Рейтинг
Порталус

У ИСТОКОВ НЕЗАВИСИМОСТИ УРУГВАЯ

Дата публикации: 25 января 2019
Автор(ы): А. Ф. КОРОВИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1548438765


А. Ф. КОРОВИН, (c)

"Это был человек необычайной воли и обаяния... Первым из освободителей он понял возможности борьбы народа и возглавил ее, связав воедино сражения за независимость с чаяниями тех, кого аристократы презрительно называли "плебеями", - гаучо, мулатов, минифундистов-креолов, ремесленников и городских низов. Он был одним из первых политических вождей народных масс Латинской Америки". Эти слова сказаны основателем Компартии Аргентины Викторио Кодовильей о Хосе Хервасио Артигасе (1764 - 1850 гг.), выдающемся борце за независимость Уругвая и Аргентины1 .

Что же представлял собой Восточный берег (так назывался Уругвай в колониальный период) в социально-экономическом и политическом отношении в то время, когда Артигас связал свою судьбу с его историей? В 1776 г. эта территория вошла в состав испанского вице-королевства Ла-Плата со столицей в Буэнос-Айресе. Среди других испанских владений в Южной Америке Восточный берег выделялся выгодным географическим положением, будучи удобным плацдармом влияния на соседние регионы, прежде всего на бассейн Ла-Платы и глубинные районы бассейна р. Параны. Здесь сталкивались колониальные интересы Испании, Португалии и Англии. Противоречия между интересами метрополии и местных торговых кругов, большой удельный вес чувствительных к испанскому гнету землевладельцев-креолов и метисов-скотоводов - гаучо, а также фермеров вели к распространению среди местного населения патриотических идеалов, образованию лагеря, выступавшего за независимость. Помимо того, Восточный берег испытывал экономическую экспансию доминировавшей в регионе торгово-помещичьей олигархии Буэнос-Айреса. На фоне социальных противоречий, отразившихся в постоянных выступлениях креольских низов, рабов, полурабов, других зависимых категорий населения, наметилась неоднородность позиций и лозунгов лиц, выступавших за независимость. Такова была обстановка в стране, когда Артигас стал во главе освободительного движения.

Родился он в креольской семье среднего достатка, принадлежал к тому поколению латиноамериканцев, политические взгляды которых сложились под воздей-


1 Codovilla V. Los procesos de nuestra independencia. Buenos Aires. 1974, p. 36; Общие данные об Артигасе см.: Пинтос Ф. Р. Хосе Артигас. М. 1964.

стр. 182


ствием войны за независимость в Северной Америке и Французской буржуазной революции конца XVIII века. Главным в формировании его политического сознания была обстановка, "наэлектризованная кризисом дряхлеющей колониальной Испании, развитием молодого латиноамериканского капитализма, восстаниями рабов, заговорами креолов, всеобщим желанием независимости"2 . В этой атмосфере сложился в Латинской Америке тип военных и представителей интеллигенции, преимущественно неаристократического происхождения, которые возглавили движение за освобождение от испанского колониального гнета. Политическим деятелям такого рода были присущи некоторые черты каудильизма (каудильо - глава государства, осуществляющий личную диктатуру). Это отражало специфику момента и традиции региона. Но в то же время лучшие из них, включая Артигаса, преодолевали негативные стороны каудильизма и являлись подлинными вождями освободительного движения. Оно превращалось постепенно в своеобразную буржуазную революцию, протекавшую в форме национально- освободительной борьбы.

Определяющим в деятельности Артигаса стало осознание общественной пользы, долга перед родиной. Этим объясняется и его активное участие в боях местного ополчения с вторгшимися в страну английскими интервентами. Артигас был одним из защитников Монтевидео и еще тогда установил связь с ведущими деятелями национально- освободительного движения. В 1809 - 1810 гг. он участвовал в тайных антииспанских обществах3 . Постепенно формируются те черты его характера, которые позволили ему позднее стать лидером пародиых масс. Даже один из его политических оппонентов, Б. Митре, говорил об Артигасе: "Спокойный и смелый в решениях, он всегда презирал опасность. Артигас по-настоящему был человеком железного характера. Если у него появлялась какая-либо идея, не было силы, способной воспрепятствовать ее реализации; сильная воля была следствием большой душевной силы, а тот, кто обладает такого рода способностью, может не сомневаться в успехе своей деятельности. Его своеобразный образ мышления и манеры, его особенная индивидуальность глубоко отразились на умонастроениях народа"4 .

Таков был Артигас, когда в феврале 1811 г. стал во главе освободительных сил Восточного берега, поднявшихся против испанского колониального ига. Уругвайские патриоты, проведя в марте того же года переговоры с Временной правительственной хунтой Ла-Платы, объединились с освободительными отрядами, возникшими на территории теперешней Аргентины. Артигас был назначен заместителем командующего Вспомогательной армией Севера. Его военный талант проявился во время похода на Монтевидеэ, где были сконцентрированы основные силы испанцев. Измотав их мелкими наступательными операциями и применяя тактику народной партизанской войны, Артигас 18 мая 1811 г. нанес поражение колонизаторам у селения Лас-Пьедрас. Победа была достигнута, несмотря на численный перевес испанцев, именно потому, что Артигас "вслед за колонистами Северной Америки отошел от традиционных методов ведения боя и применил рассыпной строй, дополнив его фланговыми ударами нерегулярной кавалерии"5 .

О патриотизме Артигаса свидетельствует его ответ на предложение испанского вице- короля Ла-Платы о переходе к нему на службу с получением высоких чинов и внушительной суммы денег: "Оскорбление, которое ваше высочество нанесли мне и тем чувствам, которые мной владеют,.. столь же недостойно вашего авторства, как и моего ответа. Я ни о чем другом не помышляю, как о благе родины по справедливой цели, к которой я иду"6 . Правдивость этих слов подтвердилась, когда Артигас вступил в конфликт с креольской олигархической верхушкой, захватившей власть в Ла-Плате и руководствовавшейся корыстными интересами. В результате сговора этой верхушки (стремившейся распространить свою власть на все провинции Ла-Платы и воспользоваться плодами освободительной борьбы) с осажденными в Монтевидео испанскими войсками патриоты Восточного берега вынуж-


2 Independencia y guerras de liberacion. Mexico. 1983, p. 106.

3 Rivadavia J. A. Nuestro libertador. - Cuadernos de historia, Montevideo, 1971, N 47, p. 26.

4 Traivel J. M. Breviario Artiguista. Montevideo. 1951, pp. 22 - 23.

5 America Latina: procesos de la primera independencia. La Habana. 1964, p. 93.

6 Хесуальдо С. Артигас. М. 1968, с. 46.

стр. 183


дены были снять осаду города. Артигас, подчиняясь дисциплине, выполнял это решение, но когда Триумвират, пришедший на смену Временной хунте Ла-Платы, согласился отдать испанцам Восточный берег, решительно выступил против.

Несмотря на большие потери, которые понесли сторонники Артигаса в предыдущих боях, они начали вновь собирать силы, противоборствуя не только испанцам, но и олигархической креольской верхушке. 10 октября 1811 г. на созванной Артигасом в Кинта-де-ла-Парагвайа Национальной ассамблее патриоты высказались против передачи испанцам Восточного берега. Артигас заявил, что борется не за права "далеких правителей", а за "народный суверенитет", "гарантии национального представительства и свободу"7 . Признавая невозможность продолжать регулярную войну, он предложил патриотическим силам отойти из страны на территорию Ла-Платы, мобильным же группам - вести партизанскую герилью. Национальная ассамблея уругвайцев провозгласила Артигаса "верховным руководителем Восточной провинции" (так стал называться Восточный берег).

12 октября 1811 г. патриотическая армия во главе с Артигасом двинулась к Ла-Плате. К патриотам присоединялись тысячи беженцев. Около 70 партизанских отрядов действовали в тылу испанских войск, осуществляя тактику "комариных укусов"8 . Эти события получили название "великого исхода уругвайского народа". Данное мероприятие было рассчитано на сохранение основных сил патриотов прн продолжении их сопротивления колониальной армии. По пути к Артигасу присоединялись все новые сторонники, порой с семьями, остававшимися в обозе. Арьергард сопровождала масса гаучо, прикрывая его. То было поистине народное войско. В ноябре 1811 г. у Артигаса было немногим более 3 тыс. человек; в январе 1812 г., когда его колонны вышли к Сальто-Чико, они насчитывали более 17 тысяч.

В Сальто-Чико возник "лагерь освободительной армии Восточной провинции", опорная база патриотических сил. Поддерживая строгую дисциплину, проводя учения и налаживая снабжение войск, Артигас из разрозненных отрядов ополченцев создавал регулярную армию. В лагере действовали суд, органы управления, почта; закладывались элементы будущего государственного устройства. Строгости военного времени помогали на практике соблюдать принципы политического равенства, поскольку гражданский долг был один для всех. Артигас сообщал: "Не только свободные люди и те, кто зарабатывает себе на жизнь поденным заработком или жалованьем, вступили в движение; лица, имеющие землю, а также богатые люди, обладающие известным достатком, который дает земля, также вдруг становились солдатами, забывая о своих интересах"9 . В то же время Артигас не раз говорил, что лучшим солдатом и наибольшим патриотом является тот, кто лично познал труд на родной земле 10 . Действительно, самыми стойкими бойцами Артигаса были индейцы, пеоны, арендаторы, гаучо и вольноотпущенники.

Лагерь в Сальто-Чико просуществовал около года. Укрепив армию и упрочив связи с патриотическими силами Ла-Платы и Парагвая, Артигас начал новый поход и вместе с войсками Х. Рондо вновь осадил Монтевидео. К январю 1814 г. армия Артигаса совместно с партизанскими отрядами очистила большую часть Восточной провинции от испанских войск. Это фактически означало реальное завоевание независимости11 . Патриоты стремились закрепить достигнутое. В Буэнос-Айресе собралась Конституционная ассамблея. Для избрания на нее делегатов и подготовки собственных требований Артигас призвал уругвайцев в апреле 1813 г. созвать ассамблею Восточной провинции. То был вызов олигархии Ла-Платы, уже видевшей земли провинции в составе своих владений. Ответом на ее планы прозвучала на местной ассамблее речь Артигаса, получившая позднее название "Призыв Артигаса": он предложил определить принципы политической системы, за которую велась борьба, назвав основными из них народовластие, суверенитет и равенство. Он поставил также на обсуждение вопрос о своих полномочиях, кото-


7 America Latina, pp. 97 - 98.

8 Historia Iberoamericana. Barcelona. 1984, p. 287.

9 Mesa Cuadra A. En la lucha por la independencia. - Estudios, 1964, N 31, p. 80.

10 Independencia y guerras de liberacion, pp. 199, 206.

11 Ibid., p. 206.

стр. 184


рые "исходят от народа", и предложил признать власть Конституционной ассамблеи12 .

Артигас разработал "Инструкции 13-го года": 20 статей конституционных принципов, созданных им на основе теории "общественного договора" Ж. -Ж. Руссо и идей Французской революции конца XVIII в., а также верности идеям независимости. Артигас предлагал, в частности, немедленное и безоговорочное провозглашение независимости в политической, экономической и военной областях; декларацию личных и общественных прав и гарантий; провозглашение политических свобод, свободы совести и вероисповедания, принципа защиты и гарантий народного суверенитета вплоть до всеобщего вооружения населения и создания национальной армии и милиции; осуществление республиканских принципов во всех государственных органах в центре и на местах, активное противодействие деспотизму13 . В этих программных установках обходились, однако, вопросы рабства и социальные проблемы.

Чтобы устоять против поглощения Восточной провинции Ла-Платой и против Испании, Артигас предложил включить Восточную провинцию в состав Ла-Платы на конфедеративных началах. Однако олигархия Буэнос-Айреса не допустила делегатов Восточной провинции на Конституционную ассамблею, и принципы Артигаса там оглашены не были. Но широкое их распространение в Восточной провинции и Ла-Плате имело громадное политическое и пропагандистское значение. На их основе Артигас со своими сторонниками разработал конституцию Восточной провинции. Первые ее статьи провозглашали свободы, права и обязанности граждан, созвучные принципам буржуазной революции конца XVIII в. во Франции. В конституции подчеркивалось, что люди рождаются свободными и равными; что народ имеет право менять правительство, если оно не обеспечивает гражданских свобод и не защищает его права; что народ является источником и носителем любой власти14 . Вспыхнул конфликт с буэнос-айресской олигархией. Она спешно закончила войну с португальскими правителями Бразилии, стянув войска к Восточной провинции, и начала военные действия против федералистов (сторонников конфедеративных принципов Артигаса).

Оценивая мировоззрение Артигаса, следует учитывать комплекс антагонизмов между различными социальными группами Ла-Платы и специфику развития Восточной провинции, особенно Монтевидео, а также более демократический, чем в Ла-Плате, состав национально-освободительного движения Восточной провинции, что объяснялось рядом объективных причин (меньшая концентрация земельной собственности, "подвижные" северная и северо-западная границы, больший удельный вес мелкой буржуазии). Программа Артигаса полнее отражала интересы Восточной провинции. Сражаясь против "централистов" (т. е. претендовавших на абсолютное преобладание в регионе представителей правившей в Буэнос-Айресе верхушки), федералисты после серии победоносных битв вступили 26 марта 1815 г. в Монтевидео, очистив всю провинцию от неприятеля. В апреле того же года Артигасу были присвоены Ассамблеей провинции звание генерал-лейтенанта и титул "защитника и отца свободы народов". Согласно свидетельствам очевидцев, по образу жизни и мышления Артигас и после того "оставался тем же, кем был раньше, - простым солдатом, гражданином и демократом"15 .

Добившись освобождения Восточной провинции, он стал бороться за создание Федеральной лиги свободных народов, пропагандируя автономию и добровольное объединение латиноамериканцев в оборонительный союз на принципе равенства. К 1816 г. эта лига включала в себя принявшие конституцию Артигаса провинции Ла-Платы: Корьентес, Кордоба и Энтрэ-Риос. А в Восточной провинции по инициативе Артигаса были проведены важные мероприятия. Укрепляется администрация. В 1816 - 1817 гг. происходит становление муниципальной системы. Политическая


12 Хесуальдо С. Ук. соч., с. 66. Подробнее о государственно-политических мероприятиях Артигаса см.: Blanco Acevedo P. El federalismo de Artigas y la independencia nacional. Montevideo. 1939.

13 Ramirez C. M. Artigas. Montevideo. 1953, p. 8.

14 Historia Iberoamericana, p. 221.

15 Independencia y guerras de liberacion, p. 203.

стр. 185


пиния правительства (до 18 января 1817 г. - даты эвакуации артигасцев из Монтевидео под напором португальской агрессии из Бразилии) основывалась на буржуазно- демократических принципах. Базой их осуществления стали кабильдо - органы городского самоуправления.

Главным в экономической области было для Артигаса принятие "Временного регламента Восточной провинции по развитию ее сельского хозяйства и обеспечению безопасности землевладельцев". Намечалось наделение землей безземельных и малоземельных сельских жителей, а также желающих того выходцев из городских низов за счет владений эмигрантов и латифундистов-контрреволюционеров. Предоставляемая земля не подлежала отчуждению; право на нее получали свободные негры, самбо (рожденные от брака индейцев и негров), индейцы, неимущие креолы и вдовы с детьми16 . Эта реформа, первая и наиболее радикальная из аграрных реформ в Латинской Америке XIX в., стала осуществляться немедленно, что привело к расширению социальной базы правительства Артигаса и к росту оппозиции ему со стороны крупных латифундистов.

Социально-экономические мероприятия Артигаса были прерваны вторжением португальских колонизаторов. Вспыхнувшая война шла с переменным успехом. Артигас вновь эффективно сочетал регулярные действия с партизанскими операциями, черпая силы в возросшей народной поддержке; интервентов же все активнее поддерживала недовольная прогрессивным курсом Артигаса помещичья верхушка. Не выдержав напора многократно превосходящих сил врага, часть патриотов отошла на территорию Ла-Платы, другая продолжала вести партизанские действия. Новая война за национальную независимость развернулась в 1825 г., и в результате Уругвай в 1828 г. добился самостоятельности. Артигас же был вынужден выехать в Парагвай, где позднее и скончался.

Артигас принадлежал к тому типу людей, имя которых поныне остается знаменем борьбы за свободу и справедливость17 . В одном из документов Компартии Уругвая отмечалось: "Неограниченная вера в возможности народа, искренний патриотизм в сочетании с неприятием любой формы угнетения и несправедливости, власти олигархического меньшинства, подлинный демократизм, разработка и применение тактики народной войны, включая партизанские действия, - все это определяло Артигаса как человека, политического и военного руководителя. Своим вкладом и личным примером в борьбе за независимость Артигас вместе с другими освободителями заложил основы теперешних битв уругвайцев, всех латиноамериканцев за окончательную и подлинную независимость"18 . Идеи Артигаса и сейчас сплачивают демократическое движение Уругвая в борьбе за лучшее будущее его народа.

А. Ф. Коровин


16 Historia Iberoamericana, p. 500. Специально об аграрной реформе Артигаса см.: Barran J. P., Nahum В. Rases economicas de la revolucion artiguista. Montevideo. 1964.

17 О совокупности идей, разделявшихся Артигасом, и материалов, относящихся к его жизни в целом, см.: Zorilla de San Martin J. La epopeya de Artigas. Vol. 1 - 5. Montevideo. 1930.

18 Por la democracia y la perspective popular. Montevideo. 1984, p. 2.

 

Опубликовано на Порталусе 25 января 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама