Рейтинг
Порталус

ЖУРНАЛЫ АНГЛИЙСКИХ АБОЛИЦИОНИСТОВ О РАБОВЛАДЕНИИ В КОЛОНИЯХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

Дата публикации: 20 декабря 2016
Автор(ы): И. М. Шкляж
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1482234712


И. М. Шкляж, (c)

В 1830 г. в британских колониях было более 800 тыс. рабов, из них на островах: Ямайка - 331 тыс., Барбадос - 81 тыс., Маврикий - 76 тыс., Демерара - 70 тысяч 1 . На обширных сахарных плантациях под палящим солнцем или проливным дождем по 18 часов в сутки тысячи рабов, осыпаемые ударами надсмотрщиков, гнули спину на горстку белых плантаторов. Например, на острове Невис 10 тыс. рабов приходилось на 10 семейств плантаторов, на Тобаго -13 тыс. рабов на 15 семейств рабовладельцев2 .

Исследователь, занимающийся проблемой рабовладения в английских колониях первой трети XIX в., сталкивается прежде всего со скудостью источников. Правительство Великобритании было заинтересовано в сокрытии действительного положения: многие английские журналы, извращая факты, расписывали райскую жизнь населения колоний, изображая рабство как необходимое условие для процветания не только Великобритании, но и самих колоний3 . В то же время английские аболиционисты, объединившиеся в 1823 г. в "Общество борьбы за ликвидацию рабства", издавали журналы, в которых публиковались сообщения непосредственно из английских колоний, статьи о положении рабов, а также многочисленные отчеты о. парламентских дебатах по вопросам рабства и работорговли, выступления видных аболиционистов в парламенте и т. д. Эти журналы, в частности коллекция, хранящаяся в Воронцовском фонде Научной библиотеки Одесского университета, охватывающая издания 1823 - 1834 гг., могут рассматриваться как важный источник по истории рабства и рабовладения.

Английские аболиционисты сыграли большую роль в борьбе за отмену рабства в колониях Великобритании. Они апеллировали к общественному мнению. Аболиционисты делились на два лагеря, по-разному обосновывавших свою борьбу за отмену рабства. К первому принадлежали так называемые "святые": В. Ганберу, В. Вилберфорс и др., которые рассматривали рабство как явление, противное христианской морали. Другая, более многочисленная группа: Т. Кларксон, Дж. Стефан, Т. Букстон - ссылалась на то, что рабство тормозит развитие колоний, ухудшает положение эмигрантов из-за обилия дешевой рабочей силы. Обладая значительными материальными средствами, а также поддержкой ряда видных членов парламента, аболиционисты были влиятельной силой в общественной и политической жизни Великобритании. "Общество борьбы за ликвидацию рабства" имело свои отделения в крупных городах страны (Манчестере, Ливерпуле), а также в некоторых колониях. Президентом "Общества" был брат короля герцог Глочестер. Фактическое руководство "Обществом" осуществляли совет вице-президентов, состоявший из 26 членов, и комитет из 40 человек. Секретарем "Общества" был журналист В. Ганберу4 . Наиболее видными членами


1 В. Godwin. Lectures on British Colonial Slavery. L. 1830, p. 2.

2 Ibid., p. 18.

3 См., например, "New Monthly Magazine". Vol. 2, 1814, p. 206; vol. 9, 1818, pp. 426 - 428; "The Farmer's Magazine". Vol. 20, 1819, pp. 319 - 321; "Westminster Review", 1829, October; "The Penny Magazine", 1833, N 51, pp. 22 - 23; N 54, p. 51 и др.

4 "Report of the Committee of the Society for the Abolition of Slavery". L. 1824, p. 2.

стр. 187


лондонского отделения являлись: писатель Т. Ф. Букстон, член палаты общин, автор книги "Работорговля и средство ее уничтожения"; парламентарий В. Вилберфорс, часто выступавший со статьями в аболиционистских журналах; Т. Кларксон, написавший памфлет "Неужели положение рабов лучше, чем британских крестьян?"5 ; Дж. Стефан, автор ряда статей о положении рабов на острове Ямайка, и др. Среди аболиционистских журналов наибольшую популярность приобрел "Anti-Slavery Monthly Reporter".

Уже в первом его номере, вышедшем в 1823 г., в заметке "Краткое описание колониального рабства" приводятся многочисленные факты о жестоком обращении с рабами в вест-индских колониях Англии, и в частности указывается: "Многие рабовладельцы Ямайки имели огромных, специально обученных собак, которые часто сопровождали своего хозяина во время осмотра плантаций, и если рабовладелец замечал, что кто-то из рабов, по его мнению, недостаточно прилежно работал, подавался знак собакам и те разрывали несчастную жертву" 6 . Ямайка не была в этом отношении исключением. Как писал комиссионер Р. В. Дворрис, рабы на острове Барбадос "лишены какой-либо защиты даже в случае самого жестокого издевательства над ними со стороны рабовладельцев. Они могут заставить раба работать где угодно и сколько угодно, наказать его самым жестоким образом" 7 . Один путешественник, посетив остров Маврикий, прислал в редакцию журнала письмо, в котором сообщал: "В июле 1821 г. в Бел Омбре я встретил негра из Мозамбика с изуродованным лицом. Оказалось, что шесть месяцев тому назад этот негр за незначительную провинность был наказан 150 ударами плетью по лицу, после чего его лицо превратилось в кровавое месиво". Далее автор письма описывает наказание двух молодых женщин, обвиненных в попытке совершить побег. "Обнаженные женщины были привязаны к столбу, затем каждая получила по 160 ударов плетью; после такого чудовищного истязания рабыни уже не смогли подняться" 8 .

Администрация Капской колонии утверждала, что обращение с рабами не было жестоким. При этом она ссылалась на специальный закон, регламентировавший жизнь рабов, изданный в 1816 году. Этот закон предусматривал наказание тех рабовладельцев, которые жестоко относились к своим рабам. Официоз "New Monthly Magazine" приводил высказывания рабовладельцев Капской колонии, которые утверждали: "Наши рабы так же хорошо питаются и одеваются, как английские крестьяне, и уж, конечно, гораздо лучше, чем бедные ирландцы" 9 . Но вот что говорилось в опубликованном в аболиционистском органе письме служащего Ост-Индской компании В. Томаса, который несколько лет находился в Капской колонии: "Некоторое время я проживал в Элгоа Бэй. Однажды, поздно ночью, в дом вошла старая рабыня, бежавшая от своей хозяйки из-за жестокого обращения. На ее теле были следы такого обращения: три сломанных ребра, искалеченная рука и глубокие рубцы от побоев на спине и груди" 10 . Важным свидетельством зверств в отношении рабов является статья "Дело лейтенанта Смита" 11 , опубликованная аболиционистами. Лейтенант Смит некоторое время служил на Ямайке и был свидетелем жестокости рабовладельцев. Это так потрясло его, что он написал обо всем увиденном в "Anti-Slavery Monthly Reporter" в Лондон. Колониальные власти, узнав об этом, обвинили его в клевете. Только вмешательство аболиционистов спасло Смита от суда. Из писем лейтенанта явствует, что многочисленные надсмотрщики на плантациях Ямайки были вооружены особыми плетками из кожи буйволов и свинцовой проволоки, в их распоряжении находились специальные инструменты для пыток 12 . Наказывая рабов, надсмотрщики стремились изувечить их так, чтобы запугать других. "Однажды я видел, - писал Смит, - как надсмотрщик ударил плетью в глаз молодой женщины, глаз стал вытекать, бедная


5 "Negro-Slavery", 1823, N XI.

6 "Anti-Slavery Monthly Reporter" (далее - ASMR), 1823, N l, р. 3.

7 ASMR. 1826, N 14, p. 210.

8 ASMR, 1829, N 44, pp. 380 - 381.

9 "New Monthly Magazine". Vol. XXXI, 1826, p. 481.

10 ASMR, 1826, N 20, p. 292.

11 ASMR, 1830, N 63.

12 Ibid., p. 303.

стр. 188


рабыня начала страшно кричать, тогда надсмотрщик стал бить ее плетью по обнаженной спине, и все это происходило в присутствии многих рабынь" 13 .

В изданиях аболиционистов отразилось и сопротивление рабов гнету рабовладельцев. В них упоминаются волнения на острове Маврикий, во время которых рабы поджигали посевы на плантациях, убивали надсмотрщиков и рабовладельцев. С восставшими жестоко расправлялись. Упомянутые издания содержат, правда, лишь косвенные сведения о количестве убитых. В какой-то мере об этом можно судить по сведениям о динамике численности рабов. На Маврикии в 1816 г. было 85423 раба 14 , а к 1830 г. число их сократилось до 76 тыс., хотя ввоз рабов с Мадагаскара не прекращался 15 , кроме того, надо учитывать и естественный прирост. Значительные убытки понесли рабовладельцы на Барбадосе в ходе волнений 1816 и 1825 годов 16 . В Капской колонии рабы использовались главным образом на фермах, рудниках, виноградниках и как домашняя прислуга: плантационного хозяйства здесь фактически не было. Однако и там имели место волнения рабов. Журнал аболиционистов сообщал: "В октябре 1824 года были две попытки рабынь отравить свою ненавистную хозяйку. В этом же году произошли волнения рабов в Боквелде из-за жестокого с ними обращения. В конце концов их выпороли. Тем не менее они пришли требовать справедливости с поднятыми вилами в руках и при этом разрушили постройки у нескольких колонистов, за что некоторых рабов повесили, а остальных приговорили к пожизненной каторге на рудниках" 17 .

Как явствует из аболиционистской прессы, наиболее "тревожной" из всех вест-индских колоний была Ямайка, где произошли самые значительные выступления рабов. Тысячи беглых рабов ("маронов") составили ядро повстанцев, боровшихся против рабства на протяжении всего XVIII века. Крупное выступление на Ямайке произошло в 1816 году. Из Лондона прибыла специальная комиссия, которая должна была на месте "изучить причины беспорядков" 18 . В последующие годы волнения на этом острове не прекращались. 22 декабря 1826 г. властями был принят закон "О рабах Ямайки", согласно которому "раб, отсутствующий 5 дней или находящийся в 18 милях от дома без разрешения, считается бежавшим от своего хозяина". Каждый взрослый раб, согласно этому закону, должен был иметь специальное удостоверение, куда заносились его основные данные и имя хозяина. В случае, если у раба не оказывалось такого документа, он считался беглым и подлежал суровому наказанию 19 . С помощью этого закона администрация колонии хотела уничтожить "маронов". Тем не менее в 1831 -1832 гг. на Ямайке произошли новые волнения, сопровождавшиеся поджогами, убийствами плантаторов. Местная администрация вынуждена была запросить военную помощь у других вест-индских колоний Великобритании20 .

В прессе аболиционистов отразилось использование ими парламентской трибуны для выступлений против рабства. Особенно яркими были высказывания Т. Букстона и В. Вилберфорса, которые в своих речах приводили сведения, содержавшиеся в колониальной прессе и отражавшие недовольство рабовладельцев законодательством, хотя последнее, как правило, лишь формально ограничивало их права.

Из журналов аболиционистов известно, что на некоторых вест-индских островах (Ямайка, Тринидад, Тобаго) имелись отделения "Общества борьбы за ликвидацию рабства". Местные аболиционисты собирали факты о злодеяниях рабовладельцев и высылали эти материалы для публикации в журнал "Anti-Slavery Monthly Reporter". На Ямайке большинство аболиционистов были миссионерами. Они собирали средства для выкупа детей и помещали их для воспитания в миссионерские школы21 . Журнал писал о собрании аболиционистов Тринидада, на котором подчеркивалось, что


13 Ibid., p. 308.

14 ASMR, 1825, N 3, р. 20.

15 "Penny Cyclopedia". L. Vol. XV, 1826, p. 20.

16 ASMR, 1826, N 14, p. 240.

17 ASMR, 1826, N 20, p. 293.

18 "Documents from the Jamaica Royal Gazette". L. 1816. pp. 18 - 21.

19 "Slave Law of Jamaica". L. 1828, p. 85.

20 "Observations on the Present State and Future Prospects of the Island of Jamaica". L. 1837, pp. 18 - 72.

21 ASMR, 1825, N 3, p. 14.

стр. 189


плетка является основным средством "общения между белыми и рабами". При этом приводилась следующая цитата из органа рабовладельцев "Gazette of Trinidad": "Мы использовали и будем использовать плетку как необходимое орудие для поддержания дисциплины в Вест-Индии" 22 .

Дебаты, происходившие в английском парламенте по вопросу о положении рабов, вызванные непрекращавшимися волнениями в колониях, завершились принятием 15 мая 1823 г. рекомендаций о распространении христианского образования среди рабов, прекращении продажи и купли рабов на рынках колоний в воскресные дни, допуске рабов в суды для свидетельских показаний, узаконении браков между рабами, запрещении раздельной продажи членов одной семьи, отмене унизительных телесных наказаний для женщин, запрещении использовать надсмотрщиков на плантации. Эти меры создавали видимость ограничения рабовладения и заботы о рабах. Однако, судя по многочисленным материалам, напечатанным в журналах аболиционистов, рабовладельцы совершенно не считались и с этими рекомендациями и законами, хотя сами по себе они не затрагивали существа рабовладельческой эксплуатации. Рабовладельцы Гвианы категорически возражали против признания законности браков между рабами, ссылаясь на то, что "это приведет к дополнительным трудностям для рабовладельцев" 23 . На Барбадосе, где рабам было разрешено выкупать себя и свою семью из рабства по договору со своими владельцами, последние легко обходили этот закон: "Негр Джон Томас Атерли сумел за большую сумму выкупить себя, свою жену и четырех детей из рабства, но вскоре умер, и тогда рабовладелец превратил его жену и детей в своих рабов"24 .

Лицемерный характер законодательства раскрывается и при знакомстве с другими материалами аболиционистской прессы. В связи с ростом волнений рабов в Вест-Индии, в частности на Ямайке, местные власти согласно уже упоминавшемуся закону "О рабах Ямайки", были обязаны "защищать жизнь рабов", кроме того, закон разрешал браки между рабами. Однако этот закон имел многочисленные оговорки, сводившие его на нет. Будущие супруги должны были быть христианами, и "их поведение должно быть безупречным"25 . Такой же характер носил и принятый в 1831 г. закон "Об ограничении жестоких наказаний", согласно которому рабу можно было нанести не больше (!) 39 ударов плетью за один раз26 . Но эти и другие попытки как-то ограничить зверства рабовладельцев встречали с их стороны сопротивление. Колониальная администрация неизменно поддерживала рабовладельцев. Губернатор Тринидада Р. Вудфорд, получив правительственный циркуляр от 9 июля 1823 г. о некотором ослаблении рабовладельческого режима, отказался исполнять его, ссылаясь на испанские законы, которые-де никем не были отменены27 .

Много писали аболиционисты и о работорговле. Они отмечали, что "ежегодно тысячи рабов вывозятся из различных африканских колоний Англии, Франции и Португалии, и это несмотря на запрещение работорговли в Англии в 1807 г." 28 . В. Вилберфорс посылал в редакции крупнейших европейских газет данные об участии ряда европейских государств и США в позорной торговле людьми. Он сообщал, что Португалия только в 1822 г. вывезла из Сьерра-Леоне 1700 рабов в вест-индские колонии Англии. Не меньшую роль в работорговле играли французские капиталисты. В ноте английского посла во Франции Чарлза Стюарта в 1822 г. указывалось, что "из французских колоний Сенегал, Гамбия и Гваделупа регулярно отправляются груженные рабами суда в вест-индские колонии Великобритании" 29 .

Представляет интерес и полемика аболиционистов со сторонниками рабовладения. В N 18 "Anti-Slavery Monthly Reporter" за 1826 г. помещен ответ на письма некоего "Доминика-плантатора", опубликованные в газетах "Morning Chronicle" и "New Times", в которых "доказывалась" не


22 ASMR, 1825, N 3, р. 19.

23 Ibid., p. 18.

24 ASMR, 1826, N 19, р. 272.

25 ASMR, 1828, N 38, pp. 261 - 276.

26 ASMR, 1831, N82, p. 300.

27 "On Negro Slavery". L. 1824, pp. 6 - 8.

28 "An Adress to the Inhabitants of Europe on the Iniquity of the Slave Trade". L. 1824, p. 4.

29 "Eighteenth Report of the Directors of the African Institution". L. 1824, p. 14.

стр. 190


Аболиционисты указывали, что именно "жестокая система рабовладения вызывает ярость рабов, которые люто ненавидят своих хозяев, поэтому необходимо ликвидировать рабовладение, и в вест-индских колониях воцарится мир и покой" 30 .

Аболиционисты и их пресса подвергались яростным нападкам со стороны ряда газет и журналов, находившихся под влиянием лондонского Вест-Индского комитета. Об этом дает представление статья "Вест-Индский комитет и его торгашеская пресса"31 , которая интересна как источник для характеристики его деятельности. В этот комитет входили наиболее богатые и влиятельные плантаторы-рабовладельцы из английских вест-индских колоний. Главные деятели комитета - С. Франклин, Г. Тейквин, М. Бэркли и др., обладая огромными средствами, активно использовали прессу для оправдания своей политики в колониях. Главным рупором комитета являлся журнал "West-Indian Reporter", но под влиянием вест-индских рабовладельцев находились также "Edinburgh Review", "Morning Journal", "Quarterly Review", "Westminster Review". Функции комитета были самые разнообразные: от ведения торговых переговоров до сборов средств на покупку рабов в Африке и нелегальную перевозку их в вест-индские колонии. В упомянутой статье приводятся примеры грубого искажения фактов авторами, находившимися на содержании у плантаторов Вест-Индии, которые писали о хорошем положении "негров на вест-индских островах", осуждали их за то, что они сжигали имения, скот, имущество и даже убивали рабовладельцев и призывали "жестоко и без всякого сожаления подавлять возмущения рабов и усиливать позиции рабовладельцев в колониях" 32 .

Когда рабство стало заметно тормозить развитие капиталистической экономики Великобритании, законом 1833 г. во всех английских колониях рабы были объявлены свободными, а их владельцам была обещана денежная компенсация. Рабовладельцы стремились всячески оттянуть освобождение рабов. Аболиционисты и в эти годы продолжали с помощью своей прессы вести борьбу за полное уничтожение рабства. Они публиковали информацию о том, как рабовладельцы сопротивлялись отмене рабства 1 . В Капской колонии, писал журнал "Anti-Slavery Monthly Reporter", закон 1833 г. вызвал серьезную оппозицию среди рабовладельцев, так как отмена рабства лишала крупных фермеров, владельцев рудников и виноградников дешевой рабочей силы. Губернатор колонии Б. Дурбан в письме министру колоний б декабря 1833 г. заявлял, что упомянутый "закон несвоевременен" и среди определенной части рабовладельцев "вызывает открытую враждебность" 33 . Только 1 августа 1834 г. рабы в Капской колонии формально стали свободными. Однако рабовладельцы по-прежнему использовали своих бывших рабов, прибегнув к формуле "ученичества", согласно которой рабы продолжали работать на старых хозяев в качестве "учеников" и "подмастерьев". Хозяева относились к ним с такой же жестокостью, как и до отмены рабства. Это подтверждается отрывком из письма, посланного из Капской колонии 2 июня 1835 г.: "Яков, подмастерье Абрахама Мараиса, получил 30 ударов плетьми 14 апреля 1835 г. за нерадивое отношение к работе, а после того, как он пожаловался, получил дополнительно 15 ударов, и его подвесили за ноги на фут от земли". "Ева, женщина-подмастерье вдовы де Лееун, 15 апреля 1835 г. была приговорена за дерзость к принудительным работам в цепях на 1 месяц" 34 .

С августа 1834 г. английские аболиционисты стали издавать новый журнал - "The Abolitionist". В первом номере были опубликованы сведения о количестве рабов в мире, из которых следует, что в Соединенных Штатах Америки было 2 250 тыс. рабов, в Бразилии - 2 млн., в испанских колониях - 500 тыс., во французских - 300 тыс., в португальских, голландских и датских колониях - 100 тысяч. Редакция журнала, комментируя тот факт, что в мире еще остается 5150 тыс. рабов, призывала "христианские правительства этих стран последовать примеру Великобритании и отменить в своих колониях рабовладение". Английские аболиционисты не успокоились на том, что формально к 1835 г. в боль-


30 ASMR, 1826, N 18, р. 252.

31 ASMR, 1828, N 45, pp. 427 - 429; 1829, N 50, pp. 28 - 29; N 51, pp.33 - 35.

32 ASMR, 1829, N 53, pp. 104, 123.

33 ASMR, 1836, N 113, p. 339.

34 "Statements and Observations on the Working of the Law of the Abolition of Slavery". L. 1836, p. 47.

стр. 191


шинстве британских колоний рабство было отменено. В журнале "The Abolitionist" приводятся примеры тяжелого положения рабов в колониях США и различных европейских государств. Они также разоблачали факты нелегальной работорговли. 8 января 1834 г., сообщает журнал, английское военное судно "Диспатч" захватило испанское судно "Роза" с 292 рабами при попытке зайти в бухту английской колонии Барбадос. Подобные сообщения публиковались аболиционистами почти в каждом номере этого журнала35 .

Пресса английских аболиционистов сыграла большую роль в деле ознакомления общественности Великобритании с истинным положением рабов в колониях. Многочисленные достоверные факты, свидетельствовавшие о крайней жестокости рабовладельцев, которые публиковались на страницах аболиционистской печати, вызывали справедливое возмущение и становились причиной долгих дебатов в парламенте и дискуссий в прессе. Вот почему для исследователя, изучающего историю рабства, работорговли и борьбы рабов против рабовладельцев и всей системы британского колониального угнетения, журналы английских аболиционистов являются важным и интересным источником.

И. М. Шкляж


35 "The Abolitionist". 1834, N 1, pp. 6, 8, 19.

Опубликовано на Порталусе 20 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама