Главная → ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ → ИССЛЕДОВАНИЕ ОБ ЭСХИЛЕ
Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): М. ГРАБАРЬ-ПАССЕК →
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ →
Источник: (c) Вопросы литературы, № 9, 1959, C. 239-243 →
Номер публикации: №1295887420
М. ГРАБАРЬ-ПАССЕК, (c)
Несмотря на то, что тема книги, на первый взгляд, очень далека от нашей современности, автор сумел наглядно показать ту тесную связь, которая искони существовала между литературой и насущными вопросами политическими, социальными и моральными.
Книга состоит из пяти глав. Глава первая содержит в себе сжатое, но содержательное историческое введение, характеристику взглядов предшественников Эсхила (Гомера, Гесиода и лирических поэтов) на те основные вопросы, которые будут поставлены Эсхилом в его драмах, и четко изложенный очерк чрезвычайно сложного вопроса - о происхождении трагедии. Эта глава особенно важна для читателя, незнакомого с творчеством Эсхила, поскольку она направляет его внимание именно на те узловые вопросы, анализу которых посвящена книга. Во второй главе разобраны ранние трагедии Эсхила ("Просительницы", "Персы" и "Семеро против Фив"), в третьей - величайшее из известных нам произведений Эсхила - трилогия "Орестея", в четвертой - "Прикованный Прометей" (трагедия, в течение многих веков остающаяся предметом упорных дискуссий между учеными) и в пятой - фрагменты нескольких не дошедших до нас трагедий Эсхила и его сатировских драм. Эту последнюю главу следует отметить как особую заслугу автора; дело в том, что до 30-х годов творчество Эсхила в области сатировской драмы было совершенно неизвестно; только в 1933 и 1941 годах были открыты и опубликованы связные фрагменты двух сатировских драм, хотя и не очень значительные, но все же доказывающие, что представление об Эсхиле как о драматурге, изъясняющемся темным возвышенным слогом, не покрывает всего его творчества; вокруг этих фрагментов уже успела накопиться научная литера-
--------------------------------------------------------------------------------
В. Ярхо, Эсхил, Гослитиздат, М. 1958, 288 стр.
стр. 239
--------------------------------------------------------------------------------
тура, остававшаяся, однако, до сего времени распоряжении специалистом; в данной книге эти фрагменты впервые станут известны широкому читателю.
Уже из этого обзора книги по главам видно, что материал хорошо расположен и легко обозрим. Однако еще важнее распределение материала внутри каждой главы: изложение сюжета данной трагедии не отрывается от анализа ее содержания и формы. Таким образом, автору удалось избежать недостатка, нередко встречающегося в литературоведческих работах, - разрыва между анализом содержания и перечислением литературных приемов и языковых средств, сводящимся обычно в таком случае к сухому расположению их по рубрикам.
В течение долгого времени среди филологов и историков античной литературы был чрезвычайно широко распространен взгляд на древнегреческую трагедию как на воплощение идеи "рока"; проблема трагического сводилась в таком случае к безнадежности борьбы главного героя против предначертанной ему, абсолютно неотвратимой судьбы, - то есть трагедия якобы должна была служить доказательством глубоко пессимистической мысли о полном бессилии человека перед роком или "мойрой"; ряд мифов, казалось, подтверждал эту мысль, доказывая верность ее примерами осуществления "родового проклятия", которого герой пытается избежать, но которое неминуемо его настигает.
В. Ярхо горячо и весьма убедительно борется против этого распространенного воззрения; путем тщательного филологического исследования греческих терминов, соответствующих нашим понятиям судьбы и родового проклятия, ему удается доказать, что "мойра" (буквально "доля") человека, означающая тот предел жизни, который ему положен, по представлению греков, отнюдь не стесняет его воли в течение предназначенного ему времени жизни, не предопределяет его поступков и не ведет поэтому к бездеятельности и к "фатализму" в современном смысле слова. Трагический конфликт заключается, как убедительно показывает В. Ярхо, не в борьбе бессильного человека против всесильной мойры, а в неправильном решении человека и неминуемой каре за него (вспомним замечательное по своей глубине изречение Эсхила: "Свершивший - терпит").
Автору удается доказать свой тезис на ряде примеров. Эта мысль наиболее ярко иллюстрируется в "Орестее" - трилогии, дошедшей до нас полностью; от преступления Фиеста, соблазнившего жену своего брата Атрея, через "кровавый пир Атрея, убившего детей Фиеста, жертвоприношение Ифигении, измену Клитемнестры, убийство Агамемнона и Кассандры - до смерти Клитемнестры от руки Ореста тянется ряд поступков, из которых каждый является карой за предыдущее преступление но в то же время, будучи результатом свободного, решения, в свою очередь является новым преступлением (см. стр. 197 - 199).
В чем же состоит "ошибочность" выбора и по каким побуждениям человек приходит к нему? Эсхил; Как" показывает автор книги, дает ясный ответ на этот вопрос: неправилен тот выбор, который совершается под влиянием "гибрис" - надменности, несправедливости, желания совершить насилие над другим челове-
стр. 240
--------------------------------------------------------------------------------
ком; такому неправильному решению противопоставляется "Дика" - разумное справедливое решение, олицетворенное в дочери Зевса Дике (что по-гречески буквально и значит: справедливость). Именно это сознательное противопоставление двух понятий, имевших для грека эпохи Эсхила не отвлеченно моральное, а вполне конкретное значение, - главная мысль Эсхила.
Человек, поддавшийся "гибрис" и нарушивший закон "Дики", несет ответственность не перед абстрактным чисто моральным предписанием, а перед общим порядком всего мира, воплощенным в совершенно конкретной величине - в упорядоченном, узаконенном человеческом обществе, чтущем "Дику" (см. разбор фрагмента неизвестной трагедии, стр. 257). Таким обществом и является для Эсхила афинский полис во время того подъема, который он переживал при жизни Эсхила после греко-персидских войн; потому-то и суд над Орестом за убийство матери совершают не одни боги, а высшее афинское судилище - ареопаг, в котором боги только принимают участие, причем эти боги - уже боги младшие, дети Зевса - Аполлон и Афина.
В. Ярхо ясно показывает, как в представлении Эсхила антропоморфный образ Зевса мифологии, достаточно часто нарушавшего даже общепринятые в ту пору моральные нормы, постепенно возвышается до олицетворения разумного и справедливого порядка как во всем мире, так и в человеческом обществе - "космосе"; помощниками Зевса в устроении космоса и защиты справедливости являются Аполлон и Афина - дельфийский прорицатель и защитница Афинского государства.
Именно в этом плане Эсхил разрешает конфликт между младшими и старшими богами, детьми Зевса и безжалостными Эвменидами, наследием родового строя и его кровавых обычаев. В других трагедиях, где конфликт между насилием и справедливостью перенесен на почву столкновений между разными племенами и народами, он истолкован Эсхилом как противоположность между варварами и эллинами: в "Просительницах" жестоким египтянам, преследующим беззащитных Данаид, противопоставлен справедливый и милосердный греческий мифический царь Пеласг, не принимающий единолично решений, а обращающийся к воле своего народа; в "Персах" Ксерксу, начавшему "несправедливую войну", противостоит тень его отца Дария, порицающая его за неразумно и Несправедливо затеянный поход; Эсхилу в данном случае пришлось отступить от исторической истины, поскольку именно Дарий первым напал на Грецию. Даже в трагедии "Семеро против Фив", тоже несколько уклоняясь от фактов, Эсхил изображает войско, осаждающее Фивы, в варварском вооружении. Таким образом, чрезвычайно актуальная для эпохи Эсхила вражда между эллинами и варварами включается им также в антитезу "гибрис" - "Дика", В краткой рецензии легче поддаются изложению те ведущие мысли, которые В. Ярхо выделяет в трагедиях Эсхила, иллюстрируя их тщательно и метко подобранными примерами. Значительно труднее показать ту кропотливую работу, которую он проводит, рассматривая композицию трагедий и их литературные и языковые приемы. Однако даже неискушенный читатель может
стр. 241
--------------------------------------------------------------------------------
заметить, нисколько последовательно автор показывает постепенное развитие чисто сценических приемов Эсхила - от однолинейного действия "Просительниц" с преобладанием хоровых партий до сложного построения "Орестеи" с со драматически напряженным монологами и диалогами.
Чрезвычайно интересно сделанное автором на основании точнейших подсчетов наблюдение над расположением кульминационного момента в различных трагедиях: первоначально Эсхил помешает высший момент напряжения почти точно в середине трагедии, и дальнейшем он сдвигает его все ближе к концу, овладевая полностью этим приемом в "Эвменидах"; первый тип кульминации В. Ярхо метко уподобляет группам фронтонов греческих храмов, нарастающим к середине. Вообще автор не раз привлекает для более наглядной иллюстрации своих тезисов примеры из области изобразительных искусств.
Хотя чист языковые особенности трагедий Эсхила, конечно, нельзя с достаточной ясностью показать в переводе, однако, автор пытается в известной степени дать читателю представление и об этой стороне его творчества: он приводит примеры сознательного словопроизводства от одного корня, словосложения и т. п.; наибольшее же внимание его привлекают те моменты, где Эсхил для реалистического изображения некоторых действующих лиц пользуется разговорной бытовой речью; таковы, например, жалобы кормилицы Ореста и разговор рыбаков в фрагменте сатировской драмы "Рыбаки"; перевод этого фрагмента, как и других, сделан автором книги точно и живо.
Семь трагедий Эсхила, дошедших до нас, составляют, как известно, лишь незначительную часть написанных им драм (менее одной десятой). Однако на шести из них можно, как мы видели, проследить в известной мере эволюцию его драматургии, - в раскрытии ведущих мыслей, в усложнении сюжетной линии, в построении формы хоров, диалогов и т. д. Из этого хотя и не длинного, но стройного ряда резко выпадает трагедия "Прикованный Прометей", в которой Зевс выступает в качестве несправедливого, мстительного, злобного деспота, враждебного людям и заставляющего незаслуженно страдать благодетеля людей Прометея. Вокруг этой трагедии выросла огромная литература, пытающаяся найти объяснение для такой необычной характеристики Зевса. Построено уже немало гипотез: В. Ярхо примыкает к одной из них, которая опирается на изложение мифа о столкновении между Зевсом и Прометеем, данное Платоном в диалоге "Протагор"; по этому варианту мифа Зевс как бы дополняет и совершенствует те дары, которые люди получили от Прометея; Прометей дал людям возможность создавать материальные блага, но, не зная "стыда и правды", люди не умели ими пользоваться, пока Зевс не научил их, как устроить свою жизнь в обществе и государстве; этим он победил Прометея, вынужденного признать его превосходство. Этой гипотезе, несмотря на ее остроумие, суждено, как и многим другим, остаться гипотезой: во-первых, известно по многим примерам в диалогах Платона, что он пользовался мифами весьма произвольно, дополняя и истолковывая их в своих целях; во-вторых, даже если в недо-
стр. 242
--------------------------------------------------------------------------------
шедших до нас: трагедиях о Прометее ("Прикованный Прометей" является первой частью трилогии) конфликт разрешался именно так, то все же остается непонятным, почему в первой трагедии Эсхил изобразил Зевса, будущего благодетеля человечества, таким человеконенавистником, жестоко истязающим Прометея; в-третьих, целый ряд наблюдений над композицией и стихом этой трагедии (малая роль хора, введение "сольных арий") также вызывает недоумение. Открытые до сего времени фрагменты "Освобождаемого Прометея" тоже не вносят ясности в этот вопрос. В. Ярхо проявил в изложении гипотез должную осторожность, выступая только против гипотезы Веклейна, оправдывающей Зевса.
Книга написана живо, хорошим языком и читается легко. Единственный упрек, который можно в этом отношении сделать ее автору, - это пристрастие к иностранным словам и модернизмам, которые производят впечатление ненужных вычурных придатков (например, "экспансивные способы воздействия на сограждан", стр. 41; "Эринии приводят... контрдовод", стр. 195; "в образе Прометея... поляризуется, кристаллизуется представление о нормативном герое", стр. 249; и др.). Однако такие недостатки не могут нанести ущерба тому общему благоприятному впечатлению, которое производит книга.
стр. 243
Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK