Рейтинг
Порталус

ПИРАМИДЫ СУДАНА: 2500 ЛЕТ В ТЕНИ ХЕОПСА

Дата публикации: 03 апреля 2023
Автор(ы): П. Мамед-заде
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2002 № 12
Номер публикации: №1680479086


П. Мамед-заде, (c)

Впервые оказавшись в Асуане -крупнейшем городе Верхнего Египта, я тут же поспешил посетить открытый здесь в 1997 году Нубийский музей. Как пишут на страницах газет и в туристических буклетах, в его залах находится самое полное собрание предметов искусства и быта народов, населявших несколько тысячелетий назад территорию нынешнего Судана и юга Египта, - свыше 3 тысяч экспонатов.

Уже с первых минут понимаешь отличие Египетского музея в Каире от Нубийского: последний "не трещит по швам" от огромного количества экспонатов. Все на своем месте, глаза не устают от теснящих друг друга гробниц, статуй, барельефов...

Построенный в современном стиле, музей компактен, уютен, а подсветка такова, что каждый экспонат, словно выхвачен из общей массы и занимает свое, отдельное, место в экспозиции. Поэтому, прогуливаясь по его залам, трудно пройти мимо даже самой небольшой статуэтки или амфоры. Это тот самый случай, когда от экскурсии не устаешь, а наоборот, заряжаешься энергией от полученного эстетического наслаждения.

При входе в Нубийский музей гостей встречает внушительных размеров статуя фараона Рамсеса II, что сразу настраивает посетителей на увлекательное погружение в древнюю историю.

В одном из залов музея я натолкнулся на большую группу европейских туристов, столпившихся возле фотостенда, посвященного архитектуре Нубии. Экскурсовод увлеченно рассказывал о загадочном царстве Мероэ, существовавшем в глубоком прошлом на территории современного Судана, о многочисленных усыпальницах и пирамидах, которыми, и он это особо подчеркивал, чрезвычайно богата земля древних нубийцев.

В эту минуту один из иностранцев не выдержал и спросил: "А что, разве и в Судане есть пирамиды?"

Признаюсь, я и сам о суданских пирамидах до приезда в Египет почти ничего не слышал. Судьба обошлась с ними довольно сурово, предав самой страшной для исторических памятников каре - забвению. Вот уже на протяжении более чем 2500 лет о них мало кто слышал, за исключением узкого круга дотошных ученых. Слава египетских пирамид районов Гизы, Саккары, Дахшу-ра и других на многие века затмила нубийские. Несправедливо. Ведь при внимательном рассмотрении рассказать они могут ничуть не меньше, чем, например, прославленные "гизехские великаны".

О суданских пирамидах впервые стало более или менее широко известно в XIX веке, когда археологическая лихорадка, охватившая Египет, докатилась и до этих мест. Впрочем, вскоре за первой археологической экспедицией сюда из Европы потянулись толпы авантюристов и расхитителей гробниц, так что многие бесценные экспонаты нубийской истории давно и, судя по всему, безвозвратно утеряны для человечества.

Судьба суданских пирамид тесно связана с историей Мероитского царства, возникшего в древности на севере и северо-востоке территории современного Судана в I тысячелетии до н.э. Когда-то эти земли принадлежали Египту, и поэтому в регионе между Нубийской пустыней и Нилом сосредоточено большое количество древнеегипетских памятников. Но в VIII веке до нашей эры терявшие былую власть фараоны ушли из этих мест. В те времена древнеегипетская цивилизация после двух тысячелетий расцвета и могущества медленно, но неуклонно приближалась к своему закату, ослабевая из года в год. В итоге вчерашние вассалы вторглись в землю фараонов и объявили себя властителями всей долины Нила.

Культура молодого Мероитского царства подверглась еще более сильному влиянию древнеегипетской цивилизации. Немалое значение при этом сыграло то обстоятельство, что правители Мероэ считали себя не завоевателями, а реставраторами древнеегипетской традиции. И им действительно удалось частично вернуть некий блеск терявшему былое великолепие и мощь Египту. Подражая великим фараонам - Хеопсу, Хефрену, Микерину, Джосеру, Снофру и другим, меройцы возродили строительство пирамид, которые

стр. 70


и для них оставались символом божественной власти и неограниченной мощи. Оно началось уже при первом нубийском фараоне Пианхи (751-716 годы до н.э.), завоевателе Египта и основателе XXV династии, на которого пирамиды, древние даже для его поколения, произвели огромное впечатление.

На весьма скромной по площади территории некрополя Мероэ, который лежит на восточном берегу Нила к северо- востоку от суданской столицы Хартума, по сию пору сохранилось около 40 древних пирамид. И хотя эти сооружения несоизмеримы по масштабам со своими всемирно известными египетскими прототипами, они, бесспорно, являются ценнейшим наследием Мероитского царства.

Здесь же рядом археологи обнаружили большое количество захоронений царских вельмож, что невольно наталкивает на аналогию с египетским городом Фивы с его Долиной Царей и Знати.

В облике суданских пирамид отчетливо прослеживается влияние культуры не только древнего Египта, но и эллинистической Греции. Уже при Птолемеях (323 - 30 годы до н.э.) к некоторым из пирамид были пристроены сооружения, напоминающие элементы греческих культовых сооружений.

Любопытно заметить, что суданские правители начали строить свои пирамиды почти два тысячелетия спустя после того, как их прекратили возводить сами египтяне. С тех пор технологии строительства ушли вперед. Тем не менее, суданские владыки для строительства своих пирамид приглашали именно египетских мастеров.

Суданские пирамиды строились из неотесанных каменных блоков и облицовывались тщательно пригнанными полированными плитами. За века технология строительства претерпела существенные изменения. Несколько последних пирамид мероитского периода были сооружены уже из кирпича-сырца, а затем оштукатурены.

Несмотря на заимствование самой идеи пирамидального сооружения, суданские пирамиды существенно отличаются от своих египетских "собратьев". Они имеют совершенно иные пропорции по сравнению с египетскими и гораздо меньше их по размерам. Средняя длина стороны их основания равна около 10 метров, высота не превышает 20 метров, а угол наклона граней составляет 65-70 градусов. Для сравнения, высота пирамиды Микерина - самой маленькой в комплексе пирамид в Гизе - составляет 66 метров, а длина каждой стороны - 108 метров. Различия в габаритах, как говорится, налицо. Однако наиболее характерной чертой мероитских пирамид, отличающей их от египетских, является способ их размещения. Они сгруппированы в комплексы и расположены так тесно одна рядом с другой, что расстояние между их основаниями часто не превышает нескольких десятков сантиметров.

Сейчас на территории некрополя работают лишь несколько археологических экспедиций, и прежде всего, команда известного немецкого археолога Фридриха Хинкеля. Часть суданских пирамид была восстановлена в 70-х годах XX века именно под его руководством. Впрочем, до него в этих местах уже побывала одна экспедиция из Германии. В 60-е годы XX столетия группе немецких документалистов (во главе с небезызвестной Лени Рифеншталь) посчастливилось побывать в этих краях и запечатлеть в своих кино- и фотохрониках девственную красоту Нубийских гор и жизнь племен северного Судана.

До этого европейцы отметились лишь грабежами да осквернениями суданских исторических памятников. Во времена господства в Судане Великобритании, сокровища этой страны в немыслимых количествах вывозились в Европу и расходились по частным коллекциям и музеям Лондона, Парижа, Берлина, Вены и других центров культуры Старого Света. Были среди них и сокровища мероитского некрополя.

А известный итальянский авантюрист XIX века Джузеппе Ферлини, действовавший под личиной археолога, снес верхние части некоторых мероитских пирамид. Работавший на многих западных коллекционеров, он таким образом надеялся найти там погребенные золото и другие сокровища.

Помимо ущерба, нанесенного древним сооружениям в разные века грабителями, многие из пирамид серьезно пострадали от воздействия ветров и сильных песчаных бурь. Забытые почти всеми, они так и стояли под палящим солнцем Африки, словно ожидая свидания с людьми...

Официально пирамиды были открыты для осмотра туристами в ноябре 2000 года, но их поток начал возрастать еще раньше - после того, как в 1996 году была построена удобная асфальтированная дорога от Хартума до пирамид, до этого лишь единичные туристы да самые ярые поклонники древности добирались до этих малодоступных до недавнего времени мест. Есть версия, что деньги для строительства этой трассы были выделены "террористом номер один" - Усамой бен Ладеном, когда тот скрывался на территории этой североафриканской страны.

Несмотря на первый прорыв, Су-

стр. 71


дан и сейчас далек от того, чтобы называться туристической страной. В отличие от соседнего Египта, где доходы от турбизнеса составляют весомую долю от всех бюджетных поступлений страны, Судан не располагает самой простой инфраструктурой, благодаря которой можно было бы привлечь туристов. Нет мало-мальски приличных гостиниц, плохо развита сфера услуг, практически отсутствуют дороги.

К примеру, чтобы добраться, скажем, даже до национальных парков Бома, Джидер, Саутерн, Нимуле, которые находятся относительно недалеко от суданской столицы, необходимы "экстремальные" транспортные средства типа полноприводного мощного "джипа" или ему подобных, способные преодолеть африканское бездорожье.

Сдерживают туристов и другие сложности. Так, для того, чтобы попасть на территорию некрополя, желающим необходимо получить специальное разрешение в ближайшей военной части, а затем по пути еще преодолевать многочисленные военные блокпосты.

Ну и, наконец, туристов от посещения красот Судана отпугивает непрекращающаяся с 1983 года на протяжении 19 лет гражданская война, а также репутация страны (всячески поддерживаемая западными СМИ) как одного из центров фундаментализма и терроризма. И это несмотря на то, что пирамиды Мероэ находятся на почтительном расстоянии от мест вооруженных столкновений правительственных войск с повстанцами юга.

В результате, несмотря на заметное повышение интереса к суданским пирамидам со стороны ученых и просто любопытствующих путешественников, их пока что в год посещает меньше туристов, чем пирамиду Хеопса за день.

Впрочем, еще лет десять назад пирамиды вообще могли месяцами простоять без внимания к себе хотя бы одного посетителя. По утверждению работников исторического комплекса пирамид Мероэ, в летнее время гостей из-за рубежа практически не бывает. Редкий "джип" остановится в этих краях в июле или в августе, чтобы его пассажиры в 45- градусную жару рискнули пройтись под палящим солнцем по развалинам некрополя. Увы, у государства нет денег для того, чтобы превратить некрополь Мероэ в один из центров туризма на африканском континенте. У нынешнего Судана много проблем и поважнее.

Те времена, когда процветающий и могущественный Судан властвовал аж в самом Египте, а его столица Мероэ была культурным и экономическим центром многих областей Африки и Средиземноморья, давно и безвозвратно ушли.

Но в те далекие века Мероэ, казалось, был поистине сказочным для жизни людей местом. Сюда словно сами боги посылали такие желанные дожди. Этот подарок судьбы дал возможность меройцам жить независимо от влаги Нила. К тому же в этих местах насчитывалось около 800 открытых водоемов. Благодаря обилию воды местные жители выращивали плодовые деревья, содержали большое количество различного скота. Меройцы стали разрабатывать золотые прииски, делать статуэтки из слоновой кости. Вскоре в их руках были торговые нити всей Восточной и отчасти Северной Африки. Свои товары они отправляли караванами в Египет, к Красному морю и в Центральную Африку.

Многое из того, что было найдено в пирамидах - чудесные фрески, ослепительные украшения, предметы гончарного искусства, оригинальные вазы с изображениями животных, наполовину засыпанные песком и известняком, - все это говорит о высоком расцвете цивилизации Мероэ.

Между тем до сих пор очень мало известно, как и почему царство Мероэ угасло к началу IV века нашей эры. Достоверно известно лишь, что около 330 года первый христианский правитель Аксумского царства (территория Эфиопии) во время одного из своих походов обнаружил лишь руины города Мероэ...

Не случайно в среде археологов Мероитское царство - развитая цивилизация, по историческим меркам, в одночасье исчезнувшая с лица земли, получило название "пустынной Атлантиды",

Помочь разгадать тайну его гибели могли бы многочисленные тексты меройцев, сохранившиеся в хорошем состоянии до наших дней. Казалось, несколько раз лингвисты были в одном шаге от разгадки. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать неизвестный алфавит еще в 1909 году, изучая надписи на стелах, сделанные на двух языках - меройском и древнеегипетском. Затем другие исследователи дополнили его труды. Жан Лек-лан, исследователь из Франции, пришел к выводу, что мероитский алфавит состоит из 23 букв. Однако на этом дело и застопорилось. Расшифрованные слова не имели смысла. Удалось разве что приблизительно определить имена королей и богов. Даже с помощью компьютера Жан Леклан и его коллеги, собрав тысячи текстов меройцев, использовав все возможности современнейшей техники по составлению различных комбинаций букв, не достигли результата. Тайна языка этой цивилизации до сих пор не открыта...

Экскурсия по Нубийскому музею подходила к концу. Над Асуаном уже давно взошла луна. В ее свете по водам Нила, лавируя среди многочисленных островков, "порхали", как ночные бабочки, белопарусные фелюги, перевозившие туристов от Старой плотины до Высотной - той самой, которую на протяжении более чем десяти лет возводили советские и египетские строители.

АСУАН - КАИР

 

Опубликовано на Порталусе 03 апреля 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама