Рейтинг
Порталус


Э. Л. НИТОБУРГ. РУССКИЕ В США: ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ. 1870 - 1970

Дата публикации: 17 февраля 2021
Автор(ы): Р. Е. КАНТОР
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1613559899


Р. Е. КАНТОР, (c)

М. Наука. 2005. 421 с.

Этноисторический очерк историка и этнографа, доктора исторических наук Э. Л. Нитобурга (Институт этнологии и антропологии РАН) посвящен русской диаспоре в США, крупнейшей в странах дальнего зарубежья и внесшей весьма существенный вклад в экономику, науку, культуру этой страны. Особое внимание автор уделил автором ассимилизационным механизмам и этапам, пережитым иммигрантами.

Автор исследует три "волны" русской эмиграции (с конца XIX в. до 1915 г., с 1918 до начала 1940-х гг., с 1947 до конца 1950-х гг.), каждая из которых отличалась социальным и профессиональным составом, мотивами исхода из России, политическими убеждениями эмигрантов, степенью активности и особенностями адаптации и социальной интеграции с американским обществом.

В книге прослеживается, как сложилась русская община/диаспора в США. Каждая из трех частей, посвященных трем "исходам" (из Российской империи, советской России и СССР), заканчивается главой, посвященной защитным этническим и другим общественным институтам, присущим каждой иммиграционной волне. В последней - "Интеграция или ассимиляция?" рассматриваются Русская православная церковь в США, русскоязычная пресса в США, русские общины в американском городе, религиозные сектанты и староверы, вклад русской эмиграции в науку. Нитобург четко формулирует свой вывод: "История американской нации свидетельствует, что доминирующей тенденцией в происходивших там в XIX и XX вв. этнических процессах была ассимиляция... Русские в США... отнюдь не являются каким-то исключением, поэтому ... их потомков там в долгосрочной перспективе ожидает та же судьба, что и потомков европейских иммигрантов - полная этническая ассимиляция" (с. 382). Длительный, многоступенчатый социальный и культурный процесс ассимиляции подвергнут конкретно-историческому разбору и теоретическому анализу. Темпы этого процесса, как показано в книге, зависели от многих факторов. Представители "первой волны" русских иммигрантов были намерены либо, подзаработав денег, вернуться на родину, либо остаться в Америке и начать новую жизнь. Отношение к ним американцев было в общем недружелюбным, что они не скрывали. Иммигранты "второй волны" покидали Россию "вопреки своему желанию, хотя и в надежде на возвра-

стр. 170


щение после скорого падения большевистского режима" (с. 336). К ним отношение было дружелюбное. Представители "третьей волны" воспринимались не однозначно. Все это отражалось на темпах, характере, специфике адаптации и интеграции.

Нитобург подробно описывает, каков был вклад каждой "волны" в жизнь и культуру Америки. Иммигранты "первой волны" - русские и малороссийские крестьяне, в том числе сектанты, привезли свой опыт землеробов и семена многих культур. Среди них помимо политэмигрантов было немало горожан, в том числе инженеров, профессионалов с высшим образованием и даже научных работников. В книге упоминаются инженер-электрик Ладыгин, работавший у Т. Д. Эдисона, бизнесмен и сенатор Калифорнии П. А. Дементьев, агроном М. Н. Волков, энтомолог А. И. Петрункевич.

Уникальным был вклад иммигрантов второй "волны", которому автор уделяет особое внимание. Тысячи русских инженеров, врачей, работников искусства, сотни профессоров и ученых нашли в США широкое поле для применение своих знаний, способностей и талантов (с. 32). Весьма существенную роль сыграли фермеры, строители, докеры, шахтеры, металлурги. Да и среди иммигрантов "третьей волны" было немало профессионалов, специалистов, людей образованных, искусных и ярких. В историю США прочно вошли такие видные творческие личности, как И. И. Сикорский, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, М. А. Чехов, Г. А. Ботезат, А. Н. Северский, химик В. Н. Ипатьев, "отец телевидения" В. К. Зворыкин, виднейшие физики, астрономы, математики, биологи.

Отмечен автором весьма достойный вклад представителей общественных наук. Гарвардский профессор М. М. Карпович был учителем Р. Пайпса, Дж. Фишера, Р. Даниэлса, Х. Роджерса, Р. Браудера. Там же работали Г. В. Флоровский, византинолог А. А. Васильев, Г. В. Вернадский. В Иейле заведовал кафедрой М. И. Ростовцев. П. А. Сорокин создал кафедру социологии в Гарварде; его учениками были будущий президент Дж. Ф. Кеннеди, госсекретарь Дин Раек, У. Ростоу, А. Шлезингер. Титулом "Эйнштейн лингвистики" увенчан Р. Якобсон, нобелевской премией отмечен экономист В. В. Леонтьев. Весьма авторитетна была группа религиозно-философских мыслителей (историков, математиков, богословов) - Н. С. Арсеньев, С. Н. Булгаков, Б. Вышеславцев, К. И. Зайцев, В. Н. Ильин, Н. О. Лосский, Г. П. Федотов, А. Шмеман. Русская музыка, балет, литература, театральное искусство плотно вошли в американскую культурную жизнь, а фактически и в мировую культуру.

Нитобург рассматривает свою монографию "как первую попытку, своего рода начальный этап подобного рода комплексных исследований" (с. 8). Он констатирует слабую разработанность затронутых им проблем в мировой литературе, а также присущие ей противоречия и неточности. В этой связи он считает необходимым высказать свое мнение в отношении самого понятия "русский", которому давались различные трактовки (даже во всесоюзной переписи населения 1970 г.). Он исходит из того, что "Россия всегда была полиэтническим государством" (с. 9). Весьма уместна приведенная им цитата из работы профессора Йейльского университета историка Н. И. Ульянова - репрессированного в 1936 г. в СССР, оказавшегося в 1943 г. в Германии, а в 1955 г. в США. "Русский народ почти неуловим при статистическом методе изучения... Каждая национальность старательно выискивает "своих" среди знаменитых русских и зачисляет в свой национальный депозит" (с. 9). "Этничность, подчеркивает Нитобург, не является прирожденным свойством человека, биологической отметкой, с которой он рождается и живет до самой смерти... Национальность образуется в процессе социализации личности, зависит от того, в какой культурной среде человек вырос и определяется самим человеком по тому с кем он себя отождествляет... по индивидуальному самосознанию опрашиваемого" (с. 11 - 12).

Тем самым национальность выступает как этническая равнодействующая "в ряде частных признаков (язык, территория обитания, особенности культуры, быта и др.), определяющих национальную принадлежность человека" (с. 12). Важнейший среди этих признаков - "материнский язык", язык начального этапа жизни. Чаще и прежде всего люди фиксируют себя по языку, затем идут традиции, обычаи, потом - черты характера и общность исторической судьбы и, наконец, местожительство и внешность. В наибольшей степени самоосознавалась этническая идентификация у интеллигенции. Автор проводит многочисленные факты, позволяющие считать русскими всех тех носителей русского языка и русских культурных традиций, которые как на родине, так и вне ее - сами считали себя таковыми.

Монография Нитобурга открывает серию исследований, позволяющих осветить комплексно, в сравнительно-историческом плане, как многообразные интеграционные и ассимилиционные процессы в США (в их совокупности), так и формирование самой американской нации, ее специфики.

 

Опубликовано на Порталусе 17 февраля 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама