Рейтинг
Порталус


Т. MKANDAWIRE, CH. SOLUDO. OUR CONTINENT, OUR FUTURE. AFRICAN PERSPECTIVES ON STRUCTURAL ADJUSTMENT

Дата публикации: 09 февраля 2022
Автор(ы): И. Г. РЫБАЛКИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1644409164


И. Г. РЫБАЛКИНА, (c)

International Development Research Centre. Ottawa, Cairo, Dakar, Johannesburg, Montevideo, Nairobi, New Delhi, Singapore. Aafrica World Press, 1999, XIV, 177 p. *

(c) 2001

По проблемам влияния структурных преобразований на социально- экономическую и политическую ситуацию в странах Африки создано немало работ 1 . Программы структурной адаптации, разработанные экономистами МВФ и МБРР, предусматривали проведение широкомасштабных реформ как в хозяйственной сфере (финансовой, денежной, налоговой, инвестиционной, таможенной и т.д.), так и в административной, правовой и других областях. Эти программы содержали, как правило, стандартный набор требований: ограничение вмешательства государства в экономику, свертывание осуществляемых им планов, приватизация предприятий государственного сектора, поощрение частной инициативы; создание оптимально благоприятных условий для функционирования иностранного капитала; преодоление дефицита государственного бюджета, прежде всего путем снижения расходов на социальные нужды и ликвидацию субсидий на товары массового спроса; либерализация внешней торговли, девальвация внутренних сбережений. Основные цели программ заключались в устранении дисбаланса во внешних и внутренних финансовых расчетах, повышении эффективности внутреннего механизма хозяйствования африканских стран путем более широкого использования экономических стимулов для обеспечения интеграции их в мировое хозяйство.


* Т. Мкандавире, Ч. Солюдо. Наш континент, наше будущее. Перспективы структурной перестройки в Африке. Международный центр изучения развития. Оттава, Каир, Дакар, Йоханнесбург, Монтевидео, Найроби, Нью-Дели, Сингапур, "Мир Африки", 1999, XIV, 177 с.

стр. 210


Неолиберальные круги в западные странах настойчиво пропагандируют идею общепланетарного рынка и настаивают на быстрейшем включении в него африканских стран. Процесс глобализации мирового хозяйства используется промышленно развитыми государствами для более полного подчинения своим экономическим и политическим интересам отставших в экономическом развитии государств. Выдвигая концепцию устойчивого (sustainable) развития этих стран, используя их постоянную потребность в источниках финансирования, Запад создал механизм, направленный на более полное втягивание экономически отставших государств в мировое хозяйство, превращающий их в неравноправных партнеров развитых стран. Им навязываются малоприемлемые в их специфических социально-экономических и культурных условиях модели и рецепты рыночного хозяйствования, цивилизационные принципы и ценности, свойственные западным странам. Главным средством осуществления этой политики в последние полтора десятилетия выступают программы структурной адаптации (перестройки), осуществляемые по рекомендации МВФ. Выполнение всех пунктов этих программ странами-получателями рассматривается как условие для предоставления им в дальнейшем финансовой помощи на более широкой основе - от Всемирного банка и других международных финансовых институтов, а также от сообщества стран-доноров.

Важное значение для осмысления проблем развития государств Африки имеют исследования африканских ученых, поскольку все яснее проявляется низкая эффективность, а порой и бесперспективность западных моделей и рецептов оздоровления социально-экономической ситуации на континенте. Африканских исследователей, как и всю африканскую интеллигенцию, постоянно волновал вопрос о выборе пути развития, об ослаблении экономической зависимости от внешних факторов, об интенсификации экономического сотрудничества между государствами континента, о всемерной мобилизации внутренних ресурсов для целей развития в каждой стране.

В рецензируемой монографии предпринимается попытка не только осмыслить пройденное, но и наметить и обосновать пути развития, соответствующие реалиям африканского континента. Авторы монографии - африканские ученые Т. Мкандавире и Ч. Солюдо, сотрудничающие с канадским Международным центром исследований проблем развивающегося мира, который субсидирует проведение исследований проблем экономического и социального развития освободившихся стран. Книга посвящена как влиянию политики структурной перестройки на общества Африки, так и возможностям и перспективам структурных преобразований в странах континента.

Монография состоит из четырех глав, введения и заключения. В первой главе рассматривается предыстория проблемы и характеризуются первоначальные условия развития африканских государств с момента обретения ими независимости. Авторы неоднократно упоминают о значении азиатского опыта для стран Африки, подчеркивая, что в настоящее время сравнения с условиями, существующими в странах Азии, более правомерны, чем 30 лет назад, поскольку в данный момент Африка является более подготовленной к восприятию азиатского опыта развития. Приводятся также отдельные сравнения и с опытом развития латиноамериканских государств.

Оценивая стартовые условия развития народов континента, авторы приходят к справедливому выводу, что к середине 70-х годов наблюдался определенный прогресс в экономическом и социальном развитии. Появились отдельные ростки промышленности, увеличился охват детей школьным обучением, были проложены новые дороги, совершенствовалась система социальных служб. Однако национальная экономика оставалась чрезвычайно слабо развитой и зависела от любых изменений конъюнктуры мирового рынка. Иными словами, условия для быстрой структурной перестройки отсутствовали.

Вторая глава посвящена изложению содержания социально- экономического кризиса в Африке и рекомендациям экспертов различных международных финансово-экономических организаций по вопросу выхода из кризисного состояния. Авторы подчеркивают, что "в настоящее время в Африке больше зарубежных советников, чем в конце колониального периода" (с. 35), и что ни в одной части света нет большего числа "иностранных помощников", чем на африканском континенте. А ведь ни МВФ, ни МБРР не могут констатировать, что страны, применявшие их рекомендации (в середине 90-х годов Банк курировал ход реформ в 29 государствах континента), продемонстрировали ускоренное развитие. Тем не менее западные эксперты продолжают разрабатывать стратегии для развивающихся государств.

В третьей главе рассматриваются отдельные результаты африканского опыта структурной перестройки. Авторы убедительно доказывают, что даже применительно к Гане, которая

стр. 211


считается позитивным образцом структурной перестройки, невозможно с полной уверенностью утверждать, что на развитие этой страны экономическая либерализация повлияла благоприятно. Можно согласиться с авторами в том, что залогом успешной приватизации являются сильная государственная власть и эффективное государственное регулирование народного хозяйства. Во всех странах, осуществляющих политику структурной перестройки, в частности в Гане, уровень бедности повысился. В результате международные финансовые организации с середины 90-х годов стали планировать капиталовложения в социальную сферу и разрабатывать социальные программы для предотвращения дальнейшего роста общественного недовольства. Опасаясь срыва реализации программ структурной перестройки, руководство МБРР приступило к финансированию ряда социальных проектов, которые оно рассматривало в качестве превентивной меры для предотвращения возможных политических и социальных беспорядков. Эти меры призваны были обеспечить политическую и общественную поддержку программам, в которой они остро нуждались.

Четвертая глава посвящена общим оценкам трансформации различных отраслей народного хозяйства в процессе структурной перестройки. В реальности развитие оказалось чрезвычайно замедленным: "Показатели роста ниже прироста населения... С такими показателями разрыв между Африкой и другими странами впоследствии будет увеличиваться" (с. 87).

По мнению авторов, над всеми стратегиями социально-экономических преобразований как дамоклов меч по-прежнему нависает отсталость африканского сельского хозяйства. Существует большая зависимость реформ от того, насколько результативно будет преобразовываться аграрный сектор. Но этому препятствуют недостаток финансовых средств, неумение вести хозяйство и наладить производство, ограниченность информации о рынках, продукции, технологиях и т.д. В заключение авторы приходят к выводам, что экономическое развитие африканских государств должно осуществляться лишь в русле и рамках общего процесса демократизации, прежде всего в национальных интересах, а также при учете важной роли социальных факторов.

В целом авторские оценки пути, пройденного Африкой за годы независимости, представляются обоснованными. В работе много концептуально верных обобщений, наблюдений, равно как и аргументированных выводов. Однако, несмотря на высокую оценку в монографии роли социального компонента в процессе развития, несмотря на констатацию глубокого общественного кризиса и признание острой необходимости его урегулирования с целью избежания социального взрыва и стабилизации политической ситуации, в работе отсутствуют какие-либо конкретные рекомендации и предложения. Хотя, вероятно, можно было бы предложить выделение и/или увеличение бюджетных ассигнований на нужды здравоохранения 2 , образования, борьбу с безработицей, предоставление пенсионных и детских пособий, развитие сети охраны материнства и детства, гарантирование равных прав женщинам и многое другое.

Дело в том, что в странах, следующих предписаниям МВФ, наблюдаются кризисные процессы в социальной сфере, и чем жестче эти предписания, тем больше обостряются социальные проблемы. Усиливается коррупция на всех уровнях не только в государственном, но и в частном секторе, растет преступность, расширяется деятельность наркомафии. И все это на фоне обнищания большей части населения, увеличивающегося разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения. Растущая безработица приводит к тому, что часть трудящихся, уволенных с приватизированных предприятий, чтобы выжить, вынуждена возвращаться в традиционный сектор, в котором положение не улучшается, а, напротив, ухудшается.

Многие предприниматели, как местные, так и зарубежные, стараются извлечь выгоду из неразберихи в экономике, уклоняясь от уплаты таможенных пошлин и от налогов. Экономисты-аналитики утверждают, что быстрыми темпами идет развитие теневой экономики. Незаконно заключаются сделки, скрываются доходы, процветает контрабандная торговля.

События в Африке 90-х годов показали, к каким негативным последствиям приводят разрушение минимальной основы единства общества, доведение людей до отчаяния. Достигнув критической точки, они могут породить настоящий бунт. Уже в начале 90-х годов социальная напряженность, вызываемая прежде всего затянувшимся экономическим кризисом, заметно усилилась во многих странах Тропической Африки. Протесты в форме массовых забастовок трудящихся, месяцами не получавших зарплату, учащихся, студентов нередко приобретали политическую окраску. Катализаторами этих настроений чаще всего были программы структурной перестройки, предлагавшиеся МВФ, поскольку их осуществление приводило к дестабилизации положения в социальной сфере.

стр. 212


В монографии полностью отсутствует и экологическая проблематика. Африку многие считают одним из немногих относительно благополучных в экологическом отношении регионов земного шара. Но такое мнение ошибочно. Для континента характерны как обезлесение и опустынивание, так и связанное с антропогенным воздействием на биосферу загрязнение прибрежных морских вод, озер, рек, водоемов отходами промышленного производства, пестицидами и гербицидами. Получает распространение захоронение токсичных отходов химических, ядерных и иных вредных производств, доставляемых из высокоразвитых государств, и пр.

В монографии предпринимается попытка обобщения и анализа африканского опыта развития, намечены некоторые пути преодоления социально-экономических катаклизмов. Но предлагаемые средства выхода из кризиса довольно традиционны и не обладают избирательной направленностью. Тут и углубление внимания к индустриализации, дальнейшее стимулирование и активизация торговли, более интенсивная модернизация технологий и увеличение объемов инвестирования, проведение назревших аграрных реформ и дальнейшая всемерная мобилизация внутренних ресурсов каждой страны, увеличение капиталовложений в экономику и привлечение зарубежной помощи, сокращение или отмена долговых обязательств и региональная интеграция и взаимопомощь, совершенствование налоговой политики и т.д.

При анализе проблемы структурной перестройки африканской экономики необходимо учитывать многообразие условий в странах континента, особенности их развития. Однако невозможность рассмотрения всех частных случаев трансформации африканских обществ и потребность в получении общей картины, на основе которой только и возможно представить перспективы развития континента, все-таки заставляют прибегать к обобщениям. К этому подталкивает и общность исторических судеб африканских государств, и схожесть опыта их независимого развития. Ведь почти каждая африканская страна отдала дань экономическим экспериментам, осуществлявшимся по большей части на основе схем, предлагавшихся зарубежными специалистами. И этот опыт приводил африканцев к убеждению, что, лишь учитывая в первую очередь специфику местных условий, можно использовать западные концепции оздоровления экономической и финансовой сферы без серьезных побочных последствий и большого ущерба для развития народов континента.

Авторы не смогли пока предложить ни новых конкретных и обоснованных путей выхода из кризиса, ни четкой концепции развития африканских стран. Хотя, возможно, сейчас преждевременно требовать от африканских ученых конкретной и оптимальной программы реформ: эксперты всего мира на протяжении последних десятилетий не смогли найти адекватные ответы на те многочисленные вопросы, которые ставит африканская действительность.

Несмотря на то, что содержащийся в монографии анализ оставляет впечатление описательности и некоторой поверхностности в подходе к чрезвычайно острой, серьезной и сложной теме, ее появление следует рассматривать как важный шаг в обобщении регионально- континентального опыта эволюции, а также осмысления стоящих перед Африкой проблем. Для решения актуальных вопросов включения наименее развитых стран в мировое хозяйство потребуется складывание такого альянса сил, которые были бы готовы вместе с африканскими странами искать более приемлемые пути преодоления их нынешнего маргинального положения. То обстоятельство, что сами африканские ученые постоянно предпринимают активные попытки анализа социально-экономического развития своих стран и нахождение средств выхода их из кризисного состояния, является знаменательным явлением, вселяющим надежду на будущее поступательное развитие континента.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. например: И.Б. Маценко. Занятость и структурные преобразования в Африке. М., 1993; Африка южнее Сахары: реформы и развитие. М., 1994; Н.И. Высоцкая. Тропическая Африка: новая экономическая стратегия и ее последствия. М., 1998; Г.Е. Рощин, Л.П. Калинина, А.П. Позднякова. Некоторые аспекты экономической либерализации в Африке. М., 1999; Социальный кризис в Африке. Есть ли выход? М., 1999; I.A . Elbadawi, D. Ghura, G. Uwuajaren. Why Structural Adjustment has hot succeeded in Africa. Word Bank, Washington, 1992; Limits of Adjustment in Africa. L., 1996; J.D. Sacks, М. Warner. Sources of Slow Growth in African Economics. Harward Institute For International Development. Cambridge, 1996; и др.

2 В отдельных странах Африки, в частности ЦАР, в бюджете вообще отсутствует статья расходов на здравоохранение, т.е. при опоре правительства лишь на внешнее финансирование оно находится почти полностью в руках частнопрактикующих врачей и доступно лишь узкому социальному кругу.

Опубликовано на Порталусе 09 февраля 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама