Рейтинг
Порталус

КЛАРА ЦЕТКИН О ЛИТЕРАТУРЕ

Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): А. ДМИТРИЕВ
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы литературы, № 4, 1959, C. 204-208
Номер публикации: №1295883228


А. ДМИТРИЕВ, (c)

Государственное издательство художественной литературы выпустило сборник статей по вопросам литературы и искусства, принадлежащих перу выдающегося деятеля международного и германского рабочего движения, одного из основателей Коммунистической партии Германии Клары Цеткин.

Наряду с Францем Мерингом, Розой Люксембург и Карлом Либкнехтом Клара Цеткин в период первой мировой войны возглавляет в Германии группу левых социал-демократов, основавших "Союз Спартака", который в свою очередь подготовил создание Коммунистической партии Германии. Общественно-политическая деятельность этих вождей немецкого пролетариата имела весьма широкий диапазон. В частности, немалый интерес представляют для нас многочисленные и разносторонние выступления руководителей левого крыла немецкой социал-демократии по вопросам литературы и искусства, тесно связанные с их активным участием в революционной практике.

Широко известно и плодотворно используется в советском литературоведении, например, довольно обширное литературно-критическое наследие Франца Меринга. В значительно меньшей степени мы знакомы с этой стороной деятельности Розы Люксембург, Карла Либкнехта и в особенности Клары Цеткин. Если некоторые литературно-критические работы Розы Люксембург1 и Карла Либкнехта2 появились в русских переводах довольно давно, то настоящее издание статей Клары Цеткин по вопросам литературы является первой попыткой обобщить эту сторону ее деятельности. Нужно отметить, что и в Германии (ГДР), на родине Клары Цеткин, издан пока только первый и


--------------------------------------------------------------------------------

"Клара Цеткин. О литературе и искусстве", Гослитиздат, М. 1958, 132 стр.

1 "Роза Люксембург. О литературе", М. 1934.

2 "Западные сборники", вып. 2, изд. "Новая Москва", 1924.



стр. 204


--------------------------------------------------------------------------------

единственный сборник ее литературно-критических статей1, который и положен в основу рецензируемой книги. Уже с конца 70-х годов прошлого столетия молодая учительница Клара Эйснер, активно включившись в социал-демократическое движение, проявляет незаурядное и разностороннее публицистическое дарование. Ее политические позиции стали определяться уже в студенческие годы в Лейпциге, в частности, под воздействием русских студентов и политических эмигрантов из России, среди которых был и Осип Цеткин, впоследствии ставший ее близким другом и мужем. С начала 80-х годов в различных социал-демократических газетах все чаще начинают появляться статьи Клары Цеткин по экономическим, политическим вопросам, по вопросам международного женского движения. Она, в частности, активно сотрудничает в нелегальной немецкой газете "Социал-демократ", издававшейся в Цюрихе. Известны одобрительные отзывы Энгельса о некоторых статьях Клары Цеткин 80- 90-х годов.

В 1892 году она становится ответственным редактором немецкой социал-демократической газеты для работниц "Равенство", которой бессменно руководит в течение двадцати пяти лет. Насколько можно судить, не располагая научно подготовленным собранием сочинений Клары Цеткин, ее выступления по вопросам литературы прежде всего и связаны с деятельностью этой газеты. Во всяком случае все статьи рецензируемого сборника были опубликованы в "Равенстве". Эти литературные работы Клары Цеткин являются отражением нового этапа в идеологическом развитии наиболее передовой части рабочего класса, этапа, связанного с эпохой империалистических войн и пролетарских революций. Несмотря на колебания и ошибки немецких левых социал-демократов, оказавшие в большей или меньшей степени влияние и на их литературно-эстетические взгляды, их статьи по вопросам литературы, и в частности статьи Клары Цеткин, свидетельствуют о том, что в условиях нового исторического этапа они развивали взгляды Маркса и Энгельса на искусство.

Следуя традиции марксистской эстетики, Клара Цеткин особенно подчеркивает высокое значение классического наследия для новой пролетарской культуры, противопоставляет свою оценку творчества выдающихся художников прошлого и настоящего буржуазным фальсификаторам. Она ратует за искусство, вдохновленное революционными идеалами, за искусство, которое направлено на развенчание морально-этических норм буржуазного общества. Красной нитью через все литературно-критические работы Клары Цеткин проходит мысль о том, что эстетическая ценность тех или иных произведений искусства находится в тесной связи со степенью их социально-критической остроты. Отступлением художника от передовых социальных идей, неверием в революционную борьбу объясняются слабые стороны его творчества. Именно в таком плане рисует Клара Цеткин творческие портреты Шиллера и Ибсена.

Необходимо иметь в виду, что статьи Клары Цеткин о творчестве того или иного писателя, написанные в 1900 - 1910-х годах XX века, в пору все усиливавшегося милитаристского и шовинистического угара в Герма-


--------------------------------------------------------------------------------

1 "Clara Zetkin. Uber Literatur und Kunst", Henschelverlag, Berlin, 1955.



стр. 205


--------------------------------------------------------------------------------

нии, не являются литературоведческим исследованием в собственном смысле этого слова. Ее литературные очерки, адресованные преимущественно широким кругам немецких работниц, выполняли просветительные задачи и в то же время были действенным оружием в борьбе левых социал-демократов против ревизионизма в собственной партии, в борьбе против реакционной и буржуазно-либеральной идеологии. Именно этими обстоятельствами в первую очередь и объясняется своеобразие трактовки Кларой Цеткин той или иной литературной темы.

В статье о Шиллере (1909), представляющей собой популярный очерк жизненного и творческого пути этого крупнейшего немецкого писателя классического периода, Клара Цеткин в отличие от многочисленных фальсификаций немецких реакционных литературоведов, втискивавших Шиллера в рамки националистической буржуазной идеологии, показала его как художника, страстно ищущего путей к осуществлению идеалов равенства и свободы. Вместе с тем раскрывая противоречия Шиллера в соответствии с суждениями Маркса и Энгельса о писателе, автор статьи проводит резкое разграничение между революционностью пролетарской и буржуазной. Несмотря на небольшой объем статьи, Кларе Цеткин удалось здесь в целом правильно охарактеризовать важнейшие этапы в идейно-художественном развитии Шиллера, хотя в некоторых частных моментах эта характеристика и нуждается в коррективах. (Гак, явно односторонне трактуется образ Валленштейна в одноименной драматической трилогии: правильно отмечая сильные, активные стороны его характера, Клара Цеткин, однако, забывает, что в своих действиях он вдохновляется не патриотическими общественными идеалами борьбы за единство раздробленной Германии, а личными корыстными интересами. Недостаточно глубоко раскрыты идейные противоречия Шиллера, игнорируются сильные стороны "Писем об эстетическом воспитании человечества".

Более общий характер имеет краткая статья об Ибсене, опубликованная в 1906 году в связи со смертью писателя. На исходе XIX - в начале XX века драмы этого выдающегося национального художника Норвегии с неизменным триумфом ставились на сценах Западной Европы и России. В связи с этим к его творчеству неоднократно обращается и марксистская критика той поры. В своем ярком эмоциональном некрологе Клара Цеткин сумела создать образ великого, вечно ищущего писателя-бунтаря, боровшегося против морально-этических норм буржуазного общества, художника, трагического в своих противоречиях, который в своем социально-критическом пафосе всегда стремится к свету, добру и истине ("глубоко под сверкающими ледниками социальной критики Ибсена пылал вулканический огонь мечты об обновлении мира").

Особенно ярко талант литературоведческого анализа Клары Цеткин выразился в ее статье о драме Бьернсона "Свыше наших сил". Обратившись к творчеству этого крупного норвежского писателя, современника Ибсена, Клара Цеткин останавливает внимание читателей на наиболее критическом, наиболее обличительном произведении Бьернсона.

Статья о Фрейлиграте (1907) с точки зрения современного марксистского литературоведения страдает односторонностью в трактовке идейно-политической направленности его поэзии.

стр. 206


--------------------------------------------------------------------------------

Однако такая односторонность была исторически оправдана, так как Кларе Цеткин в противовес буржуазно-либеральным литературным критикам, представлявшим Фрейлиграта как автора ранних экзотических стихотворений или как барда националистически настроенной немецкой буржуазии послереволюционного периода, важно было подчеркнуть в творчестве поэта лучшие его стороны, связанные с борьбой немецкого пролетариата в 1848 - 1849 годах.

Бесстыдно фальсифицируя историю немецкой литературы, шовинистическое буржуазное литературоведение предвоенной Германии пыталось, в частности, создать националистическую легенду о писателе-демократе Фрице Рейтере. Небольшая статья о нем, в которой Клара Цеткин, несколькими верными штрихами нарисовав его литературный портрет, показала трагическую судьбу писателя, дает представление читателю о подлинном демократизме его романов и повестей, рассказывающих о судьбе простых людей.

Наиболее четкое выражение борьба Клары Цеткин за новое, пролетарское искусство получила в статье "Искусство и пролетариат". В противоположность взглядам немецких правых социал-демократов, считавших вредным и бесполезным говорить о классовом пролетарском искусстве (идея, которая оказала немалое влияние и на эстетические концепции Франца Меринга), Клара Цеткин решительно отстаивает принципы тенденциозного искусства, отражающего интересы рабочего класса. Она указывает на ту большую роль, которую искусство играет в борьбе рабочего класса: "Содержание классовой борьбы пролетариата ни в коем случае не исчерпывается экономическими и политическими требованиями... Его классовая борьба порождает новые духовные и нравственные идеалы; у порабощенных расцветает собственная культура". И здесь, в этой статье, отчетливо звучит мысль о том, что именно пролетариат, а не современная буржуазия будет "достойным наследником классического искусства".

Характеризуя литературно-критические статьи Клары Цеткин, нельзя не отметить их яркий, образный язык, оригинальные красочные метафоры, страстные ораторские публицистические интонации.

Конечно, с позиций достижений современного литературоведения можно полемизировать, как уже говорилось, с некоторыми положениями работ Клары Цеткин.

Рецензируемая книга сопровождается содержательным предисловием и постатейным комментарием (автор М. Кораллов). Кроме того, составитель удачно дополнил статьи Клары Цеткин ее воспоминаниями о беседе с Лениным по вопросам искусства. (В сборнике, изданном в ГДР, этого раздела нет, отсутствует там и справочный аппарат, небольшое издательское предисловие носит самый общий характер.) Впрочем, в связи с предисловием и комментариями хотелось бы высказать некоторые замечания. Предисловие не проиграло бы в своей обстоятельности и научной доброкачественности, если бы было немного короче. В частности, уделив довольно много места Францу Мерингу, автор предисловия совершенно некритически оценивает его деятельность, ограничившись лишь общим декларативным замечанием о заблуждениях, присущих немецким левым социал-демократам. А именно здесь-то и надо было конкретнее сказать об ошибках Меринга, так как некоторые

стр. 207


--------------------------------------------------------------------------------

из них повлияли и на суждения, имеющиеся в отдельных статьях Клары Цеткин. С другой стороны, в своей статье "Искусство и пролетариат" она высказывает точку зрения прямо противоположную ошибочным мыслям Меринга в его одноименной работе. Автор же предисловия не только обходит молчанием этот факт, но даже цитирует эту работу Меринга без всякого критического комментария.

В статье Клары Цеткин "Искусство и пролетариат" есть ссылка на одно из высказываний Д. И. Писарева, сделанное им якобы в 70-х годах прошлого столетия. В комментарии надо было уточнить это место статьи, оговорив, что Писарев умер в 1868 году. Но замечания эти по рецензируемому изданию носят второстепенный характер. В целом же сборник дает нашим литературоведам новый ценный источник, отражающий один из ранних этапов марксистской литературоведческой мысли.

стр. 208

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама