Рейтинг
Порталус

А. П. ОКЛАДНИКОВ, З. В. ГОГОЛЕВ, Е. А. АЩЕПКОВ. ДРЕВНИЙ ЗАШИВЕРСК. ДРЕВНЕРУССКИЙ ЗАПОЛЯРНЫЙ ГОРОД

Дата публикации: 10 февраля 2018
Автор(ы): В. А. АЛЕКСАНДРОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1518268402


В. А. АЛЕКСАНДРОВ, (c)

М. "Наука". 1977. 211 стр. Тираж 9000. Цена 2 руб. 70 коп.

До издания книги А. П. Окладникова, З. В. Гоголева и Е. А. Ащепкова только узкому кругу исследователей истории Сибири XVII - начала XIX в. было известно о существовании в то время на ее северо-востоке на берегу р. Индигирки г. Зашиверска. Даже в специальной литературе, посвященной этому району, можно встретить о нем лишь упоминания. Восстановление истории этого города само по себе представляет уже немалый интерес, но авторы и проблемно и методически придали своей книге значительно более широкое звучание: историю Зашиверска они рассмотрели на фоне основных проблем, стоящих перед сибиреведением, - истории русского освоения и заселения сибирских земель, народной культуры и взаимоотношений русских поселенцев с аборигенами; исследование осуществлено комплексным путем на основе прежде всего археологических, а также архивных, этнографических, фольклорных и архитектурных материалов.

Советская археологическая наука в последние десятилетия впервые обратилась к изучению старых сибирских городов и поселений, возникавших на первом этапе освоения Сибири русским населением в XVII в., и добилась уже немалых успехов. Так, у берегов Таймырского п-ва на о. Фаддея и в заливе Симса археологами была восстановлена картина трагедии русского промыслового судна, шедшего по Ледовитому океану на восток, не позднее 1617 г. преодолевшего труднейший участок пути и затем потерпевшего аварию. Археологические исследования зимовий, созданных высадившимися на берег промышленниками, дали

стр. 134


богатейший материал по истории русского освоения Заполярья1 . Интереснейший материал был получен в результате раскопок приполярного г. Мангазеи на р. Таз, являвшегося в первой половине XVII в. важнейшим перевалочным пунктом на путях из северных областей Центральной России в Сибирь, центром ремесла и торговли, а также управления огромным уездом. Совсем недавно археологи Сибирского отделения АН СССР начали исследование остатков Албазина, центра русского земледельческого района на Амуре, прославившегося героической обороной от агрессии маньчжуро-китайских войск в 1684 - 1689 годах.

Археологические работы на территории Зашиверска - новая замечательная страница в летописи сибирской археологии. Исследование древнего Зашиверска, проведенное в 1969 - 1971 гг. под руководством акад. А. П. Окладникова, учитывая труднейшие природные условия, отдаленность объекта от населенных пунктов и сложность сообщения, представляется подлинным научным подвигом. В кратчайшие сроки, диктуемые полярным летом, экспедиция добилась огромного успеха, который и определил возможность появления рецензируемой книги.

Зашиверск, выросший из основанного в 1639 г. зимовья, хотя и испытал горечь полного запустения, как Мангазея, но был все же счастливее ее. Если Мангазея была заброшена в 1667 г., просуществовав около 80 лет, история Зашиверска насчитывала не менее двух столетий. В XX в. о его существовании напоминало лишь здание Спасо-Зашиверской церкви, одиноко возвышавшейся среди бескрайней лесотундры. Именно оно и стало центральным объектом экспедиционной археологическо-архитектурной работы, которая завершилась после детальнейшего обследования церкви, ее разборкой и транспортировкой для дальнейшего восстановления в Академгородке Новосибирска, где планируется создать под открытым небом музей старинного сибирского зодчества. Трудно переоценить историко- культурную значимость этого памятника русской деревянной архитектуры XVII в., которому обеспечена теперь вторая жизнь. По сохранившемуся преданию, церковь была построена жителем Зашиверска Андреем Хабаровым; ее постройка относится к 1700 году.

Основываясь на местоположении церкви, археологи могли проследить границы острога Зашиверска и создать его макет (стр. 28), согласно которому планируется восстановление не только облика крепостного сооружения в Академгородке, но и воссоздание облика небольшого сибирского города XVII в., административного, торгового и ремесленного центра местной округи. По сохранившимся архивным и литературным данным авторы проследили последовательный рост города, расцвет которого относится ко второй половине XVIII века. Само название зимовья в 1639 г. не было случайным. Оно возникло на труднопроходимом, но единственно возможном сухопутном пути от Лены на Яну и Индигирку через Верхоянский хребет ниже индигирских шиверов (порогов), недалеко от северной границы лесотундры, на равнине, богатой лугами и озерами, обильными рыбой. Как бы ни было удобно это место, построить город было нелегко - необходимый для построек лес, прежде всего наиболее пригодную для строительства в условиях тундры лиственницу - приходилось сплавлять сюда с верховьев Индигирки. Тем не менее город постепенно рос, и в его развитии отражалось освоение русским населением Приполярья.

В 1783 г. Зашиверск был преобразован из острога в город и превращен в административный центр уезда, которому была подведомственна территория Якутии между Верхоянским и Яблоновым хребтами и бассейна низовий Лены. По разноречивым и явно неполным данным, в период расцвета города в нем насчитывались десятки, а быть может, и более 100 домов с постоянным населением до 500 человек. Учитывая трудность существования и, главное, обеспечения питанием и дровами в условиях тундры сколько-нибудь значительной массы населения, становится очевидной степень хозяйственной освоенности этого района и интенсивности экономических связей города с аборигенами края, съезжавшимися на городскую ярмарку в январе и поставлявшими коровье и оленье мясо, медвежатину, Молочные продукты и рыбу. Известно, что жители Зашиверска добились произрастания огородных культур - капусты, репы, редьки. С начала XIX в. Зашиверск начал постепенно хиреть; с 1803 г. он был лишен административного значения, а органы уездной власти переведены в Верхоянск. Эпидемии довершили экономический упадок города, и к 1840-м годам он запустел окончательно.


1 А. П. Окладников. Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра. М. - .Л. 1948.

стр. 135


Даже кратковременные археологические раскопки дали неоспоримый материал о существовании в XVIII в. в городе ремесленного производства, в частности косторезного. Следует надеяться, что дальнейшие раскопки позволят изучить культурный пласт и более раннего времени - XVII века.

Судьба Зашиверска не единична, а потому его история весьма существенна для понимания этапов хозяйственного освоения всей тундровой зоны Сибири. В силу ряда причин еще в XVII в. запустела Маигазея, позднее к середине XIX в. - явно хозяйственно запуетевал Туруханский край, а русское население покинуло берега Енисейской губы и ушло с Пясины2 . В результате хозяйственная традиция, созданная усилиями поморских переселенцев и их последующими поколениями в XVII - XVIII вв., оказалась нарушенной и восстанавливалась в северной части Енисейского края и в некоторых районах северо-востока Сибири только после установления здесь Советской власти.

Прошлое Зашиверска авторам удалось неразрывно связать с историей многоплеменного местного населения (якуты, юкагиры, ламуты, чукчи). Контакты города с аборигенами способствовали созданию своеобразного синтеза культуры - местной с новой русской в ее северном народном варианте. Опираясь на Зашиверск, русские власти добились в 1788 г. мирного признания чукчами русского подданства, что способствовало окончательному прекращению межплеменных кровавых столкновений. В свою очередь, организация ярмарок не только содействовала торговле, но и упрочивала мирные связи между народами, представители которых систематически встречались у стен Зашиверска. О духовном влиянии города на жизнь аборигенов ярко свидетельствует местный фольклор. В специальной главе "Зашиверск и его судьбы в заполярном фольклоре" отражены основные черты особых зашиверских циклов исторических преданий. В них прослеживаются в легендарной форме воспоминания якутов о приходе русских, по-видимому, отряда Ивана Реброва, о порядке ясачного платежа, наконец, о гибели города от оспы. Вместе с тем авторы прослеживают и другую сторону взаимоотношений - протесты местного населения против ясачного режима и злоупотреблений властей. Документы, свидетельствующие о восстаниях и даже осадах ламутами в 1660-х годах Зашиверска, дополняются данными о том, что еще в 1920-х годах в стенах давно опустевших домов города можно было найти наконечники стрел.

Наконец, в обширной главе, посвященной историко-архитектурному анализу деревянной Спасо-Зашиверской церкви как уникального памятника древнерусского зодчества, Е. А. Ащепков, во-первых, убедительно доказывает вековую давность шатровой деревянной древнерусской архитектуры, а во-вторых, широкое распространение этого типа церковных построек. Исследование церкви как архитектурного сооружения приобретает тем большую ценность потому, что она, абсолютно забытая и никогда не привлекавшая внимания ученых, сохранилась до нашего времени в малоизмененном виде и по своей древности является сейчас единственной в своем роде на всей территории Русского Севера и Сибири. Е. А. Ащепков справедливо пишет о принесенных в Сибирь русскими строителями и воплощенных в в Спасо-Зашиверской церкви традициях, изучение которых имеет большое значение для познания истории русской деревянной архитектуры в целом, для опыта реставрации подобных же сохранившихся памятников и( наконец, для понимания особенностей русской архитектуры в сибирских условиях. Можно полагать, что исследование архитектурно-конструктивных и художественных приемов, на основе которых была создана Спасо-Зашиверская церковь, расширит наши представления о технике городского строительства Сибири в XVII - XVIII веках. Многочисленные фотографии, планы, а также изящные акварели самого Е. А. Ащепкова, помещенные в книге, создают полное представление о Спасо-Зашиверской церкви и окружавшей ее природе.

Книга о древнем Зашиверске - отлично оформленное издание с красочными заставками, акварелями, фотографиями, отдельными и сведенными в таблицы рисунками, планами и схемами. Оформление, заслуживающее самой высокой оценки, придает книге облик альбома, сразу же привлекающего читателя к ее яркому содержанию.

"Древний Зашиверск" - прекрасный опыт восстановления забытой страницы истории русской народной материальной культуры XVII в. и ее реконструкции.


2 В. А. Александров. Русское население Сибири XVII - начала XVIII в. (Енисейский край). М., 1964, стр. 76, 77.

 

Опубликовано на Порталусе 10 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама