Полная версия публикации №1678835567

PORTALUS.RU ВОЕННОЕ ДЕЛО ГРУЗИНО-АБХАЗСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

И. БОРИСОВ, ГРУЗИНО-АБХАЗСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 15 марта 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/warcraft/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1678835567&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 08.06.2023.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

И. БОРИСОВ, ГРУЗИНО-АБХАЗСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 15 марта 2023. URL: https://portalus.ru/modules/warcraft/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1678835567&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 08.06.2023).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

И. БОРИСОВ, ГРУЗИНО-АБХАЗСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / Азия и Африка сегодня 2001 № 5.



публикация №1678835567, версия для печати

ГРУЗИНО-АБХАЗСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ


Дата публикации: 15 марта 2023
Автор: И. БОРИСОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2001 № 5
Номер публикации: №1678835567 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


И. БОРИСОВ, аспирант Дипломатической академии МИД РФ

Прежде чем касаться предыстории грузино-абхазского конфликта, необходимо отметить, что отношения между двумя народами имеют многовековую историю и не всегда содержали в себе элементы антагонизма. Хотя абхазский и грузинский народы имеют разное происхождение и в этнокультурном и языковом плане абхазы тяготеют к родственным им народам адыгской группы (абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы), близость ареалов расселения обусловила тесные политические, экономические и культурные связи абхазов и грузин. Так, образовавшееся в VIII веке Абхазское царство в результате активной завоевательной политики вскоре вышло за свои этнические границы и объединило под своей властью западногрузинские земли. В дальнейшем оно стало частью единого грузинского государства, даже после распада которого в XIII веке на отдельные царства и длительного периода зависимости от Османской империи судьбы Абхазии и Грузии остались тесно связаны. В начале XIX века Абхазия и Грузия вошли в состав России, национальная политика которой, не всегда взвешенная и продуманная, оказала определенное негативное влияние на грузино-абхазские отношения.

ВИДЕН ЛИ "СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ"?

На первых порах российские власти не вмешивались в традиционные основания внутреннего самоуправления Абхазии. Однако в 1864 году, с окончанием Кавказской войны, правительство Александра II для закрепления достигнутой победы и унификации административного управления Кавказским регионом упразднило власть местных князей в тех районах, где она еще сохранялась. Абхазское княжество было ликвидировано и преобразовано в Сухумский военный отдел с подразделением на округа и приставства. Затем последовало проведение земельной реформы без учета местных особенностей. Эти действия российских властей спровоцировали всеобщее восстание абхазов, начавшееся летом 1866 года. Именно оно положило начало изменению этнического баланса в Абхазии и завязыванию того узла противоречий, который и привел в конце XX века к военному противостоянию в крае. Подавив выступление абхазов 1866 года, российские власти приступили к их массовому выселению в Турцию. Второй этап депортации последовал во время и сразу после русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в которой часть абхазов поддержала турок. В конце XIX - начале XX века оставленные абхазами земли активно заселялись жителями соседних районов Грузии, а также армянами и греками. В результате этническая структура Абхазии стала претерпевать радикальные изменения, а коренное население края - абхазы - стремительно превращаться в меньшинство.

В ноябре 1917 года в Сухуме (Сухуми) прошел съезд абхазского народа, избравший Абхазский Народный Совет (АНС), перед которым была поставлена задача вести работу "по самоопределению абхазского народа".

стр. 9


Однако в июне 1918 года под предлогом борьбы с большевизмом в Абхазию вошли грузинские войска. Не располагавший своими вооруженными силами, способными противостоять грузинской армии, АНС был разогнан. После советизации Грузии в феврале 1921 года Абхазия была провозглашена Советской Социалистической Республикой. 21 мая 1921 года Ревком Грузии даже принял декларацию "О независимости ССР Абхазия" с приветствием в ее адрес. Однако уже в декабре 1921 года под давлением руководства РКП(б) Абхазия заключила с Грузией договор, который констатировал, что "стороны вступают между собой в военный, политический и финансово-экономический союз". Свое логическое завершение процесс ограничения суверенитета Абхазии получил в 1931 году, когда Абхазия была преобразована в автономную республику в составе Грузии. За этим последовала кампания по массовому переселению в Абхазию грузин (зачастую носившему насильственный характер) и гонения на абхазские язык и культуру. Все это породило у абхазов, доля которых в населении Абхазии опустилась к тому времени ниже 20 процентов, опасение раствориться в численно преобладающем грузинском населении. Начиная с 50-х годов абхазская интеллигенция неоднократно направляла обращения в адрес руководства СССР, в которых авторы от просьб защитить абхазские язык и культуру постепенно перешли к требованиям об изменении политического статуса Абхазии и вывода ее из состава Грузии.

ПЕРЕХОД КОНФЛИКТА В ОТКРЫТУЮ ФАЗУ

Начало открытому грузино-абхазскому противостоянию положил состоявшийся 18 марта 1989 года митинг абхазского населения у села Лыхны. Он стал ответом на усиление националистических настроений в грузинском обществе, выход из подполья и рост популярности так называемых неформальных объединений граждан, которые выступали за ликвидацию всех автономных образований в составе Грузии. Участники митинга (около 30 тысяч человек) приняли обращение в адрес ЦК КПСС, а также Верховного Совета и Совета Министров СССР с просьбой вернуть Абхазии статус Советской Социалистической Республики. В Грузии это обращение вызвало резко негативную реакцию. По всей республике прокатились акции протеста. Особенно активно протестовало грузинское население Абхазии. Часть студентов и преподавателей Абхазского государственного университета (АГУ) объявили забастовку и потребовали создания на базе грузинского сектора АГУ филиала Тбилисского государственного университета (ТГУ). Несмотря на протесты абхазской общественности. Совет Министров Грузии пошел навстречу этим требованиям. 16 июля толпа абхазской молодежи ворвалась в здание, где шли приемные экзамены в Сухумский филиал ТГУ, и устроила там погром. В тот же день столкновения между грузинами и абхазами произошли в Сухумском парке (здесь зачинщиком выступила грузинская сторона), где пострадали 17 человек, из которых 11 - грузины.

В дальнейшем конфликт перерос в политическое противостояние грузинской и остальных национальных общин Абхазии, постепенно сплотившихся в единый антигрузинский блок. Решающим моментом этого противостояния стало утверждение грузинским парламентом летом 1991 года нового закона о выборах в Верховный Совет Абхазии. В соответствии с этим законом каждой национальной общине автономной республики были выделены квоты в Верховном Совете, причем абхазы получили квоту значительно превышающую их удельный вес во всем населении Абхазии. Новый закон предопределил убедительную победу проабхазского блока "Союз" на парламентских выборах в декабре 1991 года и последовавшее за этим вытеснение грузин из органов власти Абхазии. 25 июля 1992 года Верховный Совет Абхазии в отсутствие грузинской части депутатов принял решение вернуться к конституции 1925 года, предусматривавшей договорные отношения между Абхазией и Грузией. Проект нового договора предполагалось рассмотреть во время следующей сессии.

Однако 14 августа 1992 года под предлогом борьбы со сторонниками экс-президента Грузии 3. Гамсахурдиа и необходимости охраны железных дорог в Абхазию вошли грузинские войска. Проследовав через восточные районы Абхазии, где действовали "звиадисты", они двинулись к Сухуми. Проабхазская часть Верховного Совета Абхазии покинула город и перебралась в Гудауту. Перед этим она объявила всеобщую мобилизацию и приняла заявление, в котором действия грузинской армии квалифицировались как "агрессия... со стороны враждебного государства". К 19 августа сформированному незадолго до начала войны полку внутренних войск Абхазии (Абхазской гвардии) и отрядам ополченцев удалось стабилизировать фронт. После высадки грузинского морского десанта в районе города Гагра они оказались запертыми на территории между реками Бзыбь и Гумиста, которые были превращены ими в рубежи обороны, оставшиеся неприступными для стремившихся прорваться к Гудауте грузинских войск.

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Первой серьезной попыткой мирного урегулирования конфликта в Абхазии можно считать Московскую встречу с участием лидеров России, Грузии, Абхазии и республик Северного Кавказа, состоявшуюся 2 сентября 1992 года. Инициатива ее проведения исходила от российского руководства, крайне обеспокоенного разрастанием новой войны у самых границ РФ. С момента вступления грузинских войск в Абхазию власти России оказались в сложном положении. Они неоднократно декларировали свой нейтралитет и выступали против любого вмешательства "во внутренние дела Грузии". Однако уже 15 августа 1992 года Конфедерация горских народов Кавказа и Всемирная Черкесская ассоциация, не желавшие следовать линии российского руководства, заявили о готовности прийти на помощь "братскому абхазскому народу". В ряде городов Северного Кавказа они начали набор добровольцев для отправки в Абхазию. 18 августа российские власти обратились к народам Северного Кавказа с призывом "проявлять выдержку и благоразумие", однако набор и отправка волонтеров продолжились.

В этих условиях, чтобы не допустить дальнейших эскалации и интернационализации грузино-абхазского конфликта, российское руководство выступило с инициативой провести 3 сентября 1992 года переговоры с участием всех заинтересованных сторон в Москве. Прибыв в Москву, главы и абхазской, и грузинской делегаций заняли довольно жесткую позицию. Лидер Абхазии В. Ардзинба (на тот момент председатель Верховного Совета Абхазии) настаивал на немедленном, полном и безоговорочном выводе грузинских войск из Абхазии как единственном способе прекратить боевые действия. Э. Шеварднадзе потребовал расформирования всех незаконных вооруженных формирований, под которыми он подразумевал Абхазскую гвардию, и вывода из Абхазии добровольцев с Северного Кавказа. Проанализировав позицию двух лидеров, российская сторона предложила

стр. 10


свой вариант соглашения, который и был в конечном счете подписан всеми участниками встречи. Документ предусматривал:

- обеспечение территориальной целостности Республики Грузия;

- прекращение огня и любого применения силы с 12.00 5 сентября 1992 года, а также отказ от каких-либо наступательных действий до этого времени;

- разоружение, расформирование и удаление из Абхазии, а также недопущение в Абхазию незаконных вооруженных формирований и групп;

- передислокацию части грузинских войск с тем, чтобы они не превышали целей соглашения (охраны железной дороги и других определенных соглашением объектов);

- проведение до 10 сентября обмена пленными и заложниками по принципу "всех на всех";

- обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования наземных, воздушных и морских путей сообщения, прежде всего соответствующих участков Закавказской железной дороги;

- создание условий для возвращения беженцев в места их постоянного проживания;

- содействие обеими сторонами возобновлению нормальной деятельности законных органов власти в Абхазии к 15 сентября.

Таким образом, соглашение носило компромиссный характер, но в большей степени соответствовало интересам грузинской стороны, четко предусматривая выполнение всех ее требований: признание российским и абхазским руководством территориальной целостности Грузии, расформирование Абхазской гвардии, удаление из Абхазии северокавказских добровольцев. Требования абхазской стороны также были учтены, по крайней мере, частично, однако неясные формулировки некоторых пунктов документа допускали их различные трактовки. После неудачной попытки добиться конкретизации того пункта соглашения, где говорилось о передислокации грузинских войск с тем, чтобы они "в зоне конфликта не превышали согласованного уровня, необходимого для достижения целей... соглашения", В. Ардзинба, проконсультировавшись с другими членами абхазской делегации и под давлением президента России и глав северокавказских республик, все же подписал итоговый документ встречи, хотя и не скрывал, что не удовлетворен им. Он понимал, что соглашение фактически не накладывало на грузинскую сторону никаких обязательств, так как под предлогом "охраны железной дороги и других определенных объектов" она могла сохранить в Абхазии столько войск, сколько хотела. Автоматически теряло смысл и положение о содействии в возобновлении нормальной работы законных органов власти, так как работать "под охраной оккупантов" абхазская часть Верховного Совета не желала, о чем В. Ардзинба заявил на пресс-конференции после возвращения в Гудауту. В результате 5 сентября перемирие так и не вступило в силу. Причем грубо нарушала его не только абхазская, но и грузинская сторона, которая тогда еще явно не избавилась от иллюзий, что абхазскую проблему можно решить военными методами путем прорыва к Гудауте и разгона законных органов власти Абхазии.

В октябре-ноябре 1992 года после эскалации грузино- абхазского конфликта, связанной с проведением абхазской стороной наступательной операции в Гагринском районе, значительно усилилось внимание к ситуации в Абхазии международных организаций. 14 октября для встречи с абхазским руководством в Гудауту прибыла миссия Организации Объединенных Наций, которую возглавлял заместитель Генерального секретаря ООН А. Бланке, 20 октября - миссия Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В начале ноября Абхазию посетила миссия Организации Непредставленных Народов во главе с Генеральным секретарем ОНН М. Ван Праагом. Однако все эти визиты носили скорее ознакомительный характер и не привели к активизации миротворческого процесса, оказавшегося в глубоком кризисе после срыва Московских соглашений от 3 сентября 1992 года. Стороны стояли на своих прежних позициях и не стремились к установлению прямых политических контактов. Ситуация в Абхазии неоднократно обсуждалась на российско-грузинских и российско-абхазских переговорах на разных уровнях, однако без ощутимых результатов.

Лишь 14 мая 1993 года на встрече президентов России и Грузии Б. Ельцина и Э. Шеварднадзе было достигнуто соглашение о прекращении огня в зоне конфликта с 20 мая. Первой реакцией абхазской стороны на эти договоренности стал протест в связи с тем, что перемирие в Абхазии обсуждалось без ее участия, однако через несколько дней В. Ардзинба заявил о готовности поддержать мирную инициативу России. Тем не менее, перемирие обеими сторонами практически не соблюдалось.

Несмотря на это, российская дипломатия не оставляла попыток остановить кровопролитие в Абхазии. "Челночные" поездки между Тбилиси и Гудаутой совершал заместитель министра иностранных дел Б. Пастухов, назначенный в мае 1993 года личным представителем президента России в зоне конфликта. В июне по инициативе России в Москве велись трехсторонние переговоры, однако ее миротворческие усилия не давали желаемого результата. Абхазская сторона продолжала настаивать на выводе грузинских войск из Абхазии, признании находившихся в Гудауте органов власти единственно законными, предоставлении им возможности работать в Сухуми. До выполнения своих требований абхазская сторона отказывалась пойти на заключение перемирия и демилитаризацию линии фронта, так как опасалась, что это приведет к консервации фактического раздела Абхазии. Грузинское руководство отказывалось выполнять требования абхазской стороны, и переговоры заходили в тупик.

КТО ИГНОРИРУЕТ ДОГОВОРЕННОСТИ?

Ситуация изменилась в июле. Успешная операция абхазских сил в районе к северо-западу от Сухуми, реальная угроза утраты контроля над столицей Абхазии заставили грузинскую сторону пойти на серьезные компромиссы и сделали возможным заключение 27 июля 1993 года в российском городе Сочи "Соглашения о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением". Вот основные положения этого документа:

- участвующие в конфликте стороны с 12.00 часов 28 июля 1993 года возвращаются к строгому соблюдению режима прекращения огня и неприменения силы друг против друга в зоне конфликта, который был установлен 20 мая;

- в течение 10-15 дней со дня прекращения огня с территории Абхазии выводятся вооруженные силы Республики Грузия;

- вооруженные формирования абхазской стороны сводятся в полк внутренних войск, который переходит на казарменное положение и выполняет свойственные внутренним войскам функции (охраны магистральных путей, важных объектов);

- формируется еще одно подразделение внутренних войск из жителей Абхазии грузинской национальности;

- стороны создают условия для возобновления деятельности законных органов власти Абхазии;

- с 29 июля 1993 года начинают функционировать грузино- абхазско-

стр. 11


российские контрольные группы для осуществления наблюдения за режимом прекращения огня;

- до 5 августа формируется Объединенная комиссия по урегулированию в Абхазии (ОК) с участием представителей ООН и СБСЕ, также с наблюдательными функциями.

Таким образом, в соглашении воспроизводились многие положения итогового документа Московской встречи, при этом оно более соответствовало интересам абхазской стороны, предусматривая полный, а не частичный вывод грузинских войск из Абхазии. В Сочинском документе был также лучше разработан механизм контроля за выполнением соглашения (смешанные контрольные группы, ОК).

Хотя выполнение всех пунктов соглашения открывало путь к прекращению войны в Абхазии и началу процесса примирения, с обеих сторон нашлись силы, которые выступали сначала против его подписания, а потом его выполнения. Лидеры Грузии и Абхазии находились под их жестким давлением. Показательно, что под важнейшим документом, который был призван изменить развитие событий в Абхазии, поставили свои подписи не первые лица, а председатель парламента Грузии В. Тогуадзе и заместитель председателя Верховного Совета Абхазии С. Джинджолия.

С абхазской стороны против соглашения выступали силы, которые после серии военных успехов хотели уже не примирения в Абхазии, пусть и на выгодных, почетных условиях, а полной военной победы над "агрессором". В Грузии как военные, так и политическая оппозиция считали Сочинское соглашение капитуляцией. Такого же мнения придерживалась значительная часть населения. В результате грузинское руководство оказалось не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. График вывода войск был сорван, что неоднократно констатировала ОК, а законные органы власти Абхазии так и не получили возможность вернуться в Сухуми и возобновить нормальную деятельность. Постепенно терпение абхазского руководства, которое долгое время выполняло все взятые на себя обязательства, истощилось, и оно дважды (6 и 8 сентября) выступило с протестом в связи с попытками Грузии сохранить свое военное присутствие в Абхазии. После того как реакции грузинской стороны на эти заявления не последовало, в Гудауте приняли решение вернуться к использованию силы. 16 сентября, покинув казармы, абхазские вооруженные силы развернули широкомасштабное наступление и к 1 октября 1993 года изгнали грузинские войска почти со всей территории Абхазии. Вместе с армией из Абхазии бежала и большая часть грузинского населения.

Действия абхазского руководства подверглись резкой критике и осуждению как со стороны России, так и ООН. Обвинив Абхазию в срыве Сочинского соглашения, российское правительство уже в сентябре ввело против нее экономические санкции (в частности, была отключена подача электроэнергии на ее территорию). 19 октября на события в Абхазии 16-30 сентября последовала реакция Совета Безопасности ООН, который принял резолюцию N 876, где, в частности, говорилось, что Совет Безопасности:

"1) подтверждает суверенитет и территориальную целостность Республики Грузия;

2) вновь подтверждает свое решительное осуждение серьезного нарушения абхазской стороной Соглашения о прекращении огня, заключенного 27 июля 1993 года Республикой Грузия и силами в Абхазии...

8) призывает все государства не допускать предоставления абхазской стороне с их территории или лицами, находящимися под их юрисдикцией, любой помощи, помимо гуманитарной..."

Между тем наступление абхазских сил 16-30 сентября и изгнание грузинских войск из Абхазии привело к прекращению широкомасштабных боевых действий. Грузинская сторона оказалась в глубоком моральном и эмоциональном шоке и не предпринимала попыток вернуть утраченные позиции. К тому же еще в августе 1993 года в Грузии начался новый виток гражданской войны. Сторонники экс-президента З. Гамсахурдиа начали очередной поход из Западной Грузии на Тбилиси, и Абхазия оказалась отделена от грузинской столицы мятежной Мегрелией.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

В конце ноября 1993 года в Женеве при посредничестве ООН возобновился переговорный процесс между Грузией и Абхазией. В результате уже 1 декабря их представители подписали "Меморандум о понимании", в соответствии с которым стороны брали на себя обязательства не применять силу или угрозу силы друг против друга, произвести до 20 декабря 1993 года обмен заложниками и пленными по принципу "всех на всех". В документе также констатировалась необходимость увеличения числа международных наблюдателей и введения миротворческих сил в зону конфликта. Второй раунд переговоров в Женеве в январе 1994 года не привел к заключению каких-либо соглашений, но 4 апреля уже в Москве стороны подписали два многообещающих документа, призванных открыть путь к преодолению последствий войны и полномасштабному урегулированию конфликта. Один из них - "Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта" - констатировал желание сторон восстановить прерванные государственно-правовые связи, наметил контуры будущего совместного государства. В частности, он определил сферы отдельной и совместной компетенции Грузии и Абхазии. К совместной компетенции им были отнесены внешняя политика, пограничная служба, таможня, энергетика, транспорт, связь, экология, ликвидация стихийных бедствий, обеспечение прав человека и национальных меньшинств. Все остальные полномочия оставались прерогативой Абхазии, которая сохраняла право иметь свою конституцию, парламент и правительство, а также собственную государственную символику.

Другим важным документом, подписанным 4 апреля 1994 года, было "Четырехстороннее соглашение о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц". В нем стороны (Абхазия, Грузия, ООН и Россия) брали на себя обязательство содействовать безопасному возвращению в места своего постоянного проживания без риска подвергнуться аресту, задержанию, тюремному заключению и уголовному преследованию всех беженцев из Абхазии независимо от их этнической, социальной и политической принадлежности. При этом оговаривалось, что на лиц, подозреваемых в совершении военных или тяжких уголовных преступлений, а также принимавших участие в боевых действиях в Абхазии, иммунитет не распространяется.

С тем чтобы закрепить перемирие и сделать невозможным неконтролируемое возобновление боевых действий, 14 мая 1994 года представители Абхазии и Грузии подписали еще один этапный документ - "Соглашение о прекращении огня и разъединении сил". В соответствии с ним в целях разъединения войск вдоль реки Ингури устанавливались две зоны: зона безопасности и зона ограничения вооружений. Из первой должны были быть выведены все вооруженные силы противоборствующих сто-

стр. 12


рон, из второй - их тяжелая боевая техника. В документе содержалось обращение к Совету глав государств СНГ с просьбой разместить в создаваемой зоне безопасности коллективные миротворческие силы стран содружества. В соглашении говорилось, что функции этих сил будут заключаться в том, чтобы "приложить максимальные усилия для поддержания прекращения огня и обеспечения его неукоснительного соблюдения... содействовать безопасному возвращению беженцев и перемещенных лиц, прежде всего в Гальский район".

Ввод миротворческого контингента в зону грузино-абхазского конфликта начался уже в июне 1994 года. Решение об этом приняло российское руководство, не дожидаясь формального одобрения Совета глав государств СНГ, которое было получено позднее. Состав сил был чисто российским. Другие страны СНГ не стали делить с Россией материальные расходы на операцию и политическую ответственность за ее исход.

К середине 1994 года появились все предпосылки для успешного развития миротворческого процесса в Абхазии. Документы, подписанные 4 апреля, создали правовую основу для решения двух главных проблем, наличие которых по сей день препятствует урегулированию конфликта: определения статуса Абхазии и возвращения туда беженцев. Заключение "Соглашения о прекращении огня и разъединении сил" и ввод российских миротворческих сил создали максимально благоприятные условия для окончательного решения этих проблем, прежде всего, проблемы беженцев, а также исключили возможность возобновления широкомасштабных боевых действий в зоне конфликта. Тем не менее, в 1995 году в развитии миротворческого процесса четко обозначился неблагоприятный перелом.

ВОЗМОЖЕН ЛИ КОМПРОМИСС?

В 1995 году Россия как посредник на переговорах предложила сторонам для обсуждения "Протокол о грузино-абхазском урегулировании", который должен был стать важным этапом в окончательном определении статуса Абхазии. Абхазская сторона усмотрела в нем наличие тенденций к сужению прав Абхазии в будущем совместном с Грузией государстве. В этом документе речь шла о "едином федеративном государстве в границах бывшей Грузинской ССР". Формулировка "союзное государство", присутствовавшая в некоторых промежуточных документах, и на которой настаивала абхазская сторона, в нем отсутствовала. Пункт 5 протокола гласил, что грузино- абхазское федеративное государство "будет представлено в качестве единого субъекта в международных отношениях, включая членство в международных организациях. Международные договоры, заключенные единым федеративным государством... обязывают Абхазию". Недовольство абхазской стороны вызвал также еще целый ряд положений документа.

22 августа 1995 года, рассмотрев предложенный проект протокола об урегулировании, абхазский парламент отклонил его как несовместимый с интересами абхазского народа и Конституцией Республики Абхазия, в соответствии с которой она "является суверенным государством, субъектом международного права и в качестве такового может вступать в договорные отношения с другими государствами, в том числе с Грузией". В 1996 году Россия предложила другой вариант протокола об урегулировании, который в большей степени учитывал интересы абхазской стороны, однако он был отвергнут грузинским руководством. В результате политический процесс мирной реинтеграции Грузии и Абхазии, предусмотренный заявлением об урегулировании от 4 апреля 1994 года, не нашел своего логического продолжения и оказался в тупике. Грузинская сторона продолжала настаивать на создании "двухэтажного" федеративного государства, в рамках которого Абхазия получила бы широкую автономию. Абхазское руководство выражало готовность пойти на объединение с Грузией лишь в союзное, равно-субъектное государство.

Чтобы попытаться сдвинуть миротворческий процесс с мертвой точки, российская дипломатия содействовала проведению в августе 1997 года личной встречи Э. Шеварднадзе и В. Ардзинба в Тбилиси. Однако прорыва не последовало. Лидеры Абхазии и Грузии ограничились подписанием совместного заявления, в котором приняли на себя обязательство не прибегать к оружию при решении спорных вопросов. К сожалению, даже эти договоренности соблюдались недолго. В мае 1998 года в зоне конфликта произошла вспышка насилия, которая стала следствием действий грузинских партизанских отрядов. Она еще больше осложнила проблему беженцев, не нашедшую своего разрешения даже после заключения четырехстороннего соглашения от 4 апреля 1994 года. Абхазская сторона всячески затягивала процесс возвращения беженцев, предусмотренный этим документом. Она опасалась, что вернувшееся грузинское население превратится в пятую колонну в тылу абхазских вооруженных сил, способную сыграть решающую роль в случае вторжения грузинских войск. К тому же возвращение в Абхазию всех беженцев неминуемо привело бы к восстановлению демографического преобладания там грузин. Это не только лишило бы нынешнее абхазское руководство возможности проведения референдума о независимости с заранее предрешенным положительным результатом, но и поставило бы под сомнение сохранение им власти после очередных выборов. Чтобы не допустить этого, абхазская сторона давала официальные разрешения только отдельным грузинским семьям. При этом она постоянно утверждала, что с определением политического статуса Абхазии значительно ускорится и возвращение беженцев. Грузинское руководство, напротив, говорило о том, что проблема беженцев является первоочередной и не связана с определением политического статуса Абхазии. При этом оно называло явно завышенное число беженцев в 300 тысяч человек, чем вызывало еще большую подозрительность абхазских властей.

С тем чтобы подтолкнуть абхазскую сторону к скорейшему практическому выполнению соглашения о беженцах от 4 апреля 1994 года, Россия и страны СНГ оказывали на нее политическое давление. 19 декабря 1994 года вышло постановление правительства России "О мерах по временному ограничению пересечения абхазского участка российско-грузинской границы". 19 января 1996 года Совет глав государств СНГ принял решение "О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия", в котором осудил "деструктивную позицию абхазской стороны, препятствующую достижению взаимоприемлемых договоренностей по политическому разрешению конфликта, безопасному и достойному возвращению беженцев и перемещенных лиц в места их постоянного проживания". Документ предусматривал введение ограничений в области торгово-экономических, финансовых, транспортных и иных связей с Абхазией, а также эмбарго на поставку оружия в зону конфликта. На Московской встрече глав государств СНГ в марте 1997 года было принято решение "О развитии операции по поддержанию мира в зоне конфликта", в соответствии с которым зона действия миротворцев должна была быть расширена в глубь территории Абхазии. Однако

стр. 13


выполнить это решение на практике оказалось невозможно из- за жесткого противодействия абхазской стороны, с которой его принятие не было согласовано. Ее представители заявили, что расширение зоны безопасности не предусмотрено "Соглашением о прекращении огня и разъединении сил" от 14 мая 1994 года и расценивается ими как "посягательство на суверенитет Абхазии".

После невыполнения решения мартовского саммита СНГ руководство Грузии все чаще стало говорить о бессмысленности пребывания российского миротворческого контингента в зоне конфликта, необходимости использования силы для решения абхазской проблемы, в частности войск НАТО. Весной 1998 года последовала резкая активизация отрядов так называемого "Белого легиона". После изгнания регулярных грузинских войск из Абхазии в ее восточной части развернулось партизанское движение. Его лидеры заявили о своем неподчинении грузинскому правительству и намерении вести в Абхазии "освободительную борьбу". Деятельность "Белого легиона" сводилась к минированию дорог, нападениям на абхазских военных и российских миротворцев, обвиняемых им в поддержке "сепаратистского режима". После нелегального возвращения в Гальский район большей части его населения, сочувствовавшего партизанам, их вылазки значительно участились. В ответ 22 мая абхазские вооруженные силы начали военную акцию в Гальском районе. Лишь благодаря действиям российских миротворцев, не пропустивших в зону столкновений тяжелую технику, а также усилиям российской дипломатии, добившейся подписания сторонами 25 мая "Протокола о прекращении огня и разведении вооруженных формирований", боевые действия были вскоре прекращены и не переросли в новую полномасштабную войну.

События мая 1998 года нанесли тяжелый удар по миротворческому процессу. Нелегально вернувшиеся беженцы вновь были вынуждены покинуть территорию Абхазии. Уровень взаимного доверия сторон резко упал, следствием чего стал срыв намеченной на осень 1998 года личной встречи Э. Шеварднадзе и В. Ардзинба, на которой планировалось подписание "Протокола о возвращении беженцев" и ряда других важных документов. Также только отсутствием взаимного доверия можно объяснить то, что решение абхазского руководства в одностороннем порядке начать возвращение беженцев в Гальский район не было поддержано грузинской стороной, заявившей о необходимости дополнительных гарантий безопасности беженцам и участии в их возвращении представителей официальных структур Грузии и международных организаций.

КРИЗИС МИРОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Несмотря на все усилия России, ООН и других посредников, предпринятые ими после событий мая 1998 года для активизации миротворческого процесса, он продолжает оставаться в глубоком кризисе, сведясь к переговорам о выработке мер доверия и укреплении режима безопасности на линии разъединения сторон. При всей важности этих вопросов их решение не может привести к установлению прочного мира. По ключевым же проблемам, таким как определение статуса Абхазии и возвращение туда беженцев, диалог заморожен. Все последние годы грузинское руководство направляет свои усилия не на поиск взаимного компромисса, а на ужесточение политической изоляции и экономической блокады "сепаратистского режима". Причем Грузия не только отказывается от любого экономического сотрудничества с Абхазией, но и требует, чтобы от него отказались другие страны, прежде всего Россия. Не идет на смягчение своей позиции и абхазское руководство. Оно отвергает все планы мирного урегулирования, не основанные на принципе равносубъектности, как не соответствующие современным реалиям, в частности, результатам войны. Выход из изоляции абхазское руководство видит, прежде всего, не в нормализации отношений с Грузией, а в поиске новых союзников, в частности из числа непризнанных государств, и лоббировании своих интересов в России и некоторых других странах абхазской диаспорой и благожелательно настроенными к Абхазии политическими силами этих стран. Примером тому являются встреча министров иностранных дел самопровозглашенных республик (Нагорно-Карабахская республика, Приднестровская Молдавская республика. Республика Абхазия и Республика Южная Осетия), состоявшаяся в ноябре 2000 года в Тирасполе, и решение России сделать исключение для жителей Абхазии при введении визового режима на российско-грузинской границе с 5 декабря 2000 года.

Впрочем, решение России не вводить визовый режим для жителей Абхазии стало следствием не только успешной деятельности абхазской диаспоры, но и стремления нового российского руководства сбалансировать свою политику в отношении конфликтующих сторон и отказаться от давления лишь на одну из них. Блокада Абхазии нанесла ущерб экономике ряда российских регионов и ухудшила и без того тяжелое положение населения Абхазии, в том числе русского. Заставить Абхазию пойти дальше тех компромиссов, на которые она уже согласилась (объединение с Грузией в равносубъектное государство, после чего возвращение грузинских беженцев, не принимавших участия в боевых действиях), блокада не смогла, и дальнейшее ее продолжение лишено смысла. Для установления мира необходимо, чтобы теперь на компромиссы пошла грузинская сторона. Согласие предоставить Абхазии автономию в рамках единого грузинского государства вряд ли можно считать компромиссом с учетом того, что Абхазия и в советский период имела автономию, а на данный момент де-факто является независимой. Грузия уже исчерпала возможности военного и политического давления на Абхазию. Единственный способ вернуть в Абхазию беженцев и воссоздать общее государство в границах бывшей Грузинской ССР - это предложить Абхазии условия объединения, которые были бы для нее выгоднее, чем сохранение статус-кво. Представляется, что согласие Грузии на создание с Абхазией общего государства на основе равносубъектности стало бы не только достойным компромиссом, способным примирить стремление Абхазии к независимости и желание Грузии сохранить территориальную целостность. Такое согласие могло бы содействовать нормализации грузино-абхазских отношений в ближайшее время и создать условия для их благоприятного развития в долгосрочной перспективе.


Использованная литература

1. Сборник документов, касающихся вопроса урегулирования конфликта в Абхазии, Грузии, принятых в период с 1992 по 1999 гг. Тбилиси, 1999.

2. Конфликт в Абхазии, Грузия (1992-1993 гг.). Москва, 1999.

3. Шария В. Абхазская трагедия. Сочи, 1994.

4. Лабахуа З.А. Позиция. Грузино-абхазская война. Москва, 1998.

5. Миротворческие операции в СНГ. Москва, 1998.

6. Васильева О. Грузия как модель посткоммунистической трансформации. Москва, 1993.

Опубликовано 15 марта 2023 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1678835567

© Portalus.ru

Главная ВОЕННОЕ ДЕЛО ГРУЗИНО-АБХАЗСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU