Рейтинг
Порталус

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ МОХЕНДЖОДАРО

Дата публикации: 07 апреля 2017
Автор(ы): С. Л. ТИХВИНСКИЙ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1491545267


С. Л. ТИХВИНСКИЙ, (c)

В. связи с 50-летием археологических раскопок Мохенджодаро - одного из крупнейших памятников древней цивилизации бассейна реки Инд - правительство Пакистана при участии ЮНЕСКО созвало международный научный симпозиум, проходивший с 23 по 28 февраля 1973 года. Основной его темой было сохранение остатков этого уникального древнего поселения от гибели в результате разрушительного воздействия грунтовых вод, солей, насыщающих подпочвенные воды, а также разливов реки Инд.

Среди участников симпозиума были члены Исполнительного совета ЮНЕСКО, известные археологи, историки, специалисты по консервации и реставрации археологических памятников, сотрудники Секретариата и эксперты ЮНЕСКО и др., в том числе видный английский археолог М. Уиллер, в свое время руководивший раскопками в Мохенджодаро, брат японского императора принц Такахито Микаса, крупный специалист по древней истории стран Среднего Востока, заместитель министра культуры Турции М. Ондер, директор департамента сохранения культурного наследия Секретариата ЮНЕСКО Ю. Болла, директор Каирского музея З. Искандер, директор Ливийского национального музея в Триполи Д. Мухаммед эль Амак, начальник археологической службы Канады Дж. Макдональд, ученый секретарь Смитсонского института (США) П. Перрот и др. На торжественном открытии симпозиума, состоявшемся 23 февраля в Мохенджодаро (300 км севернее Карачи на правом берегу Инда) с участием представителей пакистанского правительства, дипломатического корпуса, научных и культурных кругов с речами выступили президент Пакистана Зульфикар Али Бхутто, министр образования и провинциальной координации Абдул Хафез Пирзада и член Исполнительного совета ЮНЕСКО от Пакистана, заместитель министра образования Д. Шахаб. Приветствие генерального директора ЮНЕСКО Р. Майо участникам симпозиума зачитал директор департамента сохранения культурного наследия Секретариата ЮНЕСКО Болла.

На рабочих заседаниях симпозиума, проходивших под руководством директора департамента археологии и музеев Пакистана С. А. Накви, был заслушан ряд докладов и сообщений о состоянии археологических памятников Мохенджодаро и мерах по их сохранению.

В обстоятельном докладе пакистанского археолога Р. Мугала "Современное состояние исследований цивилизации долины Инда"1 были подведены итоги 50-летней работы по изучению памятников Хараппы и Мохенджодаро. Открытие идентичных памятников материальной культуры в этих двух отдаленных друг от друга крупных поселениях привело к началу длительных археологических раскопок в Мохенджодаро, проводившихся между 1922 и 1931 гг., под общим руководством Дж. Маршалла и затем Дж. Маккэя2 . Основной целью раскопок, проводившихся в эти годы, было выявление общего плана расположения города и сбор максимально большого количества бытовых предметов с тем, чтобы иметь возможность представить себе характер материальной культуры этой цивилизации. Та же самая тенденция отмечалась и при раскопках, которые велись в Хараппе между 1921 и 1937 гг. Д. Р. Сани, М. С. Ватсом и К. Н. Шастри, выявившими общий план города с цитаделью, в основных чертах напоминавший планировку Мохенджодаро.

В 1946 г. М. Уиллер раскопал в Хараппе крупные оборонительные сооружения из необожженного кирпича. В поисках аналогичных фортификационных сооружений в Мохенджодаро в 1950 г. он и его пакистанские коллеги попытались в районе холма- цитадели достичь более ранних культурных слоев, но высокий уровень подпочвенных вод помешал им это сделать. В ходе раскопок, проводившихся в 1964 г. американским археологом Дж. Дэйльсом, ему удалось пробурить в этом же районе три экспериментальные скважины и установить, что культурный слой простирается на глубину в 39 футов от современного уровня поверхности почвы, на которой возвышается холм с цитаделью высотой в 35 - 40 футов. Это позволяет утверждать, что уже раскопанные развалины Мохенджодаро свидетельствуют


1 M. Rafique Mughal. Present State of Research on the Indus Valley Civilization. International Symposium on Mohenjodaro. February, 1973. Published by the Department of Archaeology and Museums Ministry of Education and Culture-Government of Pakistan. Karachi. 1973. Доклад содержит обширную, библиографию вопроса; его издание в русском переводе весьма желательно.

2 О результатах этих раскопок см.: Sir John Marshall. Mohenjo-daro and the Indus Civilization. 3 vols. L. 1931; J. N. Mackay. Further Excavations of Mohenjo-daro. 2 vols. Delhi. 1938.

стр. 191


лишь о половине истории развития этого древнего города. К сожалению, постоянное и прогрессирующее повышение уровня грунтовых вод мешает попыткам достичь ранних культурных горизонтов в Мохенджодаро.

Одновременно с раскопками, проводившимися в Мохенджодаро и в Хараппе, пакистанский археолог Н. Т. Мажумдар в ходе работ 1927 - 1931 гг. на западном берегу реки Инд в провинции Синд обнаружил ряд поселений, современных Мохенджодаро и даже более ранних. Позднее, в 1942 г., А. Стейн открыл многочисленные поселения культуры Инда или Хараппской культуры вдоль высохшего русла реки Гаггар-Хакра в центральной части долины Инда близ Бахавалпура. На протяжении 1953 - 1962 гг. значительное количество древних поселений, современных Хараппе и Мохенджодаро, было выявлено индийскими археологами на территории Раджастана и Саураштры (Катиавад), причем наиболее полно были за последние годы исследованы древние поселения близ Калибагана, Лотала и Рангпура. В 1972 г. пакистанский археолог Мохаммад Шариф открыл крупное поселение типа Хараппы в юго-восточной части провинции Синд - Гхаро Бхиро, расположенное на пути, по которому цивилизация бассейна Инда распространилась на районы Кача и Саураштры.

Сегодня установлено, что крайние северные пределы цивилизации Инда расположены не только в Рупале, но и по восточным склонам Сулеймановых гор, где пакистанский археолог Ахмад Хасад Дани в 1971 г. обнаружил два крупных древних поселения в Гумле и Рахман Дхери. Западные границы цивилизации бассейна Инда не простирались в глубь холмов Белуджистана; они проходили вдоль их подножия у важных в стратегическом отношении горных проходов и крупнейших сухопутных торговых путей. Здесь располагались такие поселения, как открытые пакистанским археологом Р. Мугалом в 1972 г. Патани Дамб на реке Мула, Гудри в горном проходе Болан, Дабар Кот и Каонри, расположенные в долине Лоралай на древних путях в Афганистан, а также Периано Гундай в долине Жоб в Северном Белуджистане, примыкающей к горному проходу Гомал. Таким образом, открытия последних лет позволяют утверждать, что территория распространения цивилизации Инда была самой значительной из всех известных нам районов древнейших цивилизаций. Ока начиналась от нынешних границ Пакистана с Афганистаном в северной части Белуджистана (Периано Гундай), шла на юго-запад до современной границы с Ираном на Мерканском побережье Аравийского моря (Суткаген- дор), простиралась вдоль всего Мерканского побережья на юго-восток до Камбейского залива (Лотал), охватывала всю долину Инда и его притоков. За пределами обширных равнин Пенджаба следы культуры Инда найдены также близ Дели. На всем этом обширном пространстве до настоящего времени обнаружено 144 древних поселения, принадлежащих к цивилизации Инда, а также 27 древних городищ в восточной части Пенджаба, носящих явные следы сходства с культурой Хараппы.

Археологам предстоит наряду с обнаружением новых следов цивилизации Инда установить также точную датировку различных древних поселений, чтобы проследить постепенное распространение очагов этой культуры. Примененный с этой целью метод радиокарбонного анализа показывает, что большинство древних поселений районов Кача и Саураштры связано с более поздним переселением жителей долины Инда из таких центров, как Мохенджодаро, Хараппа и Калибаган. К сожалению, ни один из памятников древней цивилизации долины Инда не раскопан до сих пор в достаточно полном объеме, чтобы на нем можно было проследить последовательность развития различных культурных слоев, начиная от материкового слоя. Данные радиокарбонного анализа позволяют датировать верхние слои Мохенджодаро 2583 - 2060 гг. до н. э., а средние слои в городище Кот Дижи, расположенном на левом берегу Инда неподалеку от Мохенджодаро, - 3155 - 2590 гг. до нашей эры.

Будущие археологические раскопки помогут дать ответ на вопросы генезиса цивилизации бассейна Инда, смены различных типов керамики, найденных в ранних слоях в Кот Дижи и других местах, связей с древней цивилизацией Месопотамии по суше и по морю, путей торговли бадахшанской ляпис-лазурью, изделия из которой найдены в ряде древних городищ бассейна Инда. Наконец, они должны также дать ответ на вопрос о причинах гибели этой цивилизации. Наиболее распространенной в настоящее время является версия 6 том, что гибель городов бассейна Инда произошла под ударами кочевников-арнев, вторгшихся в середине II тыс. до н. э. из Афганистана. Ряд ар-

стр. 192


хеологов - М. Р. Шанн, Д. Ф. Дэйлс и Р. Л. Райкес - считают причиной, гибели цивилизации в нижнем течении Инда крупное землетрясение, которое привело к возникновению естественной плотины и невиданному разливу вод Инда, лишенных естественного стока к морю, в результате чего погибли Мохенджодаро и ряд других цветущих городов.

Помимо дальнейших археологических работ, дополнительный свет на многие неясные вопросы может пролить и дешифровка иероглифических надписей, обнаруженных на печатях и сосудах, найденных в древних городах бассейна Инда; работы в этой области ведутся в Скандинавском институте азиатских исследований, в Чехословацком обществе востоковедения, в Ленинградском отделении Института этнографии АН СССР и в ряде других научных учреждений.

Участники симпозиума осмотрели места археологических раскопок, которые были в свое время проведены в Мохенджодаро, и ознакомились с экспозицией местного музея, где хранится часть найденных при раскопках предметов. За недостатком времени не могли быть выслушаны все подготовленные пакистанскими учеными научные доклады и сообщения; их тексты на английском языке были розданы участникам симпозиума3 . Значительное время было отведено на обсуждение "Генерального плана сохранения Мохенджодаро", разработанного департаментом археологии и музеев Пакистана совместно с экспертами ЮНЕСКО4 . Указанный план, состоящий из 3 частей (1) схема контроля над подпочвенными водами, 2) схема защиты от речной эрозии и 3) схема консервации остатков строений), был доложен директором департамента археологии и музеев Пакистана Нагви и соответствующими экспертами, ответственными за каждую из частей плана. Участники симпозиума ознакомились также с докладом пакистанских инженеров Султана Эрине и Масуд Хана о контроле над уровнем грунтовых вод в Мохенджодаро5 .

В результате развития ирригационной сети в окрестностях Мохенджодаро и распространения рисосеяния уровень грунтовых вод близ древнего города резко повысился, и в настоящее время вода находится примерно в 16 футах от поверхности (культурные слои в Мохенджодаро простираются до отметки в 35 - 40 футов от поверхности, таким образом больше половины культурных слоев недоступны археологам по причине высокого уровня грунтовых вод). Предлагаемый план понижения уровня грунтовых вод рассчитан на 3 стадии. На первой стадии предполагается окружить развалины Мохенджодаро кольцом из 14 скважин-колодцев, откачка воды из которых понизит уровень грунтовых вод до отметки в 20 футов. 12 дополнительных скважин, которые предполагается разместить на следующей стадии работ по периметру этого же кольца, позволят понизить уровень грунтовых вод до 32 футов и, наконец, на 3-м этапе работ имеется в виду соорудить внешнее кольцо из 30 скважин-колодцев, что позволит понизить уровень грунтовых вод до 65-футовой отметки. При этом имеется в виду использовать откачиваемую из скважин воду (123 кубических метра в секунду) для орошения 15 тысяч акров близлежащих земель. План предусматривает также строительство ряда защитных сооружений для предотвращения дальнейшего размыва берега Инда близ Мохенджодаро и проведение серии работ по борьбе с солями, разрушающими остатки зданий в Мохенджодаро. Концентрация солей, растворенных в подпочвенной воде и проникающих в малейшие поры кирпичной кладки,


3 International Symposium on Mohenjo-daro under the Auspices of the Government of Pakistan and UNESCO. Mohenjo-daro and Its Various Aspects. 1) Mohenjo-daro and Its Problems by S. A. Naqvi. 2) Mohenjo-daro, The Story of its Discovery and Excavation by Ahmad Nabi Khan; 3) The Architecture of Mohenjo-daro by Niaz Rasool; 4) Barter System in the Indus Valley Civilization by Pervin T. Nazir; 5) Indus Valley Trade and Commerce by Taswir Hussain Hamidi; 6) Jewellery from Mohenjo-daro by Masoodul Hasan; 7) Indoor Recreations of the People of Mohenjo-daro by M. A. Halim; 8) Causes of Deterioration in Ancient Bronze Objects of Art and their Treatment by Ch. Rahmatullah; 9) Burial Practices in the Indus Valley Civilization by Sh. Khurshid Hasan; 10) Potentials of Turist Trade at Mohenjo- daro by I. H. Nadiem; 11) Mohenjo-daro and Kot Diji by M. A. Halim; 12) The Indus Valley Script. A Survey of the Attempts for its Decipherment by Ahmad Nabi Khan; 13) Indus Valley Civilization and its Contemporary Cultures by F. A. Khan.

4 Master Plan for Preservation of Mohenjo-daro Approved by the Experts of UNESCO and Pakistan 1972. Published by the Department of Archeology and Museums, Ministry of Education and Provincial Coordination. Экземпляр Генерального плана имеется в Институте археологии АН СССР.

5 Sultan A. Aryne and Masood H. Kanh. The Control of Groundwater Table at Mohenjo-daro. Lahore. 1973.

стр. 193


столь высока, что в жаркие летние дни кирпичные развалины Мохенджодаро, обычно имеющие желто-красный цвет, становятся ослепительно белыми от кристаллов солей, выступающих на поверхности кирпичей.

Общая стоимость работ, предусмотренная Генеральным планом сохранения Мохенджодаро, равна примерно 9 млн. долларов, которые намечено при содействии ЮНЕСКО собрать путем объявления международной кампании спасения памятников Мохенджодаро на предмет сбора добровольных пожертвований от государств, организаций и частных лиц (по образцу кампаний по сбору средств на спасение памятников Филе в Египте, Венеции и Борободура). Участники симпозиума в Мохенджодаро в принципе одобрили идею обращения к ЮНЕСКО за поддержкой в деле орраниза^ ции международной кампании по спасению памятников Мохенджодаро. Одновременно на симпозиуме было высказано пожелание о том, чтобы ЮНЕСКО предусмотрела в своих будущих программах возможность комплексного изучения дрерних цивилизаций бассейна Инда, Месопотамии, Северного Белуджистана, Южного Афганистана, Северного Ирана и юга Туркмении, поскольку археологические находки в этих районах, относящиеся к III тыс. до н. э., дают очень много сходного материала, нуждающегося в научном исследовании и осмыслении.

После окончания симпозиума в Мохенджодаро для его участников были организованы экскурсии в Лахор, Равалпинди, Исламабад, Таксилу, Пешавар и на Хайберский перевал, что позволило ознакомиться с высоким уровнем археологической службы в стране и хорошо поставленным музейным делом. Ряд участников симпозиума имел также возможность ознакомиться с археологическими раскопками в Банпхоре близ Карачи, реставрационными работами, проводимыми департаментом археологии и музеев Пакистана в некрополе близ города Татта (провинция Синд), а также с Центральным историческим музеем в Карачи.

Со стороны правительства Пакистана и пакистанских коллег участникам международного симпозиума в Мохенджодаро было оказано радушие и гостеприимство; работа симпозиума проходила четко и организованно. Симпозиум явился крупным событием в культурной жизни Пакистана и значительной вехой в деле укрепления научных и культурных связей и взаимопонимания между народами.

Член корреспондент АН СССР С. Л. Тихвинский

Опубликовано на Порталусе 07 апреля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама