Главная → ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ → ЛАОС. ПО ПРИНЦИПУ "БОПИНЬЯН"
Дата публикации: 29 апреля 2023
Автор(ы): С. ИОАНЕСЯН, кандидат экономических наук →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ →
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2003 № 12 →
Номер публикации: №1682721983
С. ИОАНЕСЯН, кандидат экономических наук, (c)
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЛАОСА
Последние тридцать лет - исключительно насыщенный, порой драматический, но весьма динамичный период многовековой истории лаосского народа. В 1975 году была ликвидирована монархия, просуществовавшая более шести с лишним столетий, возникла народно- демократическая республика. После неудачного, хотя и недолгого эксперимента перестройки патриархально-феодального хозяйства сразу в социалистическое, она встала на путь рыночных реформ с целью создания развитой открытой экономики, интегрированной в общемировое и региональное сообщество и международное разделение труда.
Отказ от командно-административных методов управления хозяйством в пользу рыночных, разработка и внедрение нового экономического механизма (НЭМ) с середины 80-х годов стали серьезной заявкой власти на реализацию ее главной стратегической задачи - преобразования отсталой национальной экономики. В какой-то мере это произошло под впечатлением развала социалистической системы и перехода ранее входящих в нее стран к рыночным формам развития. Но одновременно это было вызвано и внутренними императивами, неотложностью решения назревших проблем молодого лаосского государства, остававшегося изгоем мирового хозяйства. Практика реализации реформ 80 - 90-х годов, несмотря на множество объективных и субъективных трудностей, носила многосторонний и системный характер, обеспечив благоприятные условия для рыночной трансформации хозяйства и его надежду на вхождение в инвестиционно-торговую, научно-техническую и информационную международную среду. Успешность проведения в ЛНДР политики преобразований 1 была признана большинством экспертов крупных всемирных банков и других организаций. Для этого имелись основания: за первые десять лет реформ был стабилизирован разбалансированный товарный продовольственный и промышленный рынок, налажена работа кредитно- банковской и денежно-финансовой систем, снижена инфляция, активизировано предпринимательство в торговле, банковском, строительном деле и прочих видах городского и даже сельского бизнеса; удвоились темпы роста ВВП; улучшилась ситуация в бюджетной и внешнеторговой сферах; увеличились расходы государственных средств на дошкольное, школьное и высшее образование и медицину; появились
стр. 8
первые ростки среднего предпринимательского класса, ускорилось развитие окраинных районов; сократились масштабы экономической и политической эмиграции лаосских граждан. За десятилетие реформ появился ряд совершенно новых для Лаоса, в том числе экспортных, производств: сборочных, ремонтных, по добыче и переработке сырья 2 . Лаос, наконец, вышел из состояния едва ли не полной экономической изоляции от развитого и развивающегося мира, в которое он был загнан еще в колониальный период и фактически в годы "сосуществования" со странами СЭВ 3 . Постепенно он приобрел статус надежного и перспективного торгового и инвестиционного партнера. При этом прежняя, традиционно сложившаяся заинтересованность других стран в укреплении их стратегических позиций в Лаосе (читай, в Восточном Индокитае) начала перемещаться в русло экономических, технологических и прочих связей с ним. В мае 1997 года ЛНДР была принята в региональную организацию АСЕАН.
Каковы основные слагаемые достигнутых в ЛНДР в последние годы экономических результатов и в чем их специфика? Одни из них имели чисто внутренние истоки, другие - внешние. Наиболее показательно, что лаосскими партийно-государственными лидерами был воспринят не российский, брутальный опыт реформ, а опыт успешно идущей перестройки в КНР и СРВ, с которыми они издавна исторически имеют тесное и прочное взаимодействие - это одна из причин "нешоковости" лаосской политики преобразований. Положительную роль сыграло сохранение в республике целостности существовавшей политической системы (за что, надо признать, она подвергается постоянной критике извне).
Лаос избежал массовых увольнений "старых спецов", как и резких смен частных и государственных собственников. Пригодилась способность правящей элиты к усвоению либеральных способов экономического строительства в других, особенно схожих с Лаосом, странах и осмыслению собственных уроков. Поскольку срок форсированного создания "материально-технической базы социализма" был коротким, его идеи не успели прочно осесть в подсознании жителей (как это произошло в республиках бывшего СССР) и не все даже заметили перемены в стране 4 . Руководство, проявив рационализм, не спешило разрушить накопившиеся у государства в тот период навыки управления хозяйством, если они оказывались приемлемыми и полезными и отвечали интересам сложившегося многоэтнического социума, основу которого более чем на три четверти составляет крестьянская масса. В этом же ракурсе можно рассматривать политику государства, которое сочло нецелесообразным отказываться от его роли как организующей, регулирующей и интегрирующей силы, действующей в крайне отсталой стране, которая идет к рыночным формам существования (подобный тезис взят на вооружение не только в Лаосе).
Важнейшим компонентом лаосской перестройки, без которого она могла бы не состояться или слишком затянуться, стала иностранная помощь со стороны развитой и развивающейся части мира. По объемам и разнообразию ее видов ЛНДР и по сей день находится на одном из лидирующих мест среди других мировых реципиентов помощи (в расчете на одного жителя). Она направляется на развитие социальных и экономических сфер путем предоставления безвозмездных финансовых средств, льготных и отсроченных займов и кредитов, поставок технического и другого оборудования (например, школьного, медицинского, промышленного), оказания инжиниринговых, маркетинговых и консалтинговых услуг часто с целью не экономического, а геостратегического характера, и исходит из стремления стран-доноров иметь Лаос под своим контролем.
Первые положительные результаты использования новой, рыночной модели управления хозяйством вселяли твердую уверенность у руководства республики в возможности государства продолжить конструктивную деятельность по выводу страны на более высокую ступень развития. Но азиатский кризис 90-х годов прервал ход реформ, хотя его последствия были менее драматичными в сравнении с соседними странами (и даже Вьетнамом) 5 в силу их большей втянутости в глобализационные экономические процессы. "Смикшировали" ситуацию такие факторы, как слабая степень развитости в ЛНДР конкурентной и рыночной среды - рынка ценных бумаг, ссудного и фондового капиталов, рабочей силы, труда, услуг, с одной стороны, и приток в лаосскую экономику немалых зарубежных инвестиционных и донорских средств - с другой 6 . За все время кризиса в стране не отмечалось ни экономических выступлений жителей, ни их массового оттока за рубеж. И тем не менее такие явления, как сокращение объемов производства и сбои в банковской деятельности, вздорожание товаров на фоне роста инфляции и падения зарплат городских служащих, обесценивания национальной валюты, обострили общественную жизнь в ЛНДР 7 . Замедлились темпы развития хозяйства, а также решения многих важных социальных задач.
Постепенное смягчение обстановки началось ближе к концу 1999 года. Тогда в основном уже были пройдены самые критические точки расстроенной экономики и пресечены попытки части высшей и местной элиты возвра-
стр. 9
титься к старым, административным способам разрешения проблем. Эти попытки несколько насторожили зарубежных партнеров, опасавшихся за дальнейшую судьбу реформ. В конце концов руководством многих международных организаций, в том числе МВФ, Азиатского банка развития, благополучное окончание кризиса в Лаосе было оценено как большая победа республики и как результат грамотного управления хозяйством и предпринятых правительством эффективных антиинфляционных мер (ограничение импорта некоторых видов товаров, сокращение бюджетных расходов и даже замораживание зарплат работникам госсектора). Кстати, и тогда правительство не прекратило законотворческой работы, в частности, дальнейшей либерализации юридических норм для привлечения в экономику страны новых иностранных инвестиций, развития наиболее важных социально-экономических объектов, а именно: дороги, промышленность, аграрно-лесной сектор, строительство, банковские услуги, медицина, туризм и охрана окружающей среды. В 2000 году Лаос впервые за последние сто лет достиг самообеспечения продовольствием, и даже встал вопрос о возможностях экспорта зерна.
Таким образом, последнее трехлетие XX века по существу стало периодом обкатки новой экономической политики, испытания складывающейся рыночной модели экономики и серьезным экзаменом для самой республиканской власти, подвергавшейся со стороны международных партнеров сильному давлению. Даже в годы кризиса представители западных финансовых кругов требовали от лаосского руководства ускорить проведение начатых реформ, отказаться от некоторых нелиберальных мер в области финансово-банковской политики, сократить (или прекратить) оказание дотационной поддержки государством предприятиям общественного сектора хозяйства. Практика показала, что в определенной степени сопротивление этому нажиму предотвратило в Лаосе проявление сколь-нибудь сильного социального недовольства. По большому счету, серьезное нарушение внутренней обстановки стране не грозит, как не грозит и утрата нынешней политической элитой имеющихся в ее руках рычагов власти.
Ныне лаосское руководство постепенно переключается с решения текущих задач на долгосрочные, перспективные программы социально-экономического развития. Главная среди них - создание благоприятных условий для стабильного роста мобилизационных ресурсов, необходимых для расширенного общественного воспроизводства, избавления страны от возможных катаклизмов. Дело в том, что к началу нового века Лаос относился не только к категории наименее развитых стран мира, но и к числу государств с так называемой малой открытой экономикой, уже втянутой в международные экономические процессы со всеми их плюсами и минусами, но степень развитости которой не позволяет оказывать на них какое-либо заметное влияние. Как и прежде, высока степень зависимости системы национального воспроизводства от тесного взаимодействия с зарубежным сообществом, а конкретно - от тех, кто оказывает Лаосу экономическую помощь. Вместе с тем, за прошедшее время в стране уже сложилась новая, рыночная структура форм собственности, причем она имеет разные модификации. Это - госсобственность, частная, смешанная (частно- государственная), кооперативная собственность; сохранилась также общинная собственность. В производственных и инфраструктурных отраслях частного сектора появились средние компании и акционерные общества, в основе деятельности которых - рыночные регуляторы роста и конкурентные отношения. Именно продолжение этих направлений развития стало основой государственной экономической политики ЛНДР первых лет XXI века, стержень которой - принятая в 2001 году "Программа борьбы с бедностью". Эта программа - главная составная часть очередного пятилетнего плана, который имеет ряд особенностей по сравнению со всеми предыдущими. Среди этих отличий - меры по обеспечению экономической безопасности и снижению уровня крайней зависимости лаосского государства от внешнего рынка.
Но главное - скорейшее избавление от бедности, называемой "чумой нашего века", вынужденным существованием сотен миллионов жителей планеты ниже этой черты. В числе самых обездоленных находятся тысячи граждан Лаоса, где к тому же сохраняется огромная разница в качестве жизни между населением горных и центральных районов.
стр. 10
Сейчас тема номер один лаосской прессы - обсуждение путей преодоления бедности. При этом жители и правящая элита страны, судя по публикациям газет и журналов, отдают себе отчет, что решение этой застарелой и острой проблемы - не простое дело. Вот что писала в конце 2002 года в своей редакционной статье газета "Вьентьян Таймс": "Наш путь в этой борьбе нелегок и длинен. У нас масса населения находится в условиях крайней нищеты, страдает от множества болезней и высокой смертности, не знакома с достижениями цивилизации, неграмотна; в стране распространена скрытая форма голодания". "Но, вместе с тем, - пишет газета, - в отличие от многих слаборазвитых стран, у нас нет таких проблем, как массовый голод, перенаселение, незанятость рабочей силы, угрожающие масштабы деградации окружающей среды, межнациональные смуты, усиление терроризма, гражданское неповиновение. Все это облегчает нашу задачу улучшения жизни лаосского народа".
Похоже, что авторы статьи правы. Неплохие итоги выполнения заданий и первого, и второго годов текущей пятилетки (2001 - 2005 годы) дали основания правительству надеяться, что получить первые ощутимые результаты в борьбе с бедностью - резкое сокращение числа беднейших семей - удастся уже к 2015 году. В соответствии с упомянутой выше "Программой", к 2010 году беднейшая часть населения уменьшится на 10 процентов. К 2020 году предполагается вывести Лаос из числа наименее развитых стран мира. Сделать это, однако, удастся лишь в том случае, если руководство страны решится на ряд радикальных шагов в экономическом строительстве. В некоторых партийных и государственных постановлениях, опубликованных в последние два-три года, явно прослеживается беспокойство, что в противном случае, то есть без коренного реформирования хозяйства, страна может остаться не только периферийной окраиной мировой экономики, но и потерять национальную независимость, что чревато утратой прежних достижений. Не кажется случайным появление в среде правящих кругов новых лиц, стремящихся оживить политическую жизнь в стране. Такие люди уже есть и в правительстве, и в министерствах финансов, торговли и туризма, промышленности, и в Госбанке ЛНДР. Цель кадрового обновления, как сказал об этом в октябре 2002 года председатель Национального собрания республики Саман Виякет, - повышение эффективности работы госаппарата страны. Подобная кампания еще раньше началась во Вьетнаме, свидетельствуя о том, что определенный будирующий стимул этого начатого в Лаосе процесса - тесная идеологическая привязанность Народно-революционной партии Лаоса (НРПЛ) к Коммунистической партии Вьетнама (КПВ), вслед за китайской КПК, заявившей об ориентированности страны на построение в будущем "рыночного социализма" на основе марксистской теории. Давно известно о синхронизации проведения в ЛНДР и СРВ экономических, а часто и политических акций, и схожести реакции правительств трех республик на изменения в международной ситуации. В качестве примера можно привести осуждение ими Соединенных Штатов Америки за развязывание войны в Ираке весной 2003 года.
Экономические связи между двумя индокитайскими странами укрепляются и становятся диверсифицированными. Так, "Вьетнамо-Лаосский смешанный банк", созданный еще в 1998 году, то есть в период кризиса, в 2001 году открыл новые отделения в столице СРВ Ханое и лаосском городе Саваннакхет; на следующий год планировалось появление его филиалов в Хошимине. Капиталы банка к 2001 году утроились, составив 30 миллионов долларов. Основная задача деятельности "ВЛСБ" - оказание финансовой помощи бизнесменам, занятым в торговле между Вьетнамом и Лаосом, а также в других подобных видах коммерческой деятельности, инвестирование и реализация проектов развития хозяйственной инфраструктуры.
Если не брать во внимание традиционную неспешность и отношение лаосцев ко многим жизненным явлениям по принципу "бопиньян" 8 , то оправданием долгого раскачивания страны перед решительным поворотом к дальнейшим хозяйственным реформам может служить длительная кропотливая работа правительства по восстановлению докризисных макроэкономических показателей развития. Хотя за такое опоздание (по сравнению с СРВ) руководство ЛНДР подвергалось нелицеприятной критике со стороны западных экономических партнеров, она была в целом деловой и конструктивной, поскольку нерешенность многих назревших проблем стала в конце концов угрозой национальной безопасности республики.
Доминанта нынешнего этапа экономического строительства в ЛНДР, как уже говорилось выше, - реализация "Программы борьбы с бедностью"; возглавил деятельность по ее выполнению специально созданный Национальный комитет. Правительство посчитало, что, хотя за период между 1992 и 1998 годами, то есть еще до известного азиатского кризиса, в какой-то мере коснувшегося и Лаоса, удалось сократить долю беднейших слоев населения с 45 до 39 процентов, тысячи семей, тем не менее, все еще остаются за чертой бедности. В 2002 году правительство закончило разработку стратегии борьбы с бедностью, и соответствующие документы, носящие, впрочем, предварительный характер, были представлены руководству МВФ и ВБ (они были
стр. 11
инициаторами и участниками составления этой Программы) и получили их одобрение. Задержки с разработкой окончательного варианта документов были вызваны необходимостью уточнить сроки реализации отдельных мероприятий и определить приоритеты развития. Очередность этих приоритетов выглядит следующим образом: сельское хозяйство, здравоохранение, образование, инфрастуктура (в первую очередь периферийные дороги и энергетика). Партнерами ЛНДР в этих областях экономики должны стать Всемирный банк, ЮНЕСКО, ЮНИДО, другие международные организации, а также Япония и - впервые - Люксембург; из национальных участников - Союз лаосских женщин и Союз лаосской молодежи. Намеченные планы действия тесно привязывались к специфическим особенностям страны - это всегда было одним из условий, которые ставил Лаос перед международными партнерами, прежде чем приступить к работам по составлению планов развития страны. Одновременно рассматривались меры по стабилизации национальной валюты, снижению уровня инфляции, реформированию банковской системы, созданию благоприятной инвестиционной среды для частного сектора экономики, включая банки и промышленные предприятия. В рамках этой стратегии бюджетом 2001/2002 финансового года предусматривалось 27,4 процента общего объема государственных капиталовложений в экономику направить на развитие социальной сферы.
После некоторого замедления реформ из-за финансового кризиса 90-х годов и необходимости ликвидации его последствий власти в 2001 году и еще более активно в 2002 году приступили к реорганизации отсталых и малоэффективных экономических структур страны. С участием МВФ и Всемирного банка была предпринята определенная коррекция долгосрочной стратегии развития, как всегда, рассчитанной не на форсированную, а на постепенную, поэтапную реализацию планов. Можно констатировать, таким образом, что прогнозы, сделанные в годы кризиса рядом иностранных экспертов, об опасности невыполнения намеченных в прошлом веке экономических преобразований в Лаосе не оправдались.
В основу обновленной экономической политики лаосского правительства были положены выводы и рекомендации международных финансовых и банковских структур, признанные им достаточно объективными и приемлемыми. В соответствии с уточненными планами, стратегическими объектами преобразований стали рынки финансовых, банковских и транспортно- коммуникационных услуг, внешнеторговая и налоговая системы. Их отсталость сдерживала становление многоукладной экономики. Особенно это относилось к ареалам, где преобладали натуральные и полунатуральные хозяйства, почти не затронутые реформами 80 - 90-х годов и составляющие огромные массивы лаосской территории.
В принципе лаосское государство, безусловно, может, преодолевая последствия уже второго экономического кризиса, достойным образом войти в систему международного разделения труда и свободного рынка, не обостряя при этом внутреннюю социально-экономическую и политическую ситуацию, как это имело место в ряде других стран с переходной экономикой. Такой вывод напрашивается при изучении отчетов названных выше банков о деятельности правительства ЛНДР в области экономики, подготовленных в 2002 - начале 2003 года, где едва ли не впервые рыночные реформы, проводимые в стране, оцениваются как не только успешные, но и являющиеся хорошей основой для реализации намеченных перспективных программ. При этом отмечалось, что лаосским руководством были проанализированы просчеты и ошибки последних лет, включая необоснованные отступления от создаваемой модели классической рыночной экономики, и предприняты усилия по разработке более эффективных методов совершенствования НЭМ - нового экономического механизма.
В стране продолжается начатая еще в 2001 году на 7-м съезде НРПЛ и в правительстве работа по уточнению роли государства в экономическом строительстве, его подходов к вопросам о соотношении между частной и общественной собственностью, о границах либерализации международных хозяйственных связей, о возможности повышения потенциала рабочей силы за счет привлечения иностранных специалистов. Одобрение зарубежных экспертов получило и реанимирование Лаосом признанной 15 лет назад преждевременной идеи индустриализации экономики, а также возврат к децентрализации управления, с передачей ряда прав и ответственности (за текущее планирование, выполнение государственных индикативных заданий и их финансирование) местным органам власти - округам и деревням. Провинции вновь стали считаться "стратегическими хозяйственными единицами". Реструктуризации подверглись некоторые республиканские министерства, ведающие вопросами экономики.
Благодаря активной государственной экономической политике ЛНДР удалось добиться заметных успехов в 2001 - 2002 годах. По оценкам МВФ, в 2002 году были достигнуты более высокие темпы экономического роста - от 4,5 до 5,8 процента за год, - чем в некоторых соседних, даже "продвинутых" странах, например, в Таиланде (2,5 процента), Камбодже (4,5 процента). Инфляция оставалась на уровне 6,5 процента в год, экспорт вырос на 8,5 процента. На 12 процентов увеличился среднегодовой подушевой доход населения, на 3,8 процента - общие размеры международной помощи, включая
стр. 12
беспроцентные кредиты на сумму 140 миллионов и 378 миллионов долларов в виде безвозмездных взносов. Объемы прямых иностранных инвестиций в экономику страны выросли по сравнению с 2001 годом в 11 раз. Всего осуществлялись вложения в 84 проекта, а в 2001 году их было только 54. Есть определенная уверенность, что позитивные тенденции в развитии экономики при всех трудностях и проблемах в условиях теперешней спокойной социально- экономической и политической ситуации в стране сохранятся, а правительство продолжит решать актуальные задачи по совершенствованию приоритетных сфер хозяйства и социальной жизни страны.
Важная часть этой работы -привлечение новых зарубежных партнеров- инвесторов, доноров, кредиторов и консультантов в качестве участников оперативных и долгосрочных новых лаосских программ начала века. В их числе строительство железной дороги, которая соединит ЛНДР со многими азиатскими государствами, гидротехническое строительство на реке Меконг, мероприятия по сохранению окружающей среды.
На стабилизации положения дел в стране позитивно сказался и тот факт, что 2002 год стал годом долгожданного избавления ЛНДР от многолетней так называемой "проблемы беженцев за рубежом". Верховный комиссариат ООН по делам беженцев завершил свою деятельность в Лаосе ввиду выполнения им обязательств по оказанию помощи и контролю за размещением этой категории лаосских граждан, часть которых вернулась на родину, другие обосновались в Таиланде, а также в третьих странах. Показательна еще одна сторона нынешней общественной жизни в ЛНДР. Значительная часть лаосской зарубежной диаспоры, недавно крайне нелояльно относившаяся к установившемуся там режиму, в 90-х годах практически отказалась от оппозиционных выпадок против него, сейчас тесно связана со своими сородичами на родине и играет немалую роль в оказании им материальной помощи. Есть и другая часть - те, кто вернулся в Лаос с капиталами и начал свой собственный бизнес.
К настоящему времени в ЛНДР в целом сложилась атмосфера социального оптимизма в отношении экономического будущего страны.
В заключение целесообразно обратить внимание на огромную разницу в развитии экономических связей Лаоса с США и Россией. Так, госдепартамент устами американского посла в ЛНДР в январе 2003 года заявил, что в намерения президента Буша входит улучшение торговых связей США с Лаосом как с частью АТР и государством, не являющимся ни страной-изгоем, ни страной-парией. Эти намерения подкрепляются постоянным расширением экономических контактов двух государств. Причем Вашингтон уже продемонстрировал изменение прежнего отношения к Лаосу принятием решений о создании наиболее благоприятных условий торговли с ним.
Россия же по-прежнему причисляет Лаос к малоинтересным партнерам, поставляя ему отдельные образцы военной техники и запчасти к ней (на вооружении Народной армии Лаоса с советского периода находится много нашего оружия, а также военные сухопутные и воздушные транспортные средства, нуждающиеся в обновлении и ремонте, включая танки "Т-34", БТР'ы, самолеты МИГ, АН и Яки). Оказывается также помощь в подготовке военных кадров 9 . Есть опасность сворачивания в недалеком будущем и этих контактов. Во-первых, СРВ, КНР, КНДР и США все активнее участвуют в снабжении лаосской армии оружием (последние - на безвозмездной основе). Во- вторых, в послекризисные годы наблюдается тенденция к снижению госрасходов страны на оборону - за последний период номинально они упали примерно на 49 процентов.
Подытоживая сказанное, можно со всей определенностью утверждать, что Лаос в целом успешно преодолевает тяжелые последствия периодов французского колониализма, американского неоколониализма, а затем и "социалистического этапа", ввергших страну в цепочку экономических и политических кризисов. До подлинного процветания стране предстоит пройти трудную и, скорее всего, долгую дорогу, но она - на верном пути.
----------
1 Они включали и законодательные акты, в частности, касающиеся землепользования, налогообложения, других вопросов регулирования деятельности местного и иностранного капитала, взаимодействия государства с зарубежными хозяйствующими субъектами.
2 См. "Annual Report 1999". Lao P.D.R. Vientiane, 1999; "25 лет ЛНДР. 1975 - 2000". Вьентьян, 2000 (на лаос. яз.).
3 С 1976 года ЛНДР вошла в Совет в качестве наблюдателя.
4 Но наряду с этим городская часть населения, в дореспубликанский период проживавшая в так называемой королевской зоне Лаоса, не утеряла практику предпринимательства и быстро адаптировалась к становлению рынка.
5 Вьетнам взят как пример схожести ряда политико-хозяйственных методов управления с лаосскими.
6 Подробно о периоде кризиса 90-х годов в Лаосе см. - Иоанесян С. И. ЛНДР - 25 лет модернизации экономики. "Азия и Африка сегодня". М., 2000, N 11.
7 Как было сказано в 1999 году в журнале "Фар истерн экономик рэвью", даже Лаосу, преимущественно аграрной стране, пришлось остро прочувствовать последствия азиатского кризиса.
8 Приблизительный эквивалент этого выражения - "все образуется", "все хорошо".
9 В июне 2003 года Россия объявила о списании 70 процентов (380 миллионов долларов) долга Лаоса. Оставшаяся часть должна быть выплачена в течение 33 лет по льготным ставкам. - "Пульс планеты. АТР", 25 июня 2003.
Опубликовано на Порталусе 29 апреля 2023 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK