Главная → ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ → Развитие туризма в Сибири
Дата публикации: 29 января 2021
Автор(ы): Ю. Б. ПРОТОПОПОВА →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ →
Источник: (c) ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 5, Май 2007, C. 166-174 →
Номер публикации: №1611913548
Ю. Б. ПРОТОПОПОВА, (c)
В статье дан обзор возможностей и резервов таких отраслей экономики Западной Сибири, как въездной и внутренний туризм.
Туризм - одна из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В этой сфере в мире занято свыше 250 млн. человек, то есть каждый десятый из работающих. На долю туристической индустрии приходится 7% общего объема инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов и треть мировой торговли услугами.
стр. 166
По последним данным, объем туристического рынка России оценивается в 8 млрд. дол. в год, при этом прибыль от туристической отрасли составляет около 1 % ВВП. В странах с более развитой туристической индустрией этот показатель, как правило, на порядок выше. Очевидно, что и туристическая отрасль России может приносить совершенно другую прибыль.
В мире доходы от въездного туризма составляют не более 15%. Основной доход обеспечивают резиденты своей страны. И эта тенденция нарастает.
В России же, по данным Министерства экономического развития и торговли РФ (обзор за 2005 г.), отрасль туризма не может быть обеспечена платежеспособным спросом российского населения, то есть только внутренним туризмом.
Анализируя данные Госкомстата России о структуре платных услуг населению за 2002 - 2005 гг. (табл. 1), мы видим, что около 63% приходится на коммунальные, бытовые и транспортные услуги. И это вряд ли позволяет говорить о потенциале развития отрасли туризма в России за счет лишь внутреннего спроса.
Таблица 1
Структура платных услуг населению в 2002 - 2005 гг., % к итогу
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Все оказанные услуги |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
Бытовые |
18,1 |
16,7 |
15,7 |
14,5 |
Пассажирского транспорта |
24,5 |
25,9 |
25,8 |
25,3 |
Связи |
9,2 |
10,0 |
11,12 |
11,9 |
Жилищно-коммунальные |
21,3 |
22,1 |
20,4 |
20,2 |
Системы образования |
4,2 |
5,4 |
6,4 |
6,9 |
Культуры |
1,4 |
1,2 |
1,5 |
1,6 |
Туристско-экскурсионнные |
2,1 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
Физкультуры и спорта |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Медицинские |
3,5 |
3,8 |
4,5 |
4,5 |
Санаторно-оздоровительные |
2,4 |
2,7 |
2,8 |
3,1 |
Правового характера |
8,9 |
8,0 |
6,1 |
5,2 |
Другие |
3,4 |
4,1 |
4,5 |
4,8 |
стр. 167
Большинство россиян, имеющих средства на отдых, предпочитают проводить его за рубежом. Каждый год объемы выездного туризма в России вырастают примерно на 30 - 50%. Спрос на заграничные поездки сложился в середине 1990-х годов. В последние годы наиболее популярные среди россиян направления - ОАЭ, Турция, Египет, Таиланд, Испания, Чехия.
О положении дел в сфере выездного туризма можно судить по данным туристического рынка Сибирского федерального округа (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг туристических компаний Сибирского федерального округа в 2005 - 2006 гг.
Компания |
Город |
Год основания компании |
Количество туристов |
Прирост, % |
|
2006 |
2005 |
||||
"Сибирь" |
Новосибирск |
1994 |
8222 |
5777 |
42,3 |
"Скатт" |
Новосибирск |
1994 |
6619 |
5610 |
18,0 |
"Бурятинтур" |
Улан-Удэ |
1992 |
4988 |
3765 |
32,5 |
"Дюла-тур" |
Красноярск |
1993 |
4417 |
3700 |
19,4 |
"Томсктурист" |
Томск |
1965 |
3950 |
3634 |
8,7 |
"Россина" |
Иркутск |
1994 |
3710 |
2800 |
32,5 |
"Серп и К" |
Новосибирск |
1992 |
2257 |
1850 |
22,0 |
"САМЕЙ" |
Красноярск |
1995 |
1833 |
1321 |
38,9 |
"Евразия-Тур" |
Новосибирск |
1996 |
1650 |
957 |
72,5 |
"КАССИ-туризм" |
Новосибирск |
1995 |
908 |
753 |
20,6 |
"Иркутск-турист" |
Иркутск |
1963 |
254,3 |
222 |
32,3 |
"Графт-тур" |
Томск |
2002 |
282 |
200 |
41,2 |
"Мистер-тур" |
Новосибирск |
2002 |
234 |
150 |
56,3 |
"СТА-Новосибирск" |
Новосибирск |
1993 |
162 |
110 |
47,9 |
-----
* Источник: www.expert-sibir.ru
Основные факторы роста объема продаж выездного туризма таковы:
увеличение доходов среднего класса;
повышение качества обслуживания туристов;
разнообразие предложений.
стр. 168
Однако существует ряд причин, сдерживающих потоки выездного туризма. К ним можно отнести разнообразные угрозы - распространения птичьего гриппа и цунами (страны юго-восточного направления), возможность терактов (Египет), неспокойная политическая ситуация (Филиппины, Франция), а также природные аномалии (отсутствие снега на горнолыжных курортах Европы, холодная погода в странах с теплым климатом).
Очевидно, что выездной туризм не отвечает интересам региона, так как денежные средства, в том числе и валютные, вывозятся за его пределы. Для Сибири, богатой рекреационными ресурсами, это ненормальное явление. Здесь туризм, наоборот, должен выступать в качестве катализатора развития региональной экономики, пути привлечения в регион финансовых средств, инвестиций. Но для этого необходим такой уровень развития туризма, чтобы эта сфера стала конкурентоспособной в условиях глобализированной экономики.
По концентрации туристических фирм Новосибирск входит в семерку городов, на долю которых приходится большая часть туристического бизнеса страны, - в городе более 240 туристических фирм. Выездным туризмом занимаются почти все туристические фирмы, внутренним - около 80% и примерно 25% - въездным. Более 140 предприятий имеют лицензии на осуществление международной туристической деятельности, но многие из них выступают в качестве турагентов, то есть перепродают уже готовый продукт. При этом фирмы Новосибирска обслуживают не только жителей города и области, но и соседних регионов. В течение года за границу выезжают 17 - 20 тыс. новосибирцев.
Въездной туризм в Новосибирске в настоящее время представлен очень скромным сектором туристических услуг - менее 3% от общего их объема. В последнее время в город ежегодно приезжают с различными целями в среднем 10 - 12 тыс. иностранных граждан (в том числе 2 тыс. - из дальнего зарубежья), из них собственно туристов - около тысячи. Самая значительная часть бизнес-туров приходится на долю индивидуальных деловых поездок иностранцев.
стр. 169
Структура въездного туризма Новосибирска такова:
* образовательный бизнес - 12,6%;
* выставочный бизнес - 10,8%;
* конгресс-туризм - 3,3%,
* интенсивный туризм - 2,4%;
* деловые поездки - 70,9%.
По мнению экспертов, уже к 2008 г. численность иностранных гостей в Новосибирске увеличится в два раза и далее будет расти1.
Для роста въездного туризма в Новосибирской области необходимо развивать туристическую инфраструктуру, включая гостиничный фонд или иные средства размещения, специализированный транспорт, объекты общественного питания, бизнес-центры, центры досуга и развлечений, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, сферу услуг гидов-переводчиков. В настоящее время низкий уровень инфраструктуры - один из основных факторов, сдерживающих быстрое развитие въездного туризма в Новосибирске.
В последнее время турфирмы Новосибирска ощутили спад спроса на туристические поездки еще в начале летнего туристического сезона, позже многие чартерные программы выполнялись с неполной загрузкой, а некоторые вообще не состоялись. По данным опроса, проведенного в ноябре 2005 г. редакцией "Сибирской туристической газеты", выяснилось: несмотря на снижение объемов поездок, сокращения персонала прошли только в пятой части новосибирских турфирм. Из всех участников опроса 74% туристических фирм отметили некоторое снижение спроса на международные туристические путешествия, 26% заявили, что их объемы остались на том же уровне2.
На фоне некоторого снижения интереса туристов к зарубежным турам 35% новосибирских турфирм стали уделять особое внимание реализации туров по маршрутам внутри России (внутренний туризм), а 43% фирм считают
1 www.tourism.nso.ru
2 www.intercom.sinor.ru
стр. 170
российский туризм одним из основных направлений своей деятельности. При этом 52% туристических предприятий назвали в числе своих ведущих направлений зимнего сезона 2005 - 2006 гг. только зарубежные страны, 35% опрошенных турфирм в равной степени отдали предпочтение в своей деятельности как внутреннему, так и выездному туризму. И лишь 13% из опрошенных фирм делают ставку в зимнем сезоне только на туры по России.
Существует определенная категория туристов, которые раньше ездили на зарубежные курорты, причем в отели высокой категории, теперь предпочитают отдых на Алтае, в Горной Шории, в Новосибирской области, но покупают самые комфортабельные варианты размещения. По данным Министерства туризма Республики Алтай, за три года туристический поток увеличился почти на 40%.
Быстрые темпы рекреационного освоения территории Республики Алтай в последние годы привели к значительным изменениям в географии предпочтений туристов на уровне всего Сибирского федерального округа, потоков отдыхающих и туристической инфраструктуры. Число туристических предприятий в республике с 1999 по 2003 гг. увеличилось с 36 до 116, а их емкость, соответственно, с 2361 места до 51843. Так же активно в последнее время растет популярность так называемого "деревенского туризма", по приему и обслуживанию туристов в сельской местности местным населением. В 2001 г. количество сельских микрогостиниц ("зеленый дом") на территории Алтайского края и Республики Алтай составило 236, на начало 2007 г. их количество уже превышает 1000.
На территории алтайской территориально-рекреационной зоны наряду с комфортабельными круглогодичными тур-объектами представлено большое количество летних туристских стоянок, турбаз. Они оказывают туристам услуги размещения, питания и дополнительные услуги. По статистическим данным, только 20% приезжающих обслужива-
3 Схема развития и размещения объектов туризма в Республике Алтай до 2020 года: Отчет о научно-исследовательской работе. Под рук. Минаева А. И.. ГАГУ. Горно-Алтайск, 2005 г.
стр. 171
ются туристскими учреждениями. Более 400 тыс. туристов организуют свой отдых самостоятельно (дикий туризм). Это обусловлено как недостаточной емкостью рекреационных учреждений Алтая, так и высокими ценами обслуживания.
Автомобилизация населения привела к быстрому увеличению потока автотуристов. Наблюдения за потоком автомобилей в районе Айского моста, проведенные в 2006 г., позволили не только определить его мощность, но и географию отдыхающих. В выходные дни суточная интенсивность движения достигает 4500 - 6000 автомобилей (без грузовых и автобусов местных пассажирских линий). География потока выглядит следующим образом: Алтайский край - 74,4%; Новосибирская область - 18,6%; Кемеровская область - 2,9%; Томская область - 1,4; Омская область - 0,8%; Москва и Московская область - 0,2%; другие регионы - 1,74.
Однако, несмотря на возрастающий спрос на внутренний и въездной туризм, на туристическом рынке Новосибирска и Алтайского края в настоящее время преобладает выездной туризм. На это есть несколько причин: низкий уровень развития инфраструктуры и обслуживания; высокая стоимость предлагаемых услуг, не соответствующая предлагаемому сервису; низкий уровень общехозяйственной и рекреационной освоенности территории по производству промышленной продукции на душу населения, уровню жизни (Республика Алтай, например, занимает одно из последних мест в России).
Такое положение обусловили:
* преобладание в течение длительного времени экстенсивного пути развития (увеличение емкости учреждений без существенного изменения комфортности и качества обслуживания);
* незначительный потенциал рекреационных потребностей населения ввиду его низких доходов;
* сезонность работы предприятий туристической сферы.
Таким образом, для повышения эффективности территориально-рекреационной зоны Сибири, прежде всего за счет
4 Схема развития и размещения объектов туризма в Республике Алтай до 2020 года: Отчет о научно-исследовательской работе. Под рук. Минаева А. И.. ГАГУ. Горно-Алтайск, 2005 г.
стр. 172
существенного роста въездного и внутреннего туризма, и превращения туристической деятельности в доходную отрасль экономики региона, увеличения налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты и инвестиций, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования природного и историко-культурного наследия необходимы следующие меры.
1. Развивать туристскую инфраструктуру до уровня, соответствующего современному туристическому сервису.
2. Разработать и реализовать маркетинговую программу продвижения внутреннего турпродукта к потребителю.
3. Разработать и реализовать программу транзитного туризма по предоставлению иностранным туристам активных приключенческих, экологических, охотничьих, заготовительных и тому подобных туров на основе договоров с соседними регионами (в рамках Сибирского федерального округа).
4. Организовать подготовку специалистов по въездному туризму с высшим и средним специальным образованием для работы в индустрии туризма.
5. Развивать активную рекламную деятельность.
При достаточных объёмах финансирования и дальнейшем совершенствовании туристической индустрии Новосибирской области и Алтайского края данная территориально-рекреационная зона Сибири может оказаться достаточно интересной для туристов и стать крупнейшим туристическим центром Сибири и Дальнего Востока.
Согласно Федеральному закону "О внесении изменений в федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ"" (принят Госдумой 19 мая 2006 г. и одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 г.) резидентом туристической особой экономической зоны признается индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципальных образований, в границах которых расположена особая экономическая зона (ОЭЗ). Резидент должен пройти конкурсный отбор и заключить с органами управле-
стр. 173
ния ОЭЗ соглашение о ведении туристическо-рекреационной деятельности. Одобрено создание туристических ОЭЗ на территориях Зеленоградского района Калининградской области, Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, Краснодарского края и муниципальных образований "Майминский район" и "Чемальский район" Республики Алтай.
Общий порядок создания и механизм функционирования туристско-рекреационных ОЭЗ - такой же, как у производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, однако зоны могут создаваться на территории нескольких муниципальных образований. Кроме того, на территории таких зон разрешается разработка полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных. Виды деятельности, которые запрещены на территории туристско-рекреационных ОЭЗ, определяются правительством РФ.
Стоит отметить, что туристские ОЭЗ - не новое явление в мировой практике. В 120 странах насчитывается свыше 3 тыс. различных ОЭЗ с годовым оборотом 600 млрд. дол. Для России в настоящее время создание именно туристской ОЭЗ стало делом государственной важности, так как страна быстро теряет туристическую привлекательность: в 2005 - 2007 гг. наблюдался существенный отток гостей, и почти втрое замедлились темпы роста турбизнеса на территории страны.
Потенциально прибыльная индустрия туризма пока не может избавиться от многочисленных проблем, связанных, например, с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц всех видов "звездности", а также всех основных видов современной инфраструктуры, необходимой для привлечения интуристов и разворота турпотока сограждан с выездного туризма на внутренний.
Туристические особые экономические зоны помогут создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат в регионах Сибири, перевести туристическую и санаторно-курортную индустрию на инновационный путь развития и повысить конкурентоспособность региона для внутреннего и въездного туризма.
Ю. Б. ПРОТОПОПОВА, Новосибирский государственный университет экономики и управления.
Опубликовано на Порталусе 29 января 2021 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Развитие туризма в Сибири →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK