Проект Порталус


 ГЛАВНОЕ МЕНЮ   ВОСПОМИНАНИЯ ТАНКИСТОВ   THE RUSSIAN BATTLEFIELD

Боднарь Александр Васильевич

Ответы на вопросы




Боднарь Александр Васильевич. Командир учебной роты, 1943 год.

Да, я до конца войны был командиром учебной роты - готовил механиков-водителей на 34-ки.

А каким должен быть механик водитель? Чему Вы учили?

Ну мы учили не глубокое устройство танка, потому, что давать бывшему трактористу глубокое устройство танка невозможно - уровень подготовки их был слишком низок, что бы быстро и в деталях освоить такую сложную машину как танк. Но мы им давали большую практику, учили как обслуживать танк, как устранять типичные неисправности, а главное если будет повреждена ходовая часть: то ли выбит каток или разбита гусеница, как сделать так, чтобы восстановить подвижность танка под огнем противника.

Вот Вы говорите "основные неисправности". Какие основные неисправности были на 34-ке?

Основные неисправности такие: у нее был вентилятор - огромное колесо с лопастями, которое гнало воздух для засасывания в воздушные засасывающие коллекторы. это было исключительно несовершенное устройство. Если неумелый механик-водитель дал большой газ, особенно на холостых оборотах, а холостые обороты это 600-800 в минуту, максимальные 2000-2200, а если под напряжением идет, то средние где-то 900-1200. Так вот если неумелый водитель на заводке решил газануть, проверить, что танк не заглохнет потом, то эта турбина рассыпалась в щепки, разрушая двигатель. Поэтому нужно было учить механиков-водителей управлять газом, чтобы они знали, что если ты допустишь разрушение турбины, то тебе грозит штрафная рота, а твоему командиру штрафной батальон, потому, что штрафные батальоны комплектовались офицерами, а роты - солдатами. Еще - регулировка главного фрикциона: комплект из трех дисков трется между собой, нагревается докрасна, коробится и передача не включается. Выжимаешь педаль сцепления, хочешь переключить передачу, а она: "дрр-дрр" - не переключается, диски не разъединяются, потому что их покоробило. Очень многое зависело от того, насколько хорошо отрегулирован главный фрикцион на свободный ход и на выключение и насколько хорошо механик-водитель может пользоваться им, когда трогается с места. Последнюю 1/3 педали нужно отпускать медленно, чтобы не рвал, потому что если будет рвать, то пробуксуют диски, и покоробится фрикцион. Поэтому умение пользоваться главным фрикционом было слабое место, очень слабое. Еще одна проблемы - регулировка натяжения гусениц. Если гусеница слаба, то она может соскочить с заднего ведущего колеса и свалиться. Учили их, что бы умели замкнуть разорванную гусеницу. Когда гусеницу подбивает и менять траки уже некогда, можно замкнуть гусеницу не на направляющее колесо, а на передний опорный каток. Ты сэкономишь количество траков, а танк будет продолжать двигаться.

Тяги не рвались?

Нет, это, конечно, не рвалось. Ну еще были неисправности в коробке передач. Она была 4-х скоростная, но была слабая, а потом стали делать 5-ти скоростную коробку и она дефектов таких не имела. А 5-ти скоростную коробку ставили уже на Т-34-85, на ней уже установили сервомеханизм для плавности включения главного фрикциона и коробки передач. Но до сервомеханизма была еще одна главная деталь - кулиса передач, которая находилась по центру корпуса. Влево назад - первая передача, влево вперед вторая передача, вправо вперед - третья передача и назад - четвертая. Если механик- водитель не натренированный, то он может вместо первой передачи воткнуть четвертую, потому что она тоже назад, или вместо второй третью. И нужно было это довести до автоматизма, чтобы мог с закрытыми глазами переключать. А когда уже стали устанавливать синхронизаторы, то тут уже ничего не сделаешь, включишь только ту передачу, которую надо. Самая тяжелая работа в танке у командира и механика-водителя. Потому, что командир управляет огонем, а механик управляет танком.

Ну когда уже Т-34-85 пошли командир стал только управлением заниматься?

Да, в 85-тке уже командир сидел в командирской башенке, наводчик занимался управлением огнем и вот тогда машина стала лучшей во второй мировой войне. Суть лучшего заключается в том, что она была простой, легко поддавалась войсковому и заводскому ремонту, и, вместе с тем, она имела хорошую проходимость и высокую огневую мощь. Когда я после войны уже получал американские танки М4А2 "Шерман", я посмотрел: бог ты мой - санаторий! Сядешь туда, - чтобы головой не ударится все кожей обшито! А во время войны еще и аптечка, в аптечке презервативы, "сульфидин" - все есть! Но для войны не пригодна. Потому что эти два дизельных двигателя, эти земляные очистители топлива, эти узкие гусеницы (это потом "Шермана" пошли с широкими гусеницами, а поначалу-то нет) - все то было не для России. А 34-ка - врубил третью и впереди хоть дуб, хоть забор, хоть камень - она все могла пройти. Этот - на каждом шагу могла гусеница порваться. 34-ка, как собака могла за своим хвостом вращаться, этот - очень долго. Короче говоря я все машины испытал: "Валентайн", "Матильда", М4А2. Вот за что им спасибо - это за "Студебеккер", за "Виллис", за "Додж", за "О-11" бронетранспортер. Вот за это им спасибо, кроме яичного порошка и тушенки, за это им тоже спасибо. Потому что "Студебеккеры" вывезли на себе все "Катюши" во второй половине войны и боеприпасы, "Доджи" - разведку, а "Виллисы" от командующего армией и выше - это личные машины, которые обеспечивали управление.

Если сравнивать БТ, КВ, 34-ку и Т-60 где больше трудозатрат на эксплуатацию?

Пожалуй, 34-ка. Но не очень большая разница с КВ.

Где было наиболее удобное место механика-водителя?

Без сомнения на 34-ке. Посадка механика-водителя внизу, перископ, люк механика-водителя, рычажное управление бортовыми фрикционами, кулиса передач под рукой - все это было удобно, в особенности когда поставили сервомеханизм на педаль сцепления.

В каком танке рабочее место командира было удобнее?

Пожалуй, удобнее было на тяжелом КВ, но с получением на 34-ку башни с 85-мм пушкой и командирской башенкой, на 34-ке стало очень удобно. Командирская башенка вращалась вокруг, командир все видел и не ведя огонь мог управлять огнем своего танка и поддержанием связи с другими.

В отчете по боевому применению характерным недостатком Т-34, Т-70 указывается подплавление подшипников двигателя. Насколько часто Вы с этим сталкивались?

Очень редкое явление. Выплавление подшипников коленчатого вала может быть только тогда, когда двигатель не обеспечен маслом, второе - неисправность, если маслонасос не подал масло или отверстия к подшипнику идут засорены. Это было редкое явление, потому что двигатель В-2 - это совершенство.

Какой у 34-ки запас хода по маслу?

По маслу запас хода никогда не считается. Масло хватало надолго. Оно не столько расходовалось, сколько вырабатывалось и нужно было менять. Запас хлда определялся запасом и расходом топлива.

Как часто необходимо было чистить воздушный фильтр? И как на работу двигателя повлияла установка фильтра типа "Циклон"?

Это была революция. Старые воздушные фильтры были неэффективны, занимали много места в моторном отделении, большая турбина. Фильтры часто приходилось промывать топливом, даже если не идешь по пыльной дороге. А "Циклон" был очень хорошим.

Насколько удачным или неудачным был бензиновый двигатель у БТ? И параллельный вопрос. Немцы в начале войны захватили много БТ. Так почему, на Ваш взгляд, они их не использовали?

Они не использовались потому, что просто захватить танк мало, чтобы использовать против войск противника, нужны боеприпасы, нужно посадить и переучить экипажи, поэтому ни мы не немцы этим не занимались. Мы просто брали трофеи. Немцы все, что захватили гнали на переплавку и мы тоже все, что захватывали, гнали на Урал для переплавки.
Очень большим недостатком во всех армиях перед войной, было то, что все танки были бензиновыми. И наш БТ, на котором стоял двигатель М-17 от самолета-разведчика Р-5, в котором было 400 л.с. он эту БТшку мог нести на крыльях, а не по земле, потому что ей не нужно было 400 л.с. ей достаточно было и 150, ведь она была всего 14 тонн весом. Это было так не потому что ей нужно было такой двигатель поставить, просто что можно было, то и поставили. Большой нашей победой было то, что мы опередили немцев в создании дизельного двигателя, немцы так и не смогли до конца войны этого сделать.

Говорят, что броня у КВ, конечно, толстая, но в башне один люк, как раз над гильзосброником и когда в процессе стрельбы он набирался, то вылезать было затруднительно, это так?

Нет, такой проблемы не было. Был брезентовый гильзоулавливатель, поэтому такой проблемы не было. Танк КВ был очень просторным, там можно было поворачиваться во все стороны, механник-водитель мог выбраться в боевое отделение, если был ранен. Не сказать, чтобы танк КВ был совершенен, просто на тот момент он был самым грозным, потому что ни один танк на тот момент не имел такой брони, как КВ. На то время КВ был самым лучшим танком, но очень скоро его обогнала 34-ка, ведь КВ создавался еще на финскую войну.

Какие поломки характерны для КВ?

Да, для КВ самым большим недостатком была большая масса - 44т при слабом двигателе 500 л.с. Машина была неповоротливая. У нее ходовая часть была выполнена не так оригинально, как на 34-ке. У нее были опорные катки и поддерживающие, в два ряда были расположены. Гусеница была широкой, вроде бы это и хорошо, но траки были выполнены так, что если на обледеневшем участке местности был хоть небольшой подъем был, то КВ буксовал, потому что траки были гладкие. 34-ка была сделана так, что она "вгрызалась" в грунт или лед, а на КВ гусеница, как конек скользила. Это был громадный недостаток, который сохранился до конца войны, гусеницу не переделывали.
А неисправностей особых не было. Только ходовая часть и недостаток мощности двигателя

Какая структура батальона?

В батальоне был 31 танк. Три роты по 10 танков и танк командира батальона.

Взвод управления? Его задачи?

Это был личный взвод командира батальона. Танк командира и еще две Т-60-ки обеспечивающие. Он мог на них выслать разведку, послать с донесением к командиру бригады. Легкий танк быстро слетает.

Чем-то отличалось оборудование командирского танка?

Нет, ничем. Такой же боевой танк. Только на станции была специальная частота. Радиостанция ничем не отличалась, просто данные работы отличались. У командиров была частота на командиров роты и батальона, а здесь еще и на командира бригады.

А задачу ставил Вам непосредственно командир батальона?

Да, задача была, чтобы все эти три танка были в боеготовном состоянии. А в бою он оставил меня с маленькими танками, до поры, пока не сказал: "Сынок, теперь ты пойдешь".

Когда Вы пересели с КВ на 34-ку. Какие были различия?

Различия были незначительные. Потому что для танкиста, получившего танковую подготовку, чтобы пересесть с одного танка на другой требуется неделя. Через неделю будет все в порядке. По началу, как только затишье, я садился за панораму, работал с пушкой, старался поводить машину. А в молодом возрасте пытливость помогала.

Какой в 41-ом году основной противник? Противотанковая артиллерия?

Нет, немецкие танки T-III, T-IV. У этих танков 75-мм пушка, и они были сильными, для танка КВ были опасны в борт. Правда начальная скорость снаряда у их пушек была небольшая. На Бородинском поле в мой танк было два скользящих попадания в башню. Снаряд от танка T-IV прошел по башне, скользнул и ничего не сделал. А были танки КВ такие, что у них было по 27 ударов и ничего не сделалось.

Радиостанция у Вас была?

Кстати, радиостанция 71-ТК-1, как сейчас помню, это сложная, неустойчивая радиостанция. Она очень часто выходила из строя, и ее очень тяжело было приводить в порядок. А уже авиационные радиостанции 9-РС, компактные, хорошие ими стали комплектовать танки с 42-го года. На танках КВ на каждом была радиостанция, а на 34-ках и БТ - только у командиров взвода и выше.

А подавали ли Вы сигналы флажками?

Флажки закончились до войны. До войны шли, размахивали флажками, было 20 сигналов, их все надо было знать на зубок. Но началась война и флажки закончились. И в бою никто, никогда флажками не управлял. Или если стоим в обороне и перейти надо в наступление или сменить огневую позицию, то выглядывает командир, ты на него смотришь и орешь во всю глотку, что надо. И если не то сделает, то все… Внутри танка даже не было переговорного устройства между членами экипажа. Все только голосом:"Механик, вперед! Механик, короткая!" или "Заряжающий, бронебойный!", а потому уже когда сделали танковое переговорное устройство было все замечательно. Потом уже после войны, когда я учился в ленинградской высшей офицерской бронетанковой школе, нас учили командам по уставу, управление огнем и все такое, то мы, фронтовики, очень смеялись над этим и своим преподавателям говорили: "Ну что это за команда: "Заряжающий, бронебойным, заряжай!"?! Заряжающему под нос сунул кулак и он уже знает, что это бронебойный, а вот так вот растопыренную руку сунул под нос он уже знает - это осколочный". Коротко и ясно.

Воевали с открытыми люками?

Высовываться приходилось часто. Потому что приборы наблюдения и прицеливания были плохие. Лучше они стали только где-то с 44-го года. Сначала был ТОД - танковый оптический дальномер, а потом уже ПТК, перехватили, думаю, у немцев. Весной 42-го года на КВ и на 34-ках была командирская панорама. Я мог ее вращать и все видеть вокруг, но все равно это очень небольшой сектор. Тогда приходилось высовываться, чтобы увидеть где твой соседний танк, если остановился, крикнуть что-то надо… Так что высовывались очень часто.
Я шел в атаку - люк был у меня подпружинен торсионом и закрыт, но не на защелку, потому что если будут ранены руки, чтобы головой смог ударить и открыть, потому что с раненными руками защелку не откроешь и сгоришь в танке, а самое страшное для танкиста - сгореть. Когда еще немцы кинут гранату и заберутся на десантный люк, а себя надо обезопасить. Поэтому я один конец брючного ремня цеплял за защелку люка, а другой - к крюку, держащему боеприпасы на башне, чтобы если что - головой ударил, ремень соскочит, и ты выскочишь.

Задним пулеметом пользовались?

Задний пулемет был только на КВ. Им практически не пользовались, по логике вещей им можно пользоваться только когда тебя обошли, но если они тебя обошли и ты не смог их остановить, когда они шли на тебя спереди, то стрелять, когда они сзади уже поздно. Так же, как и зенитным пулеметом. Но, начиная с ИС-2, ими было неплохо, если внезапно появлялся противник, прошить местность, потому, что крупный калибр - 12-мм. Я думаю, что в тыловой части башни пулемет - надуманное дело.

Какие снаряды входили в боекомплект КВ в начале войны?

Бронебойные и осколочно-фугасные. Два вида. Подкалиберных еще не было.

Каков процент фугасных и бронебойных?

1/3 бронебойных и 2/3 осколочно-фугасных.

Какие-то были нормы или ограничения расхода боеприпасов?

Этого не было. Судя по характеру боя вечером подвозят боеприпасы. А экипаж никаких ограничений не имел.

А в самой бригаде были тягачи для вытаскивания с поля боя?

Да. Были.

А что использовалось в качестве тягачей?

В бригаде была БТРМ (бронетанковая ремонтная мастерская). Ее задача была эвакуация подбитых танков с поля боя и ремонт, но только текущий ремонт, она не могла заменить мотор, к примеру. Так вот в ней были тягачи. Для КВ, соответственно, на базе КВ, а для 34-рок на базе 34-рок. Но что-то я не припомню их в 41-ом в обороне, может их даже и не было, потому, что было очень сложно отдать корпус КВ под тягач, лучше уж на него сразу поставить башню и пушку.

Вы кого-то лично из полководцев встречали?

Встретил полковника Богданова, который был только освобожден из заключения, и сразу стал заместителем командующего армией, формирующейся на Бородино. Он бегал по полю, останавливал выходящих из окружения, подходящих с других участков и сажал их в окопы, чтобы хоть как-то организовать оборону на Бородинском поле. Этот полковник Богданов к концу войны стал маршалом бронетанковых войск, командующим 2-ой танковой армией. А потом он стал начальником академии, моей бронетанковой академии.

А с Полосухиным не встречались?

Нет, Полосухин был убит при переходе нашей армии в наступление. Убит был снайпером, в окопе, где на наблюдательном пункте уточнял обстановку. Убит он был выстрелом в голову, могила Полосухина в Можайске, на могиле я был. Убийство - результат небрежности Полосухина и штаба, который должен был охранять и создать все условия, чтобы этого не случилось.

Скажите, на Бородинском поле были недостроенные ДЗОТы. Их использовали? Или это более поздние постройки или вообще там не было?

Они были. На них села 32-я дивизия Полосухина. Конечно, сказать что они эффективно использовались нельзя, потому что все, что строится до боя никогда не совпадает с боем. И даже операция, которая планируется никогда не развивается по плану, но планируется она для того, чтобы предвидеть все возможные в ходе операции варианты.

76-мм пушка на КВ. Она на тот период справлялась со всеми целями?

Да, до 42-го года включительно она справлялась со всеми целями. Но было ясно, что на эту машину предстояло ставить более крупный калибр, что и сделали потом - поставили пушку 85-мм.

А какие пушки, танки и самоходные установки считались наиболее опасными для КВ?

Танков, опасных для КВ у немцев не было вплоть до 43го года.

Отличались ли задачи, которые ставило командование перед КВ и перед другими легкими танками?

До 43-го мы испытывали танковый "голод" , поэтому задачи были абсолютно одинаковые. Могло быть так, что стоял КВ, а рядом танк Т-60 с 20-мм пушкой. Что пойдет, то и берешь. Нужен был танк! Поддержать пехоту, уничтожить противника. А вот потом уже после Курской дуги тяжелые танки и средние танки стали использоваться по-разному.

Основная задача - это борьба с танками или поддержка пехоты?

Борьба с танками. Все-таки борьба с танками. И не потому что танки были опасны для танков, а потому что они были опасны пехоте. Увидев танки, пехота уже ушки на макушке и готова была отступать, поэтому чем больше уничтожишь танков, тем устойчивей будет оборона.

Каково было настроение людей в тылу и на фронте особенно в период кризисов июль-октябрь 41-го и июль-октябрь 42.

С первых дней войны и где-то до Смоленска все ждали, что вот еще день, еще неделю, еще месяц и Красная Армия остановит противника, а потом перейдет в наступление. Потому что перед войной нам говорили:"На вражьей территории разобьем врага." Но когда Смоленск пал, когда Украина пала, когда Прибалтика пала уже встал вопрос: "Ну когда же, когда же остановим?!" Вся страна была в тревоге.
Но когда я после танкового училища молодым лейтенантом пришел на Бородинское поле. Я знал, что немцы близко, под Вязьмой, но ни у меня, ни у моих товарищей не было сомнения в том, что если даже возьмут Москву война будет продолжаться, ведь за нами Урал, за нами Сибирь и огромное количество личного состава. И мы были убеждены, что война будет продолжаться, тем более сиял исторический пример: Кутутзов тоже сдал Москву и потом разбил Наполеона. В голове было, что мы можем сдать Москву, но не было того, что можем проиграть войну, этого не было ни у кого, ни у ребенка, ни у старика.

Каковы субъективные ощущения при попадании снаряда в танк?

Когда снаряд попадает в танк внутри вспыхивает как бы огонь, вот по сей день не понятно были ли это огонь или это было такое ощущение.

Вы что-нибудь слышали о финских лыжниках под Москвой?

В смысле участвовали ли финны? Я это уже после войны слышал, но нигде в документах не видел. Думаю, что этого не было.

Было ли под Москвой взаимодействие с кавалерией?

Да, конечно, в обороне не было, а в контрнаступлении особенно с кавалерией Доватора, Белова. Но кавалерия больше с пехотой взаимодействовала. А так чтобы кавалерия и танки такого было мало.

А как было организовано взаимодействие пехоты и танков?

Чаще всего, что было очень плохо, танки придавались общевойсковому командиру. Если бы координирующий начальник сказал: "Танки вас поддерживают" - это одно, тогда бы танковый командир сам планировал боевые действия, а то обычно так: "Вот эта танковая рота с этим стрелковым полком", и командир стрелкового полка: "Танкисты - это хорошо! У нас дела веселее пойдут! Вот что, братцы, вы пока нас не обгоните мы никуда не поднимемся!" Поэтому мы использовались как танки НПП (непосредственная поддержка пехоты). А надо было бы использовать не как танки НПП, а как средство захвата оборонительных сооружений на переднем крае. Вот нас провожал из Ульяновского училища генерал Кашуба, начальник училища, (Владимир Нестерович Кашуба. Начальник Ульяновского танкового училища с октября 1941 до 1946 г. в звании генерал-майора танковых войск. Ногу потерял на финской войне, когда командовал 35-й легкотанковой бригадой. Заслужил звание Героя Советского Союза (15.01.40).)он нам говорил: "Сынки, воюйте вот как: вот предстоит вам наступать, стоите вы на опушке леса, у вас 3 танка во взводе, 10 танков в роте, вы без прицела по три залпа с каждого танка в сторону противника дайте и рвите на больших скоростях на передний край". Абсолютно правильно: пока снаряды рвутся, противник еще не знает где что, а танки уже рванулись и пошли. А если мы приданы пехоте, то мы должны идти с таким расчетом, что пехота за нами побежит, значит как мы будем атаковать? - медленно. Пехота считала, что танки - броневой щит, а это было неправильно. Уже потом в ходе войны все было выправлено, танковые войска получали свои отдельные задачи, у пехоты были свои задачи, у них также имелись и танки НПП, а в 41-ом году все танки были НПП - непосредственная поддержка пехоты.

Вы сказали что в деревне Кривцы Вы подбили 5 танков. В статье написано, что 2.

Я-то знаю, что вел огонь по пяти танкам, а подбито, видимо, было два танка.

Насколько вы боялись немецкой авиации, насколько она мешала, и какие потери несли вы от немецкой авиации?

Я в последующем своим слушателям говорил: "Тот, кто пришел на фронт, попал под первую бомбежку и уцелел, тот закончил вторую академию. Тот уже фронтовик". Потому что без сомнения авиация с таким превосходством, как было у немцев наносила большие потери да и морально тяжело было, когда ты видишь, как "Юнкерс" ложится на крыло, на тебя летит бомба и ты гадаешь пройдет она или нет, а пролетела, то ты сразу бросаешься в эту воронку, потому что знаешь, что вторая туда не попадет никогда по теории вероятности. Самое лучшее спасение от авиации это в танке, потому что за всю войну попаданий в танк было очень мало. Поэтому танкисты авиации не боялись, они боялись бы штурмовиков, но они у немцев появились позже и то не такие как наши ИЛы, "черная смерть", как их немцы называли. А истребители и бомбардировщики для танкистов не были проблемой. Бригада от авиации не несла потери.

Какое личное оружие было у Вас ?

Было два вида оружия: пистолет ТТ и револьвер. У меня был револьвер, а у других членов экипажа был ТТ. Я считал, что револьвер полегче и не дает сбоя. ТТ, если загрязнился, то может затвор не доходить, а револьвер барабанчик провернул, курок взвел и капсюль перед ним. А еще у каждого был нож.

А мелкий ремонт, типа сращивания гусниц, в бою производился?

Это производилось сплошь и рядом. Но, конечно, делалось только когда, когда атакующие с тобой танки продвинулись вперед хотя бы на 200 метров. Чтобы противник сосредоточил огонь на передних танках, тут уж можно и гусеницу поменять и еще что-нибудь сделать, а потом догнать. А так чтобы тут же выскочить и ремонтировать такого не было. Я вам вот что еще скажу, в 42-ом году вышел новый устав, и если раньше командир роты шел в одной линии с остальными танками, то в 42-ом году в уставе было записано, что командир должен идти 100 метров за боевыми порядками, потому что надо сохранить хотя бы один танк чтобы управлять. И для нас, командиров рот, это было уже спасением. И каждый командир роты думал: "Вот, о нас там думают".

А это правда, что так как у 34-рок только у командиров была рация, то немцы сосредотачивали огонь по танку с рацией?

Нет, это не совсем правда. На танке Т-26 вокруг башни был ободок - это была антенна, у БТ была штыревая антенна радиостанции 71-ТК-1, а дальше уже ни на каких танков не было никаких признаков, что это командирский танк. С весны 42-го года на каждом новом танке была радиостанция.

Отношение к старшим офицерам, к среднему командирскому, к руководителям оно было разным?

Такого братства офицерского и солдатского, и со стороны старших офицеров, как было во время войны, никогда не будет в мирное время. В мирное время начинается градация, а в военное время важно не кто ты, а твои результаты, командир бригады мог опустится до лейтенанта и спросить: "Как у тебя это получилось?" чтобы обменяться опытом, другим передать. Не было такого, что бы старший офицер: майор или капитан (а тогда капитан еще считался старшим офицером) к лейтенанту обращался: "Эй, лейтенант!" в основном, обращались уважительно по имени отчеству или просто по званию.

У Вас, как у командира, был доппаек?

Нет, это уже было позже, наверное году в 44-ом, когда ввели ординарцев, которые помогали командиру, обустраивали жилье, готовили еду. Ну и тогда давали что-то, но это не было доппайком. Когда я уже после войны был в Монголии командиром танковой роты ИС-3 у меня был ординарец, а потом пришел приказ, кто хочет, чтобы у него не было ординарца, тот может получать 100 рублей, конечно, я от ординарца отказался.

Наркомовские давали?

На наркомовских вся война держалась! И у нас и в вермахте. Без наркомовских на войне никак нельзя, потому что перед боем надо взбудоражится, после боя расслабится. Причем, наркомовских всегда хватало, так как батальонная и бригадная кухня перед боем разливали сколько положено, а после боя трети нет. Эту треть разливали в память тех, кто упал.

Если танк подобьют какова вероятность выпрыгнуть, кто чаще всего спасался и сколько человек?

Самые большие потери несли летчики и несли танкисты, самые меньшие потери были у пехоты. У пехоты 75% раненых и 25% убитых, у танкистов 75% убитых, 25% раненых. Потери были самые большие.

Кто имеет большие шансы выжить, если подобьют?

Выскакивают все, но может быть так, что кому-то больше повезло, кому-то меньше. Не может выскочить механик, а весь экипаж остаться или командир, на свою голову, чтобы потом быть расстрелянным. Выскакивают все по команде: "Экипаж, к машине". Но вероятность уцелеть самая большая была у механика. Он сидел низко, у него была броня наклонная.

Что-нибудь Вы слышали про использование в БТ немецкого бензина? Вообще про немецкий бензин приходила какая-нибудь информация?

Я не помню, чтобы во время войны это было. У немцев был этилированный бензин, цветной такой. И я не помню, чтобы его применяли, наверное этого и не было. Дело в том, что проблемы с горючим у нас не было. У нас с боеприпасами были проблемы, но с горюче-смазочными материалами, с антифризом у нас проблем не было, потому что страна была богатая. И если уж и задерживался подвоз ГСМ, то только из-за недостатка машин подвоза, поэтому не надо думать, что мы захватывали бензин и пользовались им. Даже когда мы вошли в Европу и там были большие запасы топлива, все равно мы пользовались нашим горючим.

Вот Вы сталкивались с предвоенной техникой 35-38 года и военной техникой, качество падало или оставалось на уровне?

Без сомнения, вся техника, производившаяся во время войны была более высококачественной. Несравненно. Вся обработка 34-ки и БТ даже не похожи.

Взаимодействовали ли вы с авиацией? Помогала ли она вам?

Я скажу одно, мы ждали когда авиация и артиллерия подготовят начало атаки. Вот когда бомбардировщики и пушки пробомбят передний край, мы уже смелее шли в атаку. Правда, не было поддержки подразделений масштаба бригады.

А долго обрабатывали артиллерией передний край?

Да, мне тогда показалось, что долго. Артиллерийская подготовка была наверное около часа, такого Красная армия еще не делала. До этого в боях под Москвой мы шли в атаку без артиллерийской подготовки.

По танкам огонь велся с коротких остановок?

Да, с коротких остановок. Очень редко с хода, очень редко.

Вы сказали, что после войны вы были на "Шерманах", при каких обстоятельствах вы с ними встретились?

Я прибыл в 46-ом в Монголию с ротой новейших танков ИС-3, прибыл на пополнение 201-ого армейского тяжелого полка, который на "Шерманах" ходил через Хинган на войну с Квантунской армией. Таким образом у них получилось два комплекта машин: новейшие ИС-3 и по 10 "Шерманов". Я знаю одного командира полка, он командовал "Черчиллями", знаю его подчиненных. Они говорят, что очень плохая машина в эксплуатационном плане, технического устройства. И так же "Шерман". Они все очень сложные.
Потом расформировался этот полк, я прибыл в Читу и принял роту "Шерманов", чтобы 34-ки поберечь мы разъезжали на "Шерманах" по поручениям и прочее. А уже в 48-ом году нам уже нужно было отдавать все, что мы по ленд-лизу получилось. Тут вот что получилось: мы, благодарные русские, отчищали, подкрашивали - все делали, чтобы отправить во Владивосток на погрузку приведенную в порядок технику, а там на судне американцы ее под пресс и в трюм. Ну, мы думаем, нет, так не пойдет, во-первых, не надо все это подкрашивать, а во-вторых надо побольше сохранить у себя.

Говорят, что ИС-3 был достаточно плохой машиной до мероприятия по устранению конструктивных недостатков, это правда?

Не знаю. Машина была совершенная. Я на ней в Монголии катался года два. Когда в ООН был поднят вопрос, о выводе войск из тех регионов, где их не надо держать. Нам сказали: "У вас в Монголии войска стоят", на что Молотов ответил: " Нет у нас в Монголии войск". А у нас там целая армия была. К нам в Хабаровск прибыл член военного совета Тевченко и сказал: "Ротные командиры и командиры полков, через две недели нас тут быть не должно". Мы как закрутились. Сорок градусов мороз, двигатель запустить невозможно, потому что мы остались на летнем топливе. Мы насыпали кучу песка, на нее выливали бочку газойля, поджигали, на огонь ставили бочку воды, подогревали. Потом заливали эту воду в систему охлаждения, открывали краники, чтобы вода потекла и таким образом мы грели двигатель, чтобы он завелся и так нужно было пропустить три раза, чтобы он завелся, чтобы хотя бы два цилиндра заработали, тогда и все остальные тоже потом заработают. Я сам сидел за рычагами, потому что механики мои все были молодые и не знали что делать, потом мы цепляли к ней еще одну машину и я гнал его 40 километров по степи до станции Боин-Тумен, а потом на платформе, чтоб очутиться в Нерчинске. Так что эти машины я хорошо знал. А потом Челябинский завод выпустил новые тяжелые танки Т-10. Эти машины были гораздо совершеннее.

Вы наверняка смотрели подбитые немецкие танки? Что нравилось, что не нравилось?

Я могу только сказать вот что. Немцы сильно проигрывали своей угловатостью корпуса. Но что касается работы систем двигателя, ходовой части у них это все было безотказно, потому что было сделано с немецкой технологичностью. То есть можно сказать, что с точки зрения эксплуатации их бронетанковая техника была совершеннее, выходила она из строя реже. Для немцев пройти 200 километров ничего не стоило, на 34-ке обязательно что-то потеряешь, что-то сломается. Технологическое оборудование их машин было сильнее, а боевое хуже. Проходимость была хуже.

Говорят, что механики-водители в бою чуть ли не люк приоткрывали, чтобы видеть, что там перед ними?

Это могло зависеть от местности и от насыщенности противника. Если нужно было резко маневрировать, то конечно справа-слева ничего не видно, и он мог приоткрывать люк. Но это было нетипично.

Встречаются описания случаев, когда экипаж покидал танк до того как по нему попали, бывало такое?

За все время моей службы в танковых войсках такое было только у сирийцевв боях с евреями. Я тогда был преподавателем сирийской военной академии-кулии. Когда их зажали, они бросили новенькие Т-55 и прибежали: "Вот я здесь, а все танки подбиты". А у них даже двигатели не заглушены! У нас такого ни с одним экипажем не могло быть, потому что моральный дух был высоким, плюс контроль НКВД. Когда тебя еще немцы убьют, а если ты танк бросишь, то пулю в лоб точно получишь.

Насколько, по вашему мнению, погодный фактор повлияил на исход битвы под Москвой?

В оборонительной операции роль погодного фактора незначительна. Поскольку период распутицы был коротким, октябрь был сухим. Да зима пришла рано и 6го Ноября реки встали, но они первый этап наступления на Москву уже провели и начали второй. А вот в наступлении, тут зима нам помогла. Она их сковала и дала нам возможность будучи в полушубках и валенках без артиллерийской подготовки выкурить их из землянок и сельских хат. Помогла нам зима, но не это главное. Главное - в ошибке Гитлера и Вермахта в том, что он поздно начал наступление на Москву. Он с 10 июля по 10 сентября топтался под Смоленском. Второе, это то, что они задумали очень громоздкий план: левое крыло идет на Калинин через Волгу и на Ногинск, правое крыло через Брянск, на Калугу и на Ногинск и это громадное пространство окружается и после это внутри него уничтожает все. Это оказалось не нужно. Ведь они окружили в Вязьме 4 армии, Западный фронт и Резервный. Чего им держаться того же плана?! Ну перестроились бы на месте, нет, они пошли в обход с севера и юга, таким образом растянув свои тылы. А тут зима, мороз…

Если бы Вы сейчас бы встретились с немцем, ветераном той войны, какие бы у Вас были с ним отношения?

Самые лучшие. Я сейчас очень жалею, что мы так хоронили немцев на поле боя. Они наших убитых тягачами в болота стаскивали и там хоронили, ну и мы их. У нас могил немецких раз два и обчелся: немножко под Москвой, немножко под Сталинградом. Когда я очутился в Германии в Олиепешенцдорфе, я увидел кладбище русских пленных с первой мировой войны и подумал: "Вот видите, тогда стояли немцы на более высоком уровне. Они понимали: вот пленные, вот они умирают, вот здесь можно хоронить". А немцы второй мировой войны, охваченные идеями нацизма, уже такими не были. Мы тоже цивилизованностью не отличались - приходили были кладбища, кресты разрушали и шли дальше.


Запись: Артем Драбкин

Литературная обработка:
Артем Драбкин и Екатерина Корбут



Эта страничка принадлежит вебсайту Я помню



@ portalus.ru