Рейтинг
Порталус

НЕПАЛ НАЧАЛА XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Дата публикации: 30 мая 2023
Автор(ы): А. ЛЕДКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2005 № 9
Номер публикации: №1685440478


А. ЛЕДКОВ, (c)

А. ЛЕДКОВ

Кандидат исторических наук

В последние годы из Непала приходят в основном невеселые вести. Одно из самых интересных для исследователей и привлекательных для туристов, но, одновременно, и самых бедных государств мира переживает затяжной и глубокий социально-политический кризис. Одним из его проявлений стало установление 1 февраля 2005 г. королем Гъянендрой прямого королевского правления, после того как он отправил в отставку кабинет министров. Политики и политологи расценили действия короля как политический переворот, направленный на подавление слабых ростков непальской демократии.

История Непала XIX-XX вв. изобилует государственными переворотами. События 1 февраля стали первым государственным переворотом в Непале в новом столетии. В чем же причины растущей нестабильности в гималайском королевстве, которые привели к очередному драматическому повороту истории страны?

Весной 1990 г. в результате массовых выступлений оппозиции, эффект которых был усилен давлением со стороны Индии, в Непале была отменена традиционалистская система "беспартийной панчаятской демократии"1 . Начался период политических и экономических реформ, который оказался бурным и противоречивым.

Конституция 1990 г. провозгласила основные гражданские и политические права граждан. Она придала непальскому королевству черты конституционной монархии. Была возобновлена деятельность политических партий, запрещенных в 1960 г. королем Махендрой. Наиболее влиятельными силами стали: Непальский Конгресс, занимающий центристские позиции; отколовшийся от него НК (демократический); КПН (ОМЛ) - Коммунистическая партия Непала (объединенная марксистско-ленинская), стоящая на позициях парламентаризма. Кроме вышеупомянутых в Непале возникли десятки центристских и левых партий. Некоторые ультралевые партии и группы стоят на антипарламентских и антимонархических позициях2 . В стране началась бурная политическая жизнь.

В мае 1991 г. были проведены первые после 1959 г. парламентские выборы. Победу на них одержала партия "демократического социализма" - Непальский Конгресс, получивший ПО мест из 205 в палате представителей парламента. На втором месте по числу депутатов (69) оказалась КПН (ОМЛ). Король Бирендра назначил на пост премьер-министра председателя НК Г. П. Коиралу. Правительство НК взяло курс на модернизацию страны. Основными направлениями в экономической политике стали приватизация, децентрализация (расширение финансовых полномочий местного самоуправления), привлечение иностранных инвестиций, развитие инфраструктуры и осуществление различных социальных программ (в первую очередь по борьбе с бедностью и безработицей). За последние 15 лет несколько улучшилось положение в области здравоохранения, начального образования, обеспечения населения питьевой водой, некоторые другие социальные показатели. По индексу развития человека (ИРЧ) Непал поднялся с 154-го места из 162 в 1994 г. до 129-го в 1999 г. (Сами непальцы не доверяют данным социологических исследований, проводимых, как правило, иностранными специалистами.)

Однако коренного изменения в положении большинства населения не произошло. Непал был и остается отсталой страной со слаборазвитой промышленностью и бедным населением (среднедушевой доход в год составляет 230 - 250 долл. США). В городах растет безработица, а на селе аграрное перенаселение. В стране стало нарастать разочарование в способностях правительства НК реформировать страну и в системе парламентской демократии вообще. Усилилась борьба между НК и его главным соперником - КПН (ОМЛ). В рядах НК сложились группировки, развернувшие борьбу против руководства партии.

По словам основателя советского непаловедения И. Б. Редько, "опыт Непала показывает, что институты формального демократизма... не могли гарантировать успешное осуществление таких социальных и экономических преобразований, которые продвинули бы страну по пути прогресса в интересах народа"3 . Как оказалось, этот вывод, относящийся к первому недолгому периоду становления парламентаризма в Непале в 1959 - 1960 гг., справедлив и к непальскому парламентаризму образца 1990 - 1991 гг.

В 1994 г. в результате внутрипартийных раздоров правительство Г. П. Коиралы ушло в отставку. Непал вступил в полосу нарастающей политической нестабильности. Обострившаяся меж- и внутрипартийная борьба привела к правительственной чехарде. С весны 1990 г. по февраль 2005 г. в стране сменилось 14 правительств, сформированных различными коалициями. Ни одно из них не доработало до конца срока и не смогло предложить стране реальной программы преодоления отсталости и бедности. Не была решена самая острая из проблем Непала - аграрная.

стр. 68


Сельское хозяйство - основная отрасль экономики Непала, в которой занято от 70% до 85 % самодеятельного населения страны и создается около 40% ВВП.4 Большинство крестьян без- или малоземельны. Большая часть земли, несмотря на периодические попытки проведения земельной реформы, находится в руках помещиков, ростовщиков, городских торговцев. Реформы, проводившиеся правительством в 1950 - 1980 гг. несколько ограничили крупное землевладение, но не оказали существенного влияния ни на перераспределение земли, ни на развитие производительных сил в аграрном секторе. Товарное сельскохозяйственное производство, ориентированное на внешний рынок, существует лишь на равнинах Южного и Юго-восточного Непала, но и здесь доминирует помещичье землевладение. Крупные землевладельцы по-прежнему пользуются большим влиянием в непальской столице и на местах.

Несмотря на конституционный запрет каких-либо форм угнетения и дискриминации, в стране по-прежнему сохраняется кастовое и этническое неравенство. Тип демократии, установившейся в Непале, обычно именуется западными политологами "нелиберальной демократией" (illiberal democracy). В условиях такой демократии существуют демократические институты и периодически проводятся выборы, но не соблюдаются гражданские права, в т.ч. права меньшинств. Следует отметить, что в Непале различные категории меньшинств составляют более половины населения страны - 24,5 млн. человек (2003, оценка). Правозащитники отмечают также сохранение приниженного положения непальских женщин во всех сферах общественной жизни.

Широкие слои населения, и прежде всего крестьянство, связывали свои надежды с правительством КПН (ОМЛ), сформированным после внеочередных выборов 1994 г. Это правительство возглавил ветеран коммунистического движения Ман Мохан Адхикари. За девять месяцев пребывания у власти в 1994 - 1995 гг., правительство коммунистов пыталось осуществить ряд давно обещанных социальных реформ, не выходящих, впрочем, за рамки умеренного реформизма. Однако бессистемность проводимых мероприятий, отсутствие союза с другими левыми силами, скрытый саботаж чиновничества, прекращение зарубежной финансовой помощи и ряд других факторов привели к провалу политики коммунистов.

Отставка правительства М. М. Адхикари привела к идеологическому кризису в рядах КПН (ОМЛ). Наиболее обездоленные слои разочаровались в парламентской демократии. Началась радикализация всех политических и в первую очередь ультралевых сил. Улицы непальских городов все чаще стали превращаться в арену демонстраций, в которых активно участвовали студенты. В борьбе с правительством различные партии стали организовывать забастовки - банды (доел, банд - закрытие). Некоторые из них охватывали почти всю страну5 .

Именно отставка правительства коммунистов подтолкнула крестьян, потерявших надежду на улучшение своего положения, к радикальным действиям. Этим воспользовались маоисты (неп. маобади )6 .

Следует кратко остановиться на истории формирования маоистского движения Непала. Впервые влияние маоистских идей среди части руководства КПН (созданной в 1949 г.) проявилось во второй половине 1950-х гг. После 1960 г. КПН фактически раскололась на просоветскую и прокитайскую. Процесс дробления обеих фракций продолжался в 1960 - 1980-х гг. Параллельно в Непале преимущественно в среде студенчества возникали мелкие маоистские группы. В период "панчаятской демократии" влияние маоистов, действовавших подпольно, было слабым.

В 1971 г. группа маоистов, именовавшая себя Коордиционный центр, пыталась инициировать вооруженное выступление крестьян-арендаторов Юго-восточного Непала. Основным местом проведения короткой, но кровопролитной кампании "уничтожения классовых врагов" стал дистрикт Джхапа. В ходе кампании джхапали (боевики Центра) убили нескольких помещиков и полицейских. Выступления были быстро и жестко подавлены властями. Джхапали находились под сильным идейным влиянием индийских наксалитов - левых экстремистов, сторонников вооруженной борьбы беднейших слоев крестьянства против помещиков. В тот период наксалиты активно действовали в приграничных с Непалом районах Западной Бенгалии.

В середине 1970-х гг. джхапали стали основой для формирования КПН (марксистско-ленинской). Идейной базой новой партии были объявлены "марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна". Непальские маоисты разорвали отношения с руководителями КНР и КПК, пришедшими к власти после смерти Мао Цзэдуна, посчитав их "ревизионистами" и "предателями дела председателя Мао". На рубеже 1980-х - 1990-х гг. КПН (МЛ), как и часть наксалитов в Индии, отказалась от вооруженной борьбы. Большая часть членов этой партии вошла в состав КПН (ОМЛ).

В конце 1980-х гг. драматические перемены в СССР и других европейских социалистических странах не только вдохновили противников панчаятской системы на активные действия, но и подтолкнули большинство непальских коммунистов к пересмотру прежних идеологических установок. В

стр. 69


частности, в положительную сторону было пересмотрено отношение к буржуазному парламентаризму и союзу с НК. Сдвиг вправо основной части коммунистов позволил маоистам занять опустевшее место "непримиримых бойцов".

В начале 1990 г. НК и Объединенный левый фронт (ОЛФ, объединение семи левых партий и групп) объявили о создании Народного движения за восстановление многопартийной демократии. В период Народного движения маоисты резко критиковали ОЛФ за оппортунизм в вопросе о парламентской системе. Считая парламентскую систему западного типа непригодной для условий Непала, они выдвинули идею народной или прямой демократии в стране.

В середине 1990-х гг. на базе различных маоистских и левацких групп была создана КПН (маоистская) и Объединенный народный фронт, включивший в себя общественные организации, признающие главенство маоистской компартии. Руководство КПН (М) взяло курс на подготовку "народной войны", главная роль, в которой отводилась крестьянству7 . Ее началу в феврале 1996 г. предшествовал ряд политико-пропагандистских и практических мероприятий по созданию "опорных баз" в труднодоступных горных районах. Маоисты усилили свои ряды за счет некоторых бывших функционеров КПН (ОМЛ).

Идеологической основой движения, которое возглавили Б. Р. Бхаттараи и Прачанда (П. К. Дахал), стал "Путь Прачанды" - "творческое развитие идей марксизма-ленинизма-маоизма в условиях современного Непала"8 . Простые и четкие лозунги маоистов, адаптированные к условиям Непала, находят поддержку крестьянства отсталых районов, ничего не получившего от демократических реформ. Маоисты умело используют недовольство представителей низких каст, этнических меньшинств и терайцев (Тераи - равнинная полоса на южной границе страны) традиционным доминированием в общественной жизни страны высоких каст из горных районов.

Маоисты заявляют, что они изучают и активно используют военно-политический опыт партизанских движений Китая, Индии, Вьетнама, Перу (движение Сандеро Люминосо) и других стран Азии, Африки и Латинской Америки. Их тактика предусматривает комбинирование партизанских действий в горах с террористическими актами в городах и организацией бандов. Большое внимание уделяется пропаганде, в том числе через интернет. Основной стратегической целью считается создание в Непале "народной республики". Маоисты действуют по всей стране. К ним присоединились представители всех этнических групп и каст. По существу к концу 1990-х гг. маоистское движение превратилось в общенациональное движение.

Разрастание вооруженной борьбы привело к объявлению в стране чрезвычайного положения в ноябре 2001 г. Правительство и маоисты неоднократно договаривались о прекращении огня с целью начала переговоров, однако перемирия постоянно срывались. К началу 2005 г. число погибших во взаимных столкновениях превысило 11 тыс. человек. Используя нерешенность социально-экономических проблем и слабость государственных структур, маоисты стремятся расширить свою социальную базу за счет крестьянства экономически развитых районов и бедных и даже средних слоев города. Они периодически обращаются с призывами к национальной буржуазии создать "единый патриотический фронт против реакционного правительства".

В подконтрольных районах (по разным данным, от трети до двух третей территории страны) маоисты устанавливают порядки, соответствующие "военному коммунизму". Запрещены аренда и ростовщичество. Земельные наделы "феодалов" экспроприируются и передаются безземельным крестьянам. Примечательно, что землей наделяются семьи военнослужащих и полицейских, погибших в стычках с маоистами. Создаются "бригады взаимопомощи". С крестьянских хозяйств взимается налог в 5%, а с немногочисленных частных предприятий в 40% от дохода. Маоисты демонстративно назначают на ответственные посты в своей администрации представителей низких каст и племен. Они утверждают, что более трети ответственных постов в партии, народных комитетах и даже в созданной ими Народно-освободительной армии Непала занимают женщины. Объективно их мероприятия способствуют ликвидации феодальных отношений. Непальские маоисты тесно сотрудни-

стр. 70


чают с ультралевыми и сепаратистскими организациями Индии, а также с маоистами Западной Европы и США.

В борьбе с маоистами правительство Непала пользуется политической поддержкой соседних держав, а также ООН, США, Великобритании, России и других стран. Наибольшую помощь оказывает Индия.

Маоистская опасность является не единственной угрозой для молодой непальской демократии. Серьезным ударом по не устоявшейся системе парламентской монархии стало убийство короля Бирендры 1 июня 2001 г. его сыном Дипендрой в ходе семейного конфликта. Королем был провозглашен младший брат убитого - Гъянендра, который в условиях кризиса парламентаризма стал демонстрировать стремление к расширению своих политических полномочий.

События 1 февраля 2005 г. стали логическим продолжением политики короля. В этот день Гъянендра отправил в отставку коалиционное правительство Ш. Б. Деубы - лидера НК (демократический) - и ввел в стране чрезвычайное положение под предлогом неспособности правительства достичь мира с маоистами и подготовить парламентские выборы, намечавшиеся на апрель 2005 г.9 Было приостановлено действие ряда статей конституции, в т.ч. прав на мирные собрания, свободу слова и др. Лидеры политических партий были помещены под домашний арест, ряд журналистов и правозащитников - арестованы. Король сослался на статью 23 (ч. 3) конституции 1990 г., дающую ему право, при определенной ее трактовке, на вмешательство в политический процесс, и объяснил свои действия стремлением защитить демократию от произвола, а народ от насилия. Он обещал восстановить деятельность демократических институтов в течение последующих трех лет. Под его председательством был сформирован технический кабинет министров. С целью привлечения на свою сторону беднейших слоев населения им было объявлено о реализации ряда мероприятий, имеющих явно выраженный популистский характер. Так началась новая антикоррупционная кампания, в рамках которой незаконно нажитая собственность могла быть по королевскому указу конфискована. Были также снижены цены на газ и керосин. Правительство дало обещание наделить землей безземельных крестьян. Однако скептики отмечают, что это вряд ли будет осуществлено, поскольку последовательное осуществление подобных мероприятий неминуемо приведет к конфронтации с землевладельцами и чиновничеством, которые составляют основную опору двора.

События 1 февраля были расценены семью ведущими партиями как государственный переворот. Они заключили соглашение о совместной борьбе за восстановление работы парламента. Один из старейших политических деятелей Непала Г. П. Коирала, лидер НК, заявил, что демократическая оппозиция пойдет в своих требованиях до конца и не удовлетворится компромиссом.

Однако действия короля не вызвали серьезного сопротивления со стороны населения. Более того, в среде служащих, торговцев и предпринимателей усилились настроения в пользу королевской власти, как единственной силы, способной навести в стране порядок и в перспективе сплотить нацию. Впервые за 10 лет благодаря мероприятиям силовых органов банд, объявленный маоистами 13 февраля 2005 г., не приобрел всеобщего характера.

Генсек ООН, Индия, США, Великобритания, Австралия, Япония и некоторые другие страны осудили действия короля. Предоставление финансовой помощи этих стран, от которой зависит страна, было приостановлено. В свою очередь, КНР и Пакистан расценили события 1 февраля как внутреннее дело Непала. В сообщении для печати МИД РФ от 2 февраля 2005 г. "О событиях в Непале" была выражена надежда на скорое восстановление деятельности демократических институтов.

События 1 февраля продемонстрировали растущее влияние королевской армии, приступившей к прямому контролю над властями всех уровней. В ближайшее время планируется увеличить ее численность с 78 до 95 тыс. человек. Расходы на армию составляют значительную часть бюджета, хотя их реальные размеры неизвестны.

Можно предположить, что в ближайшие годы в Непале будет сохраняться внутриполитическая нестабильность, но радикальных изменений не будет, поскольку сложилось неустойчивое равновесие трех основных политических сил: королевского двора, маоистов и объединения парламентских партий. Королевский двор остается наиболее ак-

стр. 71


тивным игроком на политическом поле. Именно на него делают основную ставку внешние силы, заинтересованные в объединении королевского правительства и парламентской оппозиции для продолжения борьбы с маоистами. Однако западные спонсоры связывают возобновление предоставления помощи Непалу с восстановлением демократических институтов.

Под давлением извне и протестов оппозиции король постепенно смягчает режим правления. Однако складывается впечатление, что в ближайшие 5 - 7 лет парламентская система не будет восстановлена в полном объеме. В начале мая нынешнего года чрезвычайное положение было отменено, но другие указы, принятые после 1 февраля, остались в силе.

Можно предположить, что вооруженная борьба, скорее всего, будет продолжаться в тех же масштабах и теми же методами, как и прежде, с периодическими перерывами на мирные переговоры. В ближайшие годы в Непале будут сосуществовать две системы власти и экономики: маоистская и правительственная, соревнующиеся между собой. Нельзя исключить и их взаимовлияния, т.е. проникновения в маоистские районы рыночных отношений и ускорения ликвидации феодальных элементов в районах, контролируемых правительством.

По мнению аналитиков, во внешней политике Непал по-прежнему будет балансировать между Индией и Китаем, одновременно стремясь к развитию отношений с США и другими развитыми странами. При этом соседи Непала будут стремиться избегать вовлечения во внутринепальский конфликт.

Несмотря на существенное ослабление в последние 15 лет некогда разносторонних связей между нашими странами, непальцы сохраняют доброе отношение к россиянам. Большую роль в этом играет деятельность общества "Непал-Россия", "Общество друзей" (общество выпускников советских вузов), Центр российской науки и культуры в Катманду. Доброжелательная по отношению к России атмосфера, существующая в среде представителей науки и культуры Непала, проявилась в стремлении руководства Центра непальских и азиатских исследований при Трибхуванском университете восстановить связи с научными учреждениями России, в частности, с Институтом Востоковедения РАН. Укрепление связей между научными и культурными учреждениями наших стран может сыграть важную роль в будущем, когда появятся благоприятные условия для развития разносторонних российско-непальских отношений.


1 Панчаяты - досл. " совет пяти", традиционная форма местного самоуправления в Индии и Непале. Панчаяты образовывали иерархическую структуру, высшим органом которой являлся Национальный панчаят - своеобразный парламент. Члены панчаятов выбирались на многоступенчатых выборах. По замыслу теоретиков панчаятов самобытность "панчаятской демократии" должна была противостоять политическим системам "гегемонистской" Индии и коммунистического Китая.

2 Значительное влияние левых сил в Непале объясняется слабостью их основного соперника - либерально-реформистских партий, ввиду малочисленности и экономической слабости средних слоев - основных носителей буржуазной идеологии. Существенным фактором усиления левых настроений стало политическое и идеологическое влияние соседнего Китая. Наибольшим влиянием среди многочисленных левых партий и групп пользуются КПН (объединенная марксистско-ленинская) и КПН (маоистская).

3 Редко И. Б. Политическая история Непала. М., 1986, с. 317 - 318.

4 Энциклопедия стран мира. М., 2004, с. 722.

5 Основными участниками таких забастовок становятся студенты, школьники, служащие, торговцы, лица свободных профессий. В силу неразвитости в Непале промышленности и транспорта, участие в банде рабочих почти не заметно. Крестьяне традиционно не бастуют. Обычно банд длится 2 - 3 дня. Основным критерием забастовки является не реальное прекращение деятельности, а демонстрация солидарности. Такие забастовки не наносят серьезного экономического ущерба забастовщикам и аграрной и слабоинтенсивной экономике Непала. Расчет организаторов бандов делается на информационно-психологический эффект. Ради смягчения экономических последствий устроители банда иногда назначают его на выходные, праздничные или предпраздничные дни. Массовость бандов обеспечивается глубокими традициями общинной солидарности, штрейкбрехеры подвергаются моральному осуждению со стороны родственников и соседей.

6 Подробнее об идеологии и истоках маоистского движения в Непале см.: Ледков А. А. "Традиционализм в маоистском движении Непала" // Южная Азия: конфликты и компромиссы. Материалы научной конференции. М., 2004.

7 Образованию КПН (М) и ОНФ предшествовал раскол в среде маоистов. Группа, возглавляемая Нирмалом Ламой, не поддержала лозунг "народной войны". Эта организационно пестрая группа состояла в основном из горожан и маоистов старшего поколения.

8 Традиционализм в маоистском движении...", с. 263 - 264.

9 Некоторые аналитики предполагают, что основной причиной переворота 1 февраля стало стремление двора не допустить выборов. Их проведение, независимо от результатов, могло бы усилить позиции оппозиционных партий.

Опубликовано на Порталусе 30 мая 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама