Рейтинг
Порталус

ПОЧЕМУ СПИНОЗА ВЫДЕЛЫВАЛ "КРЕНДЕЛЯ"

Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): В. КРАСОВСКАЯ
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы литературы, № 6, 1959, C. 249-250
Номер публикации: №1295885040


В. КРАСОВСКАЯ, (c)

У Лескова в рассказе "Шерамур" встречается фраза: "...он, как Спиноза, промеж ног проюркнул". В Собрании сочинений Лескова (т. VI, 1957, стр. 648) дан следующий комментарий: "Происхождение этого выражения не установлено. Ср. еще в "Свадьбе" Чехова слова Апломбова: "Я не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами кренделя". В Полном собрании сочинений Чехова слова Апломбова вообще не прокомментированы.

Очерк Лескова был напечатан в 1789 году, пьеса Чехова появилась ровно десять лет спустя. Невозможно установить, знал ли Чехов о таинственном Спинозе из лесковского

стр. 249


--------------------------------------------------------------------------------

очерка, но совершенно очевидна самостоятельность его отношения к этому персонажу. Если у Лескова однофамилец знаменитого философа XVII века приводится как образец юркости, то чеховский Спиноза непременно танцовщик. Так, по крайней мере, следует из реплик действующих лиц "Свадьбы":

"Настасья Тимофеевна. Чем тревожить меня разными словами, вы бы лучше шли танцевать.

Апломбов. Я не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами кренделя".

Как у Лескова, так и у Чехова о Спинозе упоминают люди, принадлежащие к среде городского мещанства. В "Шерамуре" это "бударь", будочник; герой "Свадьбы" - жених Апломбов служит оценщиком в ссудной кассе.

Как известно, Лесков и Чехов постоянно прислушивались к народной речи, отыскивая характерные выражения в самых разных слоях общества. Несомненно, так был открыт ими и загадочный Спиноза. Вполне вероятно, что оба писателя и не знали о подлинном источнике странного, но распространенного в те годы речения, приписавшего Спинозе качества акробата или плясуна. В действительности слова лесковского бударя и чеховского Апломбова были обязаны своим происхождением, конечно, не философу Спинозе, а танцовщику Леону Эспинозе, служившему в балетной труппе московского Большого театра в 1869 - 1872 годах.

Леон Эспиноза (1825 - 1903) прославился как гротесковый танцовщик и выступал в Италии, Англии, Германии, Австрии, Швеции, Америке1.

В середине 1860-х годов Эспиноза приехал в Россию и сначала выступал на эстрадных сценах. 21 февраля 1869 года директор императорских театров С. А. Гедеонов отправил министру двора рапорт, испрашивая "разрешения заключить контракт на три года, считая с 1-го минувшего января, с весьма известным в хореографическом мире танцовщиком-гротеск Леоном Эспинозою... С самой постановки балета "Царь Кандавл" в Москве (22 декабря 1868 года. - В. К.) г. Эспиноза принимает в нем безвозмездное участие, исполняя две роли - негра и сатира, и имеет перед московскою публикою огромный успех"2.

Посетители "райка" московского Большого театра не только запомнили полюбившегося им "танцовщика-гротеск" Эспинозу, но, упростив для удобства его имя, сделали одним из персонажей своих бытовых поговорок. Благодаря живучести подобных поговорок и вошел перекрещенный Леон Эспиноза в 1879 году в "Щерамур" Лескова и в 1889 году в "Свадьбу" Чехова.


--------------------------------------------------------------------------------

1 [Edouard] Espinosa, Technical Vade Mecum, London, 1948, p. 133.

2 ЦГАЛИ ф. 497, on. 2121. д. 21847, л. 2.



стр. 250

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама