Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ВОЕННОЕ ДЕЛО есть новые публикации за сегодня \\ 09.08.20


Становление Восточного факультета Военной академии РККА им. М. В. Фрунзе

Дата публикации: 26 февраля 2020
Автор: П. В. Густерин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Источник: (c) Вопросы истории, № 7, Июль 2014, C. 120-128
Номер публикации: №1582715196 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


П. В. Густерин, (c)

найти другие работы автора

Военная разведка РККА на начальном этапе своей деятельности испытывала сильный кадровый голод. Особенно остро недостаток кадров ощущался на восточном "направлении". Это стало одной из причин, по которой было принято предложение бывшего начальника Азиатской части Главного Штаба 1 А. А. Давлетшина 2: 20 сентября 1919 г. он представил начальнику Всероссийского Главного Штаба РККА Н. И. Раттэлю 3 докладную записку о целесообразности организации в связи с общей политической обстановкой особого Отдела восточных языков при Академии Генштаба РККА 4. Эта докладная записка была представлена Л. Д. Троцкому, который одобрил идею и издал соответствующий приказ. В феврале 1920 г. на основании Приказа РВСР N 137 от 29 января 1920 г.5 при Академии Генштаба РККА было открыто Восточное отделение.

 

Существует заблуждение, что основателем Восточного отделения был второй начальник Академии А. Е. Снесарев 6, бывший генерал-лейтенант царской армии, опытный разведчик и выдающийся востоковед. В действительности он был ее старшим руководителем по Ближнему и Среднему Востоку и главным руководителем по военной географии и статистике по совместительству в период с 23 июля 1919 г. по 23 сентября 1924 г. 7, и, несомненно, много сделал для организации работы Восточного отделения. Приказ РВСР N 1675 от 5 августа 1921 г. гласил: "Начальника Академии Генштаба РККА тов. Снесарева освободить от его нынешних обязанностей и оставить его в должности профессора. РВСР выражает тов. Снесареву признательность за понесенную им в тяжелое для Академии время работу по поддержанию и устроению Академии" 8. Архивные данные также не подтверждают, что Снесарев являлся или исполнял обязанности начальника Отделения.

 

Первым начальником Восточного отделения по предложению Снесарева стал А. Д. Тарановский 9. В 1926 г. начальник Восточного факультета Н. Н. Шварц 10 отмечал: "От основания Восточного отдела, с 11 февраля 1920 г. до августа 1923 г. сменились 6 начальников отдела. Только с 1922 г. жизнь Восточного отдела начинает упорядочиваться" 11. Это же подтверждается другими архивными материалами: "Ученая деятельность Восточного отделения начинает

 

 

Густерин Павел Вячеславович - научный сотрудник Российского института стратегических исследований.

 
стр. 120

 

стабилизироваться лишь с назначением начальником Отделения Доливо-Добровольского 12" 13.

 

В "Положении о Восточном Отделении Академии Генерального Штаба", подготовленном Снесаревым, говорилось:

 

"1). С целью подготовки военнослужащих для службы Генерального Штаба и Красной Армии на восточных окраинах и сопредельных странах Среднего, Ближнего и Дальнего Востока, а также для службы по военно-дипломатической части утверждается в составе Академии Генерального Штаба Восточное Отделение.

 

2). Ежегодно на Восточное отделение Академии зачисляются из числа желающих 20 человек, выдержавших вступительный экзамен в Академию Генерального Штаба, и 20 человек, командируемых Комиссариатом Иностранных Дел также после особого испытания.

 

3). Помимо изучения языков, в Восточном отделении Академии проходится ряд специальных предметов, положенных по общей программе Академии, чтобы выпускаемые из отделения специалисты-востоковеды в то же время являлись бы и Генштабистами, получившими соответствующую высшую военную подготовку для службы по Генеральному Штабу. Для слушателей, командируемых Комиссариатом Иностранных Дел, военные предметы не обязательны...

 

8). Установление учебной программы специальных по Востоку предметов и организация порядка обучения по этим предметам, как и во всей Академии, предоставляется Конференции, куда членами входят Заведывающий Отделением, Представитель из Комиссариата Иностранных Дел, Помощник Заведывающего Отделением, а также все преподаватели, руководители занятий и заведывающие обучающимися слушателями...

 

12). В Восточном отделении изучаются языки: турецкий (2 наречия), персидский (2 наречия), индустани 14, английский, основы арабского языка, китайский, японский, корейский и монгольский, а также проходится краткий курс мусульманского права, страноведения, военная география и статистика Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, история и практика внешних сношений, торговое право и история дипломатических сношений с восточными странами.

 

Помимо этого преподаются военные науки общего академического курса по программам, установленным в порядке ст. 8...

 

13). Все преподаватели и руководители практических занятий принимаются Начальником Академии из числа лиц, имеющих соответствующую подготовку, и утверждаются Конференцией..." 15.

 

К открытию Восточного отделения преподавателей по монгольскому и корейскому языкам подобрать не удалось, а позже от идеи преподавания этих языков было решено отказаться вовсе 16.

 

Восточное отделение начало функционировать с 11 февраля. "Приказом Академии Генерального Штаба РККА N 29-б от 10 февраля 1920 г. по Восточному отделению", подписанным Снесаревым, все его слушатели были разделены на две группы: слушателей старшего курса (20 чел.) и слушателей младшего курса (20 чел.) 17.

 

Военнослужащие на обоих курсах были представлены также слушателями Академии Генштаба (еще 20 чел.), которые, пользуясь тем, что занятия проводились по вечерам, одновременно проходили обучение и на Основном факультете, и на Восточном отделении.

 

Тем же Приказом Снесарева на основной курс Отделения зачислялись 12 сотрудников НКИД. Лица, командированные по линии НКИД, обучались и на ускоренном курсе. Обстоятельства их обучения и положение в неведомственном учебном заведении проясняет письмо Карахана "В комиссию ЦК

 
стр. 121

 

РКП по проверке личного состава слушателей Военной Академии РККА" от 16 сентября 1922 г. на имя секретаря ЦК РКП(б) В. В. Куйбышева 18: "НКИД неоднократно обращался в ЦК РКП с просьбой откомандировать в распоряжение НКИД партийных товарищей для политической работы на Востоке. Наши требования до сих пор не были ЦК достаточно удовлетворены. Это обстоятельство заставило НКИД принять участие в организации Востотдела Военной академии РККА, ставящего своей целью подготовить кадры военно-политических и дипломатических работников на Востоке. В свое время на Востотдел для вышеуказанной цели НКИД был откомандирован целый ряд работников" 19.

 

Примерно половину всех учащихся на каждом курсе составляли вольнослушатели.

 

В 1922 г. Восточное отделение было расширено и стало именоваться Восточным отделом. По Приказу РВСР N 1621/319 от 1922 г. в его штат должны были входить: начальник, комиссар, два старших преподавателя (1 - по Ближнему и Среднему Востоку, 1 - по Дальнему Востоку), 17 преподавателей и 80 слушателей 20. На 27 сентября 1922 г. там числилось 73 слушателя 21.

 

Для обучения на Восточном отделении с начала его функционирования командировались и сотрудники ГПУ. В сентябре 1923 г. Доливо-Добровольский добивался от начальника Академии запрета на совмещение учебы и работы в органах сотрудниками ОГПУ. И это несмотря на то, что менее чем за год до этого, 13 декабря 1922 г., он положительно решил такой же вопрос с работниками НКИДа на основании письма Карахана заместителю начальника Академии по политической части Муклевичу: "Ввиду полной незаменимости в настоящее время следующих сотрудников НКИД, состоящих одновременно слушателями Востотдела, прошу Вас разрешить т.т. Пастухову, Рейснеру, Заславскому и Славуцкому продолжить свои занятия в Военной Академии по совместительству" 22.

 

Сначала программа Восточного отделения носила импровизированный характер. Занятия начинались в 18:00 и заканчивались в 21:15. Слушатели занимались по 4 учебных часа в день, в общей сложности - по 24 в неделю. Большая часть учебного времени отводилась языковой подготовке. Общие предметы изучались на лекциях, носивших в большинстве случаев эпизодический характер 23.

 

С 12 февраля по 30 декабря 1920 г. было отработано следующее количество учебных часов: восточные языки - 7689, западные языки - 2560, общеобразовательные предметы - 45, страноведение - 52.

 

Таким образом, на начальном этапе своей деятельности Восточное отделение представляло собой скорее языковые курсы, нежели учебное подразделение.

 

К 1921 - 1922 учебному году в связи с увеличением числа слушателей, поступивших на вакансии НКИД, встал вопрос о необходимости введения в учебную программу Отделения социально-политических, военных и юридических дисциплин.

 

1922 - 1923 учебный год стал началом периода, когда Восточный отдел начал жить нормальной учебной жизнью с дневной формой обучения и строгим, последовательно реализуемым учебным планом. В начале 1922 - 1923 учебного года программа Восточного отдела в основных чертах сводилась к следующим циклам дисциплин:

 

1) языки восточные (арабский, китайский, персидский, турецкий, урду, японский) и западные (английский, французский);

 

2) страноведческие предметы (военная география и история, в том числе новейшая история Востока, экономика стран Востока, правовые системы стран Востока, мусульманское право);

 

3) социально-политические предметы (политическая история России и Запада, политическая экономия, исторический материализм, история социализма и РКП(б), империализм и экономическая политика РСФСР);

 
стр. 122

 

4) юридические предметы (международное право, консульское право, торговое право, гражданское право, государственное право, уголовное право);

 

5) военное дело.

 

Все эти дисциплины распределялись между тремя курсами, причем при переходе со 2-го курса на 3-й и при окончании Восточного отдела требовалась защита самостоятельной письменной работы по определенной теме. Между 2-м и 3-м курсами предполагалась 6-месячная командировка в изучаемую страну с обязательным предоставлением отчета о командировке, после чего слушатель считался окончившим теоретический курс.

 

В 1921 г. в "Положение о Восточном отделении" были внесены изменения, упрощавшие порядок его комплектования военнослужащими. В 1922- 1923 учебном году на нем было введено дневное обучение 24. В 1922 г. начальником Академии являлся А. И. Геккер 25, направлявшийся в последующем в качестве военного атташе в Китай и Турцию.

 

По "Плану учебных занятий" на 1922 - 1923 учебный год занятия по разведке не предполагались. Изучались следующие дисциплины:

 

1-й курс: политическая история России в XIX в., политическая история Запада и Америки в XIX-XX вв., политическая экономия, исторический материализм, история социализма, история РКП, государственное право РСФСР, военно-статистическая география стран Востока, история Востока, топография, тактика главных родов оружия с точки зрения организации вооруженных сил;

 

2-й курс: гражданское право (в том числе гражданское и концессионное), уголовное и процессуальное право, мусульманское право (для ближневосточного отделения), международное право, консульское право, империализм и основы современных международных отношений, организация вооруженных сил;

 

3-й курс: новейшая история Востока, экономика стран Востока, экономическая политика РСФСР (в том числе основы внешней торговли и электрификация), правовое устройство изучаемых стран Востока, служба Генерального Штаба 26.

 

Слушатели всех курсов ежедневно по 2 учебных часа изучали восточный язык и также западный. Кроме того, со слушателями ближневосточного отделения проводились занятия по арабскому языку по 2 учебных часа в неделю 27.

 

1922 - 1923 учебный год стал годом проверки созданной учебной программы, в результате чего к началу 1923 - 1924 учебного года она была несколько упрощена. Теоретический курс Восточного отдела был сокращен с двух с половиной до двух лет. Затем слушатели направлялись в командировку на Восток на год с представлением отчетной работы по определенной теме. Как отмечал Шварц, "переход на 2-годичный курс в 1923/24 учебном году и изменения постановки занятий по языкам позволили значительно уменьшить число языковых преподавателей и вместе с тем установить их отбор" 28. При переходе с 1-го на 2-й курс слушатель должен был устно защищать одну из тем по Востоку 29.

 

Первыми преподавателями Восточного отделения стали известные в то время и ставшие впоследствии крупными учеными востоковеды. Приказом Академии Генштаба N 31-б от 13 февраля 1920 г. 30 были утверждены списки преподавателей Отделения, в том числе штатных: Аттая М. О. (арабский язык), Гафаров М. -А. (персидский язык), Вормс А. Э. (торговое право), Нерсесов А. Н. (практика международных отношений), Озеров И. Х. (экономическое положение восточных стран); и нештатных: Лосев В. В., Суроварди (индустани), Ларош Е. Г. (турецкий язык), Попов Н. М. (японский язык), Никопольский М. М. (китайский язык), Баранов Х. К. 31 (арабский язык).

 

На 4 августа 1922 г. штатными преподавателями Восточного отдела числились: Снесарев А. Е. (старший руководитель по Ближнему и Среднему Востоку, генерал-лейтенант царской армии), Полынов К. Б. (японский язык; старший

 
стр. 123

 

руководитель по Дальнему Востоку, полковник царской армии), Гордлевский В. А.32 (турецкий язык), Соколов А. А. (турецкий язык; сотник царской армии), Ларош Е. Г. (турецкий язык), Годунов Р. А., Жирков Л. И. (персидский язык), Клягина М. И. (урду), Никопольский М. М. (китайский язык; поручик царской армии), Попов М. Г. (японский язык; полковник царской армии), Попов Н. М. (японский язык), Баранов Х. К. (арабский язык; хорунжий царской армии), Аттая М. О. (арабский язык), Колоколов В. С. (китайский язык; прапорщик царской армии).

 

Преподаватели Восточного отдела по западным языкам и лекторы по общим предметам, а также два преподавателя китайского, один - персидского и один - турецкого языков стали числиться за штатом. Всего на 25 декабря 1922 г. - 18 преподавателей 33.

 

Здесь мы не можем не указать на досадную ошибку, допущенную в книге "Военная академия им. М. В. Фрунзе" (М. 1980, с. 72), в которой говорится: "Среди преподавателей [Восточного] факультета были такие видные языковеды, как известный тюрколог, впоследствии академик В. А. Брулевский". Речь, несомненно, идет о В. А. Гордлевском, которого приведенная цитата характеризует совершенно справедливо.

 

В 1921 - 1923 гг. для слушателей Восточного отдела их преподавателями были созданы учебные пособия по персидскому, турецкому, японскому языкам и урду 34.

 

В течение первых двух лет происходил значительный отсев слушателей Отделения, вызванный тем, что в их число при первых наборах попало много совершенно случайных людей, не стремившихся к работе с восточным языком или на Востоке. Кроме того, некоторые слушатели были командированы на срочную работу 35. Вообще, ситуация на Восточном отделении была характерна для всей Красной Армии того времени: "Бичом армии вплоть до 1924 г. являлась огромная текучесть личного состава, которая срывала всякую возможность организации нормальной боевой и политической подготовки войск" 36.

 

Первый выпуск Восточного отдела - 8 слушателей - состоялся в 1923 году 37. Среди его выпускников были полковник А. А. Бусяцкий (1893 - 1971), окончивший Академию в 1924 г. и ставший впоследствии заместителем начальника 8-го отдела Генштаба РККА, К. Г. Василевский, назначенный в ноябре 1924 г. начальником Среднеазиатских курсов востоковедения 38 в Ташкенте, основателем которых был легендарный И. Д. Ягелло 39.

 

В 1923 г. Восточный отдел перешел на 3-годичный курс обучения, что было вызвано предложением НКИД предоставлять слушателям командировки в страны Востока для практической работы и совершенствования знаний восточных языков. Однако в том же году сроки обучения вновь были пересмотрены и уменьшены до двух лет 40.

 

Подготовку учащихся Восточного отдела курировало Разведуправление. Так, в 1924 г. в рапорте на имя заместителя председателя РВС СССР Уншлихта был раскритикован список учебных тем по тактике, среди которых были следующие: "Атака небольшими силами г. Багдада, защищаемого многочисленным, но плохо вооруженным неприятелем", "Оборона малыми силами г. Тавриз против неприятеля многочисленного, но плохо вооруженного", "Особенности подготовки войск для действий в Сирии и Палестине" 41.

 

Список тем по военно-морскому делу в названном рапорте был одобрен. Примечательно, что он включал среди прочих тему "Сравнение стратегического и хозяйственного положения Панамского и Суэцкого каналов" 42.

 

Военной администрацией также были одобрены темы "Особенности устройства тыла и базирование Английской армии в Месопотамии 43 в мировую войну", "Комплектование Турецкой армии в Мировую войну и последнюю

 
стр. 124

 

Греко-Турецкую войну", "Организация горных войск применительно к нашим азиатским театрам военных действий с учетом нашего опыта на Кавказском фронте в Мировую войну", "Особенности устройства тыла на горном театре [военных действий] по опыту Войны 1914 - 1918 гг. на Кавфронте" и другие.

 

По стратегии и военному искусству рассматривались следующие темы: "Младотурецкая революция и Турецкая армия", "Борьба за Багдад в Мировую войну", "Железнодорожное строительство в Турции и его роль в обороне государства", "Иракский вопрос", "Сирийский вопрос" 44.

 

Со своей стороны Разведуправление предложило дополнительный список тем, в том числе "Вопросы организации тыла при войне Турецкой армии с советскими республиками", "Персидский Азербайджан как театр военных действий", "Война в пустынных областях Персии при условии базирования на Советский Туркестан" 45.

 

В 1924 г. Восточный отдел был реформирован: Приказом РВСР N 697/130 от 21 мая 1924 г. было установлено, что эта структура должна готовить специалистов только для военного ведомства и укомплектовываться только окончившими Военную академию или равное с ней военно-учебное заведение 46.

 

В связи с уменьшением штатного состава слушателей до 20 человек Восточному отделу был возвращен статус "Восточное отделение". Несмотря на уменьшение количества вакансий, сотрудники ОГПУ продолжали приниматься в качестве полноправных слушателей. 12 ноября 1924 г. Муклевич докладывал Уншлихту: "Некоторые слушатели из числа сотрудников Г. П. У. отрываются служебными работами по своим должностям от учебных занятий на восточном отделении" 47. Это позже подтверждал и Шварц: "Большое число пропусков в 1923/24 учебном году объясняется как общим состоянием учебной дисциплины, так и занятостью слушателей (невоенных), общественно-политической работой в часы занятий на факультетах службой в тех учреждениях, откуда они были командированы на Востотдел. В 1924/25 учебном году... некоторые категории слушателей (главным образом, из ОГПУ) продолжали пропускать занятия" 48.

 

В декабре 1924 г. в статье "Вопросы высшего военного образования" М. В. Фрунзе обосновал необходимость реорганизации подготовки на восточном отделении: "Некоторые изменения нами проведены в области подготовки работников для других стран на нашем восточном отделении (Военной академии. - П. Г.). До сих пор у нас было так, что здесь мы подготавливали вообще работников для работы за рубежом, не только для себя, для нужд Красной Армии, но и для нужд гражданских органов, в частности для НКИД. В соответствии с общей линией, которую мы проводим, это абсолютно ненормально. Работников для зарубежной работы мы должны готовить в широком масштабе в соответствующих высших гражданских учебных заведениях. Что же касается нашей военной потребности, то она должна достигаться несколько иным методом. Нам нужны работники за границей, но работники, прежде всего обладающие очень высокой военной подготовкой. Поэтому мы решили, что здесь, на восточном факультете 49, у нас будут (обучаться. - П. Г.) товарищи, которые уже имеют достаточную военную подготовку. О том, насколько важна эта работа, сейчас нет нужды говорить. Это ясно из всей международной обстановки, из тех событий, которые совершаются вокруг нас, которые имеют место сейчас в Китае, в Персии, в Турции и в целом ряде других восточных стран" 50.

 

Несомненно, на изменения в подборе кандидатов для поступления на Восточное отделение повлияло соперничество Разведуправления и ИНО.

 

В Приложении N 1 "Программы вступительных испытаний во все военные академии РККА и военные отделения гражданских высших учебных заведений" к Приказу РВС СССР N 500 от 25 мая 1925 г. указывается, что Военная академия РККА включает Восточный факультет 51. 1 июля 1925 г.

 
стр. 125

 

восточное отделение Военной академии РККА было официально преобразовано в Восточный факультет, что было утверждено Приказом РВС СССР N 1094 в октябре того же года 52.

 

Примечания

 

1. Главный Штаб - один из структурных органов Военного министерства Российской Империи, функции которого заключались в высшем управлении военно-сухопутными силами в строевом и инспекционном отношениях, в том числе - отчетность личного состава войск, комплектование, формирование и расформирование войсковых частей, продвижение по службе, пенсии, награждения и т.п. Не путать с Генеральным Штабом - общее название чинов высших войсковых штабов Российской Империи, являвшихся ближайшими помощниками строевых начальников для разработки деталей военных операций и руководства их выполнением. Научную подготовку офицеры ГШ получали в военных академиях, куда поступали по выслуге определенного числа лет. Функции ГШ заключались в разработке вопросов, касавшихся подготовки к войне, и заведовании военными сообщениями.

 

2. Давлетшин Азис Абделлевич (Абдулгазиз, 1861 - 1920) - офицер, востоковед, один из виднейших военных арабистов. Окончил Павловское военное училище, НАГШ, Офицерские курсы восточных языков при Азиатском департаменте МИД. В 1898 г. был в командировке в Хиджазе. Служил в Кавказском военном округе, Туркестанском военном округе, в Главном Штабе. Автор работ по политической географии.

 

3. Раттэль Николай Иосифович (1875 - 1938) - военный. Окончил Павловское военное училище (1896), НАГШ (1902). Участник русско-японской и первой мировой войн. В РККА с 1918 г.: начштаба Высшего военного совета, начальник ПШ РВСР, Всероглавштаба. С июня 1920 г. - председатель Военно-законодательного совещания при РВСР. С 1925 г. - в народном хозяйстве.

 

4. С назначением начальником Академии ГШ РККА М. Н. Тухачевского 5 августа 1921 г. переименована в Военную академию РККА. Нельзя путать с Академией ГШ РККА, созданной в 1936 г. на основе оперативного факультета ВА РККА им. М. В. Фрунзе. Тухачевский Михаил Николаевич (1893 - 1937) - военачальник. Окончил Александровское военное училище (1914). Участник первой мировой и Гражданской войн. В РККА с 1918 г. Занимал ряд высших командных должностей. Автор работ по различным аспектам военного дела.

 

5. Российский государственный военный архив (РГВА), ф. 24696, оп. 1, д. 78, л. 48, 53; ф. 4, оп. 12, д. 9, л. 195.

 

6. Снесарев Андрей Евгеньевич (1865 - 1937) - военачальник, разведчик, ученый. Окончил математический факультет Московского университета и Московскую консерваторию (1888), Московское пехотное училище (1890), НАГШ (1899). С 1904 г. - при ГШ, преподаватель военной географии в военных училищах. Участник первой мировой и Гражданской войн. В РККА с 1918 года. В 1919 - 1921 гг. - начальник Академии ГШ РККА, в 1921 - 1930 гг. - ректор и профессор МИВ, профессор военных академий. Автор трудов по военной географии и статистике. См.: МОРОЗОВ А. Служил Отечеству. Генерал А. Е. Снесарев. Воронеж. 2005; БУДАКОВ В. Честь имею. Геополитик Снесарев: на полях войны и мира. Воронеж. 2011.

 

7. РГВА, ф 24696, оп. 1, д. 180, л. 190об. -191.

 

8. Там же, ф. 4, оп. 12, д. 18, л. 52об.

 

9. Тарановский Александр Дмитриевич (1885 - 1938) - офицер, топограф. Окончил Военно-топографическое училище (1907), НАГШ (1914), Киевскую школу летчиков-наблюдателей (1917). В РККА с 1918 года. В феврале-октябре 1920 г. - начальник Восточного отделения Академии ГШ РККА. Позже - на командных должностях. В 1923 - 1930 гг. - начальник Корпуса военных топографов.

 

10. Шварц Николай Николаевич (1882 - 1944) - военный, ученый. Окончил Новгородское реальное училище, Московское военное училище (1904), НАГШ (1911).

 
стр. 126

 

Участник русско-японской, первой мировой и Гражданской войн. В РККА с 1918 г. Начальник разведывательного отделения военно-статистического отдела Оперативного Управления ВГШ. С 1920 г. - преподаватель ВА РККА им. М. В. Фрунзе, в том числе с 9 августа 1923 г. по 1927 г. - начальник Восточного факультета. С 1936 г. - преподаватель Академии ГШ РККА. Автор военно-теоретических трудов.

 

11. РГВА, ф. 24696, оп. 1, д. 78, л. 42.

 

12. Доливо-Добровольский Борис Иосифович (Осипович) (1873 - ?) - военный, ученый. Окончил Морской кадетский корпус (1893). Служил на Черноморском флоте. Во время первой мировой войны служил в Морском ГШ. В 1918 г. - преподаватель русско-германской комиссии по морским вопросам, в 1919 г. - лектор военно-морского дела на курсах военной разведки при Наркомате морских дел. С 1920 г. - в Академии ГШ РККА, в том числе - начальник Восточного отдела с 1 августа 1921 г. по 9 августа 1923 года. С 1923 г. - начальник кафедры иностранных языков ВА РККА. Автор военно-теоретических трудов.

 

13. РГВА, ф. 24696, оп. 1, д. 78, л. 50об.

 

14. Индустани - устаревшее название. Точнее - хиндустани или урду.

 

15. РГВА, ф. 4, оп. 12, д. 9, л. 197 - 197об.

 

16. Там же, ф. 24696, оп. 1, д. 78, л. 51об.

 

17. Там же, д. 159, л. 81.

 

18. Куйбышев Валериан Владимирович (1888 - 1935) - государственный и партийный деятель. Участник Гражданской войны (один из организаторов и политических руководителей РККА). Позже - на руководящей профсоюзной, хозяйственной и партийной работе. С 1927 г. - член Политбюро ЦК ВКП (б).

 

19. РГВА, ф. 24696, оп. 1, д. 170, л. 50.

 

20. Там же, ф. 4, оп. 4, д. 442, л. 341; ф. 24696, оп. 1, д. 186, л. 43.

 

21. Там же, ф. 24696, оп. 1, д. 63, л. 43.

 

22. Там же, д. 78, л. 50об.; д. 65, л. 14; д. 63, л. 98.

 

23. Там же, д. 78, л. 49.

 

24. Там же, л. 48об.

 

25. Геккер Анатолий Ильич (1888 - 1938) - военачальник, военный дипломат. Окончил Владимирское военное училище (1909), курсы при НАГШ (1917). Участник первой мировой и Гражданской войн. В РККА с 1918 года. Начальник ВА РККА (1922), военный атташе в Китае (1922 - 1925), Турции (1929 - 1933). С 1934 г. - начальник отдела внешних сношений РУ.

 

26. РГВА, ф. 24696, оп. 1, д. 186, л. 79 - 80.

 

27. Там же, л. 79.

 

28. Там же, д. 78, л. 42.

 

29. Военная академия за пять лет. М. 1923, с. 212 - 216.

 

30. РГВА, ф. 24696, оп. 1, д. 159, л. 92.

 

31. Баранов Харлампий Карпович (1892 - 1980) - выдающийся советский арабист-филолог. Окончил Лазаревский институт восточных языков (1915). В середине XX в. составил Арабско-русский словарь, продолжающий переиздаваться в виду его непреходящей практической, культурологической и педагогической ценности. В ВА РККА им. М. В. Фрунзе преподавал до 1932 года.

 

32. Гордлевский Владимир Александрович (1876 - 1956) - крупный советский тюрколог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1899) и Лазаревский институт восточных языков (1904). Внес значительный вклад в изучение турецкой истории, филологии и этнографии. В ВА РККА им. М. В. Фрунзе преподавал в 1921 - 1939 годах.

 

33. РГВА, ф. 24696, оп. 1, д. 186, л. 16 - 19; д. 63, л. 146.

 

34. Военная академия за пять лет, с. 217.

 

35. Там же, с. 220 - 221.

 

36. БЕРХИН И. Б. Военная реформа в СССР (1924 - 1925 гг.). М. 1958, с. 333.

 

37. РГВА, ф. 24696, оп. 1, д. 173, л. 67.

 

38. "Положение о Военных курсах востоковедения при Штабе Туркфронта" было утверждено 20 мая 1921 г. РГВА, ф. 4, оп. 4, д. 274, л. 9 - 10 и объявлено Приказом РВСР N 919/159 того же года. С 1 октября 1922 г. они стали именоваться "Вые-

 
стр. 127

 

шая военная школа востоковедения Туркестанского фронта" ("Положение о Высшей военной школе востоковедения Туркестанского фронта" см.: РГВА, ф. 4, оп. 4, д. 442, л. 421 - 422). В журнале "Новый Восток" (М. 1928, N 20 - 21, с. 497 - 498) К. Г. Василевский опубликовал заметку "Средне-Азиатские курсы востоковедения РККА", ставшую, по сути, отчетом о деятельности курсов за семь лет их функционирования.

 

39. Ягелло Иван Дионисьевич (1865 - 1942) - офицер, востоковед. Окончил 2-е Константиновское военное училище, Курсы восточных языков при Азиатском департаменте МИДа, Археологический институт. В 1896 - 1897 гг. стажировался в Школе живых восточных языков в Париже. В 1897 - 1900 гг. - начальник и преподаватель Курсов для обучения офицеров урду в Ашхабаде. В 1900 - 1914 гг. - преподаватель урду и фарси, начальник Ташкентских курсов восточных языков при Штабе Туркестанского военного округа (Ташкентская офицерская школа восточных языков). Участник первой мировой и Гражданской войн. В РККА с 1918 г. В 1920 - 1921 гг. - начальник Курсов востоковедения и разведки при штабе Туркестанского фронта, в 1921 - 1924 гг. - начальник Среднеазиатских курсов востоковедения РККА, в 1930 - 1933 гг. - преподаватель урду в ВА РККА им. М. В. Фрунзе. Автор трудов по военной географии, педагогике и языковедению.

 

40. РГВА, ф. 24696, оп. 1, д. 78, л. 49; д. 65, л. 15.

 

41. Там же, д. 69, л. 13.

 

42. Там же, л. 13об. -14.

 

43. В августе 1921 г. на территории Месопотамия было образовано королевство Ирак. Здесь сотрудниками Разведуправления употребляется устаревший термин.

 

44. РГВА, ф. 24696, оп. 1, д. 69, л. 14об.

 

45. Там же, л. 10.

 

46. Там же, д. 78, л. 58.

 

47. Там же, л. 50об.; д. 69, л. 17.

 

48. Там же, д. 78, л. 42об.

 

49. По-видимому, Фрунзе подразумевает уже принятое решение о преобразовании Восточного отделения в Восточный факультет.

 

50. ФРУНЗЕ М. В. Избр. соч. Т. П. М. 1957, с. 182.

 

51. РГВА, ф. 4, оп. 15а, д. 188, л. 222.

 

52. Военная академия им. М. В. Фрунзе. М. 1988, с. 272.

Опубликовано 26 февраля 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама