Рейтинг
Порталус


ПУТЕШЕСТВИЯ, ВСТРЕЧИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ. КИТАЙ. НОЧНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО МАКАО

Дата публикации: 17 октября 2022
Автор(ы): М. КАРПОВ, кандидат экономических наук
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) "Aziia i Afrika segodnia" Date:07-01-2000
Номер публикации: №1666017708


М. КАРПОВ, кандидат экономических наук, (c)

Я выступаю в качестве переводчика китайского и английского языков в составе делегации российских авиационных инженеров-конструкторов, которой предстоит принять участие в международном авиасалоне, впервые проводимом на территории Свободной экономической зоны (СЭЗ) Чжухай в Китайской Народной Республике. Наш путь, однако, лежит в Макао (Аомэнь) - крошечное португальское (*) владение на самом юге Китая, непосредственно примыкающее к СЭЗ Чжухай. Предполагалось, что большинство иностранных участников авиасалона - в том числе и российская делегация - поселятся в гостиницах в Макао и оттуда ежедневно всех будут доставлять к месту работы: на летное поле, к выставочным павильонам и коммерческому центру в Чжухае.

Добираться от Москвы до Макао непросто. Мы летим почти через всю Евразию по маршруту Москва - Дели - Бангкок - Гонконг. От Гонконга до Макао, расположенного на противоположной, западной, стороне залива-устья Жемчужной реки, ходят паромы и быстроходные пассажирские суда на воздушной подушке.

Невысокий, но очень длинный автобус доставил нас через ночной Гонконг к пристани морского вокзала. Город, кстати, в столь позднее время выглядит, как многие мегаполисы Восточной и Юго-Восточной Азии - обилие рекламы, пустынные улицы и автотрассы, темные громады высотных домов. Ничего специфически "гонконгского" ощутить мне не удалось.

Часа через два катамаран сбавил ход, а вскоре впереди по ходу судна закачались причальные огни. Итак, с прибытием! Выходим на длинный бетонный пирс, в дальнем конце которого - ярко освещенное одноэтажное здание погранично- таможенного управления. Там и происходит довольно длительное общение с представителями властей. Полицейскому офицеру в синей плоской фуражке с серебристой кокардой, вероятно, впервые увидевшему постсоветские загранпаспорта, потребовалось некоторое время, чтобы понять, из какой страны мы прибыли и чем собираемся заниматься в Макао. Беседа заметно осложнялась языковым барьером, поскольку португальский язык и кантонский диалект китайского языка мне недоступны. Выручила сотрудница, хорошо владеющая английским, которая перевела полицейскому мои слова. Получаем обратно наши документы с вклеенными в них португальскими визами Макао. А еще через десять минут уже садимся в автобус, предоставленный оргкомитетом авиасалона.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Макао представляет собой город с населением около полумиллиона человек (более 96 процентов - китайцы, остальные - португальцы, выходцы из других стран Европы и США), расположенный по склонам невысокой горы на полуострове, соединенном с материком довольно узким перешейком. На вершине горы находится построенный монахами Ордена иезуитов в начале XVII века португальский форт Сан-Паолу ду Монте (гора св. Павла). В относительной близости от него расположены почти все основные достопримечательности Макао, так или иначе связанные с присутствием здесь европейцев: развалины церкви Св. Павла, церковь Сан-Домингос, площадь Сената, старое протестантское кладбище, сад-мемориал португальского поэта Камоэнса. В центральной части Макао находится резиденция португальского губернатора, клуб морских офицеров, главные гостиницы и немногочисленные европейские рестораны. Памятники китайской культуры и архитектуры, прежде всего - храмы и кумирни - во множестве разбросаны по всей территории. К югу от Макао находятся еще два острова - Тайпа (Данцзайдао) и Колоан (Лухуаньдао) с великолепными пляжами и пальмовыми рощами, соединенные с городом- полуостровом автомобильными мостами и дамбой.

Большинство делегаций-участников авиашоу из Европы проживало в одной из наиболее крупных гостиниц - 26-этажном отеле "Грандер", расположенном в центре Макао, на пересечении Шанхайской улицы и короткого, но широкого Пекинского проспекта.

Шестой час утра. Автобус, который должен отвезти нас через границу на авиасалон в Чжухай, подойдет к половине девятого. Большинство членов делегации решает отдохнуть после длительного путешествия и расходится по номерам. Мне же не спится: наверное, не надо долго объяснять, что испытывает китаист, первый раз в жизни оказавшийся в Макао.


* Авиасалон проходил в 1999 году еще до возвращения Макао в состав КНР в декабре того же года.

стр. 72


Принимаю душ, заливаю пакетик зеленого чая в чашке на ночном столике кипятком из блестящего никелем термоса, медленно пью крепкую, терпко-горькую заварку. Спустя минут десять, сдав ключи портье, выхожу из ярко освещенного, отделанного светло-коричневым мрамором вестибюля гостиницы на первую короткую прогулку по китайской "Португалии".

За высокими стеклянными дверями отеля - густой и жаркий влажный воздух, наполненный пряными и терпкими ароматами, распространяемыми только что открывшимся уличным ресторанчиком. В его небольшом освещенном зале за раскладными столиками уже сидят несколько человек и завтракают, выхватывая палочками длинную лапшу из дымящихся пиал. Пустынный Пекинский проспект. По обе стороны уходят в небо погруженные в темноту высотки из стекла и бетона. Светятся лишь реклама и витрины еще закрытых в этот ранний час магазинов на первых этажах. В глаза бросается обилие ювелирных изделий и бижутерии - в каждом квартале минимум три лавки, торгующих этим товаром. Не торопясь, иду в конец улицы по аккуратно вымощенной каменной плиткой пешеходной дорожке. Впереди маячит силуэт полицейского в характерной, на португальский манер приплюснутой форменной фуражке. На противоположной стороне улицы на каменных скамейках расположилась довольно большая группа девушек-китаянок, вызывающе одетых и ярко накрашенных. Элементы классического европейского туалета - шляпки и перчатки - соединились с кожаными шортами в обтяжку и китайскими традиционными платьями-халатиками "ципао". Род занятий этих молодых леди сомнений не вызывал. На Авенида ду Родригес уже появляются автомобили, в основном пока такси - вместительные желтые "Тойоты".

Через четверть часа неспешной прогулки выхожу к гостинице-казино "Лиссабон" - одному из старейших заведений такого рода в Макао. Круглая башня в двенадцать этажей, ярко расцвеченная иллюминацией. Отсюда открывается панорама залива Байя да Прая Гранде с уходящим в темноту ночи и моря белесым силуэтом автомобильного моста, соединяющего полуостров Макао с островом Тайпа. Постоял, подышал запахом океана, а затем повернул назад к гостинице. Впереди первый рабочий день.

АВИАСАЛОН В ЧЖУХАЕ

Ослепительно белый микроавтобус мчит нас по скоростной магистрали вдоль океана на север, к административной границе между Макао и Китайской Народной Республикой. Водитель-китаец что-то насвистывает себе под нос. Яркое солнечное утро. Слева мелькают серебристые высотки из стали, бетона и тонированного стекла. Справа, за забором из металлической проволоки - спокойные темно- коричневые воды залива. На горизонте в блестяще-голубом солнечном пространстве темнеют зеленоватые силуэты гористых островов.

Минуем старый португальский пограничный знак - большую каменную арку в стиле классицизма, выкрашенную в светло-желтый цвет, с датой "август 1849" и белым лепным изображением скрещенных артиллерийских стволов. Метрах в двухстах видно современное двухэтажное панельное здание с красным государственным флагом КНР на крыше. Мы покидаем автобус, который будет ожидать нас на автостоянке уже по ту сторону границы, и в группе других европейских участников авиасалона, предъявив список членов делегации и паспорта, проходим пограничный контроль.

Если верить слухам, то Свободная экономическая зона Чжухай - едва ли не самая импозантная (после СЭЗ Шэньчжэнь) часть Южного Китая. Увы, этой импозантности почувствовать не довелось... Вполне может быть, что она скрылась от нас где-нибудь в другом месте. За границей Макао не очень ровное шоссе четверть часа петляло между блочными, судя по всему, жилыми строениями, а потом устремилось вдоль океана, проскакивая время от времени кирпичные и бетонные "поселки городского типа", рисовые и кукурузные поля, мутно-синие рукава дельты Жемчужной реки... Дорога постепенно становилась лучше. Запомнился огромный бетонный автомобильный мост, нависающий над несколькими протоками дельты, разделенной широкими прогалинами густо зеленеющих тростниковых топей.

Авиашоу проходило на территории нового, небольшого аэропорта Чжухая, примерно в пятидесяти километрах от Макао. Вдоль шоссе на пыльном и пологом склоне холма было организовано несколько десятков импровизированных автостоянок для делегаций-участников и гостей. С

стр. 73


противоположной стороны дороги возвышались три выставочных корпуса, еще не достроенное здание аэровокзала и за ними - летное поле, разделенное на две зоны: экспозицию представленной авиатехники и взлетную полосу для показательно- испытательных полетов.

Российская делегация сразу окунулась в работу. За сутки до торжественно- помпезного открытия салона начались и в течение почти двух недель продолжались довольно утомительные как для членов делегации, так и для переводчика официальные и неофициальные встречи с представителями китайских, тайваньских, американских, и западно-европейских авиафирм, конструкторских бюро, коммерческих представительств и банков. Пришлось вникать не только в специфику авиационной терминологии (хотя я и ознакомился с ней заранее), но и в тонкости технической и деловой конкуренции международного авиарынка. Непрерывный гул взлетающих и садящихся самолетов, свист вертолетных пропеллеров, изнуряющая влажная жара на летном поле, вкус слабого и холодного кофе из бумажных стаканчиков, калейдоскоп лиц и языков, и переговоры, переговоры... Периодические встречи с российскими и иностранными журналистами, краткие интервью, брифинги для прессы. Среди основных тем - перспективы развития отечественного авиастроения, технические, экономические и военно-политические последствия российско-китайского сотрудничества в области летных технологий, личные впечатления от первого в КНР международного авиасалона.

В первый же день зашли в небольшой ресторанчик в городском районе Чжухая. Никто из членов делегации, кроме меня, прежде не бывал в Китае. Традиционную местную кухню, о которой, однако, столько наслышаны, хотелось попробовать всем. Поневоле пришлось выступать не только переводчиком, но и экспертом в области китайской кулинарии. Заказывал различные блюда с тем, чтобы, с одной стороны, дать более полное представление о ней, а с другой - удовлетворить возможные личные вкусы членов делегации. Гастрономические впечатления наших авиаспециалистов очень неодинаковы: от искренних восторгов до анекдотичных, но вполне реальных, без тени юмора, комментариев: "Что тут есть-то... Сала бы сейчас..."

МОЕ "СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ"

Все дни работы авиасалона российская делегация, как и другие гости и участники этого мероприятия, остановившиеся в Макао в отеле "Грандер", возвращались в гостиницу довольно поздно, как правило, к ужину. Вечерние столы накрывались на последнем, 26-м этаже, в круглом ресторане с высокими стеклянными стенами, очень медленно вращающемся вокруг своей оси. В дневное время отсюда весь город виден как на ладони. Но в девятом часу ноябрьских вечеров Макао с высоты предстает лишь калейдоскопом разноцветных, ярких, подвижных и несимметричных огней, стремящихся вверх по склонам невидимых холмов и снижающихся к черному провалу океана. Освещенная неестественным густо-желтым светом прямая Авенида ду Родригес с движущимися потоками транспорта под нами становится похожа в эти минуты на логарифмическую линейку.

После ужина еще около часа уходило на приведение в порядок переводческих блокнотов, составление отчетов о проведенных за день беседах и переговорах, на краткие личные дневниковые заметки. И лишь после этого и до раннего утра оставалось так называемое "свободное время", большую часть которого я посвящал длительным ночным пешеходным прогулкам.

Если пройти по Авенида ду Родригес до отеля-казино "Лиссабонн", а затем повернуть направо, на северо-запад, на главную Авенида ду Инфанте Энрике, миновать небольшой и строгий, из серого неотесанного гранита памятник Васко да Гама, то через пару сотен метров вверх по пологому склону вы очутитесь на центральной исторической площади Сената. Чем дальше от океана, от набережных, тем меньше высотных современных домов. С палубы корабля Макао вообще кажется целиком застроенным элегантными высотками. Но это обманчивое впечатление. Так называемые "небоскребы" возведены в основном по периметру городской части полуострова и сконцентрированы на юго-восточной и восточной его оконечностях. Между казино "Лиссабон" и площадью Сената их уже почти нет, а от площади дальше вверх до иезуитского форта Сан-Паолу ду Монте и по склонам центрального холма полуострова расположен район сплошной двух-трехэтажной португальской колониальной застройки рубежа XIX -XX веков, китайские храмы и кумирни, бесцветные и не очень опрятные жилые бетонные конструкции 30-40- летней давности.

Площадь Сената - узкая и длинная, вымощенная волнами черной и белой мелкой плитки, - напоминает пешеходную улицу. На пересечении с Авенида ду Инфанте Энрике высится темно-серое здание старого почтамта постройки кануна первой мировой войны. А

стр. 74


дальше по обеим сторонам площади - трехэтажные старые португальские присутственные места. Широкие полукруглые окна со сложными рамами, миниатюрные прогулочные галереи с колоннами в первых этажах, лепнина - барельефы на наличниках, стенах и колоннах, вазоны на бордюрах покатых крыш... Колониальная застройка в Макао выкрашена, как правило, в два цвета - светло- желтый и вишневый с белой лепниной. Первый характерен для жилых и коммерческих строений, второй - для административных. На анфиладах балконов висят зажженные китайские фонарики, вывески на китайском и португальском языках, в воздухе - остро-пряные запахи местной кухни, вокруг европейские и азиатские лица в по-летнему одетой, многоголосой, несмотря на довольно поздний час, толпе прохожих. Здесь визуально и интуитивно остро, до внутреннего трепета, ощутима встреча и общение культур, хотя, говоря откровенно, не очень ясно, насколько и как этим культурам удается общаться, или же они, встретившись и даже взявшись за руки, все-таки лишь просто стоят рядом...

Противоположный конец площади Сената упирается в довольно крутой подъем на главный холм полуострова, к форту ордена иезуитов. Но прямой улицы вверх нет. Довольно узкие пешеходные дороги разветвляются влево и вправо, поднимаются и вновь идут под уклон, минуя уже погруженные в темноту обветшалые балконы, ярко освещенные китайские лавки и ресторанчики под открытым небом, серокаменные стены, массивные двери и купола католических храмов, резные красные столбы китайских кумирен, под закрученными вверх черепичными крышами которых в глубине видны тускло освещенные красным полусветом золоченые фигурки богов на алтарях...

стр. 75


Наконец, впереди открывается высокая и черная, густо заросшая акациями, южная стена форта Сан-Паолу ду Монте. А левее и чуть ниже поражает воображение силуэт развалин собора Св. Павла. В сущности, развалинами это назвать трудно. От огромного католического храма XVII столетия, уничтоженного случайным пожаром в 1835 году, осталась лишь четырехъярусная стена фасада, сохранившаяся, однако, почти полностью. Давая представление о размерах и внешнем убранстве храма, она одиноко стоит на холме, синея в ночи зияющими пустыми проемами портала и окон, бесшумно колыхаясь прорастающей по колоннаде и лепнине дикой зеленью... Словно выступающая из песчаного морского дна корма затонувшего некогда роскошного галеона... Сколько же исторических аллюзий может прийти тут в голову! Воистину остатки былого величия одного из основных духовных и коммерческих форпостов феодальной Европы на Тихом океане.

Обойдя форт Сан-Паолу, можно попасть на северную сторону центрального холма Макао и очутиться в совершенно китайском районе города. Уже опустилась глубокая ночь. Неровные, извилистые улицы старого Макао опустели, и лишь в отдельных лавках и ресторанчиках видны фигуры одиноких посетителей. В одной из типично китайских уличных харчевен под открытым небом, где, судя по всему, готовят змеиное мясо, мое внимание привлекает не совсем обычное сооружение. В ящике из толстого стекла высотой в рост человека укреплен огромный сук дерева, вокруг которого, переплетаясь, обвились сотни полторы живых, лениво шевелящихся змей. Хозяин, приветливо улыбаясь, предлагает выбрать одну на пробу. Вкус змеиного мяса известен мне со времен учебы и работы в континентальном Китае, но такого впечатляющего зрелища прямо рядом со столиками для посетителей наблюдать еще не доводилось. Я вежливо отказываюсь от предложения и бреду дальше вниз, к северному подножию холма. Устроившись на лавочке в небольшом сквере у бюста Хорхе Альваресу, неторопливо выпиваю охлажденный зеленый чай из металлической банки, приобретенной в соседнем ночном магазинчике, а затем, сделав изрядный крюк, вновь выхожу к площади Сената. Двигаюсь далее к западной оконечности полуострова, к Порту Интериор - старой португальской внутренней гавани. Нет ни прохожих, ни автомобилей. Минут через двадцать открывается панорама старой гавани и рыбачьего порта с запахами морской соли и рыбы, с глухим чмоканьем волн о металлические днища баркасов и изменчивым отражением в воде разноцветных мачтовых огней...

Макао - центр игорного бизнеса в Восточной Азии, и я пару раз ради интереса заходил в казино - крупнейшее в отеле "Лиссабон" и поменьше, устроенное на плавающем причале в старой внутренней гавани. Очень по-разному, преимущественно довольно просто одетая публика. В казино в Макао нельзя, впрочем, входить в шортах и проносить фото- и видеоаппаратуру. Большинство лиц - азиатские. Судя по манере одеваться и по произношению - немало приезжих из континентального Китая, хотя большинство - гости из Гонконга, Сингапура, Тайваня, равно как и состоятельные местные жители. Табачный дым, полупустые стаканы с напитками, разговоры вполголоса...

ПОЕЗДКА НА ОСТРОВА

В один из заключительных дней работы авиасалона мы довольно рано вернулись из Чжухая в Макао. Основные встречи и переговоры были уже проведены, соответствующие документы - подписаны. Возникла идея ненадолго съездить на острова Тайпа и Колоан, полюбоваться тропической растительностью и искупаться в океане. Водитель предоставленного в наше распоряжение автобуса не только не возражал, но, наоборот, даже с энтузиазмом предложил вначале быстро прокатиться по основным историческим местам города, опасаясь, что члены российской делегации, почти две недели пробывшие в Макао, так и не увидели из-за занятости этого края света. В течение примерно двух часов мы объехали все основные достопримечательности Макао, многие из которых мне уже довелось к тому моменту посетить во время ночных пеших путешествий, побывали также на побережье к югу от внутренней гавани, где впервые на эту землю ступили португальские матросы. Здесь, в сотне метров от моря, на пригорке расположен небольшой буддийский храм Магэ. Его построили в середине

стр. 76


XV века местные рыбаки в честь богини моря и покровительницы моряков Тяньфэй, и он стал символом Аомэня. Наш шофер, коренной житель Макао, рассказал, что первые в здешних краях португальцы, высадившись со своих каравелл именно в этой точке, пытались выяснить у местных жителей, куда же они попали, и в ответ неизменно получали что-то вроде "Магмяо" ("мяо" - храм), превращенное впоследствии в более удобное европейскому языку нынешнее "Макао".

И вот уже наш автобус на большой скорости летит на юг по более чем трехкилометровому белому мосту, соединяющему полуостров Макао с островом Тайпа. Центральная его часть, пересекающая фарватер залива Байя да Прайа Гранде, значительно возвышается над уровнем моста. Она дугой поднимается над морем. Это сделано для удобства прохода судов из открытого океана в старую гавань и обратно без разводного пролета. У гигантского моста есть свое поэтическое название "Радуга над зеркальным морем". Солнце уже начинает клониться к закату, и из-за недостатка времени мы решаем ограничиться осмотром острова Тайпа. Впрочем, лучшие пляжи, как уверил нас шофер, расположены именно здесь. По обеим сторонам мелькают густые тропические заросли. Время от времени краснеют в их темно-зеленой чаще островерхие черепичные крыши частных вилл и небольших отелей. Мы покидаем автобус в редкой пальмовой роще рядом с широкой песчаной отмелью. Свежий влажный ветер, шелест гигантских листьев высоко над головой, величественный, объемный гул океанского прибоя.

Долго, почти до самой темноты, ныряем в теплые океанские воды. Короткий пикник на берегу в синих сумерках. А затем - по дороге обратно - перед глазами вновь встает яркая и переливающаяся, разноцветная панорама горящего огнями Макао, зыбко дрожащая в черном заливе...

 

Опубликовано на Порталусе 17 октября 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама