Рейтинг
Порталус

ИЗ ХАОСА РОДИЛАСЬ ИМПЕРИЯ

Дата публикации: 04 июня 2023
Автор(ы): И. ГЛУШКОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2005 № 10
Номер публикации: №1685903642


И. ГЛУШКОВА, (c)

И. ГЛУШКОВА

Кандидат филологических наук

Путешественники, посетившие в XIV-XVI вв. Виджаянагар (современный Хампи), всю жизнь оставались под его впечатлением. В 1799 г. сбором уцелевших артефактов занимался полковник и антиквар Колин Маккензи. Первые фотографии Виджаянагара были сделаны в 1850 - 1860 гг. Александром Гринлоу - выполненные на вощеной бумаге 60 негативов обнаружили только в 1981 г. В 1900 г. Роберт Сыоэлл, чиновник английской колониальной администрации, написал остающийся авторитетным труд "Забытая империя", а в 1917 г. вышла книга археолога Э. Х. Лонгхёрста "Руины Хампи в описаниях и иллюстрациях". В 1987 г. "руины Хампи" были включены в "Список мирового наследия ЮНЕСКО".

Многочасовая дорога с побережья Аравийского моря в глубь южноиндийского штата Карнатак могла бы показаться монотонной несмотря на окружающие солнечные краски, если бы не чрезмерная узость двухполосного шоссе и лихая самоуверенность мчащихся навстречу перегруженных фур. Ощущение неминуемого не давало расслабиться, и я оказалась не готовой к сюрреалистическому ландшафтному хаосу, открывшемуся взору, едва машина свернула с шоссе на разбитую проселочную дорогу. До самого горизонта простиралось скалистое, почти лишенное растительности плато, заваленное нагроможденными друг на друга глыбами, как бы на мгновение приостановившими свое падение. То справа, то слева его плоскость разбивалась вспученными наплывами лавы и усыпанными грудами камней холмами, на верхушках которых угадывались очертания храмов. Время от времени попадались фрагменты крепостных стен, части арок и перекрытий и остовы монументальных построек - это и были раскинушиеся на 29 кв. км руины Виджаянагара, столицы одноименного государства, называемого в исторических трудах последней - перед колонизацией Индии англичанами - индусской империей Южной Азии.

Геология утверждает, что ассоциации с космическим камнепадом или вулканическим катаклизмом не имеют никакого отношения к этой части Деканского плато. Гранитные пласты под земной твердью образовались более 3 млрд. лет назад во время архейского геологического периода, а позднее - в мезозой - произошло рассоединение Гондваны, гигантского суперконтинента Южного полушария, и его базальтовые породы вонзились в гранит того, что сегодня называют полуостровом Индостан. Именно этот стык, на который, создавая невероятные ландшафтные комбинации, миллионы лет воздействовали солнце, ветер и дождь, и выбрали для своей столицы братья Хукка и Букка, положившие в 1336 г. начало династии Сангама.

В каком-то из путеводителей мне встретилась фраза: "Нетрудно представить, почему именно здесь основали свою столицу первые правители Виджаянагара -Города победы". Может быть, автор подразумевал параллелизм между мощью нерукотворной природы и имперским размахом существовавшего здесь более двух веков государственного образования или же прагматику человеческой мысли, воспользовавшейся буйством природы для утилитарных целей строительства и обороны. Несомненно, однако, то, что необычность окружа-

стр. 74


ющего пейзажа не укладывалась в рамки земных понятий и преднамеренно наделила эти края богатейшей мифологией.

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ГОРИЗОНТАЛЬ

В далекие времена по этим местам бродила пара божественных братьев - Иттхал-Бираппа, которым поклонялись кочевые пастушеские племена Деканского плоскогорья. Фольклорные песни сегодняшних дхангаров, гавли, куруба и других номадов Махараштры, Андхры и Карнатака все еще хранят память о собственной традиции. Постепенная индуизация местных поверий привела к отождествлению Иттхала (Виттхала) с общеиндийским богом Вишну, а Бираппы (Вирдева) - с Шивой, однако пара по большей части сохранила прежние имена, и местные предания "малой традиции" оказались, в соответствующей интерпретации, включены в "великую традицию" классического индуизма. Так же обстояло дело и с ландшафтом: миф обрел физическую и географическую реальность. Например, одна из стремнин на здешней реке носит название Чакра-тиртхи, священного места, где Шива подарил Вишну непобедимое оружие - диск-бумеранг.

Виджаянагар располагался на южном берегу реки Тунгабхадры, текущей здесь по каньону в скалистых породах. Она состоит из Тунги и Бхадры, берущих начало в Западных Гхатах на горе Вараха. "Вараха", то есть вепрь, - это одна из земных манифестаций бога Вишну, который принял форму зверя, чтобы поднять на своих клыках землю, сброшенную в пучину океана демоном Хираньякшой. После убийства демона и спасения земли вепрь остановился передохнуть, а с его клыков продолжала стекать вода: с левого - Тунга, а с правого - Бхадра.

Недалеко от Хампи - так называется поселение наших дней, существующее между развалинами Виджаянагара, в Тунгабхадру впадает, образуя небольшое озеро Пампа-саровар, река Пампа. Раньше и Тунгабхадра называлась в этих краях Пампой - отсюда возник топоним Хампи, а Пампа была и остается речной богиней, влюбившейся в бога Шиву. Он также проживал здесь на холме Хемакут, куда приходила красавица Пампа - то ли дочь бога Брахмы, то ли местного мудреца Матанги, и совершала аскезу, чтобы привлечь внимание Шивы. По местным легендам, нарушивший медитацию Шивы бог любви Кама был сожжен разгневанным богом именно здесь. Наконец, Шива был тронут упорством девушки и взял ее в жены, став, таким образом, Пампапати, или Владыкой Пампы. А когда Пампа игриво прикрыла ладонями глаза Шиве и мир погрузился во мрак, у бога прорезался третий глаз - "акша", и поэтому здешний Шива, хоть и представлен в храме в виде лингама - фаллического символа, носит имя Вирупакши, "с неправильными глазами".

И Хемакут, и Пампа-саровар, где совершала утренние омовения Пампа, являются местными аналогами гималайских святынь индуизма - горы Кайлаш и озера Манас-саровар, где, с точки зрения паниндийской традиции, обитают Шива и его супруга. Вирупакша же, связанный множеством нитей с Бираппой из божественной пары пастушеских народов, "поселился" в этих краях задолго до основания Виджаянагара - его храм на берегу Тунгабхадры, выстроенный в южноиндийском стиле, насчитывает более чем десятивековую историю. Поныне здесь ежегодно отмечают два больших праздника: сначала помолвку Вирупакши и Пампы, а затем - через несколько месяцев - их свадьбу.

Начиная с XII-XIII вв. в Индии становится популярной фигура Рамы из древнеиндийского эпоса "Рамаяна", еще одна из наиболее популярных аватар бога Вишну. Рама, царевич из Айодхъи, стал отождествляться с идеалом индусского правителя, разящего врагов и пекущегося о своих подданных. Он был рожден в человеческом облике, дабы спасти мир от демона Раваны, обитавшего на Ланке. Чтобы столкнуть оппонентов, эпическое сказание сначала отправляет Раму вместе с супругой Ситой и братом Лакшманой в четырнадцатилетнее изгнание, а затем разворачивает интригу, в которой Равана похищает Ситу и увозит ее на Ланку. Тем самым Рама и Лакшмана вынуждены отправиться на ее поиски, которые приводят их в Кишкиндху, обезьянье царство. И если эпическая Айодхъя "была обнаружена" на реке Сарайю в североиндийском штате Уттар Прадеше, а в 1992 г. стала поводом к кровавому противостоянию индусов и мусульман, то Кишкиндху "локализовали" в современном Карнатаке как раз в тех местах, где существовала реальная Виджаянагарская империя.

В эпической Кишкиндхе дела также обстояли не вполне благополучно. Обезьяний царь Сугрива пребывал в изгнании, будучи отлученным от трона своим братом Валином. Этот-то Сугрива и подобрал драгоценности и что-то из вещей, намеренно оброненные Ситой, расчитывавшей таким образом указать направление, в котором ее увозил Равана. Об этом поведал Раме и Лакшмане встреченный ими Хануман, военачальник Сугривы, ставший впоследствии преданным слугой Рамы, а теперь уже и популярным индийским богом. Сам Хануман, сын бога ветра Вайю и обезьяны Анджаны, родился в Анегонди, деревеньке, расположенной на противоположном от Хампи берегу Тунгабхадры. Когда-то прекрасная Анджана гуляла по одному из местных холмов, а пролетавший мимо Вайю случайно приподнял край ее одежды и не смог устоять перед прелестями красавицы. Здесь же, на территории сегодняшнего Хампи, состоялся поединок между Сугривой и Валином, и притаившийся в кустах Рама сразил последнего стрелой из лука, а потом участвовал в кремации трупа. И здесь же произошла коронация Сугривы, после чего Хануман отправился на поиски Ситы, а Рама и Лакшмана на одном из местных холмов пережидали сезон дождей. И, наконец, здесь Сугрива и Хануман собрали огромную армию обезьян, которые переправились на Ланку по построенному ими мосту - оказавшиеся лишними валуны по-прежнему валяются вокруг Хампи - и помогли Раме одержать победу над Раваной.

Именно поэтому названия большинства холмов и других природных ориентиров вокруг Хампи созвучны тем, что встречаются на страницах "Рамаяны", и любой местный житель покажет физические признаки - вмятину в горной породе, где упали драгоценности Ситы, трещину в скале, куда припрятал их Сугрива, или окалину в огромной вмя-

стр. 75


тине, где произошло сожжение Валина, - и назовет обитающих в большом количестве в Хампи обезьянок-лангуров потомками Сугривы и Валина.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ

Славу Виджаянагара с попеременным успехом поддерживали представители четырех династий: Сангама (1336 - 1478), Салува (1478 - 1496), Тулува (1496 - 1567) и Арвиду (1567 - 1644)*. От Арвиду в 1639 г. англичание получили кусок земли на берегу Бенгальского залива, на котором в дальнейшем создали один из надежных форпостов своего проникновения в Индию - Мадрас. Потомки последней династии все еще проживают в Анегонди, и хотя их образ жизни никак не ассоциируется с роскошью и блеском бывшей империи, они пользуются уважением среди односельчан и ведут себя с достоинством, приличествующим их родословной.

К XIV в. волна мусульманского нашествия докатилась до индийского юга и смела лидировавшие в те времена маратхиязычную династию Ядавов и каннадаязычную династию Хойсалов. Вдали от ока Делийского султаната мусульманские военачальники-наместники боролись за власть как между собой, так и с представителями местной знати, пока из хаоса и безвременья не родилась великая Виджаяна-гарская империя. Гератский посол Абдар-Раззак так изложил свое впечатление об имперской столице в 1443 г.: "Город таков, что глаза зрачок никогда не зрил и уха слух никогда не был оповещен, что существует нечто равноподобное".

Общим в стиле правления всех имперских династий было то, что Виджаянагар ни на секунду не прекращал борьбы как за сохранение, так и расширение своих земель - в пору расцвета ему принадлежал весь индийский юг, то есть те места, которые сегодня известны как Карнатак, Керала, Тамилнаду и Андхра Прадеш, а также части Гоа, Махараштры и Ориссы. Современные индийские учебники истории подчеркивают роль Виджаянагара как хранителя индусских ценностей в те времена, когда север и центральная часть субконтинента находились под властью чужеверцев - сначала Делийского и Деканских султанатов, а потом Великих моголов. Однако правители Виджаянагара не чурались ни союза с мусульманами, ни противостояния с братьями по вере - примером последнего служат их длительные и кровопролитные выяснения отношений с индусской династией Гаджапати из Ориссы. Виджаянагарские цари на все государственные посты - от министров до наместников провинций - назначали своих родственников и свойственников. При этом, пытаясь не допустить дробления государства и усиливая централизованную власть, они без колебаний смещали тех, на кого пала тень подозрения, и заменяли их другими. Подобная политика имела как плюсы, так и минусы: помогая быстрее решать вопросы мобилизации для проведения военных кампаний и фискальные дела, она одновременно предоставляла широкий простор для заключения взаимовыгодных союзов между различными ветвями одного клана. И тогда сыновья, рожденные от разных жен, плели интриги против отцов, братья - против братьев, а дядья - против племянников, и семейные трапезы превращались в смертоубийство, что в результате приводило к смене династий и неизбежно ослабляло способность империи к внешнему сопротивлению.

Все царствующие особы, безусловно, покровительствовали индуизму: именно от индусских жрецов каждый из них ожидал легитимации своих притязаний на трон. Хукка Сангама, первый царь Виджаянагара, при приходе во власть сменил невзрачное местное имя на благородное Харихару, соединяющее в себе вишнуитский (Хари - имя Вишну) и шиваитский (Хара - имя Шивы) признаки. Хотя считается, что Сангама - в отличие от всех последующих династий - были шиваитами, скорее пасту-


* Разные исследователи придерживаются разных версий относительно временных промежутков, когда та или иная династия находилась у власти. Это связано еще и с тем, что представители правящих династий пересекались друг с другом, осуществляя на протяжении какого-то срока параллельное правление из разных провинций империи.

стр. 76


шеские (куруба) корни Хукки и традиционное поклонение сдвоенному и синкретичному образу Иттхала-Бираппы предопределили принятие им нового - такого же синкретичного - имени. И он, и царствовавший после него Букка I активно содействовали расширению храма Вирупакши, всегда популярного в этих краях. Одновременно ранние правители Виджаянагара стали воображать себя земными представителями бога Вирупакши, а более поздние скрепляли его именем указы и договоры. Хукка и Букка I остались в памяти потомков и тем, что приношением богатых даров укрепили связи с находящимся неподалеку монастырским комплексом Шрингери, и прославленные философы-проповедники Видъяранъя и Саяна, вероятно, по их заказу создали ставшие хрестоматийными комментарии к древнеиндийским священным книгам - ведам. Букка I в дальнейшем приобрел титул "прокладывающий ведийский путь", а его сын, Харихара II, уже стал "поддерживающим четыре варны и ашрамы", то есть традиционную иерархическую систему сословий и жизненных стадий, декларируемую классическим индуизмом.

Эти эпитеты предполагают, что Сангама явно покровительствовали паниндийской традиции, продвигая ее на смену разнородным местным культам разрастающейся империи. И цари Сангама, и последующие правители неустанно поддерживали храмы, в какой бы части империи они не находились, тем самым заручаясь их лояльностью, и направляли проводящих политику унификации жрецов, старост, писцов и другую номенклатуру в отдаленные деревни Виджаянагара. Однако виджаянагарские правители были не чужды и веротерпимости: по сию пору сохранились надписи, рассказывающие о том, как в 1368 г. Букка I остановил преследования джайнов вишнуитами и предоставил каждой конфессии свободу в отправлении религиозных ритуалов. В дальнейшем, поскольку того требовал дипломатический этикет и постоянное лавирование между пятью Деканскими султанатами, в Виджаянагаре давали разрешение на возведение мечетей, а после 1510 г., когда постепенно был налажен контакт с захватившими Гоа португальцами, и католических церквей. И, наконец, чтобы усилить виджаянагарскую армию, в нее специально стали нанимать мусульманских лучников-наездников, число которых в первую половину XV в. доходило до 10 тыс. при общей численности пехоты до 1 млн. человек.

С утверждением во власти династии Салува в Виджаянагаре воцарились вишнуиты. С этого времени и начинается безудержная "рамаизация" природного ландшафта в соответствии с текстовой традицией "Рамаяны"* и трансформация его путем возведения храмов, посвященных богу Вишну в его различных формах и воплощениях. Постепенно Салува, а затем оставившие более существенный след в истории Виджаянагара Тулува и, наконец, Арвиду пришли к отождествлению собственных персон с аватарой Вишну в качестве Рамы, царя-воителя.

Самым блистательным из виджаянагарских правителей единодушно называют Кришнадеву Райю (1509 - 1530), сместившего своего старшего брата Нарасу Наяка, который, узурпировав трон у Салува, привел к власти династию Тулува. Португалец Доминго Паеш, посетивший Виджаянагар в 1520 - 1522 гг., сетует, что не в силах адекватно передать подлинную картину увиденного: "Безнадежно пытаться рассказать о том, что видел, поскольку я передвигался с головой, вращающейся с таким постоянством из одной стороны в другую, что чуть не сваливался с лошади от избытка чувств". Он все же описал и атлетическое сложение Кришнадевы, и ежедневные физические тренировки, которым тот себя подвергал, вставая до восхода солнца: "Он великий правитель и человек весьма справедливый, но подверженный внезапным вспышкам ярости... Он выше всех властителей по своему положению, принимая во внимание размеры его армий и владений". К этому следует добавить, что Кришнадева был еще и поэт, и виджаянагарская литература, создававшаяся на трех языках - санскрите, каннада и телугу - при нем достигла наивысшего расцвета, а столица укрепила пришедшую к ней ранее славу ведущего центра знаний и искусства Южной Индии.

Продолжая без устали военные экспедиции (поводами становилось все, наподобие кампании 1402 г., когда Букка II предпринял попытку выкрасть красавицу-дочь ювелира из государства Бахманидов), Кришнадева, искусный политик и стратег, мог, например, наголову разбить враждебный Биджапур, но оставить на троне его султана, тем самым подогревая соперничество между султанатами и приобретая новый титул "учитель-основатель мусульманского государства". Свои политические и государственные взгляды Кришнадева изложил в поэме-трактате "Амуктамалъяда", рассказывающей о налогах и ирригации, укреплении армии и развитии торговли.

Торговля наряду с войной также являлась приоритетом для всех виджаянагарских царей, а потому они с самого начала целенаправленно бились за выход к морю, присоединяя к своим владениям Цаул (где во второй половине XV в. высадился на берег Афанасий Никитин), Дабхол и проч.

Португальские путешественники, да и не только они, были потрясены виджаянагарскими базарами и утверждали, что на земле не существует того, что невозможно было бы там приобрести. Сохранившийся и по сей день базар перед храмом Вирупакши тянется на 732 м от прихрамовых ворот, украшенных 53-метровой надвратной башней, к подножию холма Матанги и завершается монолитной фигурой быка Нанди, ездового животного бога Шивы. Ширина базара составляет 32 м. Первые этажи старых построек, скрепленные современным цементом, используются в качестве жилых помещений.

Смерть Кришнадевы в очередной раз усилила внутренние распри, и через некоторое время фактическая власть сосредоточилась в руках Рамы Райи, зятя Кришнадевы и министра при последующих представителях династии Тулува. Он особенно усердствовал, стравливая друг с другом Деканские султанаты, и,


* Аналогичную (или иную) сакрализацию пространства (в особенности находящегося возле рек и гор) можно наблюдать и в других частях Индии, при этом археологических данных, подтверждающих историзм ассоциированных мест, не существует.

стр. 77


вступая в союзы то с одними, то с другими, неожиданно преуспел ... в их объединении. В 1558 г., выступая вместе с Биджапуром и Голкондой против Ахмаднагара, победоносная армия Виджаянагара "разрушила мечети и даже не пощадила священного Корана". Но спустя несколько лет Биджапур, Голконда, Ахмаднагар и Бидар объединили свои усилия, и хотя Рама Райя успел собрать 300 тыс. пехотинцев, 34 тыс. кавалеристов, 1500 слонов и даже артиллерию, в 1565 г. в сражении при Таликоте, в 100 км от столицы, он потерпел сокрушительное поражение. Мусульманский хроникер Феришта сообщал, что первоначально все складывалось удачно для Рамы Райи, но с противоположной стороны стали стрелять из пушек медными монетами, и индусские войска охватил ажиотаж. Одновременно к султанам переметнулись два полководца-мусульманина, забрав с собой свои войска. 90-летний Рама Райя был ранен, захвачен в плен и обезглавлен собственноручно султаном Ахмадабада.

Виджаянагарская столица на шесть месяцев стала ареной мародерства и грабежей: для вывоза богатств потребовалось около полутысячи слонов. Город подвергся не имеющему аналогов в индийской истории разрушению, от которого Виджаянагар - столица и государство - уже никогда не оправился, поэтому 1565 г. и считают годом краха блистательной империи. Брат Рама Райи Тирумала вернулся в столицу в 1566 г., сверг правителя династии Тулува и положил начало династии Арвиду. Затем он вместе с двором перебрался в Пенуконду, потом еще южнее в Чандрагири. Итальянец Цезаро Фредеричи, в 1567 г. посетивший оставленную столицу, отметил: "Дома стоят безмолвные и пустые, и никто в них не обитает, кроме дикого зверья". Виджаянагар погружался в хаос.

УНИКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ВИДЖАЯНАГАРА

Политическая власть всегда ищет для себя монументального выражения, и созидательные работы в Виджаянагаре не прекращались ни на один день, тем более что в строительном материале недостатка не было. Уникальность храмов, дворцов, крепостей, ирригационных сооружений, развлекательных ансамблей и других построек Виджаянагара заключается в том, что они представляют собой по сути единственный - не единичный - сохранившийся образец средневекового индусского зодчества, еще не попавшего под влияние исламского стиля.

Во времена Кришна-девы Райи неожиданно вновь проявились пастушеские гены виджаянагарских династий - ничем другим невозможно объяснить сооружение самой знаменитой виджаянагарской постройки - храма Виттхала, официально воспринимавшегося как форма Вишну, но на самом деле имеющего отношение к фольклорной парочке Иттхал-Бираппа. Строительство началось в 1513 г., о чем сообщает одна из сохранившихся в храме Виттхала надписей, но так и не было завершено, и в алтарном помещении скульптура Виттхала не была установлена.

Храмовый комплекс - основное здание и несколько дополнительных павильонов для музыкальных, танцевальных и поэтических собраний - до сих пор поражает своей изысканностью и даже вычурностью, раскинувшись на площади более 15 тыс. кв. м. Он стоит на платформе, фризы которой густо украшены филигранной резьбой. Из фигур больше всего на глаза попадаются вереницы слонов и лошадей, причем движения животных не повторяются в соседнем изображении. Собственно храм украшают 56 колонн высотой в 3,6 м и достигающих в ширину до 1,5 м. Средняя часть каждой из колонн, выполненной из единого массива, дополнительно иссечена на более мелкие колонны разных диаметров, которые на самом деле являются музыкальными трубками-регистрами, и когда по ним ударяют палочкой, издают звуки разной тональности.

За небольшую мзду хранитель храма с готовностью демонстрирует это чудо нынешним посетителям, хотя предупреждает, что звучание пострадало в результате разрушений, которым подвергся храм и его просчитанная акустическая техника. Во времена же Кришнадевы льющуюся отсюда музыку было слышно на расстоянии 1,5 км, а сам храм, богато украшенный изящно вырезанными на тех же монолитах барельефами как религиозного, так и светского содержания, настенной и потолочной росписью, дополнительно декорировался тончайшими муслиновыми тканями всевозможных оттенков, о чем свидетельствуют рассказы очевидцев, и крюки, расположенные в верхней части колонн. Каждая из колонн и внешние стены храма содержат множество симметрично расположенных углублений, в которых укреплялись лампады, освещая величественное здание и наполняя его ароматом сжигаемого масла.

Как любое имперское образование, Виджаянагар утверждал себя и в государственных праздниках, главным из которых был девятидневный маханавами, или дасера, связанный с поклонением богине Дурге, покровительствующей княжеским родам и обеспечивающей успех их во-

стр. 78


енных экспедиций. Размах этого мероприятия можно оценить, только побывав на территории так называемого Царского центра Виджаянагара, где находились личные покои правителей и их семей. И для этого необходимо подняться по ступеням на Тронную платформу высотой не меньше 20 м, которую Кришна-дева приказал выстроить после победоносного рейда в Ориссу. На платформе под паланкином устанавливали инкрустированный драгоценными камнями трон, откуда царь наблюдал за свершавшимися на протяжении девяти дней жертвоприношениями для умилостивления Дурги. Д. Паеш свидетельствовал, что в первый день забивали девять буйволов, девять баранов и девять козлов, на следующий день их количество удваивали и т.д. Танцовщицы показывали свое искусство на расположенных перед платформой площадках и там же проходили процессии царских жен, одетых в лучшие наряды и с ног до головы усыпанных драгоценностями. На десятый день царь вместе с богиней, то есть ее выносным изображением, устраивал смотр войск, завершавшийся грандиозным застольем. Эта и другая информация о том, как отмечались праздники в Виджаянагаре, стала известна не только по воспоминаниям очевидцев (иностранцев приглашали особенно настойчиво), но и по многочисленным барельефам на постройках Царского центра, включая боковые и заднюю стену Тронной платформы. Празднование маханавами обычно приходилось на сентябрь-октябрь, когда в тех краях завершался сезон дождей, и знаменовало начало очередной военной экспедиции.

Жены погибших воинов, как правило, практиковали обычай сати, то есть ритуальное самосожжение, следовавшее за кремацией супруга, чтобы пара могла соединиться вновь в другом мире. Судя по многочисленным свидетельствам как мемориального (стелы-сати), так и мемуарного характера, этот обычай имел в Виджаянагаре широкое хождение и обставлялся с пышностью, но без лишних слез. Португалец Фернао Нуниш, побывавший здесь в 1536 - 1537 гг., оставил практически поминутное описание ритуала, в котором отмечал, что кремация осуществлялась в специально вырытом для этих целей котловане, имевшем достаточно просторные размеры на тот случай, если в самосожжении участвовало сразу несколько жен покойного.

Заросший котлован сохранился и по сей день - именно его и демонстрируют как место, где состоялась кремация убитого Рамой Валина. Впрочем, история и мифология только отчасти занимают огромное количество нео-хиппи, посещающих Виджаянагар: кто ради экстремального скалолазания, кто ради легкодоступных легких наркотиков и просветительских бесед с духовными нео-гуру, слетающимися в места, приобретающие туристическую известность, как мухи на мед.

НОВОЕ О СТАРОМ

В октябре 2004 г. разразился скандал в связи со съемками голливудско-болливудского блокбастера "Миф" с популярным американским актером Джеки Чаном и индианкой Малликой Шерават, проходивших в экзотических интерьерах Виджаянагара. Заручившись разрешениями от Археологической службы Индии, управления "Хампи как объект мирового наследия" и министерства туризма Карнатака, съемочная группа отсняла эпизоды на территории храма Виттхала и возле Пампа-саровар в Анегунди, но была остановлена в действующем храме Вирупакши директоратом археологии и музеев Карнатака. Одной из причин запрета на съемки стал неконтролируемый поток любопытствующих кинофанатов. Активисты Индийского национального фонда искусства и культурного наследия уже давно встревожены тем, что несмотря на усилия по консервации материальных объектов Виджаянагара происходит разрушение культурного и экологического баланса, то есть уничтожается картина Виджаянагара как единого целого ввиду его коммерциализации и нарастающих потоков туристов и паломников.

В 1970-х гг. скрупулезным изучением храма Виттхала занялись французы П. Филлиоза и В. Филлиоза, а с 1980 г. был запущен и удачно осуществлен длившийся более 20 лет международный проект по исследованию Виджаянагара под руководством англичанина Джорджа Мичелла и американца Джона Фритса. Результатом этого проекта стало подробное археологическое и этнографическое изучение более 500 объектов, расшифровка новых надписей и интерпретация многочисленных литературных источников, большинство из которых еще не переведены и даже не прочитаны.

Особый интерес представляет новый взгляд на происхождение основателей Виджаянагарской империи и их контакты с монастырем в Шрингери, создание которого приписывается знаменитому философу VII-VIII вв. Шанкарачарье, или Адишанкаре, основоположнику философского направления адвайта-веданта. Согласно распространенной версии, Хукка и Букка находились на службе у правителя небольшого телугуязычного государства Кампили, побежденного в 1326 г. делийским султаном Мухамедом Туглаком, который увез

стр. 79


братьев в Дели, обратил в ислам и отправил своими наместниками обратно. Встреча с духовным наставником Видъяранъей, чье имя означает "Лес знаний", заставила их переосмыслить свое жизненное кредо, и ученый брахман провел церемонию их религиозного очищения и возвращения в индуизм, а затем освятил ритуал интронизации Хукки-Харихары - так об этом сообщает медная табличка из монастырского комплекса в Шрингери, главой которого в дальнейшем стал Видъяранъя. По его же совету и была заложена вместо прежней - Анегунди - новая столица, названная в его честь Видъянагаром и впоследствии ставшая Виджаянагаром. Чтобы примирить общественное мнение с возвращением братьев в исконную религию, Харихара был объявлен земным представителем бога Вирупакши.

Современные исследования, проведенные на основе обширного материала, привели к пересмотру этой устоявшейся версии: легенда об обращении Хукки и Букки в ислам не выдержала проверки, в Дели их не увозили, и родовыми корнями они связаны с каннадаязычной династией Хойсалов. Эти предположения высказывались и раньше - более полувека назад, находя как сторонников, так и противников. Историческая правда не всегда бывает приятной - по крайней мере, старая версия остается в ходу в телугуязычном штате Андхра Прадеше, а новая пользуется признанием в каннадаязычном Карнатаке.

Еще более сенсационной стала гипотеза, сложившаяся на основе сопоставления литературных и эпиграфических свидетельств и выявления фальсифицированных табличек*. Впервые о фальсификации заговорили еще в 1920-х гг.: ее атрибутировали первой половиной XVI в. и связывали как раз с возвышением Кришнадевы Райи, убежденного вишнуита, который переключил свое внимание, а с ним и материальное покровительство, с шиваитского монастыря в Шрингери на вишнуитский комплекс бога Венкатешвара в Тирупати. В попытке отстоять свои приоритеты тогдашний глава монастыря и предпринял усилия по переписыванию ранней истории Виджаянагара, придавая Видъяранъе главенствующую роль в его создании. Некоторые же надписи, по предположению ученых, были, возможно, непреднамеренно, искажены еще раньше - в XIV в. Во всяком случае, факты свидетельствуют, что Видъяранъю часто путали с одним успешным министром при дворе Харихары I и что Видъяранъя стал главой монастыря в Шрингери не ранее 1374 - 1375 гг., будучи в весьма преклонном возрасте, и именно тогда - но никак не ранее - достиг пика своей духовной славы. И, наконец, ни одна из ранних надписей касательно монастыря в Шрингери вообще не упоминает имя великого ведантиста Шанкарачарьи - оно появляется намного позже, когда широкую известность приобретает трактат "Шанкарадигвиджая", повествующий о том, как Адишанкара предпринял путешествие по Индии с целью распространения своего учения и в четырех концах субконтинента заложил основы существующих и поныне монастырей, освященных его именем. Автором же этого трактата был тот самый Видъяранъя, достигший славы и активно поддерживаемый современным ему правителем Виджаянагара - Харихарой - но не I, а II, что, кстати, в свою очередь могло привести к исторической путанице. И растущий авторитет возглавляемого им религиозного учреждения Видъяранъя укреплял, как это и принято в Индии, связывая его с именем первоучителя Адишанкары и тем самым - через изобретение (в том числе путешествия Шанкары по Индии) - удревняя его историю.

Признание фактов, демонстрирующих прочную связь братьев Сангама с династией Хойсалов, одновременно передвигает, по крайней мере на десятилетие, время возникновения Виджаянагара, поскольку сохранявшие лояльность сюзерену Сангама могли объявить о создании своего государства только после окончательного падения Хойсалов, то есть не раньше 1346 г. Но это уже мелочи по сравнению с той бомбой, которая оказалась заложена под традицию адвайта-веданты и ее основателя**.

Возникшая из хаоса и в него же ушедшая Виджаянагарская империя и исследования вокруг нее воистину не теряют актуальности и еще долго будут использоваться при переосмыслении устоявшихся стереотипов индийской истории.


* Подробнее см., например, Kulke H. Maharajas, Mahants and Historians: Reflections on the Historiography of Early Vijayanagara and Sringeri // Kings and Cults. State Formation and Legitimation in India and Southeast Asia. New Delhi: Manohar, 1993/2001.

** Эта же традиция - через брахманов-информантов - легла в основу тех представлений об индуизме, которые складывались в европейском восприятии в первую половину XIX в., и привела, в результате, к значительным искажениям в видении и понимании этой религиозной системы.

Опубликовано на Порталусе 04 июня 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама