Рейтинг
Порталус

Эфиопия при императоре Теодросе II

Дата публикации: 13 октября 2016
Автор(ы): В. С. Ягья
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 1967, C. 196-202
Номер публикации: №1476391863


В. С. Ягья, (c)

Эфиопия при императоре Теодросе II

 

"Ethiopian Observer". Addis Ababa and London. 1966. Vol. X, N 2, pp. 94 - 151.

 

Английский ученый К. Джесман написал большую статью "Трагедия Магдалы - историческое исследование", которая посвящена изучению истории Эфиопии в годы правления императора Теодроса II (1855 - 1868)1 . В этой работе широко показана историческая обстановка в Эфиопии, предшествовавшая воцарению Теодроса (до коронации 7 февраля 1855 г. этот феодал носил имя Касса), а также рассматриваются некоторые вопросы внутренней истории страны с учетом таких внешних моментов, как внешнеполитические контакты Эфиопии и отношения Англии и Франции с этим африканским государством. Наряду с другими источниками Джесман привлек опубликованные на амхарском языке хроники, а также некоторые легенды, распространенные в Эфиопии о тех временах.

 

Автор рисует картину феодальной раздробленности, бесконечных кровавых междоусобиц, которые происходили в Эфиопии в первой половине XIX века. Власть царя, принадлежавшего к так называемой соломоновой династии, была чисто номинальной. К середине века лишь 14 из 42 земель, подвластных первым царям - соломонидам, признавали, да и то формально, царя, восседавшего на троне в Гондаре. Могущественные феодалы являлись полновластными хозяевами в своих владениях. Но никогда они не помышляли завладеть царской короной. Трудно согласиться с выводом Джесмана о том, что феодальная раздробленность (это явление он называет баронской системой) не оказала решительного воздействия на судьбы Эфиопии: ведь именно в результате феодального сепаратизма Эфиопия заметно отстала в своем социально- экономическом развитии.

 

Центральное место в статье отведено рассмотрению пути Кассы к престолу и его деятельности как императора. Любопытно предположение Джесмана, что по своей этнической принадлежности Теодрос относился к этно - лингвистической группе агау. Семья Кассы задолго до его рождения (1818 г.) приняла христианство, подверглась амхаризации и сохранила за собой свои прежние привилегии и права. Отец будущего императора дэджазмач (один из высших военно-феодальных титулов Эфиопии) Хайле Марьям и его дядя дэджазмач Хайле Кьгнфу, как предполагает Джесман, были наследственными вождями племени агау, проживавших в Куара. Обычным для эфиопских императоров являлась амхаризация аристократической или племенной верхушки покоренных этнических общностей, что позволяло привлечь эту верхушку на свою сторону, так как она уравнивалась в социальном и правовом отношении с аристократией победителей - амхара.

 

Никак нельзя согласиться с мнением Джесмана, что враждебное отношение императора к миссионерам, особенно к протестантским, возникло в результате непочтительных с их стороны отзывов о его матери. Конечно, это сыграло определенную роль в принятии Теодросом запретительных мер в отношении миссионерской деятельности в Эфиопии. Но основная причина такой позиции императора в другом. О ней красноречиво говорит следующее высказывание Теодроса, которое приводит и Джесман: "Я хорошо знаю тактику европейских держав, когда они хотят захватить восточное государство. Миссионеры выступают первыми, затем, чтобы их поддержать, посылаются консулы, а потом для поддержки консулов - батальоны пехоты... Я предпочитаю иметь дело сразу с батальонами". Словом, Теодрос видел в миссионерах агентов колониализма и поэтому стремился препятствовать их деятельности в Эфиопии.

 

 

1 В советской и зарубежной литературе встречается подчас иное имя этого императора - Теодор или Федор.

 
стр. 200

 

Теодрос II прилагал много усилий для объединения разрозненных земель Эфиопии, создания единого централизованного государства, способного дать отпор внешним и внутренним врагам независимости страны. И это ему удалось: под властью императора были объединены Северная и Центральная Эфиопия. Чтобы укрепить единство страны, упрочить ее самостоятельность, им были проведены некоторые реформы по реорганизации налоговой системы, созданию хорошо оснащенной, дисциплинированной наемной армии, по запрещению работорговли, ограничению власти духовенства и феодалов. Претворение в жизнь этих мер вызвало ожесточенное сопротивление последних. Крупная светская и церковная знать организовывала одно выступление за другим против центральной власти, чем не замедлили воспользоваться Англия и Франция.

 

Советская историография оценивает Теодроса как выдающегося руководителя Эфиопии. Нет необходимости здесь повторять доводы советских ученых2 . Джесман же считает эту оценку ошибочной. К трактовке личности Теодроса он подходит с позиций защитника британской колониальной политики. Например, касаясь причин английского вооруженного нападения на Эфиопию в 1867 - 1868 гг., Джесман пишет, что британское правительство предприняло военные действия против этой африканской страны якобы исключительно в целях освобождения европейцев, брошенных Теодросом в тюрьму. На самом деле причина развязанной Англией войны против Эфиопии была в другом: Британия стремилась завладеть Эфиопией, чтобы утвердиться первой в долине Нила, усилить свои позиции в Египте и получить широкие возможности для установления контроля над Суэцким каналом, строительство которого завершилось в 1869 году. И, несмотря на то, что англичанам удалось разбить войска Теодроса, а он покончил жизнь самоубийством, не желая сдаться в плен врагу, Британию ожидала неудача: эфиопский народ с оружием в руках принудил интервентов уйти из пределов своей родины.

Опубликовано на Порталусе 13 октября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама