Рейтинг
Порталус

ЭВАКУАЦИЯ ПРОШЛА УСПЕШНО

Дата публикации: 5 января 2015
Автор(ы): Иван БЕРЕЖНОЙ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1420459423


Иван БЕРЕЖНОЙ, (c)

13 октября 1941 года БТЩ "Щит" получил приказ следовать в Одессу и попутно доставить на Тендру бомбы и бочки с бензином для базирующейся там авиаэскадрильи. Наши части, обороняющие Тендровскую косу, продолжали оказывать врагу упорное сопротивление. Они срывали планы гитлеровского командования, стремящегося нарушить морские коммуникации, связывающие Одессу с Севастополем.

Экипаж тральщика готовился к походу. На причал подходили автомашины с грузом, и помощник командира лейтенант Сотников начал организовывать прием бензина и авиабомб... Но вот приемка груза закончилась. Бочки и боеприпасы надежно закреплены. Корабль готов к походу.

В пятнадцать ноль-ноль с ходового мостика колоколом громкого боя раздалось: "По местам стоять, со швартов сниматься!". БТЩ плавно отошел от причала и стал постепенно увеличивать ход до полного. Море относительно спокойное, дул легкий ветерок. И если бы не боевая обстановка, переход в Одессу мог стать приятной морской прогулкой. Но на боевых постах люди, как всегда, были готовы к отражению атак противника.

Давно скрылся за кормой Севастополь. Заметно стемнело. А когда наступила ночь, впереди по курсу замигал Тендровский маяк. Он был включен специально для нас. Нам стало легче ориентироваться, потому что в этом районе кое-где на побережье уже просочился враг. Совсем рассвело, когда мы, обойдя Тендровскую косу, зашли в залив, периодически измеряя глубину.

В шесть ноль-ноль встали на якорь. Вскоре появился сейнер. За два рейса он перевез весь груз, и мы тут же снялись с якоря. Хорошо бы проскочить в Одессу незамеченными! Но нет, не удается. В районе Дофиновки вражеская батарея открыла огонь. Но, вероятно, огонь вело только одно орудие. Первый снаряд лег с большим перелетом, следующий - уже с небольшим перелетом. Это значило - пристрелка способом "уступа". Дальномерщик передал расстояние до берега. Самой батареи не видно, а всплески огня при выстрелах хорошо видны. Командир корабля отдал команду рулевому: "Самый полный, левый борт!". Корабль пошел зигзагами, коротким переменным курсом. Третий снаряд ложится далеко за кормой. Наша "сотка" выпустила всего три снаряда по берегу. Вскоре и вражеская батарея прекратила огонь, не причинив кораблю вреда.

Мы приблизились к боновым заграждениям порта Одессы, и в 13 часов пришвартовались у причала. Привлекло внимание необычно большое скопление судов и боевых кораблей в порту и на внешнем рейде. Офицеры корабля, конечно, уже знали, что идет подготовка к эвакуации последнего эшелона войск.

В четырнадцатом часу проведен короткий инструктаж командиров тральщиков: им предстоит доставлять войска с берега на крейсеры и транспорты на внешнем рейде. БТЩ "Щит" - на крейсер "Крым". Над портом и внешнем рейде барражировали три-четыре наших истребителя. Затем мы должны были принять на борт подразделение морской пехоты и конвоировать транспорт в Севастополь.

Остаток дня 14 октября и до утра 15 октября мы доставляли армейские подразделения на крейсеры и транспорты, стоящие на внешнем рейде. Все действия были четко отработаны. Слаженно действовал и наш экипаж. Бойцы и командиры поднимались на тральщик со стрелковым оружием, минометами и пулеметами. Выглядели они усталыми, некоторые были ранены.

Приняв людей, мы шли к крейсеру, высаживали их и возвращались в порт за другими подразделениями. Когда мы отходили от причала, на пирсе никого не оставалось, но как только подходили вновь, люди появлялись словно из-под земли и организованно поднимались на корабль.

А между тем за городом шел бой. Огонь вели полевые и береговые батареи. Артиллеристы должны были израсходовать по врагу все имеющиеся боеприпасы и вывести из строя батареи. Фашистам казалось, что советские войска готовились перейти в контрнаступление.

Мы сделали последний рейс на внешний рейд. Затем возвратились в порт, а на причале появилась группа подрывников во главе с начальником инженерных войск полковником Г. П. Кардинским. Командир БТЩ "Взрыватель" попросил нас быстрее уйти из порта. Ему было поручено заминировать внутреннюю гавань порта. Но группы войск еще подходили к кораблю.

Начало светать. Одесский внешний рейд оставил последний транспорт. За ним в море вышли крейсеры и эсминцы. Мы тоже готовы были выйти, но услышали: "Заберите нас!" Саперы поднялись на борт корабля. И здесь поступил приказ командира ОВРа Одесской военно-морской базы П. П. Давыдова: ошвартоваться у здания холодильника и взять еще одну группу бойцов. Мы перешли к холодильнику и приняли людей.

К нам на катере подходит командир охраны рейдов А. А. Керн и передает в мегафон: "Немедленно выходите из порта!" Мы вышли. Время - 5 часов 55 минут. На катере нас догнал командир ОВРа П. П. Давыдов. Он перешел на тральщик и приказал вернуться в порт, чтобы принять еще около ста человек из сил прикрытия. Зашли за мол и приняли большую группу усталых бойцов и командиров. Корабль, казалось, до отказа забит людьми. Наши матросы уступили им свои кубрики. Кок Н. Братских угостил пассажиров чаем. А начальник хозслужбы С. Заморин выделил героям Одессы сахар, масло и хлеб.

Выйдя из порта, мы к 10 часам догнали закрепленный за нами транспорт и отконвоировали его в Севастополь. Вскоре вражеская авиация обнаружила наш конвой. Группа самолетов пыталась атаковать отдельные суда, но истребители прикрытия отогнали их. Лишь во второй половине дня немецко-фашистскому командованию удалось организовать массированный налет на наши суда. В налете участвовало до 50 пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. Летчики-черноморцы в тот день действовали особенно смело, проявляя боевое мастерство. Почти все атаки вражеских самолетов были сорваны. Истребители прикрытия провели над конвоем 28 воздушных боев и сбили 17 самолетов противника. Три бомбардировщика уничтожили зенитчики кораблей охраны.

На ходовом мостике все время перехода находился полковник Г. П. Кардинский. Он рассказал нам немало ярких эпизодов 73-дневной героической обороны Одессы и восхищался отличной организацией эвакуации войск.

Нам стало известно, что за период с 1 по 15 октября из Одессы было вывезено 86 тысяч бойцов и командиров, 1150 автомашин, свыше 3600 лошадей, 500 орудий и много другой техники. За это же время эвакуированы 15 тысяч жителей города. Эвакуация для фашистов оказалась полной неожиданностью.

Капитан 1 ранга в отставке Иван БЕРЕЖНОЙ, ветеран Черноморского флота.

Опубликовано на Порталусе 5 января 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама