Рейтинг
Порталус

НОВАЯ КНИГА О ШОЛОХОВЕ

Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): Н. ГЕЛЬФАНД, Г. РУДЯКОВ
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы литературы, № 5, 1959, C. 200-203
Номер публикации: №1295883909


Н. ГЕЛЬФАНД, Г. РУДЯКОВ, (c)

"Назначение книги, - определяют авторы семинария по Шолохову, - организовать работу изучающих творчество Шолохова, предоставить в их распоряжение весь необходимый справочно-библиографический материал и наметить пути дальнейшего исследования творчества писателя". Она "...представляет собой учебное пособие для студентов и аспирантов филологических факультетов".

Надо сказать, что авторам удалась поставленная ими перед собой задача. Семинарий вносит существенный вклад в литературную науку интересной постановкой ряда проблем, толкает исследовательскую мысль на новые, углубленные поиски.

Составлен семинарий по установившемуся типу. Он открывается разделом "История изучения жизни и творчества Шолохова". Эта глава, пожалуй, лучшая в книге. Это не только тщательно составленный критико-библиографический обзор обширной литературы о Шолохове, но и научный историко-литературный анализ. Существенным недостатком в исследованиях последних лет является слабое внимание к тому, забвение того, что было сделано по изучению творчества М. Шолохова советским литературоведением и критикой до 1932 - 1933 годов. Осталось неизученным даже многое из написанного в эти годы о Шолохове Горьким, Луначарским, Серафимовичем; мимо современных исследователей прошли первые достижения советского литературоведения в оценке и изучении шолоховского творчества.

Обзор начинается с первых рецензий и отзывов, появившихся в пе-


--------------------------------------------------------------------------------

Ф. А. Абрамов, В. В. Гура, М. А. Шолохов. Семинарий, Л. Учпедгиз, 1958, 317 стр.



стр. 200


--------------------------------------------------------------------------------

чати более тридцати лет назад. Самое начало творческого пути писателя было отмечено положительными отзывами Д. Фурманова и А. Серафимовича. Авторы дают живую картину "литературных боев", развернувшихся на страницах печати вокруг "Тихого Дона" и "Поднятой целины". Вскрывая тяжелую обстановку клеветы, недоброжелательства, организованную критиками из РАППа и "Перевала", они показывают роль Коммунистической партии, литературоведов-марксистов в борьбе за Шолохова, за отстаивание и укрепление высокоидейной, глубоконародной советской литературы. Особо важное значение имели в это время статьи и высказывания о Шолохове Луначарского, Горького, Серафимовича, заботливо разысканные и собранные в книге.

Анализируя ошибочные взгляды критиков вульгарно-социологической и формалистической школ, пытавшихся втиснуть творчество Шолохова в рамки своих надуманных схем и концепций, авторы обзора показывают в то же время, что нельзя вообще отмахнуться от ряда работ того времени, не принимать во внимание никаких из сделанных в них выводов. Так, И. Нович впервые правильно оценил роман как народную эпопею, отметил плодотворность учебы автора "Тихого Дона" у Л. Толстого, говорил об оптимизме шолоховского таланта. Ряд ценных наблюдений над эволюцией творчества писателя имеется в работах того времени И. Машбиц-Верова, И. Селивановского и других. Много ценного внес в "шолоховиану" В. Гоффеншефер.

На фоне грубых ошибок в оценке творчества Шолохова, а зачастую и намеренного искажения его сущности враждебной критикой особенно интересны собранные в обзоре читательские отзывы, подчас более чуткие и критически верные, чем оценки профессиональных литературоведов.

Наиболее серьезные статьи и исследования о творчестве Шолохова написаны в последнее десятилетие. В книге прослежено, по каким основным направлениям идет углубленное изучение Шолохова в этот период. Здесь и работы историко-литературного плана о ранних произведениях писателя и творческой истории его романов (В. Гура, И. Лежнев), и статьи, освещающие вопросы традиций и новаторства шолоховского творчества (В. Кирпотин, Т. Хмельницкая, И. Лежнев), связь его произведений с фольклором, и исследования о языке и стиле писателя, о жанровом своеобразии его романов (И. Ермаков) и т. д.

В последние годы вышли монографии о Шолохове (И. Лежнева, Ю. Лукина, В. Гуры, Л. Якименко), каждая из которых, несмотря на ряд существенных недостатков, вносит вклад в нашу литературную науку. Большой интерес представляет обзор работ, написанных в связи с юбилеем писателя в 1956 году, а также отзывы зарубежных писателей и критиков, свидетельствующие о мировом значении творчества Шолохова.

Надо заметить, что в настоящем разделе получилась некоторая диспропорция в освещении материала: анализ литературы последнего десятилетия, имеющей, безусловно, гораздо большее научное значение, сделан на страницах книги менее полно в сравнении с ранней критической литературой.

Второй раздел - "Жизнь и творчество М. Шолохова (Основные даты)" - наиболее полный свод фактов

стр. 201


--------------------------------------------------------------------------------

творческой биографии писателя. Вопросы биографии писателя имеют большое значение для уяснения многих сторон его творчества.

Ценны приведенные в этом разделе многочисленные высказывания о Шолохове Горького и Серафимовича, переписка Шолохова с его старшими товарищами и учителями в литературе. Хронологические записи дополнены многочисленными выдержками из статей, писем, выступлений Шолохова и других писателей, общественных деятелей и читателей, материалами из газет. Наряду с опубликованными используются в книге и архивные материалы, в основном из Отдела рукописей Института мировой литературы.

Третий раздел книги - "Темы для самостоятельных работ" - открывается краткой библиографией основных пособий по спецсеминару, составленной по общепринятым правилам справочного пособия и позволяющей быстро найти необходимые издания для самостоятельной работы над творчеством Шолохова.

Этот раздел - центральный в семинарии. Содержание его определено в помещенной выше главе "Основные задачи изучения жизни и творчества М. Шолохова", - эти задачи служат как бы творческим руководством для самих авторов семинария. Сравнение данной главы с "Темами для самостоятельных работ" позволяет сказать, насколько последовательно эти задачи выполнены.

Заслуживает одобрения то внимание, которое уделяют авторы семинария ранней биографии писателя, выделяя вопросы начала творческого пути писателя в самостоятельную тему. Это помогает глубже осветить истоки творчества Шолохова и пути формирования его как художника.

Авторы указывают, например, что долгое время первым печатным рассказом Шолохова считали не рассказ "Родинка", а рассказ "Пастух"; о некоторых ранних фельетонах забывали вообще.

Темы, предлагаемые в книге по изучению "Тихого Дона" и "Поднятой целины", сгруппированы и расположены в определенной и строго выдержанной последовательности. В основу этих тематических групп положен принцип постепенного и строго логического изучения произведений писателя, прослеживается весь путь создания незабываемых страниц советской литературы от работы над сборником "Донские рассказы" до последней сцены эпопеи - возвращения Григория домой. В конце каждой тематической группы дана краткая аннотированная библиография по кругу затронутых вопросов.

От раскрытия содержания "Тихого Дона", его значения как историко-революционной эпопеи авторы семинария постепенно подводят читателя к изучению художественного своеобразия "Тихого Дона", особенностей шолоховского мастерства, основных принципов изображения характеров, роли пейзажа, значения фольклора при создании романа. Для исследования "Поднятой целины" предлагается тот же круг тем.

Наши критические замечания, касающиеся этих тем, сводятся к отдельным частностям. Например, авторы напрасно не выделили образ Аксиньи как объект самостоятельного изучения (как это сделано с образами Григория Мелехова, Майданникова, Давыдова и др.). С другой стороны, думается, что излишняя дробность допущена при постановке проблем по изучению языка шоло-

стр. 202


--------------------------------------------------------------------------------

ховских произведений. Более целесообразно было бы рассмотреть вопросы стиля, авторской речи и т. п. в одном крупном тематическом разделе "Язык "Тихого Дона".

Мы считаем недостатком этого раздела также и то, что авторы не предлагают тем для сравнительного изучения шолоховских романов. Намечая одинаковую тематику для работы над произведениями, авторы в то же время нигде не скрещивают пути их исследования. А разве не представляет интереса сравнительное изучение работы Шолохова над языком "Тихого Дона" и "Поднятой целины", романа "Они сражались за Родину" и рассказа "Судьба человека", степень типизации образов и приемы изображения народа в "Поднятой целине", "Тихом Доне" и др.?

Тематикой данного раздела предусматривается также изучение деятельности Шолохова в период Великой Отечественной войны, послевоенной публицистики и отдельных крупных проблем: "М. Шолохов и классическая литература", "М. Шолохов и советская литература", "М. Шолохов и искусство" и "Мировое значение творчества М. Шолохова".

В теме "Мировое значение творчества М. Шолохова", к сожалению, недостаточно использованы материалы об изучении творчества Шолохова за рубежом. А материалы эти есть. По данным библиографического бюллетеня "Новая иностранная литература по литературоведению", выпускаемого фундаментальной библиотекой Академии наук СССР, только за последние четыре года опубликовано за рубежом более тридцати статей, среди которых имеются серьезные работы о Шолохове.

В этом же разделе книги помещены и высказывания советских писателей о Шолохове. После каждой цитаты обозначена соответствующая дата, но не указан источник, откуда цитата заимствована, что затрудняет работу исследователя.

Большое значение для изучения истории шолоховских текстов будет иметь раздел "Издание произведений Шолохова". Снабженный вступительной статьей, в которой имеются все необходимые комментарии, он представляет собой библиографию, тщательно составленную и удачно систематизированную.

В библиографии с исчерпывающей полнотой отражено все опубликованное Шолоховым: художественные произведения, очерки, статьи, речи и письма. Имеется также библиография инсценировок и сценариев по произведениям Шолохова и либретто опер, написанных на его сюжеты. Составители дают и список диссертаций о творчестве Шолохова, и обзор библиографических материалов о нем. Алфавитный указатель произведений М. А. Шолохова и указатель имен облегчают пользование книгой в справочных целях.

стр. 203

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама