Рейтинг
Порталус

ЛЕ ТХАНЬ КХОЙ. ВЬЕТНАМ. ИСТОРИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Т. I. СРЕДА И ИСТОРИЯ

Дата публикации: 02 марта 2016
Автор(ы): А. И. ГЕРОНИМУС, Н. Н. МЕЛИК-ГАЙКАЗОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 1957, C. 173-176
Номер публикации: №1456933877


А. И. ГЕРОНИМУС, Н. Н. МЕЛИК-ГАЙКАЗОВА, (c)

LE THANH KHOI. Le Viet-Nam. Histoire et civilisation. T. I. Le milieu et I'hisloire. Paris. Ed. de Minuit. 1955. 587 p.

 

ЛЕ ТХАНЬ КХОЙ. Вьетнам. История и цивилизация. Т. I. Среда и история.

 

За последние годы историческая наука в Демократической Республике Вьетнам сделала заметные успехи в области научного исследования исторического прошлого страны в его различных аспектах (отметим, например, работу Минь Чаня "Краткий очерк истории Вьетнама" в трех частях. Ханой. 1954 - 1955). Ряд ценных трудов по истории Вьетнама вышел и за пределами страны. Видное место среди них занимает рецензируемая книга.

 

Ле Тхань Кхой родился во Вьетнаме, но высшее образование получил во Франции, где и написал свой труд. Книга охватывает, с одной стороны, весь период истории Вьетнама, с древнейших времен до наших дней, с другой - различные стороны истории Вьетнама: политическую и социально-экономическую историю, дипломатическую и военную историю, историю религии, историю литературы и искусства. Это большая, серьезная работа, написанная в основном с марксистских позиций. В ней использованы многочисленные вьетнамские и китайские источники и литература, данные археологии, этнографии, нумизматики, статистики и других наук. Следует также отметить тщательно составленные приложения (свыше 90 страниц): 16 исторических карт Вьетнама, хронологическая таблица (собственно, это 3 параллельные таблицы: события политической истории Вьетнама, истории материальной и духовной культуры Вьетнама и события в тех странах, с которыми так или иначе был связан Вьетнам), таблица мер, весов и денежных единиц и, наконец, подробная библиография по разделам.

 

Свои взгляды на историческую науку автор излагает в предисловии. Он отмечает, что историю одной страны нельзя рассматривать оторвано от истории других стран. Вместе с тем история должна охватывать самые различные стороны жизни общества. "История сложна, как сама жизнь", - говорит Ле Тхань Кхой (стр. 3 - 4). История существует как наука лишь при условии, если она занимается изучением "глубоких причин", породивших те или иные явления, и в состоянии понять и объяснить их. Историческая наука должна полностью отказаться при этом от "идеализма, национализма, расизма" (стр. 4). Автор правильно считает, что в своей исследовательской работе историк должен исходить из условий материальной жизни общества (там же), так как явления политические, военные и дипломатические - "это лишь отражение глубоких экономических и социальных конфликтов" (стр. 5). Автор признает необходимость для историка рассматривать роль отдельных правителей и общественных деятелей Вьетнама с точки зрения марксистского понимания роли личности в истории (там же).

 

Книгу можно разделить на две почти равные по размеру части: до начала французской колонизации и от ее начала до середины 1954 года. Сам автор считает, что только вторую часть он написал так, как замышлял, для работы же над первой частью ему недоставало источников (стр. 7). И действительно, первая часть носит в значительной степени повествовательный характер. В ряде случаев автор воздерживается от высказывания собственного мнения и от обобщений. Ценность первой части - в большом количестве хорошо систематизированного фактического материала, дающего возможность, насколько позволяют источники и научная литература, достаточно подробно изложить историю Вьетнама, начиная с древнейших времен. В ходе изложения приводятся интересные отрывки из источников.

 

В своем исследовании автор верен принципам, изложенным во введении. Характерен прежде всего его подход к периодизации истории Вьетнама. Так, важным историческим рубежом автор считает введение во Вьетнаме китайцами металлического плуга взамен мотыги из полированного камня (около начала нашей эры) - "первая техническая революция", по выражению автора. Это знаменовало собою, по его мнению, переход от одного типа производства к другому, переход, "происходивший путем бурного кризиса" (стр. 4, 132), потрясшего и социальные и политические основы общества. С этой точки зрения автор и трактует события той эпохи, как, например, восстание под руководством сестер Чынг (стр. 100 - 102). Другим историческим рубежом автор счи-

 
стр. 173

 

тает вторую половину XIX в., когда во Вьетнаме, в условиях французского колониального режима, возникают капиталистический способ производства и новые классы - буржуазия и пролетариат (стр. 5).

 

При анализе исторических явлений автор старается возможно обстоятельнее разобрать как положительные, так и отрицательные их стороны с точки зрения истории вьетнамского народа. Например, при рассмотрении вопроса о китайском завоевании на рубеже нашей эры автор, подчеркивая справедливость борьбы народов Вьетнама против установления китайского, господства, отмечает вместе с тем распространение во Вьетнаме китайского плуга и прогрессивное влияние китайской культуры.

 

Рассматривая деятельность правителей Вьетнама, вождей восстаний, полководцев и т. д., автор неизменно концентрирует свое внимание на том, насколько соответствовала деятельность этих людей требованиям эпохи и интересам народных масс (это ясно, например, если сравнить его анализ правления Ле Лоя и Хо Ки Ли - конец XIV - начало XV в.) (стр. 197 - 204, 210 - 220).

 

При всех своих положительных качествах рецензируемая книга обладает весьма существенным недостатком, отражающим общее состояние изучения истории древнего и средневекового Вьетнама. Прежде всего автор не дает убедительного ответа на вопрос об экономических формациях, существовавших во Вьетнаме до начала развития капитализма. Конечно, отсутствие такого ответа может объясняться недостатком источников, даже полным их отсутствием для отдельных периодов. Видимо, поэтому характеристика аграрного строя Вьетнама появляется в книге впервые только для XIV - XV вв. (стр. 198 - 199). Излагая историю раннего периода (первые века н. э.), автор несколько раз употребляет термин "феодальный". Так, он ссылается на одно место из книги Масперо, где вьетнамское общество накануне китайского завоевания характеризуется как "феодально-иерархическое" (стр. 87). Но из описания Масперо скорее можно было бы сделать вывод, что это общество находилось на стадии разложения первобытно-общинного строя. Останавливаясь на введении китайцами нового административного аппарата во Вьетнаме, Ле Тхань Кхой говорит о "разрушении старой феодальной структуры" Вьетнама (стр. 132 - 133). Хотелось бы в работе такого серьезного историка, как Ле Тхань Кхой, найти его собственные соображения по этому вопросу и его мнение о соответствующих работах других историков. Ле Тхань Кхой успешно делает это при рассмотрении других важных вопросов. Так, касаясь вопроса о времени появления государства во Вьетнаме, то есть о начале собственно исторического периода (по его мнению, конец III в. до н. э.), Ле Тхань Кхой приводит гипотезы, высказанные различными учеными, и высказывает свое отношение к ним (стр. 85 - 92).

 

Во второй части книги, как уже было сказано, автор выступает как самостоятельный исследователь. Очень подробно и многосторонне освещен им вопрос о захвате и колонизации Вьетнама французами. Автор показывает, что различные этапы колонизации Вьетнама соответствовали различным фазам развития французского капитализма и внутренним событиям во Франции. Если сначала экспансия была делом индивидуальной инициативы - офицеров, миссионеров, коммерсантов, - то во второй половине XIX в., как отмечает Ле Тхань Кхой, возникновение монополистического капитализма и раздел мира на сферы влияния заставили французское правительство стать на путь систематической колониальной политики (стр. 366). Приводя речь французского президента Жюля Ферри от 28 июля 1885 г., посвященную колониальной политике французского правительства, Ле Тхань Кхой называет ее "настоящим манифестом империализма" (стр. 376). Созданный французскими властями "Индокитайский Союз" он называет "искусственным объединением, которое не оправдывалось ни исторически, ни географически и объяснялось только интересами французского колониализма" (стр. 398).

 

История французской колонизации, как показывает автор, - это одновременно история непрерывного сопротивления вьетнамского народа, сопротивления, охватившего различные классы вьетнамского общества. Исследуя историю зарождения национального движения, автор связывает его с событиями, имевшими место в Восточной Азии, в частности с революцией Мэйдзи. Ле Тхань Кхой отмечает, что многие передовые люди Вьетнама отправлялись учиться в Японию и рассчитывали с помощью Японии освободить Вьетнам от французского господства (стр. 386). Но в данном слу-

 
стр. 174

 

чае автор некритически подошел к оценке роли японского империализма. Ему следовало бы показать, что японский империализм был, в сущности, таким же хищническим, как и империализм ряда других стран Европы и США.

 

Во второй части книги много места уделено различным партиям и движениям, возникавшим в начале XX в. и имевшим целью обновление и освобождение Вьетнама. Автор дает анализ программ, деятельности, структуры этих организаций и подчеркивает их связь с революционными движениями в других азиатских странах (китайская революция 1911 г., реформы Сунь Ят-сена, борьба в Индийском конгрессе), и особенно с Великой Октябрьской социалистической революцией в России (стр. 435 - 436, 440). Специальная глава посвящена истории Вьетнамской партии трудящихся, принимавшей на протяжении своей деятельности различные названия. Автор отмечает, что после Октябрьской революции взоры пролетариата и интеллигенции Вьетнама обратились в сторону большевистской партии (стр. 440). Он останавливается на борьбе народов Азии за свое освобождение от колониального гнета, рассказывает о съезде народов Востока, состоявшемся в 1920 г. в Баку.

 

Ле Тхань Кхой дает ценный анализ социальных изменений, происшедших во Вьетнаме в период господства французских империалистов: зарождение и развитие нового класса - пролетариата, формирование местной интеллигенции и т. д. Несмотря на глубокие социальные различия, все слои вьетнамского общества были объединены ненавистью к колонизаторам. Автор показывает, как вьетнамские коммунисты руководили борьбой вьетнамского народа за свободу и независимость. Забастовки плантационных рабочих и восстания крестьян в 1930 - 1931 гг. Ле Тхань Кхой расценивает как события огромной важности, оказавшие большое влияние на весь ход освободительной борьбы: "Впервые массы пробудились к политической жизни, и еще не оформившиеся стремления крестьянства и пролетариата к более справедливому социальному строю соприкоснулись с националистическими требованиями передовых людей из интеллигенции" (стр. 445).

 

Автор характеризует 1929 год как поворотный в политической истории XX века. Мировой экономический кризис воздействовал на структуру капиталистической системы, усилив конкуренцию и обострив экономические и политические противоречия между империалистическими странами. Поражение Франции в 1940 г. дало возможность Японии вторгнуться во Вьетнам. Вьетнамский народ широко развернул партизанскую войну против захватчиков. В мае 1941 г. была создана Лига независимости Вьетнама (Вьетмин), сыгравшая решающую роль в дальнейшей борьбе вьетнамского народа за свое освобождение. Автор убедительно показывает, что, в отличие от других партий, только Вьетмин разработал конкретную программу борьбы за независимость Вьетнама, выдвинул лозунг создания демократической республики на основе всеобщих выборов, предоставления прав национальным меньшинствам и т. д.

 

В последней главе - "Новый Вьетнам" - излагается история Августовской революции 1945 г. и войны Сопротивления, вплоть до Женевских соглашений 1954 г. (стр. 464 - 494). В этой главе описаны попытки, предпринятые правящими кругами Франции для восстановления своего колониального господства во Вьетнаме, и разоблачается агрессивная политика США в отношении Вьетнама. Автор подчеркивает, что "американская интервенция, возможная в случае экономического кризиса в США, сделала бы из страны вторую Корею" (стр. 482).

 

В третьей части последней главы (стр. 483 - 494) рассматривается труд одного из видных деятелей Вьетнамской партии трудящихся, Чыонг Тиня, "Сопротивление восторжествует". Анализируя освободительную войну вьетнамского народа, Чыонг Тинь различает три ее фазы: оборона, сопротивление и общее контрнаступление. Ле Тхань Кхой показывает, как уже в ходе войны создавались основы нового социально-политического строя. "Республика, - говорит Ле Тхань Кхой, - может существовать лишь при поддержке народа" (стр. 490); поэтому, подчеркивает автор, даже в период Сопротивления значительные усилия правительства были направлены к двум целям: аграрной реформе и борьбе с неграмотностью. Отмечая достижения в области просвещения и высшего образования, достигнутые в годы Сопротивления, Ле Тхань Кхой приводит слова Хо Ши Мина о том, что "культурная деятельность, как и любой другой вид деятельности, не может отделяться от экономики и политики" (стр. 492).

 
стр. 175

 

Богатая фактическим материалом и написанная с глубоким знанием дела, книга Ле Тхань Кхоя заслуживает перевода на русский язык, тем более, что наш книжный рынок донельзя беден литературой о Вьетнаме. В заключение следует выразить надежду, что советские историки скоро получат возможность ознакомиться со вторым томом работы, который, по замыслу автора, должен быть посвящен истории вьетнамской цивилизации.

Опубликовано на Порталусе 02 марта 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама