Рейтинг
Порталус

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СТАТЬИ "НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ"

Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): Л. КУЗИНА
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы литературы, № 6, 1959, C. 232-233
Номер публикации: №1295884780


Л. КУЗИНА, (c)

Последние годы творчества Л. Толстого сравнительно мало привлекали внимание исследователей. Между тем творчество великого писателя в названный период заслуживает детального рассмотрения. Это период, когда в "учении" Толстого становятся особенно сильны черты утопизма; вместе с тем Толстой крайне обостренно ощущает "высшую степень" "бедственности рабочих масс", "высшую степень их раздражения против богатых и властвующих" и "высшую степень" "страха и недоброжелательства богатых и властвующих к рабочему народу". Наряду с проповедью непротивления и аскетизма Толстой выступает с гневным протестом против самодержавного произвола, публикуя свою знаменитую статью "Не могу молчать".

И вот этот особенно сложный, особенно противоречивый период в творчестве Толстого менее всего освещен в литературоведческих работах. Книга А. Шифмана интересна прежде всего тем, что автор обращается к изучению одного из основных произведений Толстого этого времени - к статье 1908 года "Не могу молчать".

Одна из привлекательных сторон книги - интонация взволнованности, как бы передающая взволнованность и экспрессию публицистического манифеста Толстого. В работе А. Шифмана прослеживается история создания толстовского воззвания, анализируются его идейное содержание и выразительные средства, приводятся отклики современников, рассматривается влияние статьи на последующую литературу. Причем все эти вопросы ставятся и решаются на материале частично неопубликованном: записки Д. Маковицкого, письмо художника Н. Орлова, взявшего на себя поиски нужного Толстому материала, - письмо с детальным описанием жилья и быта палача; адресованные Толстому письма-отклики на статью "Не могу молчать". В результате все стадии работы Толстого над статьей: собирание материала, оформление первоначального за-


--------------------------------------------------------------------------------

А. И. Шифман, Статья "Не могу молчать" Л. Н. Толстого, Тульское книжное издательство, 1958, 70 стр.



стр. 232


--------------------------------------------------------------------------------

мысла и т. д. - прослежены наглядно и документированно.

Удачно раскрыта композиция статьи, законченность каждой главы и их строгая связь между собой, постепенное нарастание эмоционального напряжения от сдержанного торжественного зачина к "вершине", к тем "страшным" словам, которые и теперь потрясают читателя: "Нельзя так жить. Я по крайней мере не могу так жить, не могу и не буду. Затем я и пишу это и буду всеми силами распространять то, что пишу, и в России и вне ее, чтобы одно из двух: или кончились эти нечеловеческие дела, или уничтожилась бы моя связь с этими делами, чтобы или посадили меня в тюрьму... или же, что было бы лучше всего (так хорошо, что я и не смею мечтать о таком счастье), надели на меня, так же как на тех двадцать или двенадцать крестьян, саван, колпак и так же столкнули с скамейки, чтобы я своей тяжестью затянул на своем старом горле намыленную петлю".

В работе А. Шифмана привлекает внимание анализ художественных деталей статьи, подкрепляющих публицистические рассуждения, обобщения и выводы писателя.

Менее удачна глава, посвященная особенностям языка статьи Толстого. Здесь по существу повторяется многое из того, что уже было сказано в предыдущих главах: замечания о взволнованности и страстности тона статьи, об экспрессии и сдержанной силе, об иронии и сарказме.

Остается открытым вопрос о жанре "Не могу молчать". А. Шифман, называя это произведение памфлетом, убедительно говорит о том, что тенденция к осмеянию одного лица вовсе не является главным признаком памфлета. "Объектом ударов памфлета, как показал опыт русской и мировой публицистики, могут быть и общественные группы, и партии, и политические явления, и даже целые общественные системы". "Высокий накал протеста против злодеяний царизма" в статье "Не могу молчать" сближает это произведение Толстого с памфлетом. Но как быть с другим признаком памфлета - его сатирическим характером? Ирония и сарказм яркими крупицами рассыпаны по статье Толстого, но они не определяют ее основного тона.

"Ни в одной из предыдущих статей писателя "акал обличения и протеста не достигал такой высоты, как в этой", - пишет А. Шифман. Такое выделение "Не могу молчать" из всей публицистики Толстого кажется излишне прямолинейным. Естественно, что, вчитываясь в каждую строку толстовской статьи-"обращения", автор исследования особенно остро воспринимает именно это произведение, действительно написанное с большой силой. Однако "Не могу молчать" - далеко не единственная Статья Толстого, где "накал обличения и протеста" достиг такой высоты. Вообще сопоставление статьи Толстого с другими его произведениями не всегда можно отнести к числу удачных страниц работы А. Шифмана. Правда, это не главное в его книге. Основное же в ней - творческая история "Не могу молчать", воздействие статьи на современников, "сила мысли и сила чувства", заключенные в ней, - довольно полно раскрыто автором.

стр. 233

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама