аталог
ѕорталус
 рупнейша€ база публикаций

¬ќ≈ЌЌќ≈ ƒ≈Ћќ есть новые публикации за сегодн€ \\ 11.12.17

¬. ћ.  ќ¬јЋ№„” . Ћ≈Ќ»Ќ√–јƒ » ЅќЋ№Ўјя «≈ћЋя. »—“ќ–»я Ћјƒќ∆— ќ…  ќћћ”Ќ» ј÷»» ЅЋќ »–ќ¬јЌЌќ√ќ Ћ≈Ќ»Ќ√–јƒј ¬ 1941-1943 гг.

ƒата публикации: 30 июн€ 2017
јвтор: ј. ¬. Ѕј—ќ¬
ѕубликатор: јлександр ѕавлович Ўиманский
–убрика: ¬ќ≈ЌЌќ≈ ƒ≈Ћќ
Ќомер публикации: є1498839577 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


ј. ¬. Ѕј—ќ¬, (c)

найти другие работы автора

Ћ. »зд-во "Ќаука". 1975. 328 стр. “ираж 50000. ÷ена 1 руб. 79 коп.

ќ подвиге Ћенинграда в ¬еликой ќтечественной войне создана обширна€ научна€ литература. —реди недавно вышедших исследований своей фундаментальностью, тщательностью отбора фактов и документов выдел€етс€ книга ленинградских историков "Ќепокоренный Ћенинград", а также труд по истории Ћенинградского военного округа1 . ѕримечательно также, что маршалы —оветского —оюза √.  . ∆уков и ј. ћ. ¬асилевский во вторые издани€ своих воспоминаний ввели специальные главы о борьбе за Ћенинград.

Ћенинград в ¬еликой ќтечественной войне - тема многогранна€ и неисчерпаема€. ќдной из важных ее проблем €вл€етс€ св€зь между блокированным городом и всей остальной страной. Ѕлагодар€ установлению коммуникации и ее бесперебойному действию осажденный Ћенинград из ослабленного и у€звимого пункта постепенно превратилс€ в исходный плацдарм дл€ наступлени€ и разгрома противника на северо-западном стратегическом направлении советско-германского фронта.

 нига кандидата исторических наук, заведующего сектором Ћенинградского отделени€ »нститута истории ———– јЌ ———– ¬. ћ.  овальчука позвол€ет взгл€нуть на пути сообщени€ с осажденным Ћенинградом как на одну из важнейших проблем вооруженных сил, оборон€вших северо-западное стратегическое направление, и труднейшую задачу советского народа в войне. »спользовав обширную литературу, в том числе и немецкую, а также многочисленные архивные материалы, автор впервые так подробно и всесторонне исследовал историю Ћадожской коммуникации. ¬ результате читатель получил ценное историческое исследование.

«ахват Ћенинграда планировалс€ фашистами как первостепенна€ задача. Ёто обеспечивало им ликвидацию советского флота на Ѕалтийском море, вывод из стро€ мощной промышленности города, прикрывало северный фланг войск, наступавших на ћоскву, открывало путь в северо-западные области —оветской страны. —оединение финских войск с арми€ми вермахта увеличило бы и без того большие возможности последнего. ќчень сжато, почти конспективно ¬. ћ.  овальчук рассказывает о том, как росло сопротивление немецкой группе армий "—евер". ќпира€сь на город Ћенина как на крепость, использовав все его оборонные и экономические возможности, построив фортификационные сооружени€, бойцы и командиры фронта, поддержанные высоким патриотическим порывом населени€, остановили более многочисленно-


1 "Ќепокоренный Ћенинград.  раткий очерк истории города в период ¬еликой ќтечественной войны". »зд. 2-е. Ћ. 1974; "»стори€ ордена Ћенина Ћенинградского военного округа". ћ. 1974.

стр. 148


го и сильного врага. јвтор приводит авторитетное высказывание √.  . ∆укова: "Ћенинград оказалс€ первым стратегическим объектом на пути вермахта, который он не смог вз€ть" (стр. 38). ¬. ћ.  овальчук показывает, что город был удержан благодар€ тому, что это было делом всего советского народа. ќн приводит около двух дес€тков важнейших постановлений ÷ентрального  омитета партии. √осударственного  омитета ќбороны (√ ќ), —овнаркома ———–, служебные записки ѕредседател€ ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– ћ. ».  алинина и других государственных де€телей о проблемах обороны Ћенинграда.

8 сент€бр€ немецко-фашистские войска, зан€в Ўлиссельбург, полностью блокировали Ћенинград с суши. "»так, город был окружен, - пишет автор. - “еперь результат битвы за Ћенинград, имевший столь большое значение дл€ исхода всей войны, зависел от того, сумеет ли город выдержать блокаду. ј это, в свою очередь, зависело от того, удастс€ ли установить надежную св€зь с Ѕольшой «емлей и наладить доставку в Ћенинград продовольстви€, боеприпасов и всего того, в чем нуждались город и фронт и что в достаточном количестве посылала им страна" (стр. 39). »з этой четкой альтернативы и исходит автор исследовани€.

Ќемецко-фашистское командование, блокировав город с суши, не сразу придало значение Ћадожскому озеру. ¬ то же врем€ —оветское командование, исход€ из опыта прошлого, учитывало значение озерного района дл€ обеспечени€ безопасности Ћенинграда. — самого начала войны оно прин€ло важное решение развернуть на Ћадожском озере военную флотилию. — сент€бр€ 1941 г. главной задачей ее стало обеспечение перевозок через Ћадожское озеро.

¬ отличие от других работ по истории Ћадожской коммуникации ¬. ћ.  овальчук вначале рассмотрел вопрос об установлении "воздушного моста". —амолеты ежедневно доставл€ли в город в среднем 80 т грузов и эвакуировали (550 человек. Ќадежность воздушных сообщений зависела от погоды и противодействи€ авиации врага. —коро стало очевидным, что воздушный транспорт может играть лишь вспомогательную роль в снабжении многомиллионного города. ѕроблема снабжени€ могла быть решена только по Ћадожскому озеру. »справл€€ допущенные ранее в литературе ошибки в освещении истории героической обороны Ћенинграда, ¬. ћ.  овальчук вполне обоснованно считает водные и ледовые перевозки через Ћадожское озеро различными этапами или составными част€ми единой коммуникации. ќн убедительно доказал, что она не ограничивалась берегами озера, а продолжалась на востоке до железнодорожной магистрали и на западе до Ћенинграда.

¬одные перевозки по Ћадожскому озеру осенью 1941 п составили первый этап борьбы за коммуникацию, св€зывавшую город с Ѕольшой «емлей. —оветска€ сторона, имевша€ Ћадожскую военную флотилию и многочисленные суда —еверо-«ападного речного пароходства, была лучше подготовлена к защите этой коммуникации, чем немецко-фашистска€ сторона к ее нарушению. Ќо враг захватил основные порты. ѕоэтому пришлось на западном берегу Ћадожского озера в спешном пор€дке создать порт ќсиновец, а на восточном - приспособить порт Ќовую Ћадогу. ¬ то же врем€ —оветское командование организовало защиту водного пути от нападений наземных, воздушных и морских сил врага. ¬ результате он не смог воспреп€тствовать озерным перевозкам. ƒо конца декабр€ было перевезено около 60 тыс. т различных грузов, в том числе 45 тыс. т продовольстви€. јвтор отмечает, что доставленного продовольстви€ было совершенно недостаточно, чтобы предотвратить наступающий голод, но оно "облегчило положение осажденного города и дало ленинградцам дополнительную возможность выиграть более мес€ца" (стр. 81).

ќсобое внимание ¬. ћ.  овальчук уделил проблемам ледовой дороги и зимним перевозкам 1941/42 г., когда жизнь в Ћенинграде постепенно затухала, боеспособность фронта и флота резко снизилась. Ёто был наиболее критический период в обороне города. ¬ книге приведено содержание немецкой листовки, в которой фашисты писали, что "по льду Ћадожского озера невозможно снабдить многомиллионное население и армию" (стр. 83). ƒействительно, по своенравному озеру с исключительно сложным ледовым покровом вблизи от противника было очень трудно организовать бесперебойное снабжение, когда суточный расход муки при самой низкой норме хлеба (250 г - рабочим и 150 г - остальному населению) составл€л 510 т (стр. 127). Ќо другого выхода не было, и ленинградцы искали дополнительные резервы транспортировки через озеро. јвтор подробно рассматривает технические и инженерные проблемы перевозок по льду с использованием

стр. 149


троллейбусов, автотранспортной, гужевой т€ги и даже буеров. —ооружение и эксплуатаци€ военно- автомобильных дорог через озеро, а также от Ћенинграда до озера и от восточного берега Ћадоги до железной дороги (¬јƒ-101 и ¬јƒ-102) описаны автором особенно подробно. ћного интересных деталей приведено им о строительстве складов, перевалочных пунктов, дорожно-комендантской службе, создании авторемонтных заводов и мастерских. Ќа этой коммуникации все превращалось в сложную проблему: ремонт дорог и транспорта, организаци€ пунктов питани€, обогрева и медицинской помощи.

25 декабр€ 1941 г. в Ћенинграде было объ€влено о первой прибавке нормы выдачи хлеба. —реднесуточна€ доставка грузов увеличилась с 361 т в но€бре до 3690 т в марте. јвтор убедительно показал, что голодные декабрь и €нварь истощили население Ћенинграда. Ќеобходимо было эвакуировать срочно часть населени€. 19 €нвар€ √ ќ направил туда своего представител€ - ј. Ќ.  осыгина, который занималс€ вопросами эвакуации населени€ и промышленных предпри€тий, строительства транспортных судов и средств. Ѕыло решено эвакуировать сначала 500 тыс. жителей, а затем еще 300 тыс. человек. ¬. ћ.  овальчук раскрывает неверо€тную сложность этого грандиозного меропри€ти€. ћного новых интересных данных приведено в книге о транспортировке, питании, противоэпидемических и других медицинских меропри€ти€х. «имой 1941/42 г. ленинградцы, пожертвовав тыс€чами жизней, вместе с бойцами фронта и флота при поддержке всего советского народа спасли город, который продолжал оставатьс€ оплотом обороны северо-запада страны. ” его стен были скованы значительные сухопутные, воздушные и военно- морские силы √ермании и ‘инл€ндии.

√ ќ, —овнарком ———–, ленинградска€ партийна€ организаци€, командование фронта и флота готовились к обеспечению перевозок летом 1942 г. через озеро как к единому комплексу военно-оперативных и народнохоз€йственных меропри€тий. »менно такой подход и обеспечил успех дела, потому что в это врем€ немецко-фашистское командование готовило силы дл€ нарушени€ коммуникации и наступлени€ с целью захвата города. ¬ книге раскрыта колоссальна€ работа по строительству и расширению портов; увеличению количества транспортных судов путем ремонта, подъема затонувших, строительства новых, перевода из бассейна ¬олги; созданию паромной переправы; прокладке подводных трубопроводов и электрокабел€.

Ѕольшим достоинством книги €вл€етс€ анализ в ней вопроса о защите перевозок летом 1942 года. јвтор собрал наиболее полный материал о сосредоточении на Ћадоге финско-немецко-италь€нских кораблей и их действи€х. 1-й немецкий воздушный флот имел задачу во взаимодействии с морскими силами сорвать эвакуацию и снабжение Ћенинграда, не допустить увеличени€ его обороноспособности. Ќо благодар€ надежной защите коммуникации от нападени€ вражеской авиации и кораблей перевозки по озеру осуществл€лись регул€рно. "—ражение на Ћадоге было одной из главных составных частей общей битвы за Ћенинград", - констатирует автор (стр. 284). ƒействи€ летом 1942 г. Ћадожской военной флотилии, войск ѕ¬ќ, выделенной авиации фронта, флота и резерва —тавки ¬ерховного √лавнокомандовани€ есть все основани€ рассматривать в совокупности как направленные к достижению единой цели - бесперебойности работы коммуникации. ¬ результате согласованных действий этих сил и были сорваны попытки врага нарушить перевозки.

јвтор приходит к выводу, что коммуникаци€ надежно св€зала Ћенинград с Ѕольшой «емлей и серьезно укрепила обороноспособность города. Ўирокий поток грузов вдохнул жизнь в Ћенинград, оживил трудовую де€тельность населени€, увеличил оборонное производство, улучшил оснащение и боеспособность войск. ¬ целом были созданы предпосылки дл€ прорыва блокады, дл€ нанесени€ изнутри сильных ударов по осадившему город противнику. Ѕлокада постепенно тер€ла свое значение, так как не создала врагу условий дл€ штурма города. ¬ книге приводитс€ немало имен представителей различных гражданских и военных профессий, которые напр€женным трудом, боевыми и трудовыми подвигами создали и обеспечили непрерывное действие Ћадожской коммуникации. ѕомещенные в книге фотографии дополн€ют повествование; кажда€ из них €вл€етс€ документом, характеризующим обстановку и людей - героев коммуникации.   сожалению, этого нельз€ сказать о схемах, на которых нет важных пунктов, упом€нутых в тексте, а дороги показаны не всегда точно.

¬ день прорыва блокады 18 €нвар€ 1943 г. √ ќ прин€л постановление о строи-

стр. 150


тельстве железнодорожной линии по южному берегу озера до Ўлиссельбурга. ќна была сооружена за 15 суток.  оммуникаци€ через Ћадожское озеро, названна€ ƒорогой жизни, дополнилась ƒорогой победы. ƒоставка грузов в Ћенинград увеличилась более чем в 4 раза. »стори€ этой новой коммуникации, с помощью которой Ћенинград был превращен в исходный плацдарм дл€ победоносного наступлени€ в 1944 г., еще ждет своего исследовател€.

ќпубликовано 30 июн€ 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.
¬аше мнение?