Рейтинг
Порталус

КИББУЦ И КИББУЦНИКИ

Дата публикации: 09 января 2017
Автор(ы): Равиль МУСТАФИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Источник: (c) Красная звезда, 03-20-93
Номер публикации: №1483959517


Равиль МУСТАФИН, (c)


В ИЗРАИЛЕ плохо с землей. Еще хуже с водой. В том смысле, что земли мало, и из-за нее вот уже не одно десятилетие идет крутая свара с арабскими соседями, а от нехватки воды страна страдает еще больше. Зато в смысле поесть никаких проблем нет. Здесь все в полном порядке. Израильтяне не только удовлетворяют в основном свои потребности в продовольствии, но еще и экспортируют значительную часть своей сельскохозяйственной продукции.

Правда, кое-что все же ввозить приходится - кофе, какао, мясо, пшеницу, сахар. Однако расходы на импорт с лихвой окупаются поступлениями от сельскохозяйственного экспорта, который за последние 40 лет вырос с 20 до 670 миллионов долларов в год. И это при том, что в сельской местности живет около 9 процентов 5,5-миллионного населения, а площадь обрабатываемых земель составляет всего 450 тысяч гектаров, половина из которых орошается искусственно.

В чем секрет успехов израильтян в области сельского хозяйства? Это и использование технических новинок, современной ирригационной технологии, новейшего агротехнического оборудования, и тесное сотрудничество фермеров и ученых в разработке и внедрении усовершенствованных методов во всех отраслях сельского хозяйства, и многое другое. Но главное - успехи, которых добились здесь, - это результат упорного труда нескольких поколений израильтян, которые сумели превратить бесплодную пустыню и малярийные болота в цветущий сад. Кормят Израиль две уникальные социально-экономические структуры, возникшие здесь на заре XX века,- киббуцы и мошавы. С них, собственно говоря, и началась история современного Израиля.

К киббуцу Кфар Блюм, который лежит в зажатой со всех сторон горами долине Хула на севере Израиля, мы подъезжали уже в сумерках. Неожиданно нашу машину на бешеной скорости обогнал какой-то пикап.

- Сразу видно, киббуцник за рулем, - проворчал наш водитель. - Гонит как сумасшедший, машину не жалеет - не его.

После безупречно-холодной мраморной роскоши пятизвездочного иерусалимского отеля "Мориа" отделанный деревом холл общей столовой киббуца выглядел по-домашнему уютным. Здесь за ужином познакомились с ветераном-киб-буцником Нехемией Леваноном.

- Наш киббуц назван по имени известного французского социалиста, бывшего премьер- министра Франции Леона Блюма, который погиб в нацистском концлагере в 1942 году. Правда, я не помню, чтобы у нас поселился хотя бы один еврей из Франции, - смеется Нехемия.

Судьба Леванона типична для многих израильтян его поколения. Родился в Прибалтике в 1918 году. В 30-е годы с родителями приехал в Палестину. Вместе с такими же, как он, молодыми людьми, одержимыми идеями сионизма, закладывал этот киббуц полвека назад.

- Мы были очарованы красотой здешних мест. Но вскоре выяснилось, что в двух километрах отсюда непроходимое болото. Первые годы малярия косила поселенцев, особенно детей. Многие не выдерживали, подавались в города.

Нехемия не уехал. Со временем он возглавил правление киббуца. Не терял с ним связи и позднее, когда перешел на дипломатическую работу. Кстати, в течение двух лет - с 1953 по 1955 годы - он представлял интересы Израиля в Москве.

- Отношения между двумя странами были тогда сложными. И из-за какого-то пустяка меня объявили персоной нон грата, - говорит Нехемия.

Потом была работа с Голдой Меир, Ицхаком Рабином, Мерахимом Бегином. Несколько лет работал в Стокгольме, Вашингтоне. Но никогда не терял связи с киббуцем, как и многие другие бывшие киббуцники, сделавшие себе блестящую карьеру военных, политиков или дипломатов. В Израиле любят рассказывать истории о том, как министр обороны Моше Даян, начальник генштаба Эйтан или кто-то еще из высокопоставленных чиновников - выходцев из киббуцев - приезжал на выходные мыть посуду на кухне или заниматься другой черновой работой.

Создание сельскохозяйственных поселений стало одним из основополагающих постулатов сионизма, а кнббуцы, основанные выходцами из России я других стран 1ептрялъ."оя и Восточной Европы, которые несли с собой популярные тогда идеи социализма, - основной формой жизни на селе. Причем функции, задачи киббуцев вовсе не ограничивались обеспечением населения продовольствием. Еще до образования Государства Израиль и в первые годы его существования киббуцы играли ведущую роль в освоении территорий, приеме репатриантов, а также в обороне, защите поселенцев.

Сегодня в Израиле насчитывается около 370 киббупев, в которых проживает свыше 115 тысяч человек, или 3 процента населения страны. Основным принципом киббуцкого движения является равенство всех членов киббуца, а также обобществленные средства и орудия труда. Все решения принимаются на общем собрании - куда и сколько вложить денег, что приобрести, по каким ценам продать продукцию, какой дом выделить той или иной семье и т.д. На кухне и в подсобных службах работают по графику. Так что сегодня вы можете руководить правлением, а завтра, будьте добры, мыть посуду в столовой. Денег киббуцники в виде зарплаты не получают, но обеспечиваются всем необходимым. В последние годы, правда, до 20 процентов заработанного выдается на руки. Киббупиику нельзя иметь собственную машину. Если надо куда-то съездить по своим делам, можно взять напрокат одну из машин, которыми владеет киббуц. Еда готовится и подается в общей столовой. А постельное белье стирается, чинится и распределяется в общей прачечной. Короче, социализм.

- Мы часто называем наши киббуцы израильскими колхозами, - говорит Нехемия Лева-нон. - Однако в отличие от ваших колхозов, в которые в свое время Сталин загонял людей насильно, никто никого в киббуц силой не тянет. Более того, чтобы стать членом киббуца, надо сначала пройти своеобразный кандидатский стаж - один-два года. Надо посмотреть, чего стоит человек как работник, как он уживается в коллективе.

Оправдали ли себя киббуцы? Вполне, считает Леванон. Главное - они накормили страну. Не говоря уже о приеме репатриантов и защите поселенцев, обороне. И все же многое сегодня надо менять, говорит Леванон. Ничего не поделаешь, новые времена, новые люди, выросшие в условиях процветающего общества, - общества потребления со своими ценностями. Сегодня коллективизм, который исповедовало несколько поколений израильских киббуцников, все больше вытесняется индивидуализмом.

- Нельзя менять главного - основных принципов, заложенных в киббуцах. Должен сохраниться и такой девиз: "Одна семья - один дом".

А что думают в Израиле о наших колхозах?

- Не думаю, что все так уж плохо в ваших колхозах. Ведь есть же и среди них вполне рентабельные хозяйства. Вряд ли надо все их разгонять. Тем более нельзя делать это насильно. Каждый должен сам решать, оставаться в колхозе или подаваться в фермеры. Боюсь, вы снова подходите к этому вопросу чисто по-большевистски. Но, видно, такое сейчас у вас время. Кого ни спросишь из приехавших недавно из России, все как черт от ладана шарахаются от одних только слов "социализм", "колхоз", "коллектив". Думаю, со временем это пройдет и у вас. Разогнать, развалить - на это большого ума не надо.

КАК БЫ ТО ни было, но киббуцное движение, точнее, его идеология, сегодня переживает определенный кризис. Дело в том, что с 70-х годов политическое влияние киббуцев, которое на начальном этапе было весьма велико, сегодня стало падать, что не могло не отразиться на идеологии киббуцного движения.

Другой вид сельскохозяйственного поселения - мошав - кооператив. Степень кооперации может варьироваться. Однако сбыт, снабжение, кредитование и бухгалтерский учет осуществляются на кооперативной основе. Средний мошав состоит из 70-100 семей, каждая из которых имеет в личной собственности дом и земельный участок. Сегодня таких мошавов в Израиле около 450, в которых живут около 140 тысяч человек.

Существуют и так называемые коллективные мошавы, что-то среднее между кяббуцем и мошавом. Но таких совсем немного. Еще меньше - всего несколько - частных ферм.

Ночь мы провели здесь же в киббуце, в гостинице, которая вполне тянет на "три звездочки". А на следующее утро нас уже ждала Лора, молодая женщина, согласившаяся выступить в роли нашего гида по киббуцу. Лора несколько лет назад приехала из Соединенных Штатов, где родилась и выросла. Довольна ли она своей жизнью в киббуце, почему решила жить и работать здесь?

- Мне здесь нравится, - говорит Лора.- Я чувствую, что нужна здесь людям, что они ценят мой труд. Не знаю, может быть, потому что я в душе идеалистка и мне надоела жизнь в Америке, устала от того, что мы часто называем "крысиными гонками"- вечной погони за деньгами, успехом, престижем. Здесь я чувствую себя спокойно, уверенно. Нет, по городу не скучаю. Мне нравится такая жизнь.

В Кфар Блюме живут 350 взрослых и 250 детей. В киббуце стадо крупного рогатого скота в 260 голов и 360 гектаров пахотной земли, занятой в основном под хлопок. На скотном дворе трудятся 6 человек, на хлопке заняты еще человек 5. Правда, на уборку в сезон выходят до 20 человек. Чтобы не прогореть в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции, приходится крутиться. Рабочий день начинается рано, часов в 5 утра, а то и раньше, особенно летом. Если раньше все были довольны, когда от одной коровы получали в среднем по 4-5 тысяч литров молока в год, то сегодня израильская буренка должна давать не менее 8 тысяч литров. Иначе пойдет под нож - такую корову просто не выгодно держать, себе в убыток. То же самое с хлопком. Несколько лет назад урожай в 4 тонны хлопка с гектара обеспечивал безбедную жизнь. Сегодня же, чтобы сохранить минимальную рентабельность, приходится заботиться о том, чтобы урожай был не менее 5 тонн.

Однако основной доход киббуц получает сегодня не от сельскохозяйственной продукции. Большая часть жителей Кфар Блюм занята в сфере промышленности - сборке компьютеров, в гостиничном комплексе. Гордость киббуца - собственная фабрика по производству электронного оборудования, контролирующего подачу воды на полях. Небольшая пластмассовая коробочка с электронной начинкой измеряет влажность, вовремя включает и выключает воду. Таким образом исключается лишний ее расход и достигается наибольший эффект.

Разговор о киббуцах и киббуцниках, думаю, будет неполным, если не сказать и о связях киббуцев с израильской армией. Дело в том, что практически весь израильский генералитет состоит из выходцев из киббуцев. Киббуцы до сих пор являются своеобразным резервом, из которого пополняются прежде всего элитные части ВВС, ВДВ. Они на 70 процентов комплектуются за счет призывников из киббуцев. 36 процентов израильских летчиков - бывшие киббуцники. В чем причина этого явления?

В Израиле на основе социально-психологических исследований считают, что молодые люди из киббуцев отличаются большей душевной стойкостью, самостоятельностью в принятии решений, способностью руководить людьми и т.д. Другая немаловажная сторона - умение жить в коллективе. Городской мальчик, растущий в семье, часто этой семьей как бы защищен от жизненных неудач, тревог. Когда его забирают в армию, он вынужден искать равновесие между своими интересами и интересами коллектива, однополчан. Для киббуцников же это не ново, и в армии они, привыкшие к коллективу чуть ли не с пеленок, чувствуют себя почти как дома.

Правда, здесь есть и оборотная сторона: в военных училищах, особенно элитных, таких, как военно-воздушные, часто происходит процесс отторжения тех, кто не похож на остальных, что приводит к нивелировке личности. Но это уже тема для другого разговора.

И последнее. Воплотившийся в киббуцах и мошавах сионистский лозунг "Земля без народа - народу без земли" привел не только к созданию Государства Израиль, но и к рассеянию другого народа - палес-тинцев. Не случайно сельскохозяйственные поселения строились как своего рода крепости, а застройка носила весьма компактный характер. В этих взаимных претензиях двух семитских народов-близнецов на одну и ту же землю и заключается весь смысл продолжающейся сегодня трагедии, кажущейся предвечно неразрешимой.

ЭТОТ ТРАГИЗМ повсюду и в застывшей навсегда над Тивериадским озером сирийской пушчонке на треноге с развороченным стволом, и в зловещем соседстве аккуратных, под черепичной крышей домиков еврейских поселенцев с развалинами арабской деревни на Голанах. Этот трагизм - и во вкопанных в землю танках по углам еврейских поселений на Западном берегу, сторожевых вышках, и в вооруженных патрулях киббуцников, объезжающих банановые плантации с упакованными уже на деревьях в прочные пластиковые сетки гроздьями золотистых плодов. Этот трагизм - и в выложенной камешками надписи на иврите и английском - "Мир - Голанам".

Опубликовано на Порталусе 09 января 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): кибуц



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама