Рейтинг
Порталус

ПИСАТЕЛИ О СЕБЕ

Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): Б. БРАЙНИНА
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы литературы, № 4, 1959, C. 159-160
Номер публикации: №1295882998


Б. БРАЙНИНА, (c)

Жизненный и творческий опыт мастеров советской литературы - ценнейший источник, из которого черпаются сведения о становлении и росте нашего искусства, о формировании писателя нового типа, рожденного социалистической эпохой и активно участвующего в ее утверждении. Автобиографии советских писателей принадлежат к числу живых историко-литературных документов, которые помогают изучению литературного процесса и раскрывают идейную силу, художественное разнообразие и богатство нашей литературы. Вот почему многие литераторы горячо откликнулись на предложение Гослитиздата подготовить сборник писательских автобиографий, часть материалов которого с небольшими сокращениями публикуется в этом номере "Вопросов литературы".

"Если собрать воедино все наши автобиографии, то какая это будет красноречивая, великолепная автобиография века", - говорил В. Луговской. Живая жизнь - Октябрьская революция, гражданская война, пятилетки, Отечественная война, послевоенное коммунистическое строительство - творила биографии советских писателей. Все они - и те, которых смерть унесла от нас (прав Гоголь, что в литературном мире нет смерти), и те, которые живут и работают до сих пор, - были, есть и будут благородными и неутомимыми строителями нового общества, борцами за революцию. Они исколесили всю страну сначала в походах - как красноармейцы; в годы мирного строительства - как журналисты, газетчики, писатели; пером воевали они в годы Великой Отечественной войны, пером сражаются они и сейчас за процветание своей социалистической родины, за дружбу народов, за мир во всем мире.

Великое богатство и разнообразие индивидуальных стилей рельефно выступают в писательских автобиографиях: каждая из них - своеобразная новелла, написанная в неповторимой манере. Здесь монументально-вещная, твердая, мощная и в то же время прозрачная, тончайшая лепка образов Алексея Толстого; здесь гротеск, гипербола, блистательный афоризм - густое, крепкое, насыщенное образами письмо Леонида Леонова; здесь "трезвость и восторг" (К. Федин) - характерные для писа-

стр. 159


--------------------------------------------------------------------------------

тельского голоса Александра Фадеева; здесь своеобразное сочетание традиций толстовского психологического анализа с чеховской лаконичностью, грацией фразы - приметы стиля Константина Федина; здесь взволнованно приподнятое, эмоциональное письмо Федора Гладкова, в основу которого легла сложная по лексике, по синтаксису, по изобразительным приемам народно-бытовая разговорная речь и устное народное творчество; здесь "аромат розового сада армянской поэзии" Аветика Исаакяна и особая проникновенно нежная лирика Янки Купалы, где радость нового причудливо соединяется с болью-печалью воспоминаний о прошлом... О своеобразии писательских биографий наглядно говорят и публикуемые ниже материалы.

Автобиографии советских писателей старшего и среднего поколений - блистательный урок для молодых. "Наши биографии поучительны, ох! как поучительны, - говорил Федор Гладков. - Пусть молодые узнают, через какую борьбу и труд мы прошли, прежде чем осмелились назвать себя писателями, перед совестью своею осмелились так себя величать".

Заканчивая автобиографию, азербайджанский писатель Сулейман Рагимов обращается к молодежи: "Меня очень беспокоит стремление некоторых представителей нашей литературной молодежи бросить работу врача, учителя, инженера, бежать с фабрики или из колхоза и стать "чистым писателем". Я считаю, что как рыба не может жить без воды, так и писатель не может творить, не вращаясь в самой гуще жизни. И сейчас, приближаясь к шестидесяти годам, я не представляю себе жизни, оторванной от народа, жизни писателя, замкнувшегося в своем кабинете. И я хочу призвать молодых писателей к кипящей, бурной работе, к проникновению в глубины народной жизни, ибо только здесь неисчерпаемый источник вдохновения!"

Каждый, кто прочтет эти биографии, столь разные по стилю, по содержанию, по темпераменту, остро почувствует, что связь с жизнью, "вторжение" в жизнь - это главное, без чего нет писателя, нет искусства. Недаром Горький говорил, что советский писатель "работает буквально везде, это та самая пчела, которая собирает сок со всех цветов, создает мед и воск. Он должен быть везде. Он должен быть вездесущим, всевидящим, ну... всемогущим".

стр. 160

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама