демократизма Бернса. Однако и он, в сущности, сходится со взглядами Карсуэл, когда оценивает любовь поэта к своей родине лишь как дань романтическим иллюзиям.


--------------------------------------------------------------------------------

1 В. Г. Белинский, Собр. соч. в трех томах, т. 2, М. 1948, стр. 485.

2 Н. Огарев, Стихотворения и поэмы, т. 1, 1937, стр. 305 - 306.

3 C. Carswell, The Life of Robert Burns, London, 1930, p. 3.



стр. 113


--------------------------------------------------------------------------------

Существенно важен вклад в мировую бернсиану, сделанный советскими учеными. Советская концепция творчества Бернса сложилась в борьбе против попыток представить его как певца идеализированного сельского быта, против игнорирования бунтарской направленности его творчества. Так исследователь Бернса С. Орлов в ряде своих статей ставит вопрос об остроте общественного протеста в произведениях поэта, о его связи с фольклором, о неправомерности отождествления его поэзии с литературой сентиментализма1. С. Орлов подчеркивает обличительную направленность творчества Бернса, силу его социальной ненависти, его уменье пользоваться смехом как орудием нападения.

Автор главы, посвященной Бернсу в первом томе "Истории английской литературы", выпущенном Институтом мировой литературы, М. Гутнер выдвигает на первый план "революционную страстность творчества поэта", его "плебейскую непримиримость". М. Гутнер особенно высоко оценивает те произведения Бернса, где "поэт поднимается до критики всего буржуазно-дворянского общества и его государственности". "Гуманистический пафос поэзии Бернса", ее "бунтарская жизнерадостность" рассматриваются как проявление глубокой связи его творчества с фольклором2.

Статья М. Морозова "Роберт Бернс"3 отчетливо раскрывает прогрессивное значение творчества поэта-демократа. М. Морозов подвергает критике попытки некоторых зарубежных авторов очернить моральный облик Бернса, извратить подлинное значение революционных мотивов его поэзии, столь полно и ярко звучащих по-русски в прекрасных переводах С. Маршака.

В недавно опубликованной работе А. Елистратовой "Роберт Бернс" перед нами встает покоряющий моральный и творческий облик поэта, сильного своей любовью к родине, к людям труда, своей ненавистью к угнетателям народа, блестящего мастера слова и образа. А. Елистратова указывает на своеобразие бернсовского гуманизма, заключающегося в том, что "в его лирике впервые в английской поэзии XVIII века был преодолен разрыв "души" и "плоти", надолго закрепленный и пуританским ханжеством, и аристократическим цинизмом". Отмечая воинствующий характер сатиры Бернса, автор книги подчеркивает, что "сатирическое обличение общественной несправедливости сливается" в его поэзии "с темой истинного счастья"4.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См. С. А. Орлов, Бернс и фольклор, "Ученые записки Куйбышевского государственного пединститута имени Куйбышева", вып. 6,1942; его же, Крестьянский вопрос в поэзии Бернса, "Ученые записки Куйбышевского государственного пединститута им. Куйбышева", вып. 7, 1943.

2 М. Н. Гутнер, Бернc, в кн.: "История английской литературы", т. I, вып. 2, Изд. АН СССР, М. - Л. 1945.

3 М. М. Морозов, Роберт Бернc, в кн.: "Избранные статьи и переводы", М. 1954.

4 А. Елистратова, Роберт Бернc, М. 1957, стр. 15 - 16, 61.



стр. 114


--------------------------------------------------------------------------------

В результате работ советских исследователей можно считать решенным целый ряд вопросов, определяющих наиболее существенные черты общей концепции творчества поэта: вопрос о неправомерности отождествления Бернса с писателями-сентименталистами, о социально-политической проблематике его творчества как отражении конкретных исторических условий жизни и борьбы шотландского народа, об основных этапах развития его поэзии.

В работах советских литературоведов не случайно выдвигается на первый план вопрос о сатире Бернса. Решение этого вопроса во многом определяет общую оценку его художественного наследия. В сатирах Бернса особенно ярко проявляется сила его гражданских чувств, присущая ему глубина раскрытия социальных и политических противоречий.

Боевой дух поэзии Бернса, его меткая и острая критика общественных "верхов" всегда привлекали к себе внимание прогрессивного человечества. Известно, что сатиры Бернса любил Карл Маркс1. Английские чартисты видели в Бернсе своего соратника. Один из видных борцов за хартию - поэт Джеральд Масси, определяя задачи народного поэта, призванного беспощадно разоблачать обман и лицемерие, "занимающие высокие посты в жизни", ссылался на пример Бернса и Беранже, обладавших "богатым юмором" и "шекспировской силой сатиры"2.

В наши дни газета "Дейли уоркер" ведет решительную борьбу против фальсификации поэзии Бернса, и в частности против недооценки бунтарской направленности и сатирической остроты его поэзии. "Бернс был бунтарем в религии и политике", - так характеризует его У. Галлахер, призывая читателей обратить особое внимание на сатиры поэта, на его "беспощадное обличение разложившихся и разлагающихся правящих классов"3. Эту же сторону творчества Бернса выдвигает на передний план Дж. Кэмпбелл, отмечая, что "еще до французской революции резкая критика существующих порядков была характерной чертой творчества Бернса"4. Шотландский поэт Мак-Дайармид выступает на страницах "Дейли уоркер" (22 января 1958 года) с резким протестом против неправильного освещения творчества Бернса в буржуазных "Бернсовских клубах". "Лицемерные похвалы, - пишет он, - воздаются Бернсу как раз такими людьми, каких он беспощадно разоблачил бы в своих сатирах, если бы он жил теперь".

Остро злободневные, вскрывающие самые наболевшие жизненные вопросы, сатиры Бернса лишь медленно и с трудом пробивали себе доступ в печать. Его антиклерикальные стихотворения "Молитва святого


--------------------------------------------------------------------------------

1 См. "К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", М. - Л. 1938, стр. 661.

2 G. Massey, Pierre Jean de Beranger, his life and genius, "The friend of people", 1852, N5.

3 "Daily worker", 25 января 1954 года.

4 "Daily worker", 25 января 1936 года.



стр. 115


--------------------------------------------------------------------------------

Вилли" и "Церковная тревога" были впервые опубликованы в виде уличных листовок лишь три года спустя после смерти поэта. "Обращение Вельзевула" появилось в печати с такими искажениями в тексте первой строфы, которые сводили на нет обличительную характеристику политического положения в Шотландии. Известная часть политической поэзии и прозы Бернса для нас безвозвратно потеряна. Да и некоторые из сохранившихся произведений до сих пор игнорируются многими зарубежными издателями. Ряд "полных" собраний сочинений Бернса (например, оксфордское) не включает его революционную песню "Дерево свободы" и его сатиру "Песня коробейника"; эпиграмма Бернса на врага французской революции Эдмунда Берка появилась в печати лишь в 1955 году. В собрании писем Бернса под редакцией Де Ланей Фергюссона (1931) впервые опубликованы интереснейшие образцы его сатирической публицистики и революционная сатира "Когда принцы и прелаты...".

Сатирическая критика Бернса, вскрывающая злоупотребления церкви и несправедливость распределения общественных благ, бичующая парламентскую коррупцию и политический произвол своего времени, затрагивала жизненно важные вопросы шотландской действительности конца XVIII века. Все стороны этой критики были в ту пору в равной мере неприемлемы для правящих кругов. В дальнейшем судьбы различных тематических циклов сатиры Бернса складываются по-разному. Произведения, направленные против церкви и духовенства ("Молитва святого Вилли", "Святая ярмарка", "Два пастуха" и др.), первыми получают признание в критике конца XIX - начала XX веков. Предвзятость и односторонность суждений о Бернсе-сатирике проявляется теперь в стремлении отдельных критиков отрицать связь между его антиклерикальной поэзией и произведениями, направленными против общественно-политической несправедливости, принижать или игнорировать идейное и художественное значение последних.

Упомянутые выше Ф. Снайдер, Д. Дейчис и М. Линдсей высоко оценивают сатиры Бернса, направленные против церкви и духовенства. В то же время Д. Дейчис отказывается признать какие-либо художественные достоинства за сатирической "Одой на смерть миссис Освальд", где Бернс бичует алчность и жестокость ненавистных народу шотландских землевладельцев. Сатира "Две собаки", вскрывающая несправедливость существующих отношений между правящими классами и народом, интересует Д. Дейчиса лишь с точки зрения стихотворной формы. В книге Ф. Снайдера несколько страниц посвящено политической сатире Бернса. Однако автора интересует лишь степень осведомленности поэта о политических событиях своего времени, а не его отношение к этим событиям. В связи с этим Снайдер выдвигает на первый план те произведения, в которых перечислено больше фактов и имен. Лучшие образцы социальной сатиры Бернса объявляются слабыми или потерявшими свое значение в наши дни. Протест Бернса против растущей власти денег, его обличение знати и богачей рассматривается М. Линд-

стр. 116


--------------------------------------------------------------------------------

сеем как "романтический эскейпизм", то есть "бегство" от действительности (!) (стр. 67). Противоречивость и путанность суждений М. Линдсея о сатире Бернса отчетливо выступают в его оценке "Оды на смерть миссис Освальд": Линдсей утверждает, что "сатира Бернса бьет мимо цели" (стр. 241), так как она написана под влиянием чисто субъективных настроений поэта. Однако в другом месте книги он рассматривает "Оду" как выражение "достаточно уродливой классовой ненависти" (стр. 209).

Такого рода "признание" социальной или политической направленности произведений поэта можно встретить у ряда современных зарубежных буржуазных критиков. "К своему несчастью, - пишет автор недавней английской монографии о Бернсе Кристина Кит, - Бернс становится первым шотландским поэтом, обладающим классовым самосознанием"1. Социальная заостренность "Честной бедности" составляет, по мнению Кит, "фатальный недостаток" этой песни (стр. 166).

Кит справедливо говорит о "раблезианских, незабываемых образах церковников" в творчестве Бернса (стр. 64). Но она почти полностью игнорирует сатиру Бернса 90-х годов и его революционно-демократические песни, включающие яркие сатирические мотивы и образы. Лучшие образцы гражданской поэзии Бернса объявляются в книге Кит утратившими свое значение2.

В книге Кит особенно ярко проявляется характерная для ряда зарубежных исследователей тенденция противопоставить формальное мастерство Бернса-сатирика его социально-политическим идеям, всячески ими принижаемым. Автор монографии не видит прочной связи между творчеством Бернса и его эпохой. Кит считает, что в его произведениях мы видим "идеализированную Шотландию", что там "отсутствует отпечаток века" (стр. 176), тем самым возвращая нас к не раз опровергнутому в советской и в зарубежной критике взгляду на Бернса как на певца мирной деревенской идиллии.

Для книги Кит характерен тон высокомерного презрения к поэту-плебею, который не кончил университета, не знал древних классиков, не мог путешествовать за границей и поэтому (как считает автор) был "невежествен", "неглубок" (стр. 19 - 20), "не имел воображения" (стр. 20, 170, 180), "не обладал широким горизонтом" (стр. 20, 187). У читателя невольно возникает вопрос: что же в таком случае составляет основу разящей силы антиклерикальной поэзии Бернса, "подобной извержению вулкана" (стр. 80) и "сравнимой только с сатирой Рабле" (стр. 79)?


--------------------------------------------------------------------------------

1 Chr. Keith, The Russet Coat, London, 1956, p. 20.

2 В то же время монография Кит содержит ряд ценных сведений о современниках и предшественниках Бернса. Известный интерес представляет анализ языковой формы, ритмической структуры и композиции отдельных произведений. Фактический материал, приводимый Кит, и ее собственные замечания о художественных особенностях того или иного стихотворения или песни зачастую идут вразрез с ее общей оценкой творчества поэта. Книга полна противоречий.



стр. 117


--------------------------------------------------------------------------------

"Решение" этого вопроса в книге Кит - наглядный пример бесплодности попыток оторвать творчество Бернса от его реальной основы - жизни народа. По мнению Кит, острота сатирической критики Бернса, его непримиримое отношение к притворству и лицемерию - все это лишь результат его "страстной преданности религии" (стр. 80)1. Столь неожиданная трактовка антиклерикальной сатиры Бернса вступает в непримиримое противоречие с подлинным содержанием всей его поэзии и неизбежно ведет к грубому искажению творческого облика замечательного народного поэта Шотландии.

Роль сатиры в произведениях Бернса определяется в конечном счете глубиной отражения в его творчестве существенных сторон жизни народа. Бедствия шотландского крестьянства и растущая политическая зоркость простых людей, их мечты о лучшем будущем и их ненависть к знати и богачам выступают в поэзии Бернса в том нерасторжимом единстве, в каком они существовали в действительности. Утверждающее и критическое начала неразрывно связаны в его творчестве. Лирическая поэзия любви и дружбы неотделима в художественном наследии Бернса от его сатиры.

Почвой, питавшей обличительное творчество Бернса, был подъем гражданской активности народа в период резкого обострения общественно-политических противоречий, связанных с аграрным и промышленным переворотом. На родине Бернса эти противоречия проявились с особенной остротой. "Союзный договор" 1707 года, заключенный вопреки воле шотландских масс в результате открытой сделки между английским правительством и представителями шотландской знати, низвел Шотландию до уровня английской провинции. В политическом отношении страна стала придатком Англии, однако экономические преобразования осуществлялись здесь медленнее, чем в большинстве английских графств. Наряду с возникшими буржуазными отношениями в отдельных областях Шотландии еще прочно держался не только феодальный, но и общинно-родовой строй, гибель которого, как указывает Энгельс, "совпадает с подавлением восстания 1745 года"2.

Большинство представителей привилегированных сословий было довольно исходом событий 1745 - 1746 года. Усиление английского господства было выгодно шотландской торговой буржуазии, ставшей


--------------------------------------------------------------------------------

1 Кит считает, что "главное в Бернсе - это то, что, несмотря на свою ненависть к кальвинизму, он был порождением кальвинизма - кальвинистом до мозга костей" (стр. 208). "Церковь, а не что-нибудь другое, - пишет она, - подняла его на высокое место" (стр. 79). Стремясь убедить читателя в своей правоте, Кит доходит порой до очень грубых натяжек. Так, вольнодумная поэма Бернса "Тэм О'Шентер", по мнению Кит, не противоречит кальвинистскому мировоззрению, так как Тэм в конце концов возвращается домой к своей жене, как это предписывалось церковной моралью (стр. 96).

2 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XVI, ч. 1, стр. 112. Имеется в виду восстание "якобитов" - сторонников Стюартов. Якобитская знать, мечтавшая о полном восстановлении феодальных порядков в стране, сумела использовать патриархальное отношение жителей горной Шотландии к вождям кланов и их ненависть к англичанам в своей попытке реставрации свергнутой династии.



стр. 118


--------------------------------------------------------------------------------

с 1707 года участницей грабежа английских колоний. Новые порядки открывали перед восходящей буржуазией Шотландии путь к дальнейшему развитию и сотрудничеству с английским капиталом. Выиграли в результате предательства национальных интересов и крупные землевладельцы Шотландии. Разорение крестьянства, спекуляция земельными участками, усиление ростовщичества, жестокая эксплуатация сельскохозяйственных рабочих на новых, созданных по английскому образцу фермах и промышленных рабочих на предприятиях - таковы характерные черты экономической жизни современной Бернсу Шотландии.

Конфликт между правящими классами и народом усугублялся антинациональной политикой местной знати в области культуры. Стремление подражать во всем англичанам, пренебрежительное отношение к шотландским традициям, шотландскому диалекту и шотландской литературе становится в этот период признаком "хорошего тона" в аристократических салонах, учебных заведениях и литературных кругах Шотландии.

На глазах Бернса попирались все права и вольности трудового народа Шотландии. Испытавший на себе последствия аграрного переворота, Бернс с глубоким сочувствием говорит о судьбе простых людей своего времени ("Разоренный фермер", "Две собаки", "Человек создан для горя" и т. д.). Обличение антинародной и антинациональной политики правящих классов проходит через всю его поэзию. "Жизнь, которую Шотландия любит, как ягненок любит нож", - так охарактеризовано положение в стране в сатирическом "Обращении Вельзевула", написанном по поводу неудавшейся попытки пятисот горцев бежать в Америку, чтобы избавиться от притеснений помещика.

Основной метод общественной критики в произведениях Бернса - сатира. Поэт стремится показать не только жестокость, но и нелепость существующего порядка вещей, разоблачить и высмеять правящие классы, кичащиеся своим превосходством над народом.

Наиболее характерные объекты сатиры Бернса - шотландская знать, британское правительство, деспотичная пресвитерианская церковь Шотландии, чиновники и законники, притеснявшие и грабившие крестьян. В 90-е годы, в период бурного распространения в народе республиканских идей, Бернс направляет огонь сатирической критики против сторонников правительственной олигархии и врагов французской революции в Англии и на континенте.

Вера в народ, в его свободолюбие и стойкость обусловила наиболее характерную черту сатиры Бернса - ее жизнеутверждающий пафос. В сатирической поэзии запечатлено не только моральное превосходство простых людей, но и их трезвый критический ум, уничтожающая меткость их суждений, грозная сила их справедливого гнева. На всем протяжении сатирического творчества Бернса произвол правящих классов и растущий общественный протест народа выступают в его произведениях как две стороны одного и того же процесса. Не

стр. 119


--------------------------------------------------------------------------------

случайно беспощадно язвительная и меткая насмешка над правительством и духовенством вложена Бернсом в уста наиболее "низко павших" в глазах привилегированного общества бродяг и нищих ("Веселые нищие").



К черту тех, кого законы
От народа берегут.
Тюрьмы - трусам оборона,
Церкви - ханжеству приют, -





(Перевод С. Маршака)

так восклицают они в заключительных строфах этой кантаты. И не случайно в сатирическом "Обращении Вельзевула", где Бернс раскрывает весь трагизм положения народных масс эпохи первоначального накопления в Шотландии, впервые показывается в его поэзии страх правящих классов перед народом.

Новаторство Бернса в изображении народа получило ложную трактовку в упомянутой выше книге К. Кит, которая рассматривает его не как художественное открытие поэта-реалиста, а как свидетельство его перехода на позиции субъективизма1. Необоснованность таких суждений настолько очевидна, что они вряд ли нуждаются в серьезном опровержении. Не прихоть фантазии и не стремление отойти от объективной оценки вещей, а уверенность в стойкости и силе народа заставляли поэта искать и находить прекрасное в той сфере жизни, которую правящие классы считали "низменной" и недостойной художественного изображения. Поэзия Бернса, продолжавшая и углублявшая реалистические завоевания английских просветителей, стоит в стороне от субъективистских настроений, усилившихся в английской литературе в связи с кризисом просветительской идеологии. Просветительская вера в человека подкреплялась в сознании Бернса его близостью к народу, его убеждением в нравственном и социальном достоинстве людей труда. Именно поэтому Бернс создает боевую, целеустремленную сатиру в период ослабления сатирических тенденций в литературе английского Просвещения.

Эстетическое единство сатиры Бернса, представленной большим многообразием жанров, богатством тем, мотивов и образов, определяется прежде всего стремлением поэта писать для народа, передать сатирическую мысль в наиболее понятной и убедительной, близкой национальным традициям форме. Глубина отражения сложной общественной действительности и в то же время предельная доступность формы - таковы основные черты творчества Бернса.

Решение художественной задачи, стоявшей перед Бернсом, вряд ли оказалось бы возможным без глубокого усвоения прогрессивных традиций англо-шотландской литературы и фольклора.


--------------------------------------------------------------------------------

1 "Все зависит от окружающей атмосферы, от того, как вы смотрите на это, - вот в чем секрет своеобразия "Веселых нищих", - пишет Кит. - Здесь впервые в литературе появляется кредо импрессионистов" (стр. 54).



стр. 120


--------------------------------------------------------------------------------

Произведения Бернса свидетельствуют о его преемственной связи с остро обличительной линией просветительской литературы XVIII века. Присущая сатирикам английского Просвещения, и прежде всего Свифту, глубина политического видения, гражданский пафос обличений, непримиримость по отношению к социальным порокам своего времени сочетаются в сатире Бернса с характерным для фольклора оптимистическим восприятием жизни и непосредственностью, живостью и яркостью красок меткого народного юмора.

Богатство красок локального колорита, юмористические детали в изображении шотландской повседневной действительности роднят обличительные произведения Бернса с национальной шотландской поэзией (Гилберфилд, Рамзей, Фергюсон). Важно, однако, отметить, что в поэзии Бернса, как и в устном творчестве народа, изображение быта никогда не является самоцелью. Подчиненное значение бытописательных элементов в произведениях Бернса особенно отчетливо выступает в его сатире1.

В многообразии творческих связей между Бернсом и его предшественниками немалую роль играет близость его обличительных произведений к различным формам "низовой" демократической поэзии. Бернс творчески использует опыт политической массовой сатиры, популярных в Шотландии лубочных изданий и так называемых "уличных баллад", приемы типизации и способы создания комического эффекта англо-шотландской политической карикатуры. В поэзии Бернса 90-х годов (в выборе тем, в жанровых особенностях сатиры, в образной системе и характере сатирической иронии) можно обнаружить черты сходства между его сатирой и обличительными произведениями поэзии Корреспондентских обществ.

Сочетая и нередко видоизменяя разнообразные средства сатирического обличения, накопленные в богатой сокровищнице фольклорной и литературной национальной сатиры, Бернс неизменно подчиняет их собственной цели - полнее и глубже отразить жизнь простых людей своего времени, выразить их настроения.

Ломая стеснительные каноны рационалистической поэтики, Бернс сочетает поэтические и комические элементы, драматический и юмористический планы, повествовательную и обличающую интонацию в разработке одной и той же темы как в общем контексте своего творчества, так и в пределах отдельных произведений. В поэме "Две собаки", проникнутой лирическим сочувствием, рассказ о нужде и горестях крестьян идет рука об руку с задорным утверждением их превосходства над знатью, а сатирическая критика помещиков находит свое выражение то в презрительном разоблачении их тупости и лени (картины частной жизни аристократов), то в суровой инвективе (сцена издева-


--------------------------------------------------------------------------------

1 Интересна в этом отношении сатира "Две собаки". Она так насыщена бытовыми подробностями, что исследователи называют ее "энциклопедией шотландского быта". И вместе с тем все бытовые детали подчинены здесь раскрытию основной сатирической мысли поэта.



стр. 121


--------------------------------------------------------------------------------

тельства над крестьянами, просрочившими оброк), то в юмористическом и в то же время гневном изображении политической деятельности шотландского представителя в парламенте.

Как и в народной поэзии, элементы сатиры свободно входят в сюжетную и образную ткань таких произведений Бернса, которые не являются по своему жанру сатирическими. Единство утверждающего и критического начал особенно отчетливо проявляется в тех произведениях Бернса 90-х годов, где на первый план выступает тема идейной и политической борьбы. Такова, например, известная песня "Дерево свободы", где героика борьбы революционной французской армии воплощена в поэтическом образе "сыновей свободы", охраняющих прекрасное дерево, а изображение происков реакции дано в сатирическом плане. Убийственная в своей плебейской резкости насмешка над жалкой судьбой короля Людовика, остро комическое изображение неудач коалиционных войск соседствуют в этой песне с лирическим раздумьем над судьбой Британии и с пламенным утверждением единства интересов и надежд британского и французского народов.

Контрастный план изображения связанных между собой и в то же время враждебных друг другу общественных групп реализуется в различных способах речевой и портретной характеристики, в использовании различных языковых и стилистических средств, различных оттенков юмора. Изобилующее красочными бытовыми деталями изображение народного веселья усиливает выразительность сатирических портретов проповедников в поэме "Святая ярмарка". Насыщенный отголосками народного юмора и народной фантастики, рассказ о бесовской пирушке в церкви Алловей, с его страшной и вместе с тем увлекательной картиной задорной шотландской пляски, оттеняет прямые сатирические выпады поэта против законников и духовенства ("Тэм О'Шентер").

Недооценка резкости социальных противопоставлений в произведениях Бернса неизбежно ведет к искаженной оценке роли сатиры в его творчестве. Один из примеров - суждение о Бернсе в книге Г. Вулфа "Заметки об английской поэтической сатире" (1929). Автор прав, когда он рассматривает обличительные произведения Бернса как выражение народного гнева, когда он говорит о них как о сатире, в которой слышен отзвук штурма Бастилии. В то же время он усматривает несуществующее противоречие между гуманистическими воззрениями Бернса и непримиримостью его сатиры. По мнению Вулфа, Бернс "забывает" об утверждении человеческого достоинства и в песне "Честная бедность", когда гневно обличает знатного лорда, и в сатирическом "Обращении Вельзевула" (стр. 126), изображая шотландских вельмож исчадиями ада. Тот расплывчатый и "всепрощающий" либеральный "гуманизм", который буржуазный критик хотел бы навязать Бернсу, в действительности не имеет ничего общего с цельным, воинствующе демократическим мировоззрением поэта.

стр. 122


--------------------------------------------------------------------------------

В своем обличении правящих классов Бернс почти всегда опирается на конкретные факты. Умелый выбор этих фактов и глубина их сатирического истолкования дают ему возможность подняться до больших социальных и политических обобщений. Изящно переплетенный, но никем не читанный том пьес Шекспира в библиотеке знатного барина служит Бернсу поводом для осмеяния показной культуры аристократов (эпиграмма "Книжный червь"). Перебранка двух священников из соседних приходов дает толчок к созданию антиклерикальной сатиры, высмеивающей алчность, распущенность и невежество духовенства (стихотворение "Два пастуха"). События и лица, выбранные поэтом, могут быть по видимости незначительными, например, член сельского церковного суда Вильям Фишер ("Молитва святого Вилли"), или крупными и широко известными, например, поражение коалиционных войск, брошенных против революционного Парижа ("Когда принцы и прелаты..."), но они всегда типичны для современной Бернсу общественно-политической обстановки. В центре внимания Бернса-сатирика всегда остается проблема противоречий между привилегированными классами и народом.

Для ряда зарубежных исследователей характерна тенденция рассматривать наиболее острые сатирические произведения поэта и, в частности, его эпиграммы как выражение его узко личных настроений1. А вместе с тем именно эпиграммы Бернса, написанные в большинстве случаев под непосредственным впечатлением поразившего его события или поступка, нередко личной обиды, особенно наглядно свидетельствуют о силе его гражданских чувств, о его стремлении воспроизвести типические противоречия эпохи. Сохраняя присущую эпиграмме злободневность, живость и блеск, Бернс насыщает ее глубоким социально значимым содержанием, и это выделяет его среди многих острословов его эпохи. В период широкого распространения лозунгов французской революции в Шотландии Бернс, служивший таможенным чиновником, получил письменный выговор за неоднократное выражение сочувствия революционерам. На оборотной стороне этого документа он пишет свою известную эпиграмму, где горькое сознание бесправия бедняков сочетается с саркастическим намеком на бессилие правительства притупить политическую зоркость простых людей:



К политике будь слеп и глух,
Коль ходишь ты в заплатах.
Запомни: зрение и слух -
Удел одних богатых!





(Перевод С. Маршака)


--------------------------------------------------------------------------------

1 Традиционный комментарий к "Молитве святого Вилли" не выходит за рамки сведений о конфликте между одним из членов церковного суда и личным другом поэта. Ряд биографов и комментаторов Бернса видит в "Двух собаках" лишь его желание увековечить память своей погибшей собаки. К. Кит считает, что большая часть произведений, написанных "на случай" (политические сатиры, эпиграммы и т. д.), лишены художественной ценности и представляли интерес лишь для тех, кто знал "объект" сатиры (стр. 104).



стр. 123


--------------------------------------------------------------------------------

Бессмысленность сословного чванства язвительно высмеяна Бернсом в эпиграмме на лорда Галловей, считавшегося "личным" врагом поэта. Получив пасквиль, направленный против него и его друзей, Бернс пишет экспромт-эпиграмму "Верноподданным шотландцам", где клеймит сторонников ганноверской династии как людей, покрывших себя позором в глазах масс:



Вы, верные трону, безропотный скот,
Пируйте, орите всю ночь напролет.

Позор ваш - надежный от зависти щит.
Но что от презрения вас защитит?





(Перевод С. Маршака)

Бернс никогда не отделял себя от народа. Сама склонность поэта связывать свой личный опыт с вопросами большого общественного значения и переосмыслять его в сатирическом плане лишний раз свидетельствует о том, что он обладал складом ума и темпераментом подлинного сатирика.

Широта политического кругозора Бернса особенно ощутима в произведениях 90-х годов, когда в его творчестве появляются отчетливо выраженные революционно-демократические мотивы. К этому периоду относятся упомянутая выше песня "Дерево свободы", эпиграмма на врага революции Эдмунда Берка, сатира на изменника революционной Франции генерала Дюмурье и ряд других политических произведений.

Родина Бернса становится в это время одним из центров политического брожения, охватившего Великобританию. Радикально-демократические Корреспондентские общества были очень активны в Шотландии. Республиканские идеи получили здесь особенно широкое распространение среди масс. Центральным вопросом борьбы британских демократов против правительственной олигархии был вопрос о политических правах масс. Просветительский тезис о правах человека вновь становится предметом острой дискуссионной борьбы и из сферы умозрений переносится в область политической практики. Идеолог реакции Берк в своем памфлете, направленном против французской революции, объявляет народ "стадом свиней, сбродом и оборванцами", неспособными к участию в управлении страной. Эти презрительные клички становятся крылатыми словами в лагере оппозиции. Передовые деятели демократического движения заявляют в своих речах и памфлетах, что они говорят от имени "стада свиней". В честь "свиней" поднимаются тосты в тавернах, ставших излюбленным местом встреч британских демократов. Один из органов их политической печати носит название "Корм для свиней".

Участник американской, а позднее французской революции Томас Пейн в своем трактате "Права человека", написанном в ответ на выступление Берка, называет правительство "шайкой разбойников" и призывает демократов к борьбе за широкую программу общественных преобразований. Трактат Пейна пользуется огромной популярностью в Ве-

стр. 124


--------------------------------------------------------------------------------

ликобритании и особенно в Шотландии, где он становится настольной книгой простых людей. Историк Э. Смит пишет, что в день открытия Конвента можно было видеть огромное скопление народа на улицах Эдинбурга. Когда случайный прохожий спрашивал, в чем дело, из толпы слышались возгласы: "Это Том Пейн приехал посадить свое дерево свободы".

Критики и биографы Бернса пишут о его преданности идеям республиканизма, о его увлечении трактатом Пейна. Бернс многократно выражал свое сочувствие французским революционерам. Его творчество этих лет насыщено отголосками радикально-демократического движения. Его политические сатиры и песни распространялись в народе наряду с произведениями членов Корреспондентских обществ. А. Каннингам пишет о силе общественного воздействия сатирической поэзии Бернса этих лет: "Всеобщее внимание было приковано к Бернсу. Он был настоящим чудом в городе. Его остроты, шутки, эпиграммы, песни были ежедневной пищей для разговоров... Вскоре местные поклонники и приверженцы доброго, старого короля стали считать его самым опасным из всех мятежников и стали остерегаться его" (стр. 114).

В песне "Честная бедность", написанной в атмосфере сгустившейся реакции, Бернс поставил центральный вопрос идеологической борьбы между сторонниками решительных политических преобразований и защитниками реакции. В этой песне поэт воплощает несколько абстрактные рассуждения Пейна о несостоятельности сословных предрассудков в комическом портрете вельможи, напоминающем политические карикатуры, популярные в Великобритании той поры:



Вот этот шут - природный лорд,
Ему должны мы кланяться.
Но пусть он чопорен и горд,
Бревно бревном останется!

При всем при том,
При всем при том,
Хоть весь он в позументах, -
Бревно останется бревном
И в орденах и в лентах!





В двух строчках наглядного сравнения, проникнутого духом народной мудрости, Бернс сливает утверждение достоинства человека и осмеяние сословных привилегий:



Богатство -
Штамп на золотом,
А золотой -
Мы сами!





(Перевод С. Маршака)

"Честная бедность" облетела страну с быстротой пламени, - пишет Каннингам, - и хотя ее запретили петь на улицах некоторых из

стр. 125


--------------------------------------------------------------------------------

наших северных городов, в горах и в долинах ее пели все и каждый" (стр. 113).

Широта политических интересов Бернса, его уменье показать единичный случай или событие в свете типических противоречий эпохи отчетливо сказываются в его песне "Когда принцы и прелаты...", написанной по поводу победы революционной французской армии, отбившей наступление войск коалиции. В пародийном сатирическом письме, которое играет роль введения в песне, он издевается над неосуществимым желанием знати подавить политическую активность масс: "Увы, горе нам, тяжелые времена, горе мне!.. Сей золотой век, безупречный в нетронутости монархического правления и чистоте деспотизма, сие счастливое время, которое озарит своим приходом даже республиканские смуты и заставит понять животных из стада свиней, что они лишь скоты и что их надо водить за нос и погонять в спину, как скотов, - сие время счастливого согласия и единогласия никак нельзя считать близким"1.

Это сатирическое введение живо напоминает один из образцов обличительной поэзии Корреспондентских обществ - стихотворение, написанное по поводу организации "Шотландского конвента", где автор притворно сокрушается по поводу "дерзости" простых людей, собравшихся самостоятельно решать свою судьбу вопреки воле привилегированных классов.

Через всю песню проходит рефрен, выдержанный в характерном для англо-шотландского фольклора лукавом тоне притворной почтительности по отношению к "большим людям", у которых "есть и серебро, и дома, и деньги", тогда как "у бедняка нет ничего". Ироническое утверждение пассивности простых людей вступает в противоречие с содержанием самой песни, где сатирическая мысль выражена открыто, без намеков и иносказаний и где рассказ о неудачах реакционной коалиции ведется в плане комического противопоставления хвастливой самонадеянности полководцев и их неспособности сломить сопротивление революционеров. Мысль о непобедимости революции неотделима в песне Бернса от утверждения общественного веса и значения простых людей. Общий тон открытой, торжествующей насмешки, мастерство использования стихотворных особенностей народной песни в обличительных целях - все это сближает сатиру Бернса с популярной в народе анонимной сатирой "Джон Коп".

Продолжая традиции фольклора, Бернс не раз осмеивал явные неудачи своих противников. В балладе "Американская война", в стихотворении "Церковная тревога", в сатирических мотивах "Дерева свободы" звучит тот же веселый дерзкий смех, что и в песне "Когда принцы и прелаты...". Неудачи правящих классов показаны в этих произведениях Бернса как закономерное следствие их ложных пред-


--------------------------------------------------------------------------------

1 R. Burns, Letters, Ed. by J. De Lancey Fergusson, vol. II, Oxford, Clarendon Press, 1931, p. 250.



стр. 126


--------------------------------------------------------------------------------

ставлений о себе и о народе. Одна из характерных особенностей Бернса-сатирика заключается именно в его уменье использовать в обличительных целях те моменты современной ему общественно-политической жизни, когда интересы правящих классов вступают в открытое столкновение с логикой действительности и когда комическая ситуация возникает в результате явного несоответствия между их претензиями и требованиями жизни.

Многообразие оттенков бернсовского смеха, в значительной мере обусловленное его восприимчивостью к богатым традициям национальной сатирической литературы и фольклора, определяет и многосторонность социальных характеристик в обличительном творчестве поэта. Отрицательные общественные явления или характерные для исторической обстановки того времени фигуры выступают то как мишень гневной сатиры, то как объект иронии, то как повод для меткой и острой шутки.

Образ Питта, ставшего в глазах народа символом реакционной политики правительства, раскрывается в сатире Бернса в презрительном намеке на тщеславие министра ("Послание Смиту"), в ядовитой издевке над его "кривляньем" в парламенте ("Веселые нищие") и, наконец, в центральном образе сатирического письма, написанного по поводу грозившей Питту отставки1. Иронически сокрушаясь по поводу неудачи Питта, Бернс характеризует его политику посредством аллегорического образа, очень близкого к тем, какими пользовались и мастера "якобинской" антиправительственной карикатуры того времени в Англии. Антинародная политика Питта предстает в образе мрачного дерева, которое, "глубоко уходя своими корнями в королевскую милость, отбрасывает свою тень на страну". "Перелетные птицы, стремящиеся согласовать свой полет с направлением сияния министерской власти, с малейшими изменениями в политической обстановке, ютились в твоих ветвях, а звери долин - знатные владельцы холмов и полей - теснились, укрываясь под твоей тенью"2. Проникнутая свифтовским сарказмом сатира на Питта перерастает здесь в обличение всего государственного строя, основанного на защите привилегий господствующих классов.

Глубокую и полную социальную характеристику получают в творчестве Бернса отдельные общественные группы, противостоящие народу: помещичья знать, духовенство, политические деятели Шотландии.

Уместно поставить вопрос: чем отличается антиклерикальная сатира Бернса от его политической сатиры, столь настойчиво игнорируемой рядом современных зарубежных критиков, и верно ли, что вы-


--------------------------------------------------------------------------------

1 Бернс широко пользовался жанром открытого сатирического письма, популярным в английской демократической прессе второй половины XVIII века. Начиная с 1789 года Бернс не раз публиковал свои сатирические письма в английских газетах без подписи или под различными псевдонимами.

2 R. Burns, Letters, vol. 1, p. 304.



стр. 127


--------------------------------------------------------------------------------

соко оцененные ими антиклерикальные произведения Бернса не имеют ничего общего с его гражданской поэзией?

Все содержание творчества Бернса свидетельствует о том, что противопоставление его антиклерикальной сатиры сатире общественно-политической так же неправомерно, как и противопоставление его обличительных произведений всему его творчеству в целом. Церковь и закон, церковь и государство постоянно выступают в его произведениях как связанные между собой и противостоящие народу силы. Бунтарский пафос заключительной песни нищих и бродяг направлен в кантате "Веселые нищие" против церкви и тюрьмы. Среди "всякой нечисти", собранной на адском шабаше в церкви Алловей, находятся и "лживые языки законников", и "протухшие сердца попов". Утверждая право простого человека на счастье, Бернс посылает "к черту" церковь и государство ("Золотые кудри Анны"). Обращенная к податному инспектору сатира "Инвентарный список" звучит как вызов чиновничеству и духовенству.



Минует вас с попом мой грош,
С меня не густо наживешь, -





(Перевод Т. Щепкиной-Куперник)

говорит поэт, перечисляя свое имущество, состоящее из домашней рухляди, двух тощих лошадей и веселой дочурки.

Значение антиклерикальной темы в сатире поэта определяется прежде всего той ролью, которую играла современная ему шотландская церковь в жизни народа. Назначаемый помещиком сельский пастор имел неограниченную власть деспота в своем приходе: неповиновение церкви приравнивалось к бунту. Составленный пастором "церковный совет" имел право изгнать неугодного ему крестьянина и конфисковать его имущество. Церковные власти широко практиковали взятки, вымогательства и штрафы. Члены совета и их агенты шпионили за прихожанами. Малейшие отклонения от суровых правил кальвинизма могли навлечь на виновных публичные издевательства, нередко длившиеся в течение нескольких недель. Ряд исследователей (Дж. Кемпбелл, М. Линдсей и К. Кит) сравнивает шотландскую церковь времен Бернса с гестапо. Правящие классы Шотландии стремились использовать церковный террор, чтобы подавить растущую активность простых людей, лишить их веры в себя, запугать их угрозой загробного возмездия.

Стремление пресвитерианской церкви изгнать искусство из жизни масс также смыкается в этот период с антинациональной политикой правящих классов. Объявляя греховными песни и танцы шотландского народа, церковь культивирует стихотворные жанры церковной литературы (элегии, эпитафии, псалмы) на латинском языке в соответствии с вкусами, царившими в учебных заведениях и литературных кругах Шотландии. И не случайно в одном из своих антиклерикальных стихотворений Бернс изображает "Ортодоксию", выступающую под руку

стр. 128


--------------------------------------------------------------------------------

с "ученостью", которая с "греческим выражением лица поет латинские песни" (сатира "Назначение").

Растущий протест масс против произвола церкви находит свое выражение в антиклерикальных народных песнях, в широком распространении пародий на церковные жанры, в анекдотах, шутках и остротах, направленных против духовенства. Сатиры Бернса, бичующие косность, фарисейство, корыстолюбие и деспотизм церковников, его пародии на церковные проповеди, псалмы, молитвы и эпитафии молниеносно распространялись среди крестьян в рукописях и в устной передаче. Как отмечает Д. Лесли, "они получили отголосок в различных частях Шотландии"1.

Бернс не раз подчеркивал публицистический, боевой характер своих антиклерикальных произведений. Гневным возмущением дышит каждая строчка его "Послания к Мак Мету", где поэт рассказывает о событии, которое послужило поводом к созданию его самого известного антиклерикального стихотворения "Молитва святого Вилли". Нападки на одного из прихожан члена церковного суда, лицемера и ханжи Вильяма Фишера (прототип святого Вилли) - лишь один из примеров произвола церковников, способных "затравить" и довести "до полной гибели" любого неугодного им человека. "Если бы я обладал сатирическим дарованием Попа, - пишет Бернс, - я бы расправился с негодяями, как они того заслуживают, и разоблачил бы перед всеми их грязные, жульнические способы обманывать толпу".

Одинаково осуждая политику государства и церкви, Бернс-сатирик пользуется сходными художественными средствами в своих антиклерикальных и политических произведениях. Рисуя алчность привилегированных хищников, их жестокость по отношению к народу, Бернс создавал образы, вызывающие ненависть и гнев читателя ("Обращение Вельзевула", "Ода на смерть миссис Освальд" и др.), хотя комическое начало неизменно присутствовало и там. Иначе изображает сатирик ту сторону жизни общественных верхов, которая должна была олицетворять в глазах народа величие монархического правительства, незыблемость сословных и церковных авторитетов. Показная сторона государственной и церковной власти воплощается Бернсом в популярных в просветительской литературе комедийных, даже фарсовых образах.

Сообщая одному из своих корреспондентов о сборах денег для постройки театра в Эдинбурге, Бернс писал: "Некоторые из наших священников заглянули сюда украдкой, но у них есть свой собственный фарс"2.

О торжествах, организованных правительством в честь выздоровления Георга 111, он пишет: "Я смотрю на все это как на унылый фарс"3. В кантате Бернса "Веселые нищие" ярмарочный клоун высмеивает


--------------------------------------------------------------------------------

1 D. Leslie, Burns and Polities, "World News", 22.I.1955.

2 R. Burns, Letters, vol. 11, p. 9.

3 Там же, vol. I, p. 329.



стр. 129


--------------------------------------------------------------------------------

проповедника и премьер-министра как участников одной и той же шутовской комедии, а в "Послании к джентльмену" поэт иронически спрашивает, удачно ли "веселые парни" (депутаты парламента) "справляются со своей ролью в общей игре".

Подъем антиклерикальных настроений среди шотландских масс, популярность лозунгов американской и французской революций, бурный рост гражданской активности шотландского народа в 90-е годы - все это свидетельствует об относительном ослаблении церковных и сословных авторитетов в современной Бернсу Шотландии. Осмеивая идеологию, которую правящие классы стремились навязать народу, Бернс нередко подчеркивает комическую роль представителей чванной знати и духовенства в глазах окружающих. Ссора священников в сатире "Два пастуха" показана поэтом на фоне "злорадного смеха" свидетелей их унижения. В "Молитве святого Вилли" "герой" жалуется на своего противника, чье остроумие заставило "весь свет неудержимо хохотать" над сторонниками ортодоксального кальвинизма. Карикатурные черты сатирического образа вельможи в песне "Честная бедность" даны Бернсом через восприятие "человека с независимым умом", который смотрит на ленты и звезды заносчивого лорда и "смеется над всем этим". Австрийский император изображен в песне "Когда принцы и прелаты..." как "парень, над которым посмеялся Париж".

Отчетливо выраженная сатирическая линия составляет одну из наиболее ярких особенностей творчества Бернса. Утверждение высокого достоинства людей труда, лирическая поэзия любви и дружбы неотделимы в творчестве Бернса от его сатиры. Неразрывная связь утверждающего и критического начал - характерная черта идейного и эстетического своеобразия его поэзии.

стр. 130

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама